Теоретический материал для самостоятельного изучения.

31.10

Домашняя работа

Практическое занятие № 43

Символизм. Философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А.Белый, А.А.Блок).

Анализ стихотворений В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта, А. Белого

Система вопросов и заданий

ПИСЬМЕННО выполните анализ ОДНОГО из следующих лирических произведений по плану (см. Приложение 1), остальные - устно:

1.Валерий Яковлевич Брюсов. Стихотворения «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны».

1) Основные темы и мотивы поэзии Брюсова.

2) Своеобразие решения темы поэта и поэзии.

3) Культ формы в лирике Брюсова.

 

2.Константин Дмитриевич Бальмонт. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…».

1)Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта.

2) Музыкальность стиха, изящество образов.

3)Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

К. Д. Бальмонт «Фантазия» (1893)

1. Какую картину представляете вы при чтении стихотворения?

2. Какие образы рождает фантазия поэта?

3. Каким образом обнаруживается второй, мистический план стихотворения?

4. Какой прием использовал поэт для преображения статичной картины застывшего леса в динамичный, беспрерывно меняющий свое русло поток образов?

5. Определите мотивы лирического пейзажа.

6. Выпишите словосочетания, передающие зыбкость, переменчивость, мимолетность.

7. Какие особенности бальмонтовской поэтики вы отметили?

8. Какова роль повторов слов и словесных групп, грамматических конструкций?

9. Какое впечатление производит стихотворение?

10. Производит ли оно впечатление некоей поэтической импровизации?

3.Андрей Белый. Стихотворения «Раздумье», «Русь», «Родине».

1) Интуитивное постижение действительности.

2)  Тема родины, боль и тревога за судьбы России.

3) Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Приложение 1

План комплексного анализа лирического произведения

1. Кем и когда написано стихотворение? Историко-литературный комментарий.

2. Центральная тема стихотворения. Идея стихотворения.

3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к… и др. жанры).

4. Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)

5. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.

6. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой.

7. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.

8 Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.

9. Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики).

а) Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя (метрика (размер стихосложения); фоника (аллитерация, ассонанс); рифмика (точная, неточная, мужская, женская, диалектическая рифма); строфика (двустишие, терцет, катрен, пятистишие, октава, сонет, Онегинская строфа).

б) Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь.

в) Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.).

г) Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, инверсия, анафора, эпифора, риторическое обращение.

10. Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д.

11. Смысл названия стихотворения.

12. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Цель:

· рассмотреть особенности символизма.

Задачи:

· изучить художественные открытия поэтов-символистов;

· освоить основные приёмы символизма: поиски новых форм, способы лирического самовыражения, символ;

· овладеть терминологией, связанной с темой урока.

На занятии

мы узнаем:

· о новом литературном направлении - символизме;

мы научимся:

· различать особенности этого течения;

мы сможем:

· анализировать творчество его представителей.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

· особенности символизма.

· раскрытие художественных открытий поэтов-символистов;

· поиски новых форм, способов лирического самовыражения, символ как прием;

· использование терминологии, связанной с темой урока.

Глоссарий:

Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.

Модернизм – (фр. новейший, современный)– искусство, рождённое XX веком. Это понятие используется для обозначения новых явлений в литературе и других видах искусства.

Символизм – направление в европейском искусстве 1870 – 1910-х годов; одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX – XX веков. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений.

Открытые электронные ресурсы:

1. Салоны и кружки Серебряного века. // culture.ru : Портал Культура.рф. 2013 URL: https://www.culture.ru/movies/2879/salony-i-kruzhki-serebryanogo-veka (дата обращения: 09.07.2018)

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Символизм как литературное течение зарождается во Франции в 80-х годах XIX века. Поэзия приобретает характер импровизации, на передний план выступают ощущения, а предмет теряет ясные очертания.

В Россию символизм приходит в 90-х гг. XIX века и на начальном этапе развивается аналогичного французскому, на основе уходящего импрессионизма. Представителями течения первой волны становятся Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Александр Добролюбов, Иннокентий Анненский, Андрей Белый, Александр Блок, Дмитрий Мережковский и ряд других. Так, Валерий Брюсовстремится «создать поэзию, чуждую жизни, воплотить построения, которые жизнь дать не может». По его эстетической концепции, жизнь – это лишь «материал», медленный и вялый процесс существования, который поэт-символист должен претворить в «трепет без конца». Он пишет:

Быть может, всё в жизни лишь средство

Для ярко-певучих стихов,

И ты с беспечального детства

Ищи сочетания слов...

Валерий Брюсов и Дмитрий Мережковский выступают идеологами «старших символистов». Мережковский утверждает: «Куда бы мы ни уходили, как бы мы не прятались за плотину научной критики, всем существом мы чувствуем близость тайны, близость Океана». Поэт видит предпосылки победы новых литературных течений над старыми в тематической «изношенности» реалистической литературы, в её несоответствии мироощущению своего времени. Мережковский утверждает, что мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности – это три главных элемента нового искусства.

Символизм избегает логического раскрытия темы, лирика получает особую смысловую насыщенность. В манифестах «старших символистов» сформулированы основные аспекты нового течения:

- приоритет духовных идеалистических ценностей (Дмитрий Мережковский);

- медиумический характер творчества (Константин Бальмонт);

- искусство как наиболее достоверная форму познания (Валерий Брюсов).

Развитие творчества представителей старшего поколения символистов в России идёт в соответствии с этими положениями.

В лагере русских символистов Мережковский представляет идею неохристианства, ищет нового Христа (не столько для народа, сколько для интеллигенции) – «Иисуса Неизвестного». Он стремится доказать, что вся история человечества основана на повторяющемся из века в век противоборстве Христа и Антихриста, лишь воплощающихся в исторические фигуры. Для того чтобы спасти общество, русской интеллигенции необходимо, по его мнению, преодолеть атеизм. «Хама грядущего победит лишь Грядущий Христос».

Наиболее ярко отражает творчество Мережковского, стихотворение «Поэту». Автор словно пишет заповеди для поэта:

Не презирай людей! Безжалостной и гневной

Насмешкой не клейми их горестей и нужд,

Сознав могущество заботы повседневной,

Их страха и надежд не оставайся чужд.

Как друг, не как судья неумолимо-строгий,

Войди в толпу людей и оглянись вокруг,

Пойми ты говор их, и смутный гул тревоги,

И стон подавленный невыразимых мук.

И, жаждущую грудь роскошно утоляя,

Неисчерпаема, как нектар золотой,

Твой подвиг тягостный сторицей награждая,

Из жизни сумрачной поэзия святая

Польётся светлою, могучею струёй.

Автор говорит, что сердце поэта должно быть всегда открыто для чужих бед и болей.

«Младшие» символисты – Андрей Белый, Александр Блок, Вячеслав Иванов – не принимают идею разрыва с «бренной землёй». Неслучайно один из своих ранних циклов Блок назовёт «Пузыри земли», заимствовав этот образ из трагедии Шекспира «Макбет»: соприкосновение с земной стихией драматично, но неизбежно.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!