Образ русского воина в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»



Стихотворение «Бородино» было написано накануне  двадцатипятилетия Бородинской битвы. Предстоящее событие вызывало необычайно высокий интерес среди самых разных слоев населения. Оглядываясь на героическое прошлое предков, М.Ю. Лермонтов отмечает

нерешительность и слабость своих современников. «Бородино» с исключительной ясностью отражает эмоциональное восприятие поэтом важнейшего события в истории России в первой трети XIX века.

«Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри —не вы!»

[Лермонтов: 1936, 10].

По мнению В.Н. Турбина, «Бородино» ‒ это «дидактическая новелла, батальные сцены которой полемически обращены к инертному, по мнению поэта, настоящему» [Турбин: 1979, 392]. В.Г. Белинский увидел в произведении жалобу «на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел» [Белинский:1954, 503]. В.Н. Турбин, анализируя стихотворение, говорит о том, что В.Г. Белинский характеризовал произведение «как вещь принципиально двуплановую: на первом плане ‒ рассказ старого солдата, реалистическая баталистика, панорама великой битвы; на втором ‒ горечь публицистического упрека, инвективное сопоставление прошедшего и настоящего, осуждение коего в еще более полной мере впоследствии сказалось в «Думе»» [Турбин: 1979,392].

Исторический подвиг, совершенный в день Бородинской битвы русской армией, является главной темой «Бородина». Стихотворение представляет собой простой и непосредственный рассказ о великом историческом сражении. Читатель наблюдает в произведении подчеркнуто бесхитростное повествование. Просто, естественно, правдиво и сдержано рассказывается об одном из важнейших исторических событий от лица его участника.  Повествует о битве рядовой солдат, видевший все своими глазами.

Композиция произведения строится на диалоге представителей двух поколений. Диалог используется в этом стихотворении в качестве сюжетообразующего выразительного средства. С его помощью раскрывается тема войны, преданность Родине. В «ответах» лирического героя «Бородина» отразилась готовность защищать Отчизну даже ценою собственной жизни, чтобы Отечество и люди в нем были свободны. Философская составляющая поэмы Лермонтова ‒ это народное самосознание. Со своей батареи лермонтовский солдат видит историю, а не только происходящие боевые действия на своем участке. Он оценивает, анализирует историческое событие в целом. «Ко времени Лермонтова в русской литературе уже сложилась традиция батального описания в произведениях на военную тематику». [Нилова: 2016,102]. В допушкинской баталистике, и у Пушкина «война есть выражение деятельности государства» [Пумлянский: 1941, 419]. А.Ю. Нилова указывает на «изменение точки  зрения, смещение восприятия событий с «командного пункта» предшествующей батальной традиции в центр этих самых событий» [Нилова: 2016, 103].

В рассказе солдата о подвиге народа наблюдается удивительная цельность. Общая идея об утверждении мощи русского народа как

подлинного творца истории соединяет отдельное, частное в стихотворении.

Так как о великом сражении рассказывает участник событий, то повествование можно назвать автобиографией народного подвига. Победой в Отечественной войне 1812 года, по мнению М.Ю. Лермонтова, обязаны не полководцам и политикам, а простым солдатам.

Сделать вывод о том, что повествует простой солдат позволяет анализ лексики, употребляемой рассказчиком, в речи которого в изобилии присутствуют просторечные слова и фольклорные элементы («ушки на макушке», «тут как тут», «что толку в этакой безделке»). Однако, необходимо отметить, что особая значимость, величие боя подчеркиваются

фразами высокого стиля«на поле грозной сечи ночная пала тень», «сверкнув очами», «ликовал». Рассказ солдата ‒ это воспевание народного подвига, восхищение воинами, выжившими и павшими, гордость за их отвагу. Он вспоминает тех, кто сражался, не жалея сил. В процессе повествования личное местоимение «я» сменяется местоимением «мы», что восприятие солдатом себя сливается с целым народом и отображает слияние индивидуальных заслуг с подвигом всего народа. Образ героя-повествователя неотделим от остальных солдат-участников. Таким приемом писатель показывает единство армии, полное взаимное ручательство одного за всех и всех за одного, сплоченность, решительность,  взаимное доверие друг к другу.

Примечателен образ полковника, павшего на поле боя. М.Ю. Лермонтов изобразил великодушного, справедливого и благородного командира, который, погибнув в бою, оставил о себе добрые воспоминания у подчиненных.

«Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой» [Лермонтов: 1936, 11].

Умирая, полковник произносит слова, в которых иллюстрируется его отношение к долгу:

«И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой»[Лермонтов: 1936, 12].

Доблестно сражались русские войска. Эпитетами, подчеркивающими храбрость русской армии,описывается характер сражения:

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..[Лермонтов: 1936, 12].

Поражение в Бородинской битве лирический герой связывает исключительно с волей высших сил, но никак не с виноюсолдат. «Сдавать врагу Москву или не сдавать ‒ решала, по мнению солдата, «господня воля», а вовсе не успехи или неудачи тактики и стратегии полководцев. Русские солдаты Бородинского сражения не проиграли ‒ именно эту мысль подчеркивает старый солдат, и его гордость за своих товарищей, за их готовность умереть за Родину, за их верность клятве и порождают в читателе оптимистическое настроение» [Гринбаум: 2012,61].

 

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 495; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!