Выполненное домашнее задание сфотографировать и прислать.

Г. (пятница)

Дисциплина: «Литература»

Группа № 74

Урок № 33

Тема: «Литература родного края. Поэты-земляки – участники Великой Отечественной войны»

Оборудование: - Михайлов О.Н. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1 / О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов и др./; под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2016. – 415с.

Цели урока:

- познакомить студентов с творчеством поэтов родного края;

- развивать воображение и речь студентов;

- воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за Родину, уважение к культурным достижениям и историческому прошлому Донбасса.

 

 Материалы урока:

                                                           

Земля отцов, на свете ты одна –

И я горжусь, что родом из Донбасса.

Е.Сиднев

 

 

Память моя хранит
Память отца и деда,
Память соседа,
С которым я никогда не встречался,
Память старухи в черном платке,
Память ходиков в комнате этой старухи,
Остановленных ровно 69 лет назад.
Вижу с начала и до конца,
Памятью деда и отца,
Вижу подробно и без прикрас
Памятью пальцев, памятью глаз,
Памятью взорванного небосвода
Эти четыре года.
Памятью неродивших,
Памятью нерожденных,
Памятью недоживших,
Но непобежденных!

Тихо рождалось в предрассветных сумерках утро 22 июня 1941 года… Обыкновенное летнее утро. Ничто, казалось, не предвещало трагедии. Но не допели свою песню соловьи. Задрожала земля от залпов, шквала металла. Светлое небо стало красным. Началась война.

Война началась и на нашей земле отцов.

— Как вы думаете, что значит выражение «земля отцов»?

Донбасс – наш родной край, мы здесь родились и выросли. Изучая историю родного края, мы становимся богаче и умнее. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы осознаем себя звеном в цепи поколений. А уходя от своих истоков, теряя связь с родным домом, забывая его культуру и историю, мы теряем себя в мире. Ведь история – это не только прошлое, это настоящее и будущее, которое будет строиться вашими руками.

Поэты Донбасса – его особая гордость. Изучая творчество поэтов, чей жизненный и творческий путь переплёлся с нашим краем, мы учимся гордиться нашей историей, любить Донбасс. Мы познакомимся со стихотворениями, в которых отразилась история земли, на которой мы с вами живём. В поэтических строках наши земляки воспевают и славят Донбасс, его удивительную историю, его силу, стремясь передать своё особенное к нему отношение.

Великая Отечественная война в корне изменила нашу жизнь. Но именно в это тяжкое и скорбное время донбасские летописцы внесли свою наиболее весомую лепту в дело разгрома ненавистного врага. Многие из них (Н.Упеник, Ю. Черный-Диденко, П. Байдебура, Н. Рудь, П. Чебалин, А. Ионов, В. Буряк, И. Карабутенко) находились на фронтах.

Смертью храбрых пал на поле боя талантливый украинский поэт капитан Кость Герасименко, при освобождении Белоруссии погиб русский поэт пулеметчик Юрий Черкасский, не вернулся из-под осажденного Николаева прозаик гвардии лейтенант Демьян Семенов, погиб украинский поэт, бывший сотрудник газеты «Макеевский рабочий» Дмитрий Надеин, навеки остался на днепровском прибрежье молодой горловский поэт сержант-минометчик Борис Котов. Правительство посмертно удостоило его высокого звания Героя Советского Союза.

Еще в 1941 году, когда война шла в самом центре шахтерской Донетчины, выдающийся украинский поэт и наш земляк Владимир Сосюра патетически провозгласил: «Со мной везде, любовь тая, Источник дум и гнева мать — Мой дом, мой край, земля моя!»

540 дней и ночей гремела битва за Донбасс. С 29 сентября 1941 по 24 июля 1942 года советские войска вели героическую оборону индустриального донецкого края, а с 29 января по 22 сентября 1943 года — освободительное наступление. В эти периоды на Донетчине находились в составе Действующей, армии многие украинские писатели.

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А.Фадеев, В.Лебедев-Кумач, А.Жаров. Фадеев заявил: “Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”.

Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, свыше 400 не вернулись назад.

Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача “Священная война”.

Стихи этой песни выражают всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны, боль, горе, тревогу, надежду.

