Споры вокруг романа «Тихий Дон»

Г. (четверг)

Дисциплина: «Литература»

Группа № 74

Урок № 23-24

Тема: «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной грагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых: жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества»

Оборудование: - Михайлов О.Н. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1 / О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов и др./; под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2016. – 415с.

Цели урока:

- познакомить обучающихся с творческой историей «Тихого Дона», с содержанием , композицией , системой образов;

- показать соотнесённость судеб главных героев с большими событиями истории , выяснить , в чём видит Шолохов сильные и слабые стороны красного и белого движения;

- развивать интерес к литературе;

- воспитывать чувства эстетического наслаждения от чтения, всегда оставаться человеком.

 

 Материалы урока:

Революция делает глубокий надрез на теле
цивилизации, чтобы открыть путь будущему
здоровому человечеству... Революция отсекает
старый мир. И отсюда кровь.
В. Гюго

Мы с вами продолжаем говорить о литературе 30-х годов.30-ые годы – этап послереволюционной и одновременно предвоенной истории. Эти годы остаются объектом споров, противоположных оценок историков. В них есть всё: и грандиозный рывок страны от сохи и лаптей, от массовой безграмотности и классовой розни к могучему и монополитному индустриальному государству, и срывы, трагедии перенапряжения.

Мы ещё мало знаем о 30-ых годах, но знаем то, что 30-ые как продолжение и одновременно противоположность 20ым – острейшее противоречие этой эпохи. Не всегда осознанное оно проявлялось в духовно – нравственном климате 30-ых годов, в возвращении к национальным устоям, в новом понимании смысла государства, семьи, исторического прошлого. В литературном процессе это противоречие проявилось в продолжении и резком преодолении множества тем, мотивов, связанных с гражданской войной, с трудностями открытия «России-Родины»

Тема революции и гражданской войны была продолжена инее претерпела изменений. Она осталась фондом высокой тематики героической нравственности. Но всё же наиболее прозорливые критики почувствовали, что гражданская война, хоть и осталась фондом высокой тематики, но этот фонд полуизрасходован. И это было не случайно. Народ в 30-ые годы уже не мог множить руины в родной стране , не хотел любоваться ими в литературе.

Время менялось, оно искало иных ориентиров движения в завтра. И вокруг произведений о гражданской войне возникал к середине 30-ых годов определённый фон, который менял их вес и значение. Многие революционные поэты стремительно теряли своё значение Преодоление воинствующего разрушительства бури и натиска 20-ыхгодов с их аскетизмом в изображении человеческой психологии, драматизма любви с их тяготением к социологическим абстракциям определялось безусловно ,своеобразным изгнанием наиболее «кричащих последствий гражданской войны в быту , пафоса разобщения во всём обществе , в семье.

«Тот ураган прошёл» - так, словами Есенина , можно сказать о постепенной утрате измученной страной разобщения , о формировании из враждебных классов – единого народа. Не абстрактных толп , пресловутых множеств , а именно народа как сложного организма , помнящего своё прошлое.

Эти перемены в стране со всей очевидностью сказались в становлении трагического семейного романа, прежде всего в характере завершения «Тихого Дона» М.А,Шолохова.

Сегодня мы перейдем к рассмотрению одного из самых масштабных, самых великих и значимых произведений русской литературы – роману-эпопее «Тихий Дон».

С понятием «роман-эпопея» вы знакомились при изучении романа Л.Н. Толстого «Война и Мир».

Но «Тихий Дон» отличается от других произведений своими индивидуальными особенностями.

- Что такое «Композиция произведения»? Как она представлена в романе? Как вы считаете, зачем Шолохов прибегает к такому построению сюжета? (Композиция – порядок следования частей. Роман состоит из 4 книг и 8 частей, а сама композиция имеет форму эллипса, то есть Григорий Мелехов, пройдя все жизненные испытания, возвращается в родной дом)

- Помимо этого интересен хронотоп романа. Здесь два времени, как вы думаете, какие? (Историческое, линейное – это те исторические события, в которые попадают герои, и природное, цикличное – годовое, т.е. изображаются традиционные казачьи занятия (например, работа в поле). Время войн и революций вмешивается в природное, и отчасти нарушает круговорот цикла)

Как уже было сказано выше, в произведении около 700 действующих лиц, среди которых центральным является Григорий Мелехов. Однако всех героев можно условно разделись на три большие группы:

1. Дворянство (Евгений Лесницкий, его отец и др.) – Белогвардейцы и офицеры.

2. Казаки (Мелехов и его окружение, жители хутора) –прослойка населения, стремящаяся после революции занять особое место, отделиться и получить независимость, жить по своим законам.

3. Большевики (Подтёлков, Бунчук, Штокман и др.) – в основном, люди, принадлежащие пролетарию, рабочие массы.

Как вы думаете, для чего Шолохов использует так много персонажей? (Это позволяет создать полифонию, с разных сторон взглянуть на одну и ту же ситуацию).

