Фундаментальные понятия социологии.

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Н. БУРДЕНКО

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

 

 

ПЛАН:

 

1. Что такое социология, ее объект и предмет.

2. Социология в системе наук об обществе.

3. Структура и функции социологии.

4. Этапы и методы социологического исследования.

 

 

Вопрос I. Что такое социология, ее объект и предмет

 

Интерес к общественной жизни и знания о нем стали формироваться издавна, когда человек только начал осознавать свою включенность в группу и свою зависимость от отношения и поведения других людей. Организация жизнедеятельности и воспроизводства все более сложных сообществ (от племен до государств) порождала перманентную необходимость как-то обобщать и операционализировать представления об устройстве общества как объекта управления и о природе человека как социального существа.

Человек, владеющий социальными знаниями об обществе и о закономерностях его строения, развития и функционирования, весьма значимо воспринимает формулу: «Кто владеет информацией – тот владеет миром». Иными словами, социологическое образование приобретает сегодня особый, весьма прагматический ценностный смысл, а социальная компетентность человека рассматривается как несомненный и чрезвычайно весомый индивидуальный капитал, обладатель которого вооружен «магической» формулой: «Знать – чтобы значить». Социальная значимость людей является эквивалентом их общественного достоинства, позволяет им реализовываться в обществе себе подобных и квалифицированно взаимодействовать с другими, умело общаться и реализовывать себя и свои интересы. Знание социологии необходимо как важный элемент современной культуры и как условие развития человеческого в человеке.

Термин «социология» (от латинского societas — общество — и греческого logos — учение), т.е. наука об обществе, был введен в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом (1798 — 1857) в его работе «Курс позитивной философии» (1842). Конт исходил из необходимости всестороннего и максимально объективного анализа общественных явлений.

Сегодня я представляю вам обширную, постоянно развивающуюся в разных направлениях область исследований социальных организаций, событий и явлений – социологию. Социология есть искусство познания коллективной человеческой природы, строения социальных систем и конструирования новой общественной реальности. Эта наука достигла многого в изучении, интерпретации (объяснении и трактовке), моделировании и конструировании социальных процессов. Поэтому современная социология весьма многолика, в разных своих аспектах она может рассматриваться как:

ü наука;

ü искусство;

ü технология.

Человек не может знать все обо всем. Но он может знать достаточно. Социология даже в ее усеченном дидактическом (учебном) воплощении помогает войти в мир самых актуальных для человека знаний о себе и об окружающем его обществе.

Социология – это очень интересная и полезная наука, одновременно загадочная и простая, даже можно сказать общедоступная. Но незнание (или нежелание) опираться на ее методики, положения и выводы чревато весьма неприятными последствиями.

Так, долгие годы и десятилетия в СССР практически не было социологии. Общественных наук было много, хороших и разных: м.-л. философия (диамат-истмат), политэкономия, научный коммунизм, история КПСС и т.п. А вот социологии не было. Казалось бы, не было всего лишь одного из многочисленных способов изучения людей и общества. А в результате? В результате один из последних лидеров Советского государства, тогдашний генсек КПСС Ю.В. Андропов с грустью констатировал в 1982 г.: «Мы не знаем общества, в котором живем!». И лишь после этого был снят неофициальный административный запрет на социологию, на социологические исследования. Но и тогда социологию еще не изучали в вузах. В нашем (медицинском) вузе лишь с 1994 г. был введен курс Основы социологии», но в очень урезанном виде – 36 учебных часов.

Социология возникает и развивается как ответ на потребности формирующегося гражданского общества. Социологическая наука совершенно не нужна, скажем, на дорыночной стадии исторического развития, например, при феодальном строе с его жесткой регламентацией всех сфер жизни общества: экономической, политической, духовной. А вот в условиях гражданского общества (т.е. самоорганизующегося, относительно автономного от государственной власти) возникает объективная потребность в знании и объяснении реальных социальных явлений и процессов. Качественное расширение границ свободы человека, существенное увеличение возможностей выбора пробудили интерес граждан к знанию основ жизни социальной группы, общности, социальных процессов – с тем, чтобы рационально, с наибольшей эффективностью и наименьшими издержками воспользоваться обретенной свободой.

С другой стороны, свободная конкуренция (в экономике, политике, духовной сфере) поставила результативность деятельности всех социальных субъектов (предпринимателей, политиков и др.) в прямую зависимость от того, насколько умело они используют знание конкретных социальных механизмов, настроений и ожиданий людей, их предпочтений. Например, в начале 90-х гг. новая «демократическая» власть совершенно не учла настроения людей в связи с распадом СССР, ущемлением русских, очевидным ослаблением государственности. Для «снятия» этого противоречия потребовалась существенная корректировка политического курса в начале 2000-х гг. Из всего этого и сформировалось сегодня требование о достаточно конкретном, доказательном и максимально приближенном к реальной социальной практике знании.

В системе научного знания социологии отведено особое место. Она единственная из наук, изучающая общество в целом, подобно тому, как физика – единственная наука, описывающая природу в целом. Обе они составляют фундамент человеческого знания. И хотя физике более 2 тыс. лет, а социологии не исполнилось и 200 лет, она успела приобрести вид логически стройной и обоснованной системы достоверного знания.

Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом? Почему они образуют группы (коллективы, корпорации, колхозы, банды) и как они в этих группах взаимодействуют? Почему они поклоняются чему-то или отвергают что-то? Почему и как они голосуют, женятся, воюют друг с другом или мирятся? Короче говоря, социологов интересует все, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом.

Социология – это наука, помогающая обществу и каждому человеку в отдельности глубже и конкретнее познать самих себя, основу и механизмы социального взаимодействия людей, чтобы эффективнее распорядиться своей свободой, самоорганизоваться в цивилизованное общество на основе приоритета прав личности.

Сорокин П.А.: «Социология есть наука, изучающая поведение людей, живущих в среде подобных».

СОЦИОЛОГИЯ – это научное изучение общества и социальных отношений.

 

Знакомство с социологией как наукой предполагает раскрытие ее сущности и содержания, выявление ее границ и места среди других общественных дисциплин. Решение этого вопроса означает, прежде всего, определение объекта и предмета социологии.

Казалось бы, раз социология – это наука об обществе, то общество и является ее объектом и предметом, и этого вполне достаточно. Но дело в том, что общество является объектом всех общественных и гуманитарных наук. То же самое можно сказать и о понятии «социальная реальность». Ключ к обоснованию и правильному пониманию научного статуса социологии (равно как и любой другой науки) лежит в различении ее объекта и предмета.

В любой науке принято выделять и различать объект и предмет исследования. Любая наука характеризуется своим объектом и предметом. Но эти два понятия не совпадают. Под объектомпонимается определенная часть объективной реальности, которая изучается группой взаимосвязанных смежных наук. А предметнауки – это та часть объекта, объективной реальности, которая изучается данной наукой ее специфическими методами и средствами. Иначе говоря, предмет науки выступает как результат исследовательской деятельности, его выделение целиком определяется спецификой данной науки и применяемыми ею средствами и методами познания. Как видим, объект и предмет науки отличаются по объему и по качеству. Объект исследования любой науки широк и безгранично разнообразен, а ее предмет всегда ограничен, однозначен и специфичен. Предмет науки является частью объекта. Он изучается только этой наукой и изучается по-особому, методами именно этой данной науки.

Объект социологииэто общество, вся социальная реальность.

Предмет социологииэто вся сложная интегрированная совокупность социальных связей и отношений, способы и формы их организации и механизмы взаимодействия людей друг с другом в обществе.

Надо сказать, что понимание предмета социологии на протяжении всей истории этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали (и высказывают) различное понимание предмета социологии. О. Конт считал, что социология — это позитивная наука об обществе; выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты, немецкий социолог М. Вебер — социальное поведение, Питирим Сорокин — социальное взаимодействие и т.д.

Задачи социологии:

1. изучение социальных связей и отношений, их структуры и типологии;

2. анализ социальных систем (общества) как интегральных структур;

3. исследование социальных объектов и процессов на различных уровнях и формирование оптимальных объяснительных моделей для каждого объекта и для всех вместе;

4. выявление механизмов и способов социального взаимодействия людей;

5. уяснение мотивов, причин и условий человеческих взаимодействий, оснований выбора способов и форм социального поведения и совместной деятельности;

6. разработка рекомендаций и предложений по регулированию социальных отношений и конфликтов, по совершенствованию социального управления;

7. развитие социологической культуры общения и взаимодействия людей, налаживания совместной деятельности.

 

Фундаментальные понятия социологии.

В мировой и отечественной социологии принято различать два весьма близких понятия – «социальное» и «общественное».

В свое время в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса при анализе общества использовались оба эти понятия наравне друг с другом. При этом понятие «социальное» нередко отождествлялось с понятием «гражданское», которое характеризовало взаимодействие людей в пределах общества в целом или же конкретных социальных общностей (семья, группа, слой, класс). У последователей же марксизма стали отождествляться понятия «общественное» и «социальное». А в советское время понятие «гражданское общество» вообще ушло из оборота.

В западной социологии, в которой традиционно доминировали эмпирические исследования, понятие «социальное» (производное от общества – society) использовалось исключительно в узком эмпирическом значении для характеристики отношений в данной группе, между конкретными людьми. В результате возникли трудности с обозначением явлений и процессов, относящихся к обществу в целом. Именно поэтому на Западе и было введено понятие «социетальное» (societal) для характеристики общества в целом, всей системы общественных отношений (экономических, политических и др.).

Сегодня в мировой и отечественной социологии используются оба эти понятия – «социальное» и «общественное» («социетальное»), но с некоторым различием в употреблении.

Общественноеэто характеристика общества в целом, его подсистем и их взаимоотношений.

Социальноеэто характеристика отношений людей непосредственно друг с другом, их совместной деятельности в конкретных условиях времени и места. В целом данное понятие имеет несколько смыслов, по-разному трактуется и понимается.

Во-первых, чаще всего оно употребляется в значении «общественное», т.е. отличное от биологических, природных явлений и процессов. В данном случае все, что охватывает жизнедеятельность человеческого общества в целом, представляет собой социальное.

Во-вторых, это понятие отражает положение и роль человека в обществе и выражается в отношениях взаимосвязи, взаимодействиях различных групп, которые так или иначе дифференцируются, разделяются по тем или иным признакам (взаимоотношения классов, наций, поколений, полов и т.д.)

В-третьих, этот термин охватывает всю совокупность проблем человеческой жизни — отношения между социальными группами и слоями, нациями и народностями, состояние окружающей среды, условия быта, труда, досуга, специфические проблемы молодежи, женщин, детей, стариков и др.

В соответствии с классическим определением, данным великим немецким социологом Максом Вебером, «социальным» называется такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него. При этом следует особо подчеркнуть, что «социальное» – это результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в общении и взаимодействии.

 

В процессе изучения общественных отношений огромное значение имеют т. н. социальные законы. Что же такое социальный закон? Г.В. Осипов определяет социальный закон как «относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней, социальной организацией и личностью и т.д.» [1]

Социальные законы, закономерности действуют во всех сферах человеческой деятельности и могут различаться по сфере своего распространения — на малую группу, на определенную социальную страту, социальный сдой или класс и, наконец, на все общество. Иными словами, в сфере действия закона могут находиться общество в целом или его часть. Как и все научные законы, социальные законы обладают следующими основными признаками:

1. закон может вступать в действие только при определенных, строго оговоренных условиях;

2. при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений;

3. сами условия, при которых действует закон, могут реализовываться не полностью, частично и приблизительно.

       В качестве примера рассмотрим социальный закон, предложенный А. Зиновьевым. «Если в одном учреждении человеку платят за такую же работу больше, чем в другом, то человек поступит работать в первое из них при том условии, что для него работа в этом учреждении не отличается ничем, кроме зарплаты». Может случиться, что работник выберет учреждение, в котором платят меньше, но которое расположено ближе к дому или имеет лучшие условия труда. Это не опровергает приведенного выше утверждения, так как в данном случае явно не выполняются условия действия закона. Не может быть учреждений с абсолютно одинаковыми условиями работы, кроме зарплаты, однако приблизиться к этому вполне возможно.

Принципиальная схема действия социального закона вполне различима и достаточно проста, его проявления всегда видимы для членов общества. Вместе с тем исследователи единодушны в том, что социальные законы крайне трудно обнаружить и изучить. Это объясняется существованием множеств условий, их сложностью, а также тем, что они накладываются друг на друга, переплетаются, усложняя исследования. Именно поэтому повторяемость поведения людей в социальных группах, а значит, и действие социального закона, часто трудно выделить из-за нагромождения деталей, обилия исходных данных и допущений.

Однако одно обстоятельство несколько упрощает научный подход к изучению социальных законов. Дело в том, что социальные законы — это существующие независимо от сознания объективные правила, которые регулируют поведение людей по отношению друг к другу. Основой их являются исторически сложившиеся мотивы, интересы и стремление людей к удовлетворению своих потребностей в улучшении условий существования, безопасности и признании со стороны других, самовыражении и др. Люди неосознанно действуют в соответствии с социальными законами и обучаются такому «узаконенному» поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами, исходя при этом из своих потребностей. Поэтому, изучая социальные законы, необходимо, прежде всего, выявлять потребности индивидов, составляющих социальный класс, группу или общество в целом, и, учитывая потребности, искать повторяемость в их поведении, определять условия, в которых наблюдается найденная повторяемость, и формулировать сами социальные законы, знание которых необходимо для успешного управления социальными процессами, происходящими в обществе.

Именно наличие и действие социальных законов обеспечивают возможность применения научного подхода в социологии. Предсказуемость, повторяемость, заданность многих сторон человеческого поведения позволяют ученым, исследующим человеческое общество, открывать социальные законы, определять условия их действия и предвидеть поведение людей в социальных группах и обществе.

Для выделения из всей совокупности общественной жизни социальных законов и закономерностей важным является определение и понимание таких понятий, как «социальный факт» и «социальный фактор».

Социальный фактэто единичное, общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий. В обычном смысле социальный факт — событие, имевшее место вообще, вне зависимости от того, наблюдалось ли оно кем-то кроме свидетелей или нет; в научном смысле социальный факт — это событие, описанное в четких понятиях с указанием специфики социальной ситуации, в которой оно имело место.

Социальный фактор (от лат. factor — .делающий, производящий) — это выделение из ряда переменных неких новых, укрупненных признаков, влияющих или способных повлиять на социальное событие.

 

 

Вопрос II. Социология в системе наук об обществе.

Социология порождает особый взгляд на мир, особый способ восприятия и понимания окружающей среды. Мировосприятие социолога регулируется категориальной структурой мышления, нацеленного на то, чтобы «схватить» и объяснить тонкую материю социального взаимодействия людей.

Представители разных общественных наук очень по-разному воспринимают и изучают одни и те же социальные объекты. Скажем, если взять семью, то

ü экономиста, прежде всего, заинтересует ее бюджет, расходы и доходы;

ü юриста – права и обязанности родителей и детей, нормы отношений между ними;

ü демографа – детность;

ü политолога – авторитет и методы родительской власти;

ü психолога – мотивы вступивших в брак супругов в тех или иных ситуациях.

Социолог примет все это во внимание, но поставит вопрос по-своему: какова сплоченность семьи? Тот же вопрос он может поставить в отношении школьного класса, студенческой группы, трудового коллектива. Более того, по специальной методике он может рассчитать степень сплоченности группы и выразить ее числом.

Любая группа людей имеет свою статусно-ролевую и нормативно-ценностную структуру. Плохо ли, хорошо ли, но она как-то организована, так или иначе действует, выполняет какие-то функции, преследует какие-то цели. Связи и взаимодействия индивидов образуют своеобразную социальную сеть – «социум», который (как душа в теле) имеет место в любой точке группы. Статус, роль, норма, ценность, действие, функция, цель – вот элементы той понятийно-категориальной матрицы, сквозь которую социолог смотрит на мир, воспринимает, описывает и объясняет его.

Лишь на первый взгляд социолог изучает индивидов и группы. Но это не совсем так. Он изучает те связи, которые образуются в группах – связи взаимодействия. И индивид, и группа для него – это совокупность связей, но связей особых, социальных, порождающих сложные социальные структуры: личность, общество, культуру, государство, право, мораль, науку, искусство. Ни экономист, ни юрист, ни психолог не раскроют тайн социального взаимодействия. Это может сделать только социолог.

Социология и философия.

Философское исследование социальной жизни (социальная философия) предполагает теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом. Оно обладает целым рядом достоинств и особенностей. Философская культура, умение философствовать – это сила ума, логики, наблюдательности, умение выявить в отдельных разрозненных фактах и событиях общечеловеческий и метафизический смысл, умение охватить мир концептуально и целостно. Социология прочно стоит на фундаменте великих завоеваний философской мысли. В содержательном и методологическом планах любой социолог – признает он это или нет – осмысливает социальную реальность всегда на основе какой-то более общей философской идеи, которая и определяет исходные подходы социолога к данной проблеме.

Вместе с тем философский способ осмысления социальной действительности имеет свои границы применения. Ведь философия по своей сути и методам наука умозрительная, пригодная лишь для решения общемировоззренческих, «вечных» проблем. Для изучения конкретных реальных явлений и процессов философия даже не имеет необходимого познавательного инструментария. Социология же осмысливает общество, социальную жизнь не как предельно общую абстракцию, а как конкретную реальность. Социологи стремятся познать конкретные механизмы, зависимости, связи социальной жизни. Общее же у философии и социологии – это целостное, интегрированное восприятие социальной действительности, но только на разных уровнях, различными методами и с разными целями и установками.

Подытоживая все вышесказанное, можно выделить следующие основные отличия философии и социологии:

1. Если философия ориентирована на выявление конечных, абсолютных причин и вечных основ социального существования человека, тех неизменных основ, на которых строятся взаимоотношения людей в любом обществе, то социология ориентирована на изучение конкретного общества, в реальных условиях места и времени. Она изучает не общество вообще, как философия, а вполне конкретное общество.

2. Если философия отличается целостностью, концептуальностью осмысления социального бытия в единстве всех его сторон и аспектов, то социология анализирует роль и место человека в жизни конкретного общества, в рамках различных социальных институтов, исследует специфику общностей разного типа и уровня.

3. Если для философии характерен нормативный подход, ибо только она формулирует и обосновывает нормы и идеалы социальной жизни, то социологию интересует исключительно реально существующее общество. Иначе говоря, социология изучает только социальное сущее, а философия еще и социально должное.

4. Если для философии характерна функция целеполагания (философия устанавливает, обосновывает и формулирует цели и направления развития общества, выдвигает программу социального прогресса), то социология изучает в первую очередь социальную действительность, а также влияние философских концепций и программ на эту конкретную социальную действительность.

5. Если философия опирается исключительно на методы теоретического умозрения и качественного анализа, то социология предполагает сочетание качественных и количественных методов исследования при решающей опоре все же на эмпирические методы.

 

Социология и частные общественные науки (экономическая теория, политология, юриспруденция):

1. Если частные общественные науки изучают только и исключительно отдельную сферу социальной действительности (сферу экономических отношений, политики, права и т.п.), то социология изучает общество в целом, как единую интегрированную систему. При этом частные явления и процессы анализируются не только сами по себе, но и с точки зрения их места и роли в интеграции общественного целого.

2. Если частные общественные науки ориентированы в первую очередь на предмет человеческих отношений и взаимодействий, то социологию интересуют сами эти отношения, их механизмы, а также люди, как субъекты социальных отношений. Социология помогает этим наукам избавиться от присущей им порой бессубъектности.

3. Если частные общественные науки акцентируют внимание в первую очередь на объективных явлениях и процессах, то социология рассматривает эти объективные социальные явления с точки зрения интересов людей, их потребностей, ожиданий и предпочтений.

4. Ни одна частная общественная наука специально не изучает сплоченности и солидарности людей. Только социология выдвигает и рассматривает этот вопрос.

Социология и история.

Если история свое основное внимание уделяет неповторимым уникальным историческим событиям, процессам и личностям, то социологию больше интересует типическое в социальных отношениях и событиях.

Социология и психология.

В центре внимания психологии внутренний мир человека, индивидуальное человеческое «Я», а в центре внимания социологии – проблемы межличностного взаимодействия, т.е. «Мы».

Существуют связи социологии с естественными и точными науками. Именно в процессе взаимодействия с биологией впервые нашел свое специфическое выражение системный подход, получили развитие социальная экология и социальная медицина. Крепнет сотрудничество социологии с математической наукой, ибо трудно сегодня представить ее без специальных математических методов, обеспечивающих эффективность и достоверность эмпирических социологических исследований.

Важное значение в развитии социологии приобретают междисциплинарные связи. На междисциплинарной основе возникли социальная психология и конфликтология, развивается социолингвистика, проходят стадию становления некоторые другие дисциплины. Для всех этих новых направлений вклад социологии состоит, во-первых, в определении их проблематики из того проблемного поля, которое связано со структурными социально-групповыми носителями особых интересов, во-вторых, в широком использовании специфических методов и приемов исследования, дающих возможность существенно расширить фактологическую базу всего гуманитарного знания.

Итак, смысл вычленения социологии из всей системы наук, и, конечно, прежде всего, обществознания, состоит в том, чтобы выйти на анализ сознания и поведения людей в единстве объективных и субъективных факторов. Это возможно благодаря тому, что социология обладает следующими достоинствами, признаками и свойствами.

Признаки и свойства социологии:

1. изучение общества как конкретной реальности, в реальных условиях пространства и времени, т.е. исследование конкретных связей, взаимодействий, институтов, интересов людей, вовлеченных в социальные процессы;

2. анализ общества в целом, как системы, в единстве всех его механизмов и структур, институтов и отношений. Это проявляется:

ü в изучении обществ как системы связей и отношений;

ü в анализе всех частных социальных явлений и процессов с точки зрения их включенности в общественное целое;

ü в изучении и выявлении всеобщих социальных свойств, связей, институтов, общностей. Социология как бы содержит в себе определенную всеобщность, что и отличает ее от других социальных наук;

3. ориентация на исследование как конкретных, так и типических механизмов, условий и связей социальной жизни;

4. использование методов не только теоретических, но и количественных, эмпирических.

 

Вопрос III. Структура и функции социологии.

 

При выяснении сущности и содержания социологии как науки помимо определения ее объекта и предмета требуется, во-первых, характеристика ее структуры, уровней социологического знания и других дифференцирующих признаков, которые в своей совокупности позволяют представить данную дисциплину как определенную логически непротиворечивую систему, особенно если учесть, что структура может быть построена по различным основаниям.

Во-вторых, невозможно представить науку без соответствующего понятийного аппарата, категорий, которые бы отражали степень и глубину познания социальной реальности. Категории должны отражать то, что их связывает с другими науками, быть отражением общенаучных теорий и в то же время характеризовать те специфические особенности, которые присущи именно социологии.

В-третьих, наука не имеет качественной определенности, если точно не вычленены ее функции, в том числе и те, которые характерны только для нее.

 

Существует несколько способов структурирования социологии. Первый вариант – по характеру социологического знания и исследования.

Самым распространенным и общепризнанным является деление социологии на теоретическую и эмпирическую. В рамках теоретического знания разрабатываются социологические теории, осуществляются типологизация и классификация имеющейся социологической информации. Оно включает в себя и гипотетическое знание, которое в дальнейшем должно быть подтверждено или опровергнуто. К компетенции теоретического знания относится выявление закономерностей (законов), тенденций и перспектив развития как изучаемых общественных явлений и процессов, так и самой социологической науки. Большое место в социологической теории отводится понятийному аппарату, уточнению его интерпретации как в свете накопленных данных, так и новых теоретических подходов.

Теоретическое знание неоднозначно и поэтому не исключает существования различных концепций, взглядов, подходов и парадигм. Это, собственно говоря, и отражает современная ситуация в социологии, которая характеризуется многообразием концептуальных подходов к изучению одних и тех же проблем. Более того, существование различных теорий приводит к полемике, что, в конечном счете, обогащает социологию в целом.

Что касается эмпирического уровня знания, то оно представлено всеми видами и формами конкретной информации, включающими в себя совокупность статистических и документальных данных, социологических показателей и индикаторов развития изучаемых социальных процессов и явлений.

В последнее время все большую популярность стали приобретать теории среднего уровни, понятие и обоснование которых предложил американский социолог Роберт Мертон. По его мнению, эти теории необходимы для социологического анализа конкретной группы фактов в отдельных областях, знаний. Теории среднего уровня относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны, как с эмпирическими исследованиями, так и с общесоциологиче­скими теориями. Это промежуточное положение позволяет теориям среднего уровня сыграть роль мостика между «высокой» теорией и эмпирическими (практическими) данными. Сегодня в нашей стране в большей или меньшей степени существует свыше 30 специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус теоретических, другие — прикладных, третьи — теоретико-прикладных дисциплин. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей.

Теории среднего уровня можно условно разделить на три группы:

1) теории социальных институтов (социология семьи, армии, политики, труда и т.д.);

2) теории социальных общностей (социологии малых групп, организаций, классов, толпы и т.д.);

3) теории специальных социальных процессов (социологии конфликтов, урбанизации, процессов коммуникации и т.д.).

 

Второйвариант структуры социологии – по ориентации и функции исследования. Иначе говоря, данное разделение социологии отвечает на вопрос: решает ли это исследование только научные или практические задачи. Для фундаментальной социологии цель исследования – это построение теории, объясняющей социальную действительность, например теория социальных систем, теория социального кризиса, теория общественного развития, концепция культуры. А для прикладной социологии цель исследования – это разработка конкретных рекомендаций и предложений для совершенствования и преобразования социальной действительности.

В идеале прикладная социология должна опираться на фундаментальную, а та, в свою очередь, использовать и правильно объяснять материалы конкретно-социологических исследований. Но это – лишь в идеале. Так редко удается сделать(в частности, один из немногих примеров удачного соединения теории и практики – серия публикаций И.М. Клямкина в журнале «Полис» за 1993 – 1996 гг.). В действительности в отдельные периоды наблюдается увлеченность то абстрактными теориями, то узко-прикладными исследованиями, например, опросами и рейтингами, как в современной России.