Не только мирный созидающий труд был темой стихотворений. Великая Отечественная война – тяжкое испытание, выпавшее на долю нашего народа. На великую народную беду сразу откликнулись и поэты. Они почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний. Воевали и творчески трудились в период Великой Отечественной войны поэты Донбасса.

Крупными поэтами не рождаются, а становятся, как правило, – под давлением обстоятельств и при пробуждении острого чувства сопричастности и сострадания к тем, кто попал в беду. А война была страшной бедой. Поэтому неудивительно, что Великая Отечественная дала миру целое поколение замечательных поэтов и писателей. И до сих пор память о военном лихолетье является источником вдохновения для творческих людей. Есть и в донецком крае литературное наследие, связанное с этой темой. В том числе – яркие произведения авторов, которые сами прошли через огненное горнило.

Стихотворение В. Калиниченко «В распластанных гривах…»

В распластанных гривах, в аллюре гудящем

ветра Приазовья летят,

как дикий табун, глазами косящий

на тонущий в море закат.

В них скифская удаль, сарматская воля

и половцев жадный прищур,

в них запах полыни бескрайнего поля,

предчувствие штормов и бурь.

В отчаянной сшибке течений воздушных

как будто живут до сих пор

ушедших племен разноликие души

и разноязычный их спор.

Гортанно и резко, протяжно и плавно,

то тихо, то громко навзрыд

под ветром шумят приазовские плавни –

то Вечность со мной говорит…

Енакиевский поэт В. Калиниченко выразил своё чувство приобщённости к великой истории. Скифское государство, кочевые народы, чумаки, казаки, набеги татар и сечи с ними на бывшем Диком Поле, близ Саур-могилы – отголоски все этих событий принесли приазовские ветра, вдохновляя, позволяя почувствовать дыхание многовековой культуры. Жизнь лирического героя таким образом приобретает общечеловеческое значение, а он сам становится частью истории человечества.

Родился Владимир Григорьевич Калиниченко 20 августа 1935 года в небольшом южнорусском городке Красный Сулин, примечательном разве что металлургическим заводом, построенным еще до революции. Там инженером работал отец, Григорий Митрофанович, а в городской аптеке провизором - мать, Валентина Тимофеевна. Родители были выходцами из многодетных семей, уходивших корнями в донское и запорожское казачество. Мама хорошо знала поэзию, нередко читала вслух, всерьез увлекалась художественной вышивкой - словом, была натура впечатлительная и одарённая. Внешне напоминала популярную в довоенные годы киноактрису Любовь Орлову. Азбуку освоил рано, в четыре года свободно читал. Но вскоре началась война, и при первой же бомбежке погибли и дом и школа. С толпой таких же обездоленных беженцев двинулись пешком в Донбасс, где жили мамины сестры, и в ноябре 1941-го оказались в Енакиеве.

На том и закончилось детство. Вскоре оккупанты загнали в невольничий эшелон. После этапных лагерей в Польше и Германии оказался в одном из филиалов Маутхаузена, где была вискозная фабрика, там готовили сырье для парашютного шелка. В австрийском городе Санкт-Пёльтене в восемь лет начался его трудовой стаж (чернорабочим - так значится в фильтрационном деле НКВД, и там же, на полном серьезе в соответствии с духом времени засвидетельствовано: "преступлений против Родины не совершал"). Рабочим инструментом была тележка с лямкой через плечо, звали его "пфердиком", то есть лошадкой, и развозил он по территории лагеря и фабрики всякие грузы. От гибели спас десант Советской Армии. В. Калиниченко в числе других раненых увезли во фронтовой госпиталь в Вену. Там и встретил Победу, стал сыном полка при воинской части гарнизона и получил первую в жизни медаль "За победу над Германией".

В конце победного года вернулся в Енакиево. Город поднимался из руин, уже работала библиотека, и ему выписали читательский формуляр и выдали книгу с обгоревшими страницами - томик прозы Пушкина... Именно с него начиналась для него вообще литература: в лагере, где ему запрещали разговаривать на родном языке, мама шепотом читала многое, что помнила наизусть...Учиться пошел сразу во второй класс. Временами наступала "куриная слепота", случались обмороки от голода, да и валенки были одни на двоих с двоюродной сестрой. Но учился легко, без зубрежки. Весной, вспомнив лагерные уроки венгерских цыган, гадал на картах у церкви возле рынка. По сути, кормил семью.