Начало работы над «Донщиной»

Началом истории написания романа считается середина двадцатых годов прошлого века. Именно в это время, работая над «Донскими рассказами», Шолохов решает написать о том, как сложно складывалась судьба донского казачества перед революцией 1917 года. В 1925 году писатель приезжает на Дон, чтобы полностью погрузившись в атмосферу казачьего быта, начать работу над произведением.

Первоначально писатель называет роман «Донщина» и пишет около 100 страниц книги. Здесь Шолохов рассказывает, как казаки участвовали в походе генерала Корнилова на Петроград. Но затем понимает, что события, близкие и понятные ему самому, вряд ли смогут найти отклик в душе читателей, далёких от жизни донских хуторов. Писатель оставляет работу и задумывается над написанием более масштабного произведения, включающего в себя не только рассказ о революции, но и о событиях, которые предшествовали ей. Он чувствует необходимость дать развёрнутую картину жизни донского казачества, начиная с мирного, предвоенного времени, проанализировать причины, побудившие казаков участвовать в революционных событиях, выделить судьбы наиболее значительных персонажей. Шолохов меняет название романа на «Тихий Дон» и начинает работу над новой книгой.

«Тихий Дон» – новая идея писателя

В 1926 году Шолохов окончательно решает для себя, как будет выглядеть новое произведение. С этого момента он начинает собирать для него фактический материал и поселяется в станице Вешенская. История романа «Тихий Дон» получает своё продолжение. В 1927 году писатель определяет, что книга будет состоять из 9 частей и охватывать события с 1912 по 1922 год.

Михаил Александрович, выросший среди казаков, попадает в родную стихию. Для него, как ни для кого другого, была понятна психология окружающих его людей, знакомы их быт и нравственные ценности. Тем не менее, писатель не полагается только на собственные знания. Он посещает архивы Ростова и Москвы, знакомится с казачьим фольклором, беседует с жителями соседних хуторов, записывает воспоминания участников Мировой и Гражданской войн.

Хотя автор много раз переделывал текст романа, работа над первыми тремя частями была завершена довольно быстро, уже к августу 1927 года. В короткий срок автор пишет и пятую часть второй книги, повествующую о событиях революции и Гражданской войны. Однако внешние неблагоприятные обстоятельства вынуждают Шолохова значительно снизить темп работы. Над третьей книгой автор трудится четыре года, а чтобы закончить последнюю, четвёртую часть произведения, ему понадобилось шесть лет.

В процессе создания «Тихого Дона» Шолохов выступает не только как замечательный художник слова. Он проявляет себя и как историк и публицист, насыщая текст богатым фактическим материалом. Во второй книге романа подробно и ярко изображаются такие значительные события истории, как февральский переворот, корниловский мятеж, Октябрьская революция и Гражданская война. Чтобы придать изображаемым событиям большую достоверность, автор включает в повествование тексты документов, листовок, писем и воззваний. Появляются на страницах романа и исторические лица, например: Корнилов, Подтёлков, Чернецов, Каледин, Краснов. По подсчётам исследователей, в общей сложности в «Тихом Доне» присутствует более 250 реально существовавших людей, которые органично вписываются в общее повествование, наряду с выдуманными персонажами.

Споры вокруг романа «Тихий Дон»

Первые две книги романа, изданные в 1928 году, принесли Шолохову невероятный успех. Со всей страны ему приходили письма. Его приглашали на выступления. Но уже на следующий год ситуация резко изменилась. Появились сомнения в том, что столь молодой автор способен создать произведение такой художественной силы. Стали поговаривать о том, что писатель нашёл записки убитого белого офицера и выдал их за свой труд. Михаилу Александровичу приходится собирать комиссию, чтобы отстоять своё право на авторство. Меняют своё отношение к «Тихому Дону» и критики, обвиняя Шолохова в том, что он проявил слишком много сочувствия к белым и не всегда представлял в благовидном свете красных. Из «пролетарских» писателей его «разжаловали» в «крестьянские».

В истории создания «Тихого Дона» Шолохова появляется очень сложный этап. Автор стремиться донести до читателя роман в неизменном виде, но натыкается на непреодолимые препятствия. Так, в 1930 году Александр Фадеев, занявший место издателя «Октября», отказывается печатать 6 часть романа, если Григорий Мелехов не примкнёт к красноармейцам. Отказывают Шолохову в издании и в 31 году. Только личное указание Сталина спасает продолжение романа от забвения.

Несмотря на все препятствия и удары судьбы Шолохову удалось благополучно закончить и издать произведение полностью. В 1941 году писатель получил за него Сталинскую премию, а в 1965 году стал Нобелевским лауреатом.

Как видим, у «Тихого Дона» история создания была не из лёгких. Тем не менее, роман снискал мировую известность и пользуется заслуженной любовью читателей многих стран. Как отмечал Г.М. Марков, «Шолохов создал галерею образов, которые по силе своей выразительности, художнической ценности встали в один ряд с самыми замечательными образами мировой классики всех времён».

В произведении показаны: дореволюционная жизнь донского казачества, Первая мировая война, разгром корниловского заговора, гражданская война на Юге страны, суровые и драматические события на Дону.

Действие романа из казачьих хуторов и станиц перебрасывается то на фронты империалистической войны, то в Москву и Петроград, то в Могилев и Ростов, в Новочеркасск и Новороссийск. Писатель показывает, как в событиях и сдвигах, происходящих на донском хуторе Татарском, отражаются исторические события всемирного значения, революционный переворот в жизни всего российского народа. Масштабность, широта и глубина охвата событий, огромное число действующих лиц, принадлежащих к различным слоям общества, — все это позволяет отнести роман к категории романа-эпопеи, эпического литературного произведения.

В центре событий мировой и русской истории стоит мелеховский курень. От начала и до конца романа Мелеховы существуют как единое целое. Понятие «семья», «дом» были первичны для казаков. Из таких кирпичиков был построен их мир, стоявший столетиями.

Казачью семью связывает и единое хозяйство (земля, быки, курень, баз), и общий труд, и кровное родство, и духовная близость, и взаимная поддержка. Весь день от рассвета до заката заполнен работой по хозяйству, своими радостями, горечью, страстями, любовью, а в свой час — рождением и смертью. Жизнь казака-земледельца была построена на опыте предшествующих поколений, на веками накопленной мудрости, народной культуре.

Громадное значение в крестьянской жизни занимает природа. Духовный мир человека у Шолохова создан из впечатлений о земле, о небе, о пашне, о Доне. «Степь покоряла, властно принуждала жить первобытной, растительной жизнью». И вот в эту веками устоявшуюся жизнь вихрем вторгаются страшные исторические события Первой мировой и гражданской войн... Великим горем обернулись эти события для героев Шолохова. Подобно тому как в «Слове о полку Игореве» грозные предзнаменования природы предвещают Игорю неудачу, в «Тихом Доне» мрачный пейзаж предрекает беды, которые ожидают казаков: «Ночами густели за Доном тучи, лопались сухо... громовые удары, но не падал на землю... дождь... По ночам на колокольне ревел сыч...» «Тихий Дон» — это роман-эпопея и вместе с тем — роман-трагедия.

Шолохов показывает трагическую беспомощность людей перед налетевшим вихрем социальных потрясений. Ведь в течение веков прежний мир жизни хлебороба был сравнительно малоподвижным. Обладая большей свободой по сравнению с крестьянством, «казачья вольница» стояла особняком от демократических процессов в обществе. Более того, царское правительство нередко использовало казачество как свою опору в борьбе со всем, что представляло угрозу для самодержавия.

И вот исторические перемены разрушают прежние патриархальные устои, человек лишается семейной защиты, спасительного отеческого крова. Обостряются социальные противоречия. Брат идет на брата, сын — на отца. История словно бы исхлестала на бешеном ветру каждого, не чувствуя никакой жалости ни к кому и ни к чему. У каждого — своя мучительно выстраданная правда, которую он пытается защитить, и нет в этой борьбе ни правых, ни виноватых.

До краев испив чашу страданий, постарев от горя и утрат, Григорий Мелехов в конце романа отказывается от войны и оружия и возвращается в свой родной хутор. А сколько было в гражданскую войну таких Мелеховых! Не менее трагична судьба всех других хуторян.

В конце романа из многочисленной мелеховской семьи в живых остаются лишь Григорий с детьми и Дуняша. Нет прежнего хозяйства и хозяев в домах и других хуторян — Коршуновых, Моховых, Кошевых, Астаховых. Вихри времени сорвали крыши домов, разметали людей, невосстановимо разрушили прежний порядок. Неодолимые силы сравняли с землей ту крестьянско-патриархальную крепость, которая простояла века. На стыке времен происходит крушение старого. В этом состоит трагедия революций.

Но неизбежные перемены происходят со всеми, кто попадает в зону действия сил истории. Нет в романе ни одного действующего лица, которое осталось бы прежним. Так выплавляется обновленная духовная сила народа. Оптимизм романа состоит в том, что человек и народ, выпив до дна горькую чашу познания добра и зла, приобретают новый опыт, прежде недоступный. Им предстоит построить новый дом, обрести новую жизненную почву.

 

Шолохов, вслед за Л.Н Толстым, не боится охватить огромные пласты времени, изобразить масштабность событий и раскрыть трагедию народа в переломный момент истории. Именно за роман «Тихий Дон» Михаилу Александровичу была присвоена Нобелевская премия.

 

 

Домашнее задание:

1. Подготовить характеристику следующих героев романа:

Григорий Мелехов, Аксинья Астахова, Наталья Коршунова, Петр Мелехов, Дарья Мелехова, Дуняша, Панелей Прокофьевич, Ильинична.

 Выполненное домашнее задание сфотографировать и прислать.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!