Национальные движения в послевоенное время.



Предмет: ОДБ.05 «История Отечества»                     Задание на 22.10.2020

Группа 4 «Мастер по обработке цифровой информации»

                                 

ПЛАН УРОКА № 12

Тема: СССР и Донбасс в послевоенный период (1945-1953 гг)

Тема урока: Изменения в политической системе СССР

Задачи урока:

- сформировать у обучающихся представление об изменениях в политической сиситеме СССР;

- создать условия для развития познавательного интереса обучащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с конспектом;

- содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.

 

План

1. Власть и церковь в послевоенное время.

2. Национальная политика в СССР.

3. Национальные движения в послевоенное время.

Власть и церковь в послевоенное время.

В феврале 1945 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал новым патриархом Московским и всея Руси Алексия I. Он продолжил линию на поддержку усилий государства в разгроме врага на заключительном этапе войны. А после ее окончания активно включился в миротворческую деятельность, которую проводил сам и через своих представителей в различных странах мира.

Заметно усилилось желание верующих вновь открыть свои храмы. В 1944-1948 гг. с такой просьбой к властям обратилось более 23 тыс. приходов. В большинстве случаев власти пошли навстречу верующим. Это потребовало значительного количества духовенства. Патриарх Алексий преобразовал Московский богословский институт и Богословские курсы в Московскую духовную академию и семинарию.

Некоторые партийные деятели по окончании войны посчитали миссию церкви выполненной и предлагали вновь усилить борьбу с ней. Секретарь ЦК ВКП(б) М. А. Суслов подготовил и специальное постановление ЦК о задачах атеистической пропаганды в новых условиях. Однако Сталин отказался его принять, решив сохранить существующие отношения с церковью. Вскоре из официальных партийных документов исчезло даже само понятие "атеистическая" работа.

Все это, однако, вовсе не означало прекращения репрессий против деятелей церкви. Лишь за 1947-1948 гг. было арестовано около 2 тыс. священников различных конфессий (православных - 679, сектантов - 1065, мусульманских - 76, буддистов - 16, католиков и лютеран - 118, последователей иудаизма - 14). Каждый год не менее ста священнослужителей различных конфессий были расстреляны. Но это были в основном те, кто вел борьбу с официальными церковными властями.

Национальная политика в СССР.

Единство и дружба народов СССР, ставшие одним из источников победы в войне, в полной мере проявились и в возрождении экономики страны. На восстановлении предприятий областей РСФСР, Украины, Белоруссии, Молдавии, прибалтийских республик трудились представители различных народов. При реконструкции украинского комбината "Запорожсталь" стояли палатки с надписями: "Рига", "Ташкент", "Баку", "Дальний Восток". Заказы по восстановлению этого гиганта индустрии выполняли 200 заводов из 70 городов страны. Более 20 тыс. человек из разных республик прибыли для восстановления Днепрогэса.

На основе вывезенных в ходе войны предприятий формировалась мощная индустриальная база на востоке страны. Были созданы или значительно расширены металлургические центры на Урале, в Сибири, Казахстане, Узбекистане, Грузии. В 1949 г. впервые в мире на Каспии азербайджанские нефтяники начали морскую добычу нефти. Крупное нефтяное месторождение стали осваивать в Татарии.

Продолжился прерванный войной процесс индустриализации республик Прибалтики, западных областей Украины и Белоруссии, Правобережной Молдавии. Создаваемые здесь предприятия оснащались станками и оборудованием, произведенными на заводах Москвы, Ленинграда, Челябинска, Харькова, Тбилиси и других городов СССР. В результате промышленное производство в этих районах страны за годы четвертой пятилетки выросло в 2-3 раза.

"Демократический импульс" войны в полной мере проявился и в росте национального самосознания, обращении народов страны к своим корням, героическим страницам исторического прошлого. Еще в военные годы в Татарии появились работы историков и писателей, посвященные своей прародине - Золотой Орде, ее правителям Батыю, Едигею и др. Они представали не в образе врагов, а выступали как основоположники татарской государственности.

В Башкирии были изданы "Очерки по истории Башкирии", литературные произведения о национальных героях "Идукай и Мурадым", "Эпос о богатырях". В пьесе "Кахым-Туря", посвященной героическому 1812 г., наряду с русскими воинами были показаны герои-башкиры, защищавшие Родину. Такие же произведения появились и у других народов страны. Власти же увидели в них "популяризацию ханско-феодального" прошлого и противопоставление народов.

Национальные движения в послевоенное время.

Война привела к оживлению национальных движений, которые не прекратили свою деятельность и после ее окончания. На Украине продолжали воевать отряды Украинской повстанческой армии. В Белоруссии только за первый послевоенный год было ликвидировано 900 повстанческих отрядов. Общая численность погибших от рук националистов-подпольщиков партийных и советских активистов в Прибалтике, по неполным данным, составила более 13 тыс. человек. Несколько сотен националистов действовали в молдавском подполье. Все они протестовали против присоединения своих республик к СССР и начавшейся здесь сплошной коллективизации. Сопротивление войскам НКВД было настолько упорным, что продолжалось до 1951 г. Только в Литве, Латвии и Эстонии было изъято 2,5 тыс. пулеметов и около 50 тыс. автоматов, винтовок и пистолетов.

Всплеск национальных движений вызвал и новую волну репрессий. Она "накрыла" не только участников националистического подполья, но и ни в чем не повинных представителей различных народов.

В мае 1948 г. МВД провело операцию "Весна" по депортации из Литвы в Сибирь "членов семей литовских бандитов и бандпособников из числа кулаков". Всего по "весеннему призыву" было отправлено 400 тыс. человек. Аналогичные акции прошли в отношении латышей (было выслано на восток 150 тыс. человек) и эстонцев (50 тыс.). Самыми массовыми были репрессии против населения западных областей Украины и Белоруссии, где общая численность пострадавших составила более 500 тыс. человек.

Преследования осуществлялись не только в форме арестов, ссылок, расстрелов. Запрещались национальные произведения, ограничивалось книгоиздание на родном языке (за исключением пропагандистской литературы), сокращалось число национальных школ.

Вместе с представителями всех других народов в лагерях отбывали сроки заключения и лидеры русского национального движения.

Подобная национальная политика не могла не вызвать в перспективе нового всплеска национальных движений у самых разных народов, входивших в состав СССР.

Домашнее задание: составить конспект и письменно ответить на вопросы:

 

1. Как вы считаете, изменилось ли отношение власти и церкви в военный и послевоенный период? Почему?

2. Насколько сильно было единство и дружба народов СССР в послевоенное время?

3. В чем заключалась внутренняя национальная политика СССР в послевоенное время?

4. В каких республиках СССР национальные движения были наиболее распространены? Почему?

5. Какими методами власть боролась с национальными движениями в СССР?

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 462; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!