После демобилизации отца, пехотного комбата, в начале 1947-го семья переехала во Львов. В Западной Украине тогда еще не было колхозов, и на рынке можно было купить необходимые продукты, - без них истощенный лагерной «диетой» организм угасал. Главным лекарством для В.Калиниченко стал спорт: плавал, занимался боксом и гимнастикой, играл в футбол, фехтовал, освоил азы культуризма... Словом, выжил. Параллельно с общеобразовательной окончил музыкальную школу по классу скрипки и любительские курсы по основам сценического мастерства при театре юного зрителя. Был зачислен на факультет журналистики Львовского университета

Учился охотно, но больше напирал на самообразование. Ко времени получения диплома В.Калиниченко пригласили на должность кинокорреспондента последних известий Львовской телестудии. В 19 лет в студенческой многотиражке университета опубликовал первые стихи. Потом пошли подборки в областных газетах, коллективных сборниках. После отъезда Д. Павлычко в Киев больше года руководил литературной студией ЛГУ. Издательство "Каменяр" предложило издать первую книгу. Уже набранная, она не увидела. Рано осознав писательское будущее, выбрал факультет журналистики.

Прозу начал писать к концу университета. Но с первой же повести попал, что называется, в переплет. Она так и не увидела свет - незаконченную рукопись во время обыска изъяли "товарищи в штатском". Хотя сюжет ее был незатейлив: молодой журналист ведет независимое расследование, в котором фигурируют наркоманы, проститутки и фарцовщики. Но в конце 50-х «в стране победившего социализма» такого просто не могло быть! По определению. Поэтому неопубликованную и недописанную повесть расценили как злостную клевету на всю советскую молодежь, В.Калиниченко обклеили ярлыками антисоветчика, безродного космополита и морально разложившегося типа соответственно. Состряпали уголовное дело, и за закрытыми дверями суда «впаяли» 10 лет лагерей усиленного режима, пять лет поражения в правах, а частным судебным определением запретили впредь заниматься журналистикой и литературной деятельностью. Вот такая получилась проза... В 1967 году вышел на свободу.

Освобождался в Донбассе, сразу же подвернулась работа в областной молодежной газете. После переезда в Енакиево в начале 80-х во Дворце культуры металлургов создал поэтический клуб «У Арины Родионовны», да и сам постоянно выступал перед читателями в самых разных аудиториях - по всей стране.

Три года редактировал в Енакиеве независимый еженедельник «Панацея». С первого же номера пытался отражать то, что заботило всерьёз, - духовное и нравственное здоровье народа, живущего на украинской земле испокон веков. Любой национализм ненавидел - это болезнь слабых и ущербных карликов. Плохих народов нет, есть поганые их представители. К сожалению, с газетой пришлось расстаться.

Неистребимое увлечение на протяжении всей жизни - собирал книги: те, которые время от времени хочется перечитывать, и те, которые необходимы для работы.

«И нет земли прекрасней, вдохновенней,

Где все творцом-народом создано.

Донбасс никто не ставил на колени

И никому поставить не дано».

Эти строчки для жителей Донбасса стали непросто классикой. И сегодня они стучат набатом, волнуя наши сердца.

Павел Григорьевич Беспощадный (Иванов) – известный донбасский поэт, родился 29 июня (11июля)1895 года в селе Всеславль Смоленской губернии в семье безземельного крестьянина. Вместе с семьей, еще подростком, перебрался на Донбасс, на Селезневские рудники. Уже в 12 лет мальчик пошел работать в шахту. Был лампоносом, саночником, коногоном. Годы спустя признавался, что въехал в поэзию не на Пегасе, а на Стрепете - коне, с которым он трудился под землей…

Павел Григорьевич сам удивлялся:

«Всѐ мне кажется это странным,

И себе я не верю сам,

Чтоб мальчишка, крепыш колчеданный,

О шахтерах стихи писал.

Ну, когда мне им было учиться,

Я отчета себе не дам:

С малолетства я стал трудиться,

Кое-как читал по складам.

Жизнь была только в корке хлеба.

Грыз я, черствую, трудно рос,

Батька клял и пласты, и небо

И с тоски меня бил до слез.

Вечно бедность и недостатки,

Бесконечный тяжелый вздох.

