А. И. Воронцова (конец 1760-х гг.),



Федор Степанович Рокотов (1732/36 – 1808)

Портрет А.П. Струйской

 

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 – 1822)

Портрет П.А. Демидова

Портреты смольнянок

Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825)

Екатерина 1 на прогулке

Портрет М.И. Лопухиной

Подъем русской скульптуры и живописи, связанный с образованием в России Академии художеств, которая взяла на себя идейное руководство искусством и создала систему профессионального воспитания специалистов.

Во второй половине XVIII века Россия вышла на широкую международную арену. Это способствовало дальнейшему по­дъему русского искусства. Особенно велики были в ту пору достижения в области портрета как живописного, так и скульптурного.

Портрет этого времени развивался на основе тех этических идеалов, которые были выдвинуты русскими просветителя­ми - передовой частью дворянской интеллигенции. Три за­мечательных русских мастера, творчество которых подняло в России жанр портрета до уровня высших достижений миро­вого изобразительного искусства второй половины XVIII века – это живописцыФ.С. Рокотов , Д. Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский .

 

Федор Степанович Рокотов (1735—1808

 

Федор Степанович Рокотов принадлежит к числу удивительных портретистов восемнадцатого столетия. Развивая традиции русского портрета, художник шел по пути усложнения и углубления образных характеристик. Он первым из русских портретистов достиг европейского уровня живописного мастерства.

Сын крепостного, Федор Рокотов учился в петербургской АХ (с 1760). С 1762 адъюнкт АХ, с 1765 академик. Изучая исполненные в России произведения Л. Токке и П. Ротари, Фёдор Рокотов одним из первых русских живописцев уверенно овладел приёмами западноевропейского парадного портрета середины 18 в. (портрет Екатерины II, 1763, Третьяковская галерея и Русский музей, Ленинград).

Вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов, свойственные ранним погрудным портретам Рокотова (портрет И. Л. Голенищева-Кутузова, 1-я половина 1760-х гг., Русский музей), характеризуют его как продолжателя традиций русского портрета 1-й половины 18 в.

Время жизни в Москве с конца 1760-х гг. до начала 1790-х гг. стало периодом наивысшего расцвета портретного мастерства художника. В 1765 году Фёдор Рокотов переселился в Москву, где положил начало своеобразной "московской" ветви русского портретного искусства. Он написал «всю Москву».

В камерных рокотовских портретах запечатлены неповторимые черты просвещенных людей его времени, их внутренний мир, их сущность. Художник был знаком со многими видными деятелями науки и культуры: ученым-энциклопедистом М. В. Ломоносовым, гравером Е. П. Чемесовым, архитектором В. И. Баженовым, ему позировали «театра русского отец» А. П. Сумароков и поэт-сатирик В. И, Майков.

Рокотов не стремился подчеркивать внешние достоинства своих моделей — яркость и красоту лиц, пышность нарядов, напротив, его привлекал внутренний мир человека, личность и обаяние натуры, зыбкость и переменчивость затаенных чувств и переживаний.

           Идеалом человеческой красоты для художника являлась красота не внешняя, а внутренняя. В его понимании истинную красоту человеку придает высокая духовность, заключенная в материальной оболочке, которая служит лишь отражением этой внутренней духовности.

 

Сблизившись с наиболее просвещёнными московскими семьями (Воронцовы, Струйские и др.), с представителями интеллигенции той поры, Рокотов нашёл круг людей с созвучным ему образом мыслей, проникся показательным для московского дворянства духом оппозиционности по отношению к петербургскому укладу жизни, с его показным блеском и суетностью.

Единый круг персонажей предстаёт в портретах поэта В. И. Майкова (около 1765),

 

 

 

А. И. Воронцова (конец 1760-х гг.),


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!