При этом очевидная неразработанность социологической теории переходных процессов плохо сказывается на решении разнообразных практических проблем российского общества, на становлении правового государства и действенной демократии.

Некоторые российские ученые смешивают «теоретическую» и «эмпирическую» социологию с «фундаментальной» и «прикладной» социологией. Деление на теоретическую и эмпирическую социологию обусловлено уровнем знания (теоретическое и эмпирическое), деление же на фундаментальную и прикладную — ориентацией (функцией) социологии, направленностью на собственно научные или практические задачи. Так, эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его цель — построение теории, то оно относится к фундаментальной социологии; если же его цель — выработка практических рекомендаций, то оно относится к прикладной социологии. Исследование, будучи эмпирическим по уровню получаемого знания, может быть прикладным по характеру решаемой задачи — преобразование действительности. То же относится и к теоретическим исследованиям.

Третий вариант структуры социологии – по масштабу исследуемого объекта. Макро-социология изучает общество как целостный социальный организм, его структуру, социальные институты, их функционирование и изменения. А микро социология обращена к социальному поведению конкретных индивидов и групп, межличностному общению, мотивации действия и реакции, социализации и индивидуализации личности, стимулам и формам групповых поступков и группового поведения.

Четвертый вариант структуры социологии – по предмету исследования. Это т.н. функциональные социологии. Основанием для функциональной структуры социологического знания является деление жизни общества на различные сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную. В соответствии с этим и принято выделять: экономическую социологию, политическую социологию, социологию социальной жизни, социологию духовности (культуры) и социологию управления.

Пятый вариант структуры социологии – по используемым исследовательским подходам. При изучении и объяснении разнообразных социальных явлений используют пять основных подходов:

ü демографический подход предполагает изучение общества и общественного развития через призму процессов рождаемости, смертности миграции населения (например, социально-экономическая отсталость стран III мира объясняется, в частности, тем, что им приходится тратить большую часть средств на то, чтобы прокормить быстро растущее население. Отсюда демографическая структура населения и ее динамика – ключ к объяснению социальных процессов в этих странах);

ü коммуникативный подход предполагает изучение общественной жизни как системы человеческих взаимоотношений. Здесь анализируются формы и механизмы взаимоотношений людей друг с другом, обусловленные их статусами и социальными ролями, а также способы и трудности общения;

ü коллективистский подход применяется при изучении особенностей и механизмов взаимодействия людей в группах и организациях. В рамках этого подхода изучается коллективное поведение (аудитории, толпы), влияние устойчивой организационной структуры на отношения людей, на их поступки и мотивации (например, анализ отношений в семье, фирме, коллективе, изучение конфликтов и т.п.);

ü психологический подход предполагает объяснение социального поведения и отношений через призму его субъективной значимости для людей как личностей. При этом изучаются мотивы, мысли, навыки, ценностные ориентации и социальные установки, представления человека о самом себе и об окружающем обществе;

ü культурологический подход постигает зависимость взаимодействия и общения людей от социокультурных особенностей, традиций и менталитета данного общества. В рамках этого подхода анализируется специфика правил поведения, норм и социальных ценностей как факторов, регулирующих поступки и отношения людей в группах.

 

Функции социологии:

Тесная связь социологии с жизнью определяется в первую очередь теми функциями, которые она выполняет.

ü гносеологическая функция – получение нового знания о различных сферах и явлениях социальной жизни, выявление и изучение закономерностей и тенденций социальных процессов и перспектив социального развития;

ü объяснительная функция – выявление и анализ причин и факторов социальных явлений, мотивации и стимулов социального поведения и взаимодействия;

ü мировоззренческая функция – влияние на формирование и изменение мировоззрения людей, их социальных взглядов, на идеологические и политические отношения в обществе;

ü методологическая функция – формирование и обоснование методов самостоятельного изучения, трактовки и объяснения социальных явлений и процессов;

ü практическая функция – разработка конкретных рекомендаций и предложений по повышению эффективности управления различными социальными процессами, по налаживанию социальных отношений в группах и снижению социальной напряженности;

ü прогностическая функция – разработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных явлений и процессов в будущем;

ü воспитательная функция – влияние на культуру социального мышления и социального поведения людей, на культуру общения и взаимодействия.

 

Социологическое знание оказывает определенное воздействие на общество:

ü люди с социологической подготовкой работают в различных государственных учреждениях, общественных и частных влиятельных организациях;

ü методы, разработанные социологами, применяются в других областях исследовательской и социально-аналитической деятельности;

ü работы, данные и выводы социологов могут изменять отношения людей к тем или иным общественным явлениям, а также предоставлять необходимую информацию для принятия управленческих решений по вопросам социальной политики.

 

Вопрос IV. Этапы и методы социологического исследования.

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕэто система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом социальном явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы для приращения научного знания или в практике управления общественной жизнью.

                   Этапы социологического исследования:

1. разработка программы и инструментария;

2. сбор информации;

3. подготовка собранной информации к обработке и ее обработка;

4. анализ и интерпретация полученной информации, подведение итогов исследования;

5. формулировка выводов, предложений и рекомендаций.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем цели и задач. Именно в соответствие с ними и различают три основных вида социологического исследования: зондажное, описательное и аналитическое.

