Какому герою из ершалаимских глав соответствует мастер?



Группа, 05.10.20г.

Урок № 12

Тема. Роман «Мастер и Маргарита». Судьба мастера и его романа, судьба Ивана Бездомного.

Цели.  Сопоставить образ Мастера и трагическую судьбу самого автора. Показать

соотношение таланта и бездарности. Выявить роль спасительной силы

человечества-любви.

 

Учебник. Русский язык и литература,11 класс, базовый уровень, в 2-х частях, Часть2, под ред. В.П. Журавлева, 3-е издание, М.: Просвещение, 2016 г.

Домашнее задание. Изучить стр.54-60 учебника, пользоваться также предложенным мною методическим материалом, вдумчиво изучить материал урока, составить конспект, написать сочинение-миниатюру на тему: «Почему роман называется «Мастер и Маргарита»?

 

Методический материал

Вопрос-ответ)

Слово преподавателя. Мы уже не первый урок говорим о романе, но главный герой ,не названный даже по имени, появляется лишь в 13 главе «Явление героя». Все предшествующие страницы нас лишь готовят к встрече с героем, всё окