КАК МОДЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО МИРА



ОТЦЫ И ДЕТИ» И. С. ТУРГЕНЕВА

 

1. Диспут поколений в романе «Отцы и дети».

2. Павел Кирсанов и Евгений Базаров: противники-антиподы (сословно-психологическая несовместимость, социально-политический антагонизм) и собратья по судьбе (непонятость, одиночество, трагедия любви).

3. «Зеркальная» композиция романа. «Ключевые» слова в сюжете романа. Мифопоэтическая символика романа (мотивы загадки любви и бытия, креста, талисмана).

4. Гамлет и Дон Кихот в романе «Отцы и дети» (соотношение мысли, рефлексии / воли, действования в главных героях).

5. Концепция любви. Типология женских образов («тургеневская» девушка, роковая женщина - сфинкс, женщина - emancipee).

 

Рекомендуемая литература

Батюто А. И. Творчество И. С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л., 1990.

Зельцер Л. А. «Ключевые» слова в сюжете романа Тургенева «Отцы и дети» // Зельцер Л. А. Выразительный мир художественного произведения. М., 2001.

Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». М., 1982.

Манн Ю. В. Тургенев и другие. М., 2008.

Набоков В. В. И. С. Тургенев «Отцы и дети» // Набоков В. В. Лекции по русской литературе. М., 1998.

Недзвецкий В. А. И. С. Тургенев: логика творчества и менталитет героя: курс лекций для магистрантов. М., 2011.

Недзвецкий В. А., Пустовойт П. Г., Полтавец Е. Ю. И. С. Тургенев. М., 2000.

Никольский С. А. Русское мировоззрение: как возможно в России позитивное дело: поиски ответа в отечественной философии и классической литературе 40-60-х годов XIX столетия. М., 2009.

Пумпянский Л. В. Статьи о Тургеневе // Пумпянский Л. В. Классическая традиция: собрание трудов по истории русской литературы. М., 2000.

Чалмаев В. Иван Тургенев. М., 1986.

Шаталов С. Е. Художественный мир И.С. Тургенева. М., 1979.

Якушин Н. И. И. С. Тургенев в жизни и творчестве. М., 2012.                                                

 

РУССКИЙ СПОСОБ БЫТИЯ

В РОМАНЕ «ОБЛОМОВ» И. А. ГОНЧАРОВА

 

1.  Образ Обломова как архетип русской культуры. как Илья Ильич как «лишний человек». Обломов и «обломовщина».

2.  Система и семантика имен в романе. Мотивы сна, «погасания», ветхости. Символ круга и образ времени в романе.

3. Обломов и Штольц: «задача существования» и «практическая истина».

4. Испытание любовью: идеал и идиллия (Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына).

5. «Социальное и временное», «непреходящее и общечеловеческое» в «Обломове»: интерпретации романа (Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой, Ап. Григорьев, Ф.М. Достоевский). Сложность отношения Гончарова к Обломову. 

 

Рекомендуемая литература

Бланк К. Мышкин и Обломов // Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. М., 2001.

Гейро Л.С. Роман И.А. Гончарова "Обломов" // И.А. Гончаров. Обломов. "Литературные памятники". Л., 1987.

Кантор В. Долгий навык ко сну: Размышления о романе И.А. Гончарова "Обломов" / Вопросы литературы. 1989. № 1.

Краснощекова Е. А. И.А. Гончаров. СПб., 1997.

Недзевецкий В.А. И.А. Гончаров – романист и художник. М., 1992.

Недзевецкий В.А. Романы И.А. Гончарова. М., 2000.

Николина Н.А. Роман И.А. Гончарова «Обломов»: система имен собственных // Филологический анализ текста. М., 2003.

Сахаров В. И. И. А. Гончаров в жизни и творчестве. М., 2012.

Роман И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике. Сб. статей. Л., 1991.

 

 ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА В ТВОРЧЕСТВЕ

Ф. И. ТЮТЧЕВА, А. А. ФЕТА И Н. А. НЕКРАСОВА

 

1. Цикл как целостность: тема, мотивы, настроение, сюжет, образы-персонажи, сквозные символические и метафорические образы, поэтическая лексика. Самостоятельность и фрагментарность стихотворений и лирический контекст.

2. Лирический сюжет в «денисьевском цикле» Ф.И. Тютчева:

§ событийный ряд – переживание – мысль

§ сюжетообразующие конфликт и мотивы (одиночество, «поединок роковой» и «суд людской»)

§ организация пространства и времени (художественное пространство приобретает черты условного и безграничного топоса (небо, природа, космос); бесконечное и вечное доминируют над конечным и мгновенным).