I. Зондажное (пилотажное или разведывательное) исследование используется для предварительного обследования определенного общественного явления или процесса. Потребность в таком предварительном этапе возникает, как правило, тогда, когда проблема мало или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в каком-либо широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем. Зондажное исследование основано на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии [2].

Выполняя вспомогательные задачи, зондажное исследование служит поставщиком оперативных данных. С их помощью определяют отношение населения к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов различных общественно-политических кампаний.

II. Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Кроме того, учет и осмысление такой всесторонней информации помогает лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможными группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с данной проблемой.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различный стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта однородных групп дает возможность осуществить их оценку, сравнение и сопоставление по определенным параметрам, а кроме того, выявить наличие и степень развитости связей между ними.

Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его конкретными задачами и направленностью. Их сочетание повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяет делать более обоснованные выводы и рекомендации.

III. Аналитическое исследование ставит своей целью углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что именно определяет его основные количественные и качественные параметры. В силу такого предназначения данный тип исследования имеет особенно большую научную и практическую ценность.

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между определенными характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворенностью содержанием выполняемого труда и его эффективностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием труда основной или неосновной причиной, т.е. лишь фактором, виляющим на уровень его эффективности.

Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует умения взаимоувязывать, «состыковывать» информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определенных критериев ее интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.

 

В зависимости от того, рассматривается ли предмет в статике или в динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования – точечное и повторное.

Точечное (разовое) исследование отражает как бы моментальный «срез» объекта, дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса только в момент его изучения. Эта информация является статической, ибо не дает ответа на вопрос о тенденциях изменения данного объекта во времени.

Сравнительные данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными. По сути дела, они представляют собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики развития объекта.

Особый вид повторного исследования – панельное. Панельное исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Такие исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития.

 

Программа социологического исследования содержит в себе теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Только глубоко продуманная программа обеспечит проведение социологического исследования на высоком качественном уровне. Неслучайно программу называют стратегическим документом, в котором сжато выражены концепция исследования проблемы и его фундаментальные методологические принципы и критерии.

Программа социологического исследования обычно включает в себя четкое и систематизированное изложение следующих разделов:

1. методологическая часть:

ü формулировка и обоснование проблемы;

ü указание цели, определение объекта и предмета исследования;

ü логический анализ основных понятий;

ü формулировка гипотез и задач исследования;

2. методическая часть:

ü определение обследуемой совокупности;

ü характеристика используемых методов сбора социологической информации;

ü логическая структура инструментария для сбора этой информации;

ü логические схемы ее математической обработки;

ü принципы и критерии интерпретации полученных результатов.

Различные противоречивые ситуации, которые выдвигает перед нами сама жизнь, принято называть социальной проблемой. В процессе формулирования проблемы исследователи стремятся к тому, чтобы в ней получили максимально точное и адекватное отражение и сама проблемная ситуация, и основное противоречие, определяющее ее.

Четкое выделение объекта способствует правильному определению предмета исследования. Последний включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде характеризуют исследуемую проблему и скрывающиеся в ней противоречия. Следовательно, предмет социологического исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования.

 

Социологические методыэто средства и способы получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя

ü принципы организации познавательной (исследовательской) деятельности,

ü регулятивные нормы или правила,

ü совокупность приемов и способов действия, порядок (схему или план) действий.

  Особенности социологических методов заключаются в том, что

1) они научны;

2) они объективны, т.е. основаны на изучении конкретных фактов, явлений;

3) они реализуются специфическими способами — посредством различных видов социологических исследований.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ПОВТОРЕНИЯ:

1. Для чего необходимо изучать социологию человеку любой специальности?

2. Чем отличается объект социологии от ее предмета? Как они соотносятся друг с другом?

3. В каких случаях лучше применять понятие «общественное», а в каких – «социальное»? Объясните различия.

4. Что такое социальный закон? Каковы его основные признаки?

5. Каковы различия между социологией и другими науками об обществе?

6. Что, на ваш взгляд, означает «социологический взгляд» на происходящее в обществе?

7. Какова структура социологии?

8. Чем отличаются микро- и макро-социология?

9. Какие вы знаете типы социологических исследований?

10. Чем отличаются эмпирические и теоретические методы социологического исследования?

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ:

1. Социология как наука и как учебная дисциплина. Ее специфика, цели и задачи.

2. Структура социологического знания.

3. Социальные законы, их особенности и типология.

4. Теоретическая социология: сущность и содержание.

5. Фундаментальная и прикладная социология.

6. Социологические подходы.

7. Функциональные социологии.

8. Понятийно-категориальный аппарат социологии.

9. Основные виды социологических исследований.

10. Методы социологического исследования.

ЛИТЕРАТУРА:

 

УЧЕБНИКИ

       Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология: Учеб. для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 304 с.

       Волков Ю.Г. Социология: Элементарный курс: Учеб. пособие. – М.: Гардарика, 2001. – 254 с.

       Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 2000. – 432 с.

       Дмитриев А.В. Общая социология. – М.: Современный гуманитарный ун-т, 2001. – 427 с.

           Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 624 с.

       Кравченко А.И. Основы социологии: Учебное пособие. – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Логос, 1998. – 384 с.

       Основы социологии. Курс лекций. Изд. 2-е, испр. В 2-х ч. Отв. Ред. А.Г. Эфендиев. – М.: Знание, 1994. – 192 с. (160 с.)

       Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 271 с.

       Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.

       Социология: Курс лекций / В.С. Рахманин, Г.И. Авцинова, А.Н. Борискин и др. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1994. – 288 с.

       Социология. Наука об обществе. Учебное пособие / Под общ. Ред. В.П. Андрущенко, Н.И. Горлача. – Харьков: Ин-т востоковедения и международных отношений; Харьковский коллегиум. – 1996. – 688 с.

       Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москалева. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 461 с.

       Социология: Учеб. / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: Маркетинг, 2002. – 1036 с.

       Социология: Учеб. пособие (Под ред. В.И. Игнатьева, М.В. Ромма). – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001. – 241 с.

       Социология: Учеб. пособие. 2-е изд. (Под ред. С.А. Ерофеева, Л.Р. Низамовой). – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2001. – 340 с.

       Тадевосян Э.В. Социология: Учеб. пособие. – М.: Знание, 2001. – 272 с.

       Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 527 с.

       Харчева В.Г. Основы социологии: Для вузов. – М.: Логос, 2001. – 302 с.

 

Дополнительная литература:

 

       Арефьева Г.С., Калинин Э.Ю., Люскин М.Б. Постклассический подход к познанию социального и этнического // Философия и общество. – 2002. – № 1.

       Асп Э.К. Введение в социологию / Пер. с фин. – СПб.: Алетейя, 2000. – 248 с.

       Балог А. Социология – мультипарадигмальная наука? // Социологические исследования. – 2002. – № 7.

       Бауман З. Мыслить социологически. / Пер. с англ. под ред. А.Ф. Филиппова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 255 с.

       Боронаев А.О. Социологическое мышление: пути и трудности формирования // Социологические исследования. – 1999. – № 1. С. 6 – 13.

       Бурдье П. Оппозиция современной социологии // Социологические исследования. – 1996. – № 5. С. 36 – 49.

       Бутенко И.А. Что значит «учить студентов социологическому анализу»? // Социологические исследования. – 1999. – № 9. С. 114 – 118.

       Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. – С. 601 – 628.

       Волков Ю.Е. Базисные понятия и логика социологической парадигмы // Социологические исследования. – 1997. № 1. С. 22 – 33.

       Давидюк Г.П. Социологические законы // Социологические исследования. – 2001. – № 6. – С. 96 – 103.

       Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России // Социологические исследования. – 1996. – № 3. С. 3 – 9.

       Илле М.Е. К вопросу о предмете социологии // Социально-политический журнал. – 1994. – № 11 – 12.

       Ильин В.В. Социология как фундаментальная наука // Социологические исследования. – 1994. – № 3.

Качанов Ю. Социология социологии: антитезисы. – М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001. – 185 с.

Кравченко А.И. О бремени и соблазнах социологического мышления // Социологические исследования. – 1996. – № 8. С. 102 – 110.

Ларионов И.К. Социальная теория. Общие особенности и особенности России: Учеб. пособие. – М.: Изд. Дом «Дашков и Ко», 2001. – 244 с.

       Лоусон Т., Гээрод Дж. Социология. А – Я. Словарь-справочник (пер. с англ.). – М.: ФАИР - Пресс, 2000. – 608 с.

       Молевич Е.Ф. К вопросу о структуре современного социологического знания // Социологические исследования. – 1997. – № 6. С. 3 – 8.

       Овсянников В.Г. Методы социологии: их содержание и особенности // Социально-политический журнал. – 1993. – № 3. С. 40 – 49.

       Орлов Г.П. Категории социологии: проблема классификации // Социологические исследования. – 1997. – № 10. С. 109 – 115.

       Оспипанов С.И. Об объекте и предмете социологии // Социологические исследования. – 1998. – № 3. С. 67 – 72.

       Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. – М.: ИНФРА-М, 2001.

       Панкова Л.Н. Традиции и инновации в современной теоретической социологии // Вестник МГУ. Сер. 18. – 1997. – № 3. С. 168 – 171.

       Пилипенко Н.В., Руткевич М.Н. О содержании и структуре социологического знания // Философские науки. – 1987. № 7.

       Полипарадигмальный подход в социологии (опыт применения концепции социокультурного поля INIO Петра Штомпки) / Ред. кол.: В.А. Ядов. – М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1999. – 107 с.

       Руткевич М.Н. О предмете социологической науки: три методологических вопроса // Социологические исследования. – 1991. – № 7.

       Тощенко Ж.Т. О понятийном аппарате социологии // Социологические исследования. – 2002. – № 9. С. 3 – 16.

       Фетисов В.Я. Специфика социологии как науки и учебной дисциплины // Социально-политический журнал. – 1992. – № 3. С. 12 – 22.

       Филиппов А.Ф. Ясность, беспокойство и рефлексия: к социологической характеристике современности // Вопросы философии. – 1998. – № 8. – С. 38 – 58.

       Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М.; Самара, 1995.

       Ядов В.А. Настоящее и будущее теоретической социологии в России // Социологические исследования. – 1995. – № 11. С. 23 – 25.

 


[1]. Осипов Г.В. Теория и практика социологических исследований в СССР. – М., 1979. – С. 8.

[2]. Инструментарием в социологии называют методические документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации. К таким документам относятся анкета, бланк-интервью, опросный лист, бланк-карты для фиксации результатов наблюдения и/или изучения документов.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!