Почему важно знать о жизни святых?

Святость.

 Добрый день. Я рад приветствовать всех слушателей нашего дистанционного курса. Среди тем творческих работ нашего медиафестиваля есть тема о святых людях. Поэтому, сегодня мы с вами поговорим о понятии святости.

 Если мы спросим у какого-нибудь человека: «Знаешь ли ты заповеди?» Он ответит: «Знаю. Не укради; не убей; чти отца и матерь…». Еще что-нибудь назовет из Десятисловия, что было начертано на каменных скрижалях. Но заповедей очень много. Например, Господь говорит на Тайной вечере: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов». Это тоже заповедь. Любое слово Христово, сказанное в повелительном наклонении, является заповедью для всех тех, кто верит в Господа.

 Заповедь есть еще такая: «Будьте святы, потому что Я свят…» Это записано в книге Левит Ветхого Завета и повторяется ап. Петром в новозаветном послании. Здесь говорится о том, что Господь Бог повелевает быть нам святыми.

Но вы скажете: что же, значит, я должен быть святым? И я, и ты, и он, и она, и все мы? Да, друзья мои, все мы должны быть святыми. «Будьте святы, ибо Я свят, Господь Бог ваш». Так написано. Это значит, что каждый из нас не только может, но и должен стать святым. Но что это значит быть святым? Как это возможно?

Само слово «Святый» в Священном Писании встречается неоднократно, как имя Бога (например, см.: Пс.98:9; Евр.7:26). Пророк Исаия в Иерусалимском храме в видении созерцал серафимов, непрестанно славословящих Бога: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф... (Ис.6:3).

 Итак, СВЯТОСТЬ – отличительное свойство, присущее только Богу. Также, свойствами святости может наделяться всё, что соприкасается с Богом: лица, действия или предметы.

5 Говоря о понятии святости можно выделить три уровня:

  1. Бог. Только один Всевышний свят по своей природе. Святость Божия как духовное качество, недоступна человеку. Человек может лишь в некоторой степени приобщиться к Божьей святости, по благодати.
  2.  Христиане. Мы слышим, что апостол Павел, обращаясь ко всем соверующим, называет «Братья возлюбленные и святые». И действительно, через веру и крещение каждый человек получает некоторую зачаточную святость, которая освящает сначала только наш дух. Человеку дается лишь семя, но не само древо, приносящее плоды Духа Святого. Именно в этом смысле начала пути к святости, святы все христиане.
  3.  Святые. Наконец, мы говорим о тех святых, которые прославлены Церковью, чьи имена мы видим в церковном календаре. Святые, которые дошли до полноты какой-то приобщенности к Богу. Так, что благодать Божия пронизывает и освящает уже всего человека и дух, и душу, и тело. Этим объясняется то, что тела святых часто остаются нетленными.

Точного определения святости не существует. Это отличительное свойства Бога невозможно определить в ограниченных человеческих понятиях. Мы лишь можем отметить некоторые грани этого сверхъестественного состояния.

 Само слово «святой» – по-еврейски «кодеш», употребляемое в Ветхом Завете – буквально означает «отрезанный, отделенный», то есть содержит идею отделения от мирского.

 Помните, в святилище было целых три завесы, которые отделяли Святое Святых, где находился Бог, от мира, от людей. И туда мог зайти только один человек, первосвященник и то один раз в году. Бог является Святым, так как отделяет Себя. Почему? Бог отделяется от того, что скверно, и если мы находимся в этой нечистоте, то мы разделены с Ним.

Мы, в лице Адама и Евы, ушли от Него из Его райского мира и построили свой, со своими законами и принципами. И Бог никогда не будет жить с нами в этом нашем мире. Он зовет нас вернуться в Свой. И для этого Он предлагает нам отделиться от своего мира для Него и говорит нам «будьте святы».

И такова именно первая, отрицательная грань понятия о святости.

Освятиться – это значит не жить по законам мира сего. Святые люди – это люди, которые превозмогли законы мира сего. Законы мира сего – это рознь, эгоизм, самоволие, желание славы себе и наплевать на ближнего. Они жили в этом мире, но никак все сыны человеческие, а как сыны Божии. Они – в мире, но не от мира… 

А законы Божии, которые превозмогают законы мира сего, – это слава Богу, ближнему честь, в сердце страх Божий и как можно меньше самоволия, самоугодия, самохвальства. Святые люди – это люди, которые жили в этом мире, но не так, как живут дети человеческие, а так, как живут сыны Божии. Они – в мире, но не от мира…

 Но если человеку кажется, что святость – это полная безгрешность, то вряд ли он разбирается в теме. Святость не означает абсолютное безгрешие. Безгрешен только Иисус Христос. Его так и называют – Единый Безгрешный. Святые имели грехи, но оплакивали их и каялись. Все мы участвуем в борьбе, ходим по краю и не знаем будущего.

 И единственная разница, по слову Серафима Саровского, между святым и грешником, который гибнет, – в решимости. В решимости стоять за все – в себе самом – самое благородное, самое чистое, самое высокое и прекрасное, в решимости, отозваться на слово Божие не только чувством, но всей своей жизнью. (Наш дух не может двинуться с места без нашей воли, направленной на исполнение заповедей Божьих.) Мы еще не святы лишь потому, что это не захотели это принять и с этим не захотели жить.

Преподобный Григорий Синаит, уподобляет дар Святого Духа, полученный в крещении драгоценному камню, погребенному под кучей хлама. Драгоценный камень этот не повреждается, а во всей своей красоте пребывает внутри нас, но, чтобы он воссиял под солнцем, нужно день и ночь, на протяжении всей жизни разбирать этот хлам, которым завалена наша душа, хлам, состоящий из страстных желаний, греховных привычек, нераскаянных заблуждений. То есть можно сказать, что, когда человек вступает в борьбу со страстями, он становится на путь, ведущий к святости.

Святость человека не ограничивается отрицанием и отделением себя от мира греха. (отделенностью по отношению к миру греха.) В понятии святости есть конкретное положительное содержание, (ибо природа святости Божественна.)

 Вы никогда не задумывались откуда приходит святость? Почему некоторые люди или вещи называются святыми? Что сделало несгораемый куст святым? Что сделало гору Синай или ковчег завета святыми? Что сделало ковчег завета святым?
Ответ таков: присутствие Божье. Там, где бог соприкасается со своим творением, где проявляет своё особое присутствие в нашем видимом мире, там и появляется святость.

 Святость — это явление иного Божественного мира в человеке. Святые люди и вещи образуют видимое звено (или как говорят сегодня портал) между нашим миром и небесным Царством Божьим. Святой — это человек, который открылся Богу и через которого Бог как бы действует и сияет.

 Быть с Богом и значит быть святым. Человек должен быть полон Богом. Не абстрактной добротой, не мягкостью и пушистостью, а Богом. Причем в меру своей глубины. Внутренняя мера человека может быть мала, как наперсток. Но если наперсток полон, это будет маленькая подлинная святость.

Человек должен быть полон Богом. Не абстрактной добротой, не мягкостью и пушистостью, а Богом. Причем в меру своей глубины. Внутренняя мера человека может быть мала, как наперсток. Но если наперсток полон, это будет маленькая подлинная святость. (Если же человек похож на чашу и тоже полон, это будет большая святость. А есть еще ведра, кувшины, водоносы и прочие емкости по возрастающей их объема. И хорошо бы, чтобы каждая была полна. Тогда все будут святы, и все по-разному. Так и на видимом небе: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе (1 Кор. 15:41).

Нам никогда не вырасти в меру преп. Антония Великого или преп. Серафима Саровского. Но есть и другая мера святости, и ее достичь нам необходимо: мера разбойника благоразумного. (Эта первая, низшая ступень святости ярко изображена в Евангелии, когда Христос разбойнику, справа от Него распятому, говорит: ныне же будешь со Мною в раю (Лук. 23, 43).) Разбойник освящается в последние часы своей земной жизни. Искреннее покаяние искупило его душу (для вечной жизни) и открыло ему ворота рая. Увидеть себя грешным, осознать всем сердцем свое падение, искренне смириться и покаяться – тоже дар Святого Духа. Самый первый дар, только после него могут быть все остальные.

 Преп. Исаак Сирин говорил, что увидеть себя (свои грехи), выше, чем увидеть ангела, и что плачущий о грехах своих выше воскрешающего мертвых.

Эта мера доступна и нам, к ней мы можем и должны стремиться. Только достигнув такого состояния – смирения и покаяния – мы можем наследовать Небесное Царство, со всеми святыми от века Ему угодившими.

 Наконец, святость есть не только отрицание, отсутствие всякого зла и не только явление иного Божественного мира в человеке.

 Эта, третья, сторона святости говорит о том, что она является силой, преображающей не только человека, но и мир в целом так, что «будет Бог все во всем» (1Кор.15:28). (Падший мир будет спасен и преображен в результате Второго пришествия Иисуса Христа. ) В конечном счете, все творение должно стать иным, («И увидел я новое небо и новую землю» (Откр. 21:1)) и являть собой Бога. Царство святости должно охватить весь мир и всё человечество. Именно через человека происходит процесс освящения, преображения всего окружающего мира.

 Духовное состояние человека прямым образом влияет на окружающую его материю, которая из-за его святой жизни освящается и благословляется, а из-за его грехов, соответственно, оскверняется и проклинается36 И здесь с особой силой открывается значение святых. Святых, которые в условиях земной жизни стали начатком (Рим.11:16) будущего всеобщего и полного освящения.

 Вообще есть такой закон: Богу не нужно много людей, чтобы освятить всех. Нужен один. Он ищет Авраама, и от него размножает целый народ. Он ищет Давида, и через него дает целое богооткровенное учение, заключающееся в Псалтири. Он ищет, допустим, князя Владимира и через него приводит к купели крещения множество славянских племен. То есть Богу нужен один святой человек, который направляет русло жизни потом в правильную сторону.

 Мы знаем святых, которые были настолько святы, что, по сути, (родили своей жизнью целую плеяду учеников и) сформировали целые христианские цивилизации. Русь, например, стоит на преподобном Сергии Радонежском. И святой Сергий настолько велик, настолько глубок, настолько таинственен, (настолько широк и тонок – в нем всё,) так что Русь до сих пор питается его святостью. Знаете, где сегодня находится духовное сердце России? В Свято-Троицкой лавре. Потому, что именно там пребывают мощи преподобного Сергия Радонежского. (Сербия хвалится святым Саввой и называет свою Церковь свято Савской, потому что Савва был настолько велик, грандиозен в святости, что до сегодняшнего дня много-много столетий сербская Церковь питается святостью одного человека.)

 В состоянии святости многие получают дары чудотворения, прозорливости, исцелений. И часто, исходя из этих признаков, человека начинают считать святым. Но необходимо заметить, что это глубоко неверно — сами по себе никакие дары еще не являются показателем святости. Христос предупредил: «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24-25).

Особенно это нужно иметь в виду в наше время. Почему? Сейчас, к великому сожалению, очень многие верующие ищут именно чудес, прозорливости, предсказаний, а не спасения и святости.

Отметим, что верх святости и совершенства состоит не в совершении чудес, но в чистоте любви. преп. Кассиан Римлянин
Святость это – чистота сердца, бескорыстная всеобъемлющая любовь ко всем людям вокруг: добрым и злым; Святость это последний Божий дар, дар любви,— наивысший и совершеннейший.

Почему важно знать о жизни святых?

Святость доказывает существование иного мира и правду Евангелия.

«Жития святых» это и доказательство, и свидетельство того, что наше происхождение с неба; что мы не от этого мира, но от иного; что человек есть настоящий человек только с Богом; что на земле живут небом; что «наше жительство на небесах» (Флп 3, 20); что наша задача – онебесить себя, питаясь хлебом небесным, Который сошел на землю (ср. Ин 6:33, 35, 51),

25 Благодаря святым, Евангелие из книги, из простого текста превращается в плоть и кровь, в дыхание и молитву конкретного святого человека. Святые – это и есть «воплощенное Евангелие». Каждый в отдельности воплощает одну или несколько цитат. Все вместе, собор всех святых воплощают Евангелие целиком. Жития святых – это радостное откровение о том каким может быть человек, вырастающий в полную меру того, что задумал о нём Господь.

 «Жития святых»? – Единственная православная Педагогика. Потому что в них множеством способов, показано, как вырабатывается совершенная человеческая личность, совершенно идеальный человек, и как с помощью святых таинств и святых добродетелей в Церкви Христовой человек становится «новым творением» во Христе. А это и есть единственный воспитательный идеал, установленный Евангелием Господа Христа.

 Рассказывая о жизни святых в своих медиапроектах, вы имеете замечательную возможность стать проводниками «Благой вести» для ваших зрителей. Вы можете показать, как во множестве способов вырабатывается совершенная человеческая личность. Как человек в Церкви Христовой, с помощью святых таинств и добродетелей, вырастает в полную меру того, что задумал о нём Господь. Ваш творческий проект может стать небольшим шагом к освящению не только своей собственной души, но окружающих вас людей.

 

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!