Занятие 4. «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» КАК ИТОГ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ Н. А. НЕКРАСОВА
Планы практических занятий
Занятие 1. РОМАН А.И. ГЕРЦЕНА «КТО ВИНОВАТ?»: ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА.
План
1. Очерк жизни и творчества А.И. Герцена.
2. Проблематика романа.
3. Образ Негрова и проблема крепостничества в романе. Приемы раскрытия образа Негрова.
4. Образ Бельтова и проблема "лишнего человека" в романе. Место Бельтова в галерее "лишних людей". Белинский о Бельтове.
5. Образ Дмитрия Круциферского и проблема разночинца-демократа в романе. Белинский о Круциферском.
6. Любонька Круциферская - положительный характер русской женщины в романе.
7. Художественный метод и жанр.
8. Белинский о романе.
Литература
Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года.
Бабаев Э.Г. Художественный мир Герцена. М., 1981.
Гурвич-Лищинер С. Творчество Герцена в развитии русского реализма середины XIX века. М., 1994.
Дрижакова Е. Проблема "русского деятеля" в творчестве Герцена 40-х годов (от "Кто виноват?" к повести "Долг прежде всего" ) // Русская литература. 1962. № 2.
Желвакова И. Герцен. М, 2010. (ЖЗЛ).
Поспелов Г.Н. В поисках трудного ответа (роман "Кто виноват?" А.И.Герцена) // Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы. М., 1978.
Пруцков Н.И. Мыслитель и художник. Роман А.И.Герцена "Кто виноват?". М.,1962.
Путинцев В.А. Герцен-писатель. М.,1963.
Туниманов В.А. Герцен и русская общественная мысль XIX века. – СПб., 1994.
Занятие 2. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ» И. С. ТУРГЕНЕВА
|
|
План
1. Смысл названия романа. Конкретно-историческое и общечеловеческое в содержании произведения.
2. Проблематика романа, ее связь с идейным конфликтом революционных демократов и либералов в конце 1850-х гг.
3. Жанровое своеобразие романа «Отцы и дети» как романа идейных споров.
4. Лагерь «детей» в изображении И. С. Тургенева. Базаров — центральный герой романа:
а) типичность Базарова как представителя демократической молодежи 60-х годов.
б) Базаров и «базаровщина». Любовь к Одинцовой как опровержение базаровского «нигилизма»;
в) Базаров как «лицо трагическое». Одиночество Базарова. Его драматическая разобщенность с крестьянством. Смерть Базарова. Символический смысл картины кладбища в эпилоге романа;
г) Базаров в оценке Д. И. Писарева и Н.Н. Страхова.
5. Лагерь «отцов» в изображении Тургенева:
а) Павел Петрович Кирсанов как главный идейный антагонист Базарова. Его воинствующий аристократизм. Основные этапы развития конфликта между Павлом Петровичем и Базаровым;
б) Николай Петрович Кирсанов. Его либерально-компромиссная платформа посредника между двумя поколениями;
в) Аркадий Кирсанов как временный попутчик Базарова. Поверхностность демократических увлечений «либерального барича». «Дворянское счастье» как закономерное завершение социальной судьбы Аркадия.
|
|
6. Сложность авторского отношения к Базарову. Тургеневские автокомментарии к роману (письма, статья «По поводу «Отцов и детей»). Д.И. Писарев о противоречивости мировоззренческой позиции И. С. Тургенева и формах ее выражения в романе.
7. Литературно-политическая борьба вокруг «Отцов и детей».
Литература
Писарев Д. И. Базаров. Реалисты.
Страхов Н.Н. Отцы и дети // Страхов Н.Н. Литературная критика. М., 1984.
Батюто А. И. Тургенев-романист. Л., 1972. См. также в кн.: Батюто А. И. Избранные труды. СПб., 2004. С. 315−568.
Батюто А.И. К вопросу о происхождении слова «нигилизм» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»; Из наблюдений над языком и стилем романа «Отцы и дети» // Батюто А. И. Избранные труды. СПб., 2004. С. 35−59.
Бялый Г. А. Роман Тургенева «Отцы и дети». М.— Л., 1968.
Лебедев Ю.В. Роман Тургенева «Отцы и дети». М., 1982.
Лебедев Ю.В. Художественный мир романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». М., 2002.
Манн Ю.В. Тургенев и другие. М., 2008.
Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман. Л., 1982.
Недзвецкий В. А., Пустовойт П. Г., Полтавец Е. Ю. И. С. Тургенев. М., 1998.
|
|
Петров С. М. И. С. Тургенев. Творческий путь. М., 1961 (гл. 9.)
Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Литературный комментарий. Пособие для учителя. М., 1991.
Пустовойт П. Г. Роман Тургенева «Отцы и дети» и идейная борьба 60-х годов XIX века. М., 1965.
Занятие 3. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ТИПИЗАЦИИ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»
План
1.Идиллические и сатирические мотивы в главе «Сон Обломова», ее роль в реализации идейного замысла романа.
2. Обломов как «тип русской жизни». Общественно-бытовая среда, окружающая Обломова в Петербурге (по первой части романа). Противоречия в характере Обломова и его душевная драма. Обломов и обломовщина в оценке Н. А. Добролюбова и А.В. Дружинина.
3. Испытание героя любовью как решающая проверка его жизнеспособности. Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и Агафья Пшеницына. Драматический финал судьбы Обломова.