 

3. «Песнь торжествующей любви» А.А. Фета (поэтика цикла стихотворений, посвященных Марии Лазич):

§ форма диалога-воспоминания

§ мотив любви как творчества и пения

§ философские истины-афоризмы

 

4. «Проза» любви в поэзии Н.А. Некрасова («панаевский» цикл):

§ первый план – женский характер

§ романический мир «достоевских» страстей (ревность, слезы, озлобление, истерика)

§ мотив мятежности и преодоление лирического эгоцентризма

5. Диалогичность лирических циклов (два голоса, два миропонимания и мирочувствования, выраженные во внутреннем монологе лирического героя).

 

Рекомендуемая литература

Тютчев Ф.И.

Лейбов Роман. “Лирический фрагмент” Тютчева: жанр и контекст. Диссертация на соискание учёной степени доктора философии по русской литературе. Тарту, 2000.
Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Тютчевский сборник. Таллин, 1990.
Пумпянский Л. В. Поэзия Ф. И. Тютчева // Пумпянский Л.В. Классическая традиция. Собрание трудов по истории русской литературы. М., 2000.

Тютчев Ф. И. Pro et contra.Т. 1. СПб., 2005.

Шайтанов И.О. Ф.И. Тютчев. Поэтическое открытие природы. М., 1998. Кузина Л. Н. Ф. И. Тютчев в жизни и творчестве. М., 2001.

 

Фет А. А.

Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1990. Гаспаров М.Л. Фет безглагольный // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995.
Розенблюм Л.М. А. Фет и эстетика “чистого искусства” // Вопросы литературы. 2003. Вып. 2. С. 105–162.
Сухих И.Н. Шеншин и Фет: жизнь и стихи // Фет Афанасий. Стихотворения. СПб, 2001 (Новая «Библиотека поэта». Малая серия).
Фет А. Жизнь Степановки, или Лирическое хозяйство. М., 2001.

Некрасов Н. А.

Айхенвальд Ю. И. Некрасов: Статья // Силуэты русских писателей. М., 1994.

Летопись жизни и творчества Н. А. Некрасова: в 3 т. / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН / отв. ред. Б. В. Мельгунов; сост.: А. М. Березкин/. СПб., 2009.

Мельник В. И. Типология житийных сюжетов у Некрасова // Некрасовский сборник. XIII. СПб., 2001.
Мельник В. И. «Кому на Руси жить хорошо»: проблема христианского сознания в поэме // Некрасовский сборник. XIII. СПб., 2001.
Розанова Л. А. О творчестве Н.А. Некрасова. М., «Просвещение», 1988.

Скатов Н. Н. Некрасов: современники и продолжатели. М., 1986.
Чуковский Корней. Мастерство Некрасова. М., 1971. 

Якушин Н. И. Н. А. Некрасов в жизни и творчестве. М., 2012.

 

 ТЕАТР А. Н. ОСТРОВСКОГО

КАК МОДЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО МИРА

 

1. Комедия «Свои люди – сочтемся»: объект анализа, основа конфликта, семантика имен, микродействие (речевое движение).

2.  Народная комедия «Бедность не порок»: столкновение общенародной культуры и новой европейской культуры в сознании купечества (конфликт «идеальной» и «искаженной» патриархальности). Образ Любима Торцова в контексте притчи о блудном сыне.

3. Народная трагедия «Гроза». Типы конфликта: «Гроза» как социально-бытовая драма и как трагедия. Интерпретации пьесы.

4. Пореформенная Россия Островского. Комедия «Лес»: «театр в театре». Функция и фактура главного героя (Несчастливцев и Чацкий).

5.  Жанр психологической драмы Островского («Бесприданница»). Система амплуа (Лариса Огудалова - «бедная невеста», Карандышев - «маленький человек», Паратов - «барин-прожигатель жизни», Кнуров, Вожеватов - «денежный мешок») и ее преодоление.

 

Рекомендуемая литература

Брыкина Ю. Я. Проблемы восприятия и интерпретации драматургии А. Н. Островского во второй пол. XIX века: автореф. диссертации …канд. филол. наук. М., 2001.

Журавлёва А. И., Макеев М. С. Александр Николаевич Островский. М., 2002.

Лотман Л. М. Драматургия Островского // История русской драматургии. Вторая полвина Х1Х - нач. ХХ вв. До 1917. Л., 1987. 

Некрасов В. Н. Театр Островского. М., 1986.

