Анализ стихотворения «Маруська отравилась»



Силою своего искусства поэт боролся яростно и страстно против всего, что стояло на пути становления и совершенствования государства. Сатирические произведения Маяковского рождались под влиянием времени, были исключительно злободневны и вместе с тем несли в себе глубокое обобщение.

Маяковский везде широко использует разнообразные средства юмора и сатиры. Во многих стихотворениях он четко противопоставляет свою позицию - позицию гражданина, строителя нового пролетарского государства той позиции, манере поведения, которые он критикует.

В стихотворении « Маруська отравилась» поэт продолжает проблему, затронутую в раннем произведении «Нате!», где в сатирическом ключе представлен мир «жирных» обывателей, смотрящих «устрицей из раковин вещей». С сарказмом поэт говорит о пристрастии мещан к вещам, об их бездуховности и пошлости. Маяковский издевается над мещанами, которые потребительски относятся к духовным ценностям. Те же темы звучат в стихах «Хулиган», «Даешь изячную жизнь», «Стабилизация быта», «Две культуры», «Идиллия», «Старое и новое», пьесе  «Клоп».

Сюжет стихотворения «Маруся отравилась» прост: не выдержав измены, девушка кончила жизнь самоубийством. Автор возмущён банальностью причины, по которой была оставлена Маруська: монтёр Ваня, именующий себя «электротехником Жаном», внушил ей: "Ужасное мещанство - семейный этот плен", а через 15 дней счёл, что «у Ляли красившее бельецо».

 Болью и горечью проникнуты слова поэта:

И растут черные
Дурни и дуры,
ничем не защищенные
от барахла культуры.

Врагом поэта становится пошлость во всех ее проявлениях: дурной вкус, рабская зависимость от западной моды, вещизм, заменяющий общение с природой, настоящую книгу, любовь.

.

Анализ стихотворения  «Гимн взятке».

Уже в ранней сатирической поэзии В. Маяковский использует весь арсенал традиционных для поэзии, для сатирической литературы, которой столь богата русская культура, художественных средств. Так, он использует иронию в самих названиях целого ряда произведений, которые поэт обозначил как «гимны»: «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн критику», «Гимн обеду». Как известно, гимн — это торжественная песнь. Гимны же Маяковского — это злая сатира.

Едкие образы «Гимнов» запоминаются сразу - «желудок в панаме» из «Гимна обеду», люди «из мяса» - «Гимн здоровью», «козы» - взяточники из «Гимна взятке».

Тема взяточничества уходит корнями в далёкое прошлое: вспомним древнерусскую «Повесть о Шемякином суде», строчки из комедии Капниста:

Бери — большой тут нет науки,

Бери, что только можно взять.

На что ж привешены нам руки,

Как не на то, чтоб брать?,

персонажей гоголевского «Ревизора» и «Мёртвых душ», героев рассказа Н. С. Лескова «Старый гений». Маяковский продолжает традицию.

С первых строк это стихотворение-обращение к «дорогой взятке» проникнуто иронией.

Пришли и славословим покорненько
тебя, дорогая взятка,
все здесь, от младшего дворника
до того, кто в золото заткан.

Поэт подчёркивает, что явление это трудно искоренить, потому что взяточники – люди облечённые властью.

                               Чтоб больше не смела вздыматься хула,
                               наденем мундиры и медали
                               и, выдвинув вперед убедительный кулак,
                               спросим: "А это видали?"
В следующей строфе Маяковский создаёт прекрасный каламбур – игру слов:
                               А разве видано где-нибудь, чтоб стояла коза
                               и лезть в огород козе лень?..
                               Было бы время, я б доказал,
                               которые - коза и зелень.

 

Грибоедовские и гоголевские мотивы воскресают в «Гимне» Маяковского, посвященного взяточникам, в последних строчках стихотворения:

И нечего доказывать - ищите и берите,

Умолкнет газетная нечисть ведь.

Как баранов, надо стричь и брить их.

Чего стесняться в своем отечестве?

Очень современно звучит стихотворение Маяковского сегодня , так как коррупция и взяточничество проникли не только в городские власти, но и в государственный аппарат, что ме­шает нам проводить реформы, преодолеть экономический кризис и строить правовое государство.

 

Подведение итогов урока.

Ответьте на вопросы (устно)

 

1 Какие темы и проблемы затронуты В. В. Маяковским в его сатирическом творчестве?

 

2 Актуально ли сатирическое творчество В. В. Маяковского в наше время?

 

Запишите в тетрадях вывод

 

Маяковского по праву можно назвать талантливым сатириком XX века. Он обновил сатирический жанр. Обширность тем его сатирических стихотворений поражает. Кажется, не было такого негативного явления в жизни общества, которое бы поэт обошел своим вниманием. Маяковский создал галерею сатирических портретов взяточников, лентяев, мещан, глупцов и обжор. Сатиру рождают гнев и возмущение. Не случайно свой сборник сатирических произведений поэт назвал «Грозный смех». Маяковский продолжает лучшие сатирические традиции русской литературы: Грибоедова и Салтыкова-Щедрина, Гоголя и Минаева, Чехова. Стихи поэта пережили свое время и остались актуальными и сегодня. Смех Маяковского по-прежнему разит наповал мещан, критиков, взяточников и бюрократов.

Большое место в многогранном поэтическом творчестве Маяковского занимает сатира  - вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки. И задача этого вида искусства, по словам великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина, «провожать в царство теней все отживающее».


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 1334; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!