Вопрос 2. Символизм средневекового мышления в искусстве.



Всё, что видел и переживал средневековый человек вокруг себя, любые явления природы и события собственной жизни он стремился воспринимать одновременно в двух планах: естественном как происходящие здесь, в дольнем мире явления и события и символическом как знаки присутствия Бога, проявления мудрости и воли Творца, всегда направленной к добру, хотя и действующей неисповедимыми для человеческого ума путями. Во всех сферах средневековой культуры используется язык символов и аллегорий: в архитектуре, живописи, духовной и светской литературе, прикладном искусстве; в философии и теологии развиваются традиции символического знания, сформировавшиеся в период патристики. Для средневекового человека всё видимое было лишь отражением невидимого, высшего мира, его символом. Символика пронизывала всё. Квадрат был символом земли, а круг — неба, выражая идею вечности, бесконечности и совершенства. Обе эти фигуры лежали в основе плана собора и очертаний фасада. Совершенная форма собора открывалась и «взору Бога» и воздействовала и на человеческую душу. Все люди в большей или меньшей степени владели языком символов. Психология восприятия и создателей храмов и созерцателей их была более активна, чем позднее. Символизм пространства и архитектурных форм романских соборов — законченная, устойчивая, ясно читающаяся современниками система. Трёхчастное деление (нартекс, неф, алтарь) соответствовало представлениям о единстве Божественного, ангельского и человеческого бытия. Кроме того возникала аналогия с Троицей и с триадой человека (дух, душа, тело). Двучленное деление тоже имело своё идеологическое оправдание: небесное и земное пространство, душа и тело человека. Восток храма знаменовал собой рай, запад — ад. Северная сторона ассоциировалась со смертью, мраком, злом. Южная — посвящалась Новому завету. План церкви обычно имел форму креста — символ, соединяющий небо и землю, ориентированный в пространстве и времени. В верхних частях храма изображалось небо, в нижних — земля. Декор пола тоже имел символическое значение — здесь часто помещалось изображение лабиринта, символизировавшего сложность пути восхожения к Богу. Идея пути была одной из любимых идей католической церкви, она могла воплощаться не только в пространстве одного храма, но и в целом огромном пространственном комплексе: все паломнические церкви по дороге в Сантьяго-де-Компостеллу были выдержаны в едином духе, человек на своём пути как бы перемещался в одном огромном храме. Была символична и форма портала — полукруг арки был символом неба, а квадрат или прямоугольник дверного проёма — символом земли. Одно из значений латинского слова arcus переводится как радуга — небесный мост между землёй и небом, человеком и Богом. Дверь выполняла оградительные, защитные функции, акцентировала переход из одного пространства в другое, напоминая и о словах самого Христа: «Я есть дверь; кто войдёт Мною, тот спасётся». В полукруглой форме тимпана некоторые видят уподобление хлебу. Хлеб как и рыба — это символ Христа и христианства, кроме того — это символ христианского единства («Один хлеб и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба», апостол Павел). Три портала уподоблялись Троице. Мысль о том, что у Бога — всего много, была одной из любимых мыслей Средневековья. Природа виделась огромным хранилищем символов. Минералы, растения, животные — всё символично, и традиция довольствовалась тем, что некоторым из них давала преимущество перед другими. Среди минералов это были драгоценные камни, среди растительности — те из растений, которые упоминаются в Библии, среди животных — экзотические, легендарные сущетва, звери-чудовища, вызывавшие сильные чувства. Лапидарии, флорарии, бестиарии в идеальной библиотеке средних веков стояли на почётном месте. У камней и цветов их символический смысл сочетался с их благотворными или пагубными действиями. Цветовая гомеопатия жёлтых и зелёных камней лечила желтуху и болезни печени, красный — кровотечения. Красный сардоникс означал Христа, пролившего свою кровь за людей. Прозрачный берилл, пропускающий свет — образ христианина, озарённого светом Христа. Гроздь винограда в символическом изображении давильни — это был Христос, проливший кровь за людей. Образом Девы могли служить олива, лилия, ландыш, фиалка, роза. Св. Бернар подчёркивал, что символом Девы является как белая роза, означающая девственность, так и алая роза, говорящая о её милосердии. Яблоко было символом зла (по латыни слово malum означает как яблоко так и зло). Животный мир чаще всего виделся в сфере зла. Страус, откладывающий яйца в песок и забывающий их высиживать — образ грешника, не помнящего долга перед Богом. Козёл символизировал сластолюбие, скорпион, кусающий хвостом, воплощал лживость. Настоящими обличиями дьявола выступали фантастические звери, имевшие сатанинское происхождение — аспиды, василиски, драконы, грифоны. Слепая ящерица, которая ищет страну, где восходит солнце, симолизировала грешника, ищущего помощи у Бога. Пеликан, питающий детей своей кровью, — символ жертвенной смерти Христа. Птица Феникс — символ воскресения. Так же, как и лев, оживляющий дыханием мёртвых львят. Олень, пьющий из источника — душа, тянущаяся к Богу. Орёл, возносящийся к солнцу — символ вознесения. Естествознание превратилось в одну из отраслей богословия — животные делятся на воплощающих силы добра и зла. Символика становится общесредневековым языком, на котором говорит художник. Звериная орнаментика приобретает видимость реальности из-за повышенной экспрессивности и натуралистичности изображения. Романские мастера создали целый мир ужасных существ, но они их представили так правдоподобно, что их монстры кажутся жившими в доисторическую эпоху. Величавая простота форм и нежная пластика тела фигур шартрского собора предсказывает скорое появление нового взлёта скульптуры — готической скульптуры. Граница между романским и готическим искусство во Франции проходит в архитектуре около 1150 г., в скульптуре — ок.1200 г. Несколько по-другому обстоит дело в Германии, где скульптурный декор тоже играл большую роль в украшении романских церквей. Правда, сосредотачивается он в основном внутри церкви и немецкие мастера работают преимущественно в дереве, бронзе и стуке (смесь мраморной крошки с гипсом на клее и извести — его накладывают в мягком виде и моделируют шпателем). Объекты украшения — светильники, надгробия, купели. В пролёте триумфальной арки над алтарём в германских церквах вешалось большое раскрашенное деревянное распятие. С сер. XI в. немецкое искусство приобретает всё большие черты аскетизма, оно в своём преобладании сверхчувственного мистического начала словно враждебно миру. Всё это черты так называемого «строгого стиля», господствовавшего в Германии до I половины XII в., когда на смену ему приходит преувеличенная динамика и интерес к индивидуализации (собор в Бамберге). В них уже предчувствуется своеобразие немецкой готики. В готическом искусстве, с его напряжённым движением, теряются многие достоинства романского стиля — спокойствие, уверенность, сила.