Овчинина И. А. Этапы творчества А. Н. Островского: Эстетика национального быта и характера: Автореф. диссертации ... доктора филологических наук. М, 2000.

Рогалев А.Ф. Имя и образ в драме А.Н. Островского «Гроза» (ономастическое прочтение) // Филологические науки. 2010. № 4. С. 15-26.

Русская трагедия. Пьеса А. Н. Островского `Гроза` в русской критике и литературоведении. СПб., 2002.

Сахаров В. И. А. Н. Островский в жизни и творчестве. М., 2012.

Хомич Э. П. А. Н. Островский: мифопоэтические аспекты пространства и времени в «пьесах жизни» // Проблемы литературного образования. Екатеринбург, 2002.

Шалимова Н. А. Театральные основы творчества А.Н. Островского. Ярославль, 2000.

Щелыковские чтения 2005. А. Н. Островский: личность, мыслитель, драматург, мастер слова: Сб. статей. Кострома, 2006.

 

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ

"ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"

 

1. Жанровое определение "Преступления и наказания" как социально-философского романа-трагедии.

2. Противоречивость характера Раскольникова (соединение в одном лице героя и антигероя). Мотивы двойственности и гордыни. Теория Раскольникова.

3. «Двойники» Раскольникова (Лужин, Свидригайлов, Лебезятников) как форма полемики автора с героем.

4. Соня Мармеладова как обладательница диалогического сознания. Ее образ в финале романа (романная «икона» Богородицы).

5. Символика романа (сны Раскольникова, метафора «заклада», цветовая символика). Время (мотив связанного и сокращающегося времени) и пространство (оппозиция замкнутого и открытого пространства) в романе.

6.  «Преступление и наказание» в критике: проблемы интерпретации. Полифоническое и монологическое начало в структуре романа.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Писарев Д.И. Борьба за жизнь. Собр. соч.: В 4 т. Т.4. М., 1956.

2. Фридлендер Г. "Преступление и наказание" // История рус­ского романа: В 2 т. М-Л., 1964. Т. 2; или Реализм Достоев­ского. М-Л., 1964.

3. Опульская Л.Д. История создания романа // Достоевский Ф.М. "Преступление и наказание". М., 1970.

4. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Расколь­никова. М., 1970.

5. Кожинов В.В. Преступление и наказание Ф.М. Достоевского // Три шедевра русской классики. Л., 1977.

6. Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. М.. 1976, или Дос­тоевский и канун XXI века. М, 1989.

7. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и нака­зание". Комментарий. Л., 1979.

8. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.. 1963.

9. Селезнев Ю.И. Достоевский. ЖЗЛ. М., 1981.

10. Страхов Н.Н. Преступление и наказание // Страхов Н.Н. Литературная критика. М., 1984.

11. Захаров В.Н. Система жанров у Достоевского: типология и поэтика. Л., 1985.

12. Попов В. П. Две великие идеи // Литературная учеба. 1986. № 6.

13. Виноградов И. По живому следу. Духовные искания русской классики. М., 1987 (гл. "Реализм в высшем смысле").

14. Белополъский В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи. Ростов, 1987. («Типы персонажей в «Преступлении и наказании»).

Достоевский Ф.М. Материалы и исследования. Т.7. Л., 1987 (ст. Т. Орнатская "К истории создания романа "Преступле­ние и наказание; Б.Тихомиров "Спорный вопрос хронологии рукописных материалов к роману Достоевского "Преступ­ление и наказание"; Т.В. Миджиферджиев «Раскольников, Свидригайлов и Порфирий Петрович: поединок сознаний»; М., 1994; Т. Ка­саткина "Категория пространства в восприятии личности трагической мироориентации».

 

РОМАН «ИДИОТ»: ХРИСТОЛОГИЯ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

1. Христология Ф. Достоевского (христоцентричность религиозных взглядов писателя).

2.  Князь Мышкин как "юродивый герой" (по типологии В.В. Иванова). Семантика имени главного героя. Лексема "князь" в контексте произведений Достоевского.

3.  Система персонажей в романе. Герои-двойники.

4. Живописный образ Христа в структуре романа.

5.  Жанровое своеобразие романа.

6. Роман «Идиот» в современном литературоведении.

