Знакомство с средой программирования Turbo Pascal 7.0

Группа № 11     Информатика и ИКТ

Урок № 18

Тема: Структура программы на Паскале. Система типов данных в Паскале. Правила записи арифметических выражений на Паскале

Цели: познакомиться со структурой программы на Паскале, рассмотреть систему типов данных в Паскале и правила записи арифметических выражений на Паскале.

Задачи: научиться применять арифметические выражения, операции и основные стандартные функции для числовых данных ЯП Pascal при составлении программ.

учиться анализировать и сравнивать;

воспитывать дисциплинированность, ответственность.

ПЛАН

1. Структура программы на Паскале.

2. Система типов данных в Паскале.

3. Правила записи арифметических выражений на Паскале

Теоретические сведения

Язык программирования Паскаль был разработан профессором, директором Института информатики Швейцарской высшей политехнической школы Николаусом Виртом в 1968-1970 гг. как язык обучения студентов программированию.

Язык программирования Pascal был назван в честь французского учёного Блеза Паскаля, который еще в 1642 г. изобрел первую механическую счётную машину. Она представляла собой систему взаимодействующих колёсиков, каждое из которых соответствовало одному разряду десятичного числа и содержало цифры от 0 до 9. Когда колёсико совершало полный оборот, следующее сдвигалось на одну цифру (это похоже на принцип ручных счетов). Машина Паскаля умела только складывать и вычитать.

Язык - система знаков. Язык ЭВМ (машинный язык) - двоичная знаковая система. Поэтому, чтобы компьютер мог понять написанную программу, она должна быть переведена на язык, понятный компьютеру. Этот процесс перевода называется трансляцией.

Существует два различных подхода к трансляции – интерпретация и компиляция.

· Интерпретатор переводит и выполняет программу строка за строкой.

· Компилятор переводит программу целиком, а затем выполняет её.

Огромную роль в массовом распространении Паскаля сыграла компания Borland International. Она сумела создать знаменитую Turbo-среду разработки. Это был огромный шаг вперед в облегчении процесса программирования.

Почему Turbo? Turbo в переводе с английского сленга означает ускорение. Компилятор, входящий в состав Turbo Pascal очень быстро переводит программу с языка программирования в машинные коды.

В состав интегрированной среды входят:

· Текстовый редактор

· Компилятор

· Отладчик

· Справочная система

· Среда выполнения программы

Символы языка - это элементарные знаки, используемые при составлении текстов. Алфавит языка - набор таких символов.

Алфавит языка Turbo Pascal 7.0 включает:

· все латинские прописные и строчные буквы

· арабские цифры (0 – 9)

· символы + - * / = , . ; : ’ _ ( ) { } и др.

· служебные (зарезервированные) слова

Для записи команд, имен функций, поясняющих терминов Turbo Pascal 7.0 существует набор строго определенных слов, которые называются служебными или зарезервированными (это английские мнемонические сокращения).

Служебные слова делятся на три группы:

· операторы (READ, WRITELN и др.)

· имена функций (SIN, COS и др.)

· ключевые слова (VAR, BEGIN, END и др.)

Любая программа на Паскале имеет определенную структуру:

1. Заголовок программы

2. Раздел описаний

3. Тело программы

PROGRAM имя;

Const; - раздел констант;

Var; - раздел переменных;

BEGIN
оператор 1;

оператор 2;

оператор n-1;

оператор n;

Readln
END.

Комментарий:

Программа начинается с заголовка, имеющего следующий вид: Program имя программы;.

В имени программы не должно быть пробелов, оно не должно начинаться с цифры, состоять только из латинских букв, цифр и символа “_” (подчеркивания).

Далее идёт раздел описаний. Например - раздел описаний констант начинается со служебного (ключевого) слова Const; переменных - со служебного (ключевого) слова Var.

После раздела описаний идёт тело программы (раздел операторов), начинающееся со служебного (ключевого) слова Begin, после которого записываются операторы языка. За ними оператор Readln будет ожидать нажатия клавиши Enter в окне выполнения программы. Раздел операторов завершается служебным (ключевым) словом End, после которого ставится точка.

Любая программа взаимодействует с пользователем с помощью операторов ввода-вывода.

Ввод информации с клавиатуры осуществляется с помощью оператора READ.

Когда в программе встречается оператор READ, то её действие приостанавливается до тех пор, пока не будут введены исходные данные.

Имеет вид:

· READ(а,b,...)

· READLN(а,b,..,), где а,b,... - имена вводимых переменных

· READLN - применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши ENTER.

Для вывода информации на экран используется операторWRITE.

Имеет вид:

· WRITE(а,b,...)

· WRITELN(а,b,..), где а,b,... - список выводимых констант, переменных, выражений.

Примеры:

1. WRITE(2*2) - выводит на экран: 4

2. WRITE(‘2*2=’) - выводит на экран: 2*2=

3. WRITE(‘2*2=’, 2*2) -выводит на экран: 2*2=4

Знакомство с средой программирования Turbo Pascal 7.0

Наберем текст первой программы, вычисляющей произведение двух целых чисел:

Program p1;
Var a,b,с: integer; {Числа в языке Pascal различаются как целые и вещественные}
Begin
WriteLn
('Введите два целых числа через пробел');

ReadLn(a,b);
с:=a*b;
WriteLn('Их произведение равно ', с);

ReadLn
End.

Выполнить задание: выписать пары соответствия выражений и записей на языке Паскаль

Математическое выражение Запись на языке Паскаль
1. 1. abs(sqr(x)+sqr(y))
2. 2a2+3b3 2. 2*x+1+3*sqr(x)+4*sqr(x)*x
3. |x2+y2| 3. 3*b*b*b+2*a*a
4. y+ – 1,5 4. sqrt(cos(x)+sin(x))
5. ax3+ax2+ax+a 5. a*sqr(x)*x+ a*sqr(x)+a*x+a
6. 6. y+(sqr(x)*sqr(x))/(2*b) -1.5
7. 1+2x+3x2+4x3 7. sqr(y)/sqr(b)+(x*x)/(a*a)+(c*c)/(z*z)
8. + + 8. sqrt(a*x+b*y+c*z)

Домашнее задание

Проработать лекцию и §14-15. И написать краткий конспект.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!