Основная литература:

1. Арсланов, В. Г. Теория и история искусствознания. Античность. Средние века. Возрождение: учебное пособие для вузов / В. Г. Арсланов. — М.: Академический Проект, Культура, 2015. — 456 c. — ISBN 978-5-8291-1676-7. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/36738

2. История искусства. Том I / Л. И. Акимова, И. Л. Бусева-Давыдова, Н. А. Виноградова [и др.] ; под редакцией Е. Д. Федотова. — Москва : Белый город, 2012. — 520 c. — ISBN 978-5-7793-1496-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/50155.html

 

3. История Искусства. Том II / И. Л. Бусева-Давыдова, Т. С. Воронина, Н. Ю. Золотова [и др.] ; под редакцией Е. Д. Федотова. — Москва : Белый город, 2013. — 541 c. — ISBN 978-5-7793-1497-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/51414.html

Дополнительная литература:

 

1. Амиржанова, А. Ш. История искусств. Основные закономерности развития искусства Древнего мира и эпохи Средневековья: учебное пособие / А. Ш. Амиржанова. — Омск: Омский государственный технический университет, 2017. — 192 c. — ISBN 978-5-8149-2549-7. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/78434.

2. Донская Е.В.Искусствоведение :учебно-методическое пособие. Симферополь: Крымский университет культуры, искусств и туризма, 2013. – 124 с.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!