Особенности мотива сна в сказках Пушкина



Мотив сна –один из самых распространённых в творчестве А.С. Пушкина. Сон у Пушкина – особая действительность, особое состояние души, сердца, надежды, воображения, когда дух живет своим собственным содержанием. Важную роль этот мотив играет в сказках Пушкина. Увлеченный народным творчеством, поэт восклицает: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма. Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Пушкина пленяло народное творческое воображение, фантазия, певучий язык. Поэт с детства вобрал в себя русский фольклор. Он слушал сказки от бабушки Марии Алексеевны Ганибал, от слуги Никиты Козлова, но особенно много от няни Арины Радионовны Яковлевой. Она не только заложила в Сашу первые впечатления от русских сказок, песен, прибауток, но в зрелые годы поэта служила ему верным справочником по русскому фольклору. Именно Арина Радионовна подсказала поэту сюжеты многих его сказок.

Прочитав эти сказки и поэму «Руслан и Людмила», которые многие исследователи приравнивают к волшебной сказке, я нашла «сонные» эпизоды в трех из них. Это поэма «Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…». Герои Пушкина засыпают по-разному. Одни от усталости, других усыпляют. Некоторые из них при этом видят сны. Просыпаются герои тоже по-разному, обычно к ним являются «помощники» и помогают проснуться или оживляют их от мёртвого сна. Некоторые исследователи, рассматривая мотивы сна в пушкинских сказках, выделяют эпизоды- «запрет на сон», когда герои не могут заснуть.

Проанализировав тексты сказок, а также прочитав ряд исследовательских работ на данную тему, я попыталась объединить свои наблюдения в следующую таблицу:

Название сказки Герой Описание эпизода Тип сна
«Руслан и Людмила» 1.Руслан В гостях у Финна не может заснуть, Финн рассказывает о своей истории любви к Наине. Так впервые в поэме появляется колдунья, которая станет причиной другого сна Руслана – сна смертного. Запрет на сон
  2.Людмила Не может заснуть в замке Черномора. Ее бессонница не случайна. Приходит Черномор, Людмила впервые видит своего похитителя, осмеливается на него напасть, срывает с карлика шапку-невидимку и прячется от Черномора. Запрет на сон
  3.Руслан По дорогу в Киев со спящей Людмилой видит сон-предсказание. В первой части сна Людмила падает в бездну, Руслан устремляется за ней-отражение пережитых им тревог. Вторая часть сна-предвидение и пророчество о похищении Фарлафом Людмилы Сон-предсказание
  4.Руслан Герой убит Фарлафом. Финн оживляет Руслана, использую мертвую и живую воду Сон-смерть
  5.Людмила Черномор усыпляет Людмилу волшебным сном. Руслан разбудил ее, коснувшись кольцом, подаренным Финном. Волшебный сон
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 6.Царевна Заснула мертвым сном, съев отравленное яблоко. Оживляет ее жених Елисей, разбив хрустальный гроб. Волшебный сон, сон-смерть

 

Таковы эпизоды, связанные со сном героев в сказках Пушкина. Хотелось бы подробнее остановиться на оживлении Руслана после его смерти. Финн использует здесь живую и мертвую воду. Этот вид оживления героя широко используется в русском фольклоре. Исследователь древнерусских мифов В.Пропп, анализируя этот момент в русских народных сказках, пишет, что героя не случайно опрыскивают сначала мертвой водой. Это делается для того, чтобы «добить героя», окончательно превратить в мертвеца. Потом его опрыскивают живой водой, и герой оживает. Но речь уже идет не о физической смерти и воскрешении, а о смерти и перерождении. Герой встает и идет к новой цели. Как это происходит у Пушкина?

«И бодрый, полный новых сил,

Трепеща жизнью молодою,

Встает Руслан, на ясный день

Очами жадными взирает…»

Руслан после оживления становится другим. Он теперь стремится не только вернуть себе Людмилу.  У него появляются другие, более высокие цели. Руслан- былинный богатырь, который обязан защитить Киев от врагов. И он совершает этот подвиг.

Такое же возрождение для новых целей мы наблюдаем в «Сказке о царе Салтане…». Сын Салтана вместе с матерью приговорен к смерти в бочке. Но он просит волны выбросить их на сушу. Освободившись, Гвидон строит на острове новый город.

Анализ «сонных» эпизодов в сказках Пушкина показывает, что поэт, следуя традициям русского фольклора, рассматривал сон как разновидность жизни. По законам жанра, герои могли существовать в разных мирах, переходить из одного в другой. Слова «сон» и «смерть» часто соседствуют у поэта. Герои спят «мёртвым сном». Но смерть пушкинских героев временная. Это не конец их физического существования. Они просыпаются, возрождаются для новой, счастливой жизни. Здесь Пушкин чётко следует законам сказочного жанра: добро всегда побеждает зло. Поэтому, читая сказки, мы не боимся смерти героя или его «мёртвого сна». Читатель чувствует, что границы между жизнью и смертью в сказках размыты. Герои легко нарушают эти границы и выходят победителями.

 

 

 

 

III .Заключение

 

Исследовав данную тему, я пришла к выводу, что сон в пушкинских сказках, как и в древнейшей русской мифологии, является символом смены разных миров, таким образом, достигнуты поставленные цели исследования и подтвердилась выдвинутая гипотеза: сон в сказках Пушкина является способом условного деления художественного пространства на «живое» и «мертвое». Сон у Пушкина - это воображаемый мир, продолжение мира действительности.

Читая литературу по теме, я поняла, что в старших классах мотив сна в Пушкинских произведениях будет встречаться еще чаще. Я с нетерпением жду этих встреч. Мне очень интересно, какое продолжение получит изученный мною мотив сна в творчестве А.С. Пушкина.

 

IV . Список литературы

1. Дударева М.А. Функция мотива «Чудесного зачатия – рождения в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. – Молодой учёный, №94, 2015

2.Зуева Т. В. Фольклорные и литературные особенности сказок Пушкина // Русская речь. 1999. -№ 3.

3. Пропп В.Я. «Исторические корни волшебной сказке». – Ленинград, 1986

4. Ершенко Ю.О. Поэтика сна в творчестве А.С.Пушкина. – Автореферат диссертации по филологии.- Москва, 2006

5. Кумбашева Ю.А. Мотив сна в русской лирике первой трети XIX века.

6. Медриш Д. Н. Путешествие в Лукоморье. Сказки Пушкина и народная культура. - Волгоград : Перемена, 1992.

7.Ожегова С.И., Шведева Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- Москва, 1992

8. Пушкин А.С. Сказки. – М.: АРКТ, 2005

9.Сазанова З.Н. Мотив сна-смерти в поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевсого, 2014

10. Степочкина С.Ю. «Движение фольклорного мотива» поиск утраченной возлюбленной в творчестве А.С. Пушкина: от поэмы «Руслан и Людмила» к сказкам. - Москва, 2006

        

 Интернет-ресурсы: Пушкин А.С. Произведения, жизнь, творчество; биография А.С.Пушкина

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 469; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!