И ругала с тоскою матка:

- Лучше б ты, не родившись, издох».

Во время Великой Отечественной войны по состоянию здоровья поэт не был мобилизован и до последнего момента, надеясь, что Горловка не сдастся врагу, не уезжал в эвакуацию. Именно по этой причине Павел Григорьевич стал очевидцем уничтожения шахт отступавшими советскими войсками, что, конечно же, было отражено в творчестве.

Больнее всего ему было видеть, как гибнут шахты.

«В глазах зарябило… Страшно и зримо

То в шахту упала геройская клеть».

Писал он, пока мог держать ручку. Последние четыре строчки - дарственная надпись на сборнике, врученном лучшему другу, Юрию Черному - Диденко, писателю, с которым встретился в «Забое», делил комнату в Артемовске, работал в «Кочегарке»: Слов иных не искивал: Братски, по земному - Самому близкому, Самому родному. Умер Павел Григорьевич в Горловке 25 мая 1968 года.

Именем П.Г.Беспощадного названа улица в Центрально-Городском районе города Горловки. Улица его имени есть и в Донецке.

Город, в котором Беспощадный жил столько лет, не забыл своего поэта. С 1990 года в Горловке существует городская литературная премия им. Беспощадного.

Великая Отечественная война – тяжкое испытание, выпавшее на долю нашего народа. На великую народную беду сразу откликнулись и поэты. Они почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний. Воевали и творчески трудились в период Великой Отечественной войны поэты Донбасса.

 

Н.А. Рыбалко родился 14 февраля 1922 года . В 1931 году семья переехала в Краматорск, который стал для Николая родным городом. Здесь он окончил школу. Затем стал студентом Днепропетровского государственного университета. Обучение было прервано началом Великой Отечественной войны. В числе других Николай Рыбалко ушёл на фронт добровольцем. В июне 1942 г. лейтенант Рыбалко принял первый бой под Воронежем, тогда же получил первое ранение и первую награду — орден Красной Звезды. Противотанковая батарея под его командованием принимала участие во многих кровопролитных боях, среди которых — крупнейшее танковое сражение под Прохоровкой, на Курской дуге. Освободительными боями в составе 38-й армии Николай Александрович прошёл всю Украину — от Сум до Львова. Прошёл с освободительными боями Польшу, дошёл до Одера. 1945 год встречал на немецкой земле. В феврале 1945-го на Одерском плацдарме гвардии капитан Рыбалко был тяжело ранен. Прошли долгие месяцы лечения в госпиталях, но медицина, увы, была бессильна, он навсегда потерял зрение. Тогда ему было только 23 года.

В холодной черной пасти дота

Стучал зубами пулемет.

И вмерзла в рыхлый снег пехота,

Ей не продвинуться вперед.

И то ли вспомнил он присягу,

А может, дан приказ бойцу, —

Он· вдруг пополз крутым оврагом

Один, наперекор свинцу.

Все ближе дот зловещий, хмурый…

Бросок гранаты… Взрыв!

И вот

Закрыл он сердцем амбразуру

И захлебнулся пулемет.

Котов Борис Александрович - командир миномёта 737-го стрелкового полка 206-й стрелковой дивизии 47-й армии Воронежского фронта, сержант.

Родился 25 апреля 1909 года в селе Пахотный Угол ныне Бондарского района Тамбовской области в семье служащего. Русский. Окончил среднюю школу в городе Усмань Липецкой области. Работал секретарём сельсовета, затем в Донбассе на шахте в городе Горловке.

В Красной Армии с апреля 1942 года. В боях Великой Отечественной войны с сентября 1942 года. Командир миномёта 737-го стрелкового полка (206-я стрелковая дивизия, 47-я армия, Воронежский фронт) сержант Борис Котов в ночь на 27 сентября 1943 года в составе штурмовой группы форсировал реку Днепр северо-западнее села Пекари Каневского района Черкасской области Украины.В течение дня миномётный расчёт Котова уничтожал огневые точки противника, чем способствовал переправе стрелковых подразделений полка. 29 сентября 1943 года, отражая вражеские контратаки, отважный сержант пал смертью храбрых в рукопашном бою. Похоронен в братской могиле в селе Пекари.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм сержанту Котову Борису Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.Награждён орденом Ленина, медалью.В городе Горловка Донецкой области Украины в школе № 2 установлен бюст Героя, на доме № 2 по улице Волкова в Горловке, на здании школы № 1 в городе Усмань – мемориальные доски. Именем Героя названы улицы в городах Горловка и Усмань.

В 1953 году в Донецке был издан первый сборник его стихов и фронтовых писем, в 1960 году — книга «Недопетая песня». Он был посмертно принят в члены Союза писателей СССР и Украины.

Борис Котов был не только героем, но и блистательным поэтом. В этом можно убедиться, если открыть его книги, изданные в Москве и Усмани. Это сборники стихов «Недопетая песня», «Стихи остаются в строю», «Пять обелисков», «Слово бойца», «Горячая песня бессмертия». Борис Котов – мастер лирической детали в стихах и на гражданские темы. Его пейзажная лирика – очень яркая, запоминающаяся.

«КОГДА НАГРЯНЕТ ВРАГ»
Ползет лиловый вечер,
Уж запад догорел.
С косматой крышей ветер
Воюет на дворе.

Скрипят, звенят осины,
Гроза — как дальний бой.
Суровые картины
Встают передо мной...

...Землянка давит спину,
И звонок пули взлет.
За жидкою осиной
Стрекочет пулемет.

Ночь сыплет жгучим градом,
Ночь сыплет в нас свинцом,
А смерть тяжелым взглядом
Уставилась в лицо.

И вспышками винтовок
Весь мир кругом цветет.
И вдруг рванулось слово:
"Вперед!"

Теперь все в прошлом это:
Ночь, залпы и шрапнель,
Простреленная шапка,
Солдатская шинель.

Теперь иные звуки...
Но, коль нагрянет враг,
Возьму винтовку в руки
И выровняю шаг!
   Великая Сталинградская битва стала поворотным пунктом в истории Великой Отечественной войны. Вместе с передовыми отрядами действующей армии в Донбасс возвращаются и писатели-фронтовики.

Еще не закончилась война, а в Донбассе ключом начинает бить литературная жизнь. Первой ласточкой в деле творческого возрождения явилась небольшая книжечка новелл П. Байдебуры «Земля донецька» (Киев,1944 г.). Затем последовал сборник стихотворений П. Беспощадного «Избранное», опубликованный в марте 1945 года в Луганске. Инициатором его издания был главный редактор «Луганской правды» Михаил Куртынин. Создается литературное объединение. В нем активное участие принимали Павел Беспощадный, возвратившийся из армии майор украинский поэт Николай Упеник, молодой журналист Тарас Рыбас, старший лейтенант-фронтовик Степан Бугорков.

В 1945 году в Луганске издается и первая книга большого коллектива авторов — альманах «Донецкие огни». Хотя она вышла под грифом литобъединения «Луганской правды», ее авторы представляли весь литературный Донбасс: П. Беспощадный, В. Матусовский, П. Байдебура, И. Иванов, Н. Чернявский, В. Мухин, Л. Галкин, Иван Маевой (под этим псевдонимом выступал И. И. Басе, ныне доктор филологических наук).

В 1944 году возрождается Донецкая организация Союза писателей Украины во главе с Павлом Байдебурой и Андреем Клоччей, вокруг которой сплотились известные и молодые литераторы. А уже через год в Донецке был издан первый коллективный сборник — «Стихи о Донбассе». В нем выступили В. Сосюра, П. Беспощадный, М. Фролов, В.Соколов, В. Горяинов, В. Радевич и другие поэты. Еще через год в Донецке начинает выходить из печати альманах «Литературный Донбасс» — преемник довоенного одноименного журнала, в свое время также принявшего творческую эстафету «Забоя». В первом номере «Литературного Донбасса» (1946 г.) выступили Ю. Черкасский (посмертно), А. Пидсуха, Л. Черкашина, М. Ледянко, П. Чебалин, А. Клоччя и другие авторы, которые уже были представлены ранее — в сборнике «Стихи о Донбассе» и альманахе «Донецкие огни».

Пройдет еще немного времени, и о борьбе патриотов Донбасса на оккупированной фашистами территории поведает читателям М. Фролов, создавший полновесную поэму «Максим Гора». Аналогичную тему раскроет Л. Черкашина в документальной повести «В нашем городе». Но об этом — несколько позже.

