Задание: Проанализируйте образ Катерины, прочитав предложенные главы.



Практическая работа № 3

 

Тема: Конфликт романтической личности с укладом жизни,

Лишенной народных нравственных основ.

Учебная цель:

- учиться анализировать текст и выявлять основной конфликт пьесы;

- определять основную мысль текста, позицию автора;

- формулировать проблему, поставленную автором.

Теоретические сведения

Особенности конфликта в пьесе А. Островского «Гроза» Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, в мироощущении. В пьесе Островского "Гроза" несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий "темного царства" и воспринимать ее гибель как результат столкновения с самодуркой свекровью, следует определить жанр пьесы как социально-бытовую драму. Драма - это произведение, в котором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизнь оказываются под угрозой гибели со стороны не зависящих от них внешних сил. В пьесе также присутствует конфликт поколений между Катериной и Кабанихой: новое всегда наступает на пятки старому, старое не хочет сдаваться новому. Но пьеса гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина прежде всего борется сама с собой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг нее, а в ней самой, поэтому пьесу можно определить как трагедию. Трагедия - это произведение, в котором присутствует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и сверхличными законами жизни. Вообще пьеса очень похожа на античную трагедию: здесь хор заменяют некоторые внесюжетные герои (Кулигин), а развязка заканчивается гибелью главного героя. Гибель Катерины - результат столкновения двух исторических эпох. Некоторые герои пьесы как бы различаются временем, в котором они живут. Например, Кулигин - это человек XVIII века, он хочет изобрести солнечные часы, которые были известны еще в античности, или перпетуум мобиле - излюбленная тема средневековья, или громоотвод, цитирует поэтов XVIII столетия Ломоносова и Державина. Борис - это уже образованный человек XIX века. Катерина же - героиня допетровских времен. Рассказ о ее детстве - это рассказ об идеальном варианте патриархальных домостроевских отношений. В этом идеализированном мире царит только всепроникающая взаимная любовь и человек не отделяет себя от общества. Катерина воспитана так, что не может отказаться от нравственных законов, всякое нарушение их - неминуемая смерть. Героиня оказывается как бы старше всех в городе по своему мировоззрению, даже старше Кабанихи, которая осталась как последняя блюстительница домостроевского уклада в Калинове. Ведь та только делает вид, что в семье у нее все как положено: ее боятся и уважают невестка и сын. Главная героиня попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе: патриархальный уклад оказывается ложен и разрушается прямо на глазах. Она не может сжиться с этим обществом, оно чуждо ей. Для Катерины муж - это опора и властелин. Но Тихон не таков, жена разочаровывается в нем, и в этот момент происходит зарождение нового чувства - чувства личности, которое оборачивается "греховной" любовью. Это чувство для Катерины - страшный грех. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, то этого чувства не было бы. Даже если бы Тихон показал свою мужскую волю и просто взял бы ее с собой, она бы забыла о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что она не умеет лицемерить. Во многом судьбу Катерины решает Варвара, подбивая ее идти на свидание, без нее вряд ли Катерина решилась бы на это. Варвара относится к тем молодым людям города Калинова, которые сформировались на переломе патриархальных отношений. Но Катерина как личность с высокими нравственными требованиями не умеет приспосабливаться через насилие над собой. Она не смогла жить дальше, нарушив один раз законы "Домостроя". То чувство, которое зародилось в героине, не может воплотиться в ней до конца, и она, не смиряясь с содеянным, совершает еще больший грех - самоубийство. Итак, можно сделать вывод: пьеса "Гроза" - это трагедия главной героини, в которой немаловажную роль сыграла эпоха перелома патриархальных отношений.

Вопросы для закрепления:

- Где происходит действие?

- Какая картина предстает перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину?

- Значение первых 4 явлений 1 действия?

- Что мы узнали из прочитанного о Диком, Борисе, Кулигине, Кудряше?

- Какую характеристику дает Кулигин жизни города?

В пятом явлении происходит знакомство с главными героями пьесы - Катериной и Кабанихой.

- Какой вывод о двух этих героинях можно сделать из данного диалога?

- Почему Кабанова так ненавидит Катерину.

- Что значит в устах Кабанихи слово «порядок»?

- В чем же заключается конфликт в пьесе?

Методические рекомендации:

При определении жанра пьесы «Гроза» А.Островского выделяют несколько особенностей. В первую очередь «Гроза» - это социально - бытовая драма. Автор уделил большое внимание бытовым характеристикам, герои пьесы вступают в конфликт с существующим укладом жизни и морали в купеческой среде. С другой стороны в произведении присутствуют элементы трагедии по исходу конфликта и характеру главной героини.

Темой пьесы «Гроза» является освобождение человеческого сознания от обветшалых догм, подчиненности авторитету религии на примере трагической любви Катерины.

Проблематика произведения выходит за рамки социально-бытовой драмы. На первый план выходят сразу несколько конфликтов. Во-первых, это столкновение старого патриархального уклада жизни, где старшие властвуют над младшими, богатые - над бедным, и где общество, власть и церковь поддерживают веками сложившиеся жестокие обычаи, с новым, ориентированным на свободу личности и выбора.

Во-вторых, это проблема нравственности и личного выбора. Катерина воспитана в соответствии с традиционным укладом жизни, во многом она придерживается правил и догм, воспитанных в ней самого детства. Полюбив другого мужчину, Катерина чувствует муки совести тяжёлый внутренний разлад. Нравственный долг перед мужем не позволяет ей скрывать правду и она публично сознается в своем грехе. Но в тоже время новая любовь побуждает в Катерине смутное стремление к личной свободе, поиску настоящих нравственных идеалов. Развязка становится для Катерины трагической. Муки совести и жестокие укоры свекрови, вечная «тюрьма» домашних стен, а также невозможность счастья с любимым человеком - все это лишает Катерину последних сил. И поэтому Катерина решается ещё более страшный грех - она бросается с обрыва в Волгу.

Во многом название «Гроза» передают атмосферу произведения. Действия в пьесе создают цепь связанных между собой и нарастающих конфликтов, предающих кризис сложившегося уклада жизни.

 

Задание: Проанализируйте образ Катерины, прочитав предложенные главы.

Мечта Катерины.

(I действие. Монолог Катерины).

- Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл.7?

- Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей?

- В чем сущность Катерины?

- Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой?

- Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на ее речи?

Искренность и честность.

Катерина - по-гречески «всегда чистая».

- Почему Островский дал это имя героине?

- Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, искренности? Докажите примерами из текста.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 842; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!