Рекомендуемая литература

1. Бурдина И. Живописный образ Христа в структуре романа Ф.М.Достоевского "Идиот" // Достоевский и мировая культура. М., 1998. Альманах. № 10. С.44-53.
2. Ермилова Г. Христология Достоевского // Достоевский и мировая культура. СПб., 1999. Альманах № 13. С. 37-42.
3. Котельников В.А. Кенозис как творческий мотив у Достоевского// Достоевский: Материалы и исследования. СПб.,1996. Т. 13. С. 194-200.
4. Кунильский А.Е. О христианском контексте в романе Ф.М.Достоевского "Идиот" // Евангельский текст в русской литературе ХVIII-ХХ веков. Петрозаводск, 1998. С.391-408.
5. Кунильский А.Е. Принцип "снижения" в поэтике Достоевского (роман "Идиот") // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1983. С.28-52.
6. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974. С.285-315.
7. Натова Н. Метафизический символизм Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. СПб.,1997. Т.14. С.26-45.
8. Роземблюм Л.М. "Красота спасет мир" // Вопросы литературы. 1991 № 11-12. С.142-180.
9. Степанян К.А. К пониманию "реализма в высшем смысле"// Достоевский и мировая культура. М., 1998. Альманах № 10. С.54-64.

Дополнительная литература

1. Буданова Н.Ф. От «общечеловека» к «русскому скитальцу» и «всечеловеку» (Лексические заметки) // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1996. Т. 13. С. 200-212.
2. Ермилова Г. Трагедия «русского Христа», или о «неожиданности окончания» «Идиота» // Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. М., 2001. С. 446-461.
3. Иванов В.В. Безобразие красоты. Достоевский и русское юродство. Петрозаводск, 1993.
4. Криницын А.Б. О специфике визуального мира у Достоевского и семантике «видений» в романе «Идиот» // Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. М., 2001. С. 170-205.
5. Михнюкевич В.А. Русский фольклор в творчестве Достоевского. Челябинск, 1994. С.115-135.
6.Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа "Идиот" // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 23-83.

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЗАВЕЩАНИЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО:

РОМАН "БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ"

1. Творческие замыслы Достоевского последних лет и роман "Братья Карамазовы».
2. Архетипические мотивы романа. Метафизический смысл ситуации отцеубийства в "Братьях Карамазовых".
3. Система персонажей. Концепция "соборной личности" (К.Мочульский). Что такое "карамазовщина"?
4. Две философские концепции мира в романе "Братья Карамазовы". Иван Карамазов как герой-идеолог. "Легенда о великом инквизиторе" и её сюжетная роль в романе. Коллизия Иван - Смердяков. Роль диалогов героев в сюжете.
5. Сюжетная роль "Русского инока" в романе. Русский космизм, софиология и "Братья Карамазовы". Проблема "положительно прекрасного человека" в последнем романе Достоевского. Старец Зосима - Алёша. Житийные традиции в "Братьях Карамазовых".
6. Два суда в романе ("церковный суд" в келье старца Зосимы и юридический суд над Дмитрием в финале); их сюжетно-композиционная соотнесённость; роль, которую они играют в создании "смыслового единства романа" (Г.Щенников). Статья Ивана о церковном суде в структуре произведения.
7. Поэтика названия романа. Смысл эпиграфа. Сюжетно-композиционная соотнесённость названия, эпиграфа и финала романа.
8. Жанровое своеобразие последнего романа Достоевского.

Рекомендуемая литература

1. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
2. Ветловская В. Поэтика романа Достоевского "Братья Карамазовы". Л.,1977
3. Ветловская В.Е. Литературные и фольклорные источники "Братьев Карамазовых» (Житие Алексея человека божия и духовный стих о нём) // Достоевский и русские писатели. М., 1971. С. 325-354.
4. Ветловская В.Е. Творчество Достоевского в свете литературных и фольклорных параллелей. "Строительная жертва" // Миф. Фольклор. Литература. Л., 1978, С.81-113.
5. Карсавин Л. Фёдор Павлович Карамазов как идеолог любви // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. М., 1990 С.264-277.
6. О Великом инквизиторе: Достоевский и последующие. Леонтьев, Соловьёв, Розанов, Булгаков, Бердяев, Франк. М., 1991.
7. Пономарёва Г.Г. Житийный круг Ивана Карамазова// Достоевский: Материалы и исследования. Л.,1991. Т. 9. С. 144-164.
8. Тарасов Ф. К вопросу о евангельских основаниях "Братьев Карамазовых"// Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 330-342.
9. Шатин Ю.В. Архетипические мотивы и их трансформация в новой русской литературе // "Вечные" сюжеты русской литературы. Новосибирск,1996. С. 29-41.
10. Щенников Г.К. Мысль национальная в романе "Братья Карамазовы" и функции повествования в сценах двух судов // Достоевский: Материалы и исследования. СПб..1997. Т.14. С.164-170.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 416; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!