Запевалами же темы трудового Донбасса в послевоенные годы закономерно считают П. Беспощадного, М. Фролова, Ф. Вольного, П. Шадура, И. Савича, В. Горяинова... Но чаще всего в первых послевоенных произведениях авторы обращались одновременно к двум темам — войны и созидания. Примером этому служит роман енакиевского инженера- металлурга В. Попова «Сталь и шлак», впервые опубликованный во второй послевоенной книге альманаха «Литературный Донбасс».

Из года в год мужал творческий голос писателей возрождающейся Донетчины. Интенсивно и всеобъемлюще развернули свою работу литературные объединения. Ведь неспроста «Правда» в своем номере от 2 июня 1963 года дала высокую оценку творчеству и деятельности рабочих писателей, объединившихся при редакции газеты «Кочегарка». Именно этим товарищам «Правда» посвятила свою передовую статью «Союз труда и искусства» и предоставила целую литературную страницу — «И уголь и песни идут на-гора!»

П.Байдебура родился 1 марта 1901 года . В 1920-х годах переехал в Донбасс. Работал на шахте № 2 «Краснодон». Публиковал в донецких газетах стихи и рассказы. Учился в Харьковском коммунистическом университете с 1927 по 1930 год, затем переехал в Алчевск. Во время Великой Отечественной войны пошёл на фронт добровольцем. Работал корреспондентом фронтовой газеты «Знамя Родины». Автор 30 книг. В 1976 году Павлу Байдебуре было присвоено звание «Почётный гражданин Донецка». Именем Байдебуры названа одна из улиц Донецка. В память Павла Андреевича проводится областная литературная премия, названная его именем. В Донецке на здании, в котором жил Байдебура с 1948 по 1971 год, была установлена мемориальная доска.

Леонтий Несторович Кирьяков Родился в греческой крестьянской семье — выходцев из Крыма. В 1935 г., закончив семь классов Сартанской школы (до войны обучение проводилось на новогреческом языке), он поступил в Мариупольский педагогический техникум, который с перерывом экстерном окончил в 1938 году. Затем — Мариупольский филиал Донецкого областного университета рабочих и сельских корреспондентов. После окончания университета работал в редакции греческой газеты «Коллективистис», а после её закрытия — в колхозе, на трубопрокатном заводе в Мариуполе.

Участник Великой Отечественной войны с 1943 г. 1943 г. Воевал в составе 527 стрелкового полка 118 стрелковой дивизии. Войну прошел в качестве командира пулеметного расчета, командира взвода, принимал участие в освобождении города Мелитополя и многих других населенных пунктов северной Таврии от немецко-фашистских захватчиков. 26 февраля 1944 г. на правом берегу Днепра, на маленьком працдарме в районе с. Золотая балка, недалеко от Никополя, Л. Кирьяков был ранен. После излечения в госпитале, с августа 1944 г. и до конца войны в составе 106 сборного пункта аварийных машин III-го Украинского фронта принимал участие в освобождении от захватчиков Украины, Румынии, Югославии, Венгрии, Австрии. В июне 1946 года, Леонтий Кирьяков был демобилизован из Советской Армии.

После войны работал на Мариупольском трубопрокатном заводе им. Куйбышева. Проводил активную работу по возрождению румейской литературы.

С 1992 по 1996 Леонтий Кирьяков работал научным сотрудником этнографического музея пос. Сартана, принимая активное участие в вопросах создания новых экспозиций.

Л.Н.Кирьяков – член Национального Союза писателей Украины с 1978 г., член Правления Союза писателей Украины (1991 г.). Л. Кирьяков стоял у истоков возрождения греческого национального движения. В 1989 в Мариуполе с его участием состоялась первая радиопередача на греческом языке. В декабре 1989 он принял участие в учредительном съезде республиканского общества греков. Некоторый период возглавлял областную греческую организацию.

Писал Леонтий Несторович на румейском (крымско-греческом) языке.

Стихи стал писать в 1932 г. Дебют поэта состоялся в 1936—1937 гг. в греческой газете «Коллективистис».