4. Сила и слабость реализма И. А. Гончарова в типизации нарождающихся явлений жизни. Смысл противопоставления Штольца Обломову. Идейная и художественная уязвимость образа Штольца. Н. А. Добролюбов и А.В. Дружинин о Штольце.
5. Отличие реалистического психологизма И. А. Гончарова в изображении Обломова от сатирического реализма Н. В. Гоголя в изображении «мертвых душ».
|
|
6. Сложность отношения И. А. Гончарова к Обломову. Художественная функция иронически-комедийной и лирико-драматической тональности в многоплановом изображении героя. Споры о позиции автора романа в критике 60-х годов.
7. Н. А. Добролюбов о живучести обломовщины и нарицательно-типическом значении образа Обломова.
Литература
Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина?
Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А. Гончарова.
И. А. Гончаров в русской критике. Сб. статей. М., 1958.
Котельников В.А. Обломов – несостоявшийся герой в одноименном романе // Русская литература. XIX век. От Крылова до Чехова. СПб., 2001. С. 271 – 285.
Краснощекова Е. А. «Обломов» И. А. Гончарова. М., 1970.
Краснощекова Е. Гончаров. Мир творчества. СПБ., 1997; 2012.
Криволапов В.Н. Вспомним о Штольце: [«Обломов» И.А. Гончарова] // Русская литература. 1997. № 3. С. 42 – 66.
Криволапов В.Н. Типы и идеалы Ивана Гончарова. Курск, 2001.
Кулешов В.И. Роман – «знамение времени» [«Обломов» И.А. Гончарова] // В.И. Кулешов. Этюды о русских писателях. М., 1982. С. 171 – 193.
Недзвецкий В.А. Роман И.А. Гончарова «Обломов». Путеводитель по тексту. Учебное пособие. М., 2010.
Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова. М., 1996.
Обломов. Константы и переменные. Сборник научных статей". СПб., 2011.
Отрадин М.В. Проза И.А. Гончарова в литературном контексте. СПб., 1994.
Пруцков Н. И. Мастерство Гончаров-романиста. М.— Л., 1962 (гл. 2).
Роман И.А.Гончарова «Обломов» в русской критике. Л., 1991.
Холкин В.И. Русский человек Обломов// Русская литература. 2000. № 2. С. 26-63.
Занятие 4. «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» КАК ИТОГ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ Н. А. НЕКРАСОВА
План
1. Творческая история поэмы. Эволюция идейного замысла.
2. Композиция поэмы. Своеобразие сюжета. Его фольклорные истоки. «Пролог» и идейно-сюжетная роль семерых странников. Поэма-путешествие и поэма-диспут.
3. Жанровое своеобразие «Кому на Руси жить хорошо» как эпоса народной жизни. Синтетический характер жанра. Элементы народной эпопеи.
4. Социальная панорамность поэмы. Ее энциклопедизм в изображении жизни русского крестьянства. Историческая ретроспективность и перспективность реализма поэмы в показе дореформенной и пореформенной Руси.
5. Критический пафос поэмы. Галерея сатирических типов угнетателей народа (Оболт-Оболдуев, Утятин, поп и др.). Мастерство Некрасова-портретиста.
6. Реалистическая типология крестьянских характеров в поэме:
а) «Люди холопского звания» (Ипат, Егор Шутов, Глеб и др.). Критика рабской психологии с позиции революционной демократии. Идейный смысл притчи «Про Якова верного — холопа примерного»;
б) образы народных правдолюбцев-крестьян (Яким Нагой, Ермила Гирин, Aгaп Петров и др.);
в) Матрена Тимофеевна как тип женщины-крестьянки. Ее нравственный облик и национально-русский характер. Связь образа Матрены Тимофеевны с предшествующими произведениями поэта о русской крестьянке;
г) Савелий как тип народного бунтаря-мстителя, воплощающего революционно-стихийные возможности крестьянства. Идея богатырства русского народа. Революционный смысл легенды о Кудеяре.
7. Тема «народного заступника». Гриша Добросклонов как типичный представитель революционно-демократической интеллигенции 60—70-х годов. Связь образа Гриши с некрасовскими стихами о революционных демократах. Песни Гриши как средство революционной агитации в народе. «Русь» — идейный итог поэмы. Оптимистический пафос последней части.
8. Проблема пробуждения самосознания народа как идейный стержень поэмы. Идея соединения стихийно-революционного движения крестьянства России и осознанно-революционной борьбы демократической интеллигенции 70-х годов.
9.Народность поэмы. Народ — главный герой поэмы. Некрасовское многоголосье («биографии» и «автобиографии» героев). Слияние позиции автора-повествователя с народной точкой зрения на изображаемое. Демократизм формы. Многосторонний фольклоризм поэмы.
Литература
Аникин В. П. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Изд. 2-е. М., 1973.
Билинкис Я. Замысел и композиция поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». — «Русская литература», 1961, № 2.
Груздев А. И. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М.—Л., 1966.
Озерова А. А. Проблематика и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо». — В кн.: Некрасов в школе. Сб. статей. М., 1960.
Прокшин В.Г. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М., 1986.
Розанова Л. А. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Комментарий. Л., 1970.
Филипповский Г.Ю. Глубины некрасовского текста. Ярославль, 2010.
Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 392; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!