В.В. Шутов родился 27 июля 1927г. в Донецке. Поэт, прозаик, автор песен о нашем крае, повестей, среди которых особо выделяется «Смерти смотрели в лицо» — о деятельности донецких подпольщиков в годы фашистской оккупации. Он почётный гражданин Донецка, в честь Шутова названа улица Донецка. Фронтовик, защищавший Ленинград. Был командиром орудийного расчёта. Однажды при выгрузке своей пушки с железнодорожной платформы сильно повредил ногу. После долгого лежания в госпитале был отправлен на поправку домой, но до Донбасса не добрался: немецкие танки перекрыли дорогу. И в декабре 1941 года, когда по Ладожскому озеру люди уезжали из осаждённого города на Большую Землю, пробирался в блокадный Ленинград.

В 42-м в блокированном городе на Неве вышел поэтический сборник зенитчиков под названием «Тревога». Были там и стихи Шутова. В.Шутов закончил войну старшиной, с медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда» и желанием поделиться тем, через что прошел.

В военной лирике Донбасс – символ мужества, плененный, но непокорённый край. Бойцы стояли насмерть, потому что Родину любили больше своей жизни. Удивительное мужество, умение преодолевать, казалось бы, непреодолимые препятствия помогали выстоять.

Легендарная Саур-Могила… Символ Донбасса. Символ бесстрашия и мужества, воли к победе, подвига советских воинов. Наша гордость и наша вечная боль.

Особой страницей событий военных лет на Донбассе является сражение за Саур-Могилу. Оно стало одним из судьбоносных сражений Великой Отечественной войны. Поразительные примеры мужества, стойкости и патриотизма демонстрировали солдаты и офицеры. Отряд дивизионной разведки удерживал позиции на Саур-Могиле в течение суток, сделав из окровавленной рубашки командира флаг и обозначив им своё присутствие.

О штурме высоты написана песня «Послушай ветры над Саур-Могилой», текст написал человек, который воевал за эту высоту: Фёдор Данилович Серебрянский (наводчик орудия 96 дивизии), музыка Ивана Николаевича Бирюкова (Торез).

И в наши дни Саур-Могила стала местом, где проходили кровопролитные сражения, где проявилось мужество и патриотизм воинов-патриотов родного края. Так выглядит мемориал на Саур-Могиле сейчас.

Саур-Могила для народа Донбасса – символ победы. Но эта победа была достигнута дорогой ценой.

Отгремела война, могилы павших в ней слились с древними курганами. Благодаря упорному труду жителей, Донбасс стал возрождаться из пепла. Много испытаний выпало на долю Донбасса. Поражает и восхищает сила духа и стойкость наших земляков, не покоряющихся никаким невзгодам.

Давайте почтим память погибших соотечественников в годы Великой Отечественной войны и в наше…. «мирное» время.

 

Стихотворение Владимира Зайцева МОЁ ОТЕЧЕСТВО — ДОНБАСС!

Запели над Донбассом соловьи,

Дохнули ветры запахом полынным.

Как объясненье вечное в любви

К степям твоим, просторным и былинным.

Донбасс – моё Отечество, Донбасс!

Тебя века на крепость испытали!

Ты мощь свою показывал не раз

Теплом угля, упругим блеском стали!

В краях других немало есть красот,

Но этот край из всех для нас дороже!

Мы из Донбасса, мы такой народ,

Который всё осилит и всё сможет!

Сейчас наша Родина переживает непростой период своей истории. Большие беды, разрушения, страдания пришли в наш край. Но верность ценностям, воспитанным в нас с детства, понимание того, что Донбасс – наш общий дом и мы в ответе за его и своё будущее, даёт силы выстоять и построить на нашей земле ту жизнь, которой мы достойны.

   Земля Донецкая! Ты — родной дом для каждого, кто здесь родился, вырос и связал с тобой свою жизнь. Велика притягательная сила Донецкой земли. И в минуты славы, и в минуты горечи растёт любовь к тебе, удерживая какой-то магией. Каждая строка поэтов Донбасса отзывается в сердце любовью к малой родине. Авторы с искренним чувством создавали образ страны огня и металла, прославляли патриотов земли Донецкой. Различны возраст, темы, стили поэтов, о которых шла речь на уроке, но объединяет их одно: любовь к родному краю, к Донбассу. Это чувство должно объединять и нас с вами, потому что будущее Донбасса — в ваших руках.


Домашнее задание:

1. Законспектировать материалы урока.

 

Выполненное домашнее задание сфотографировать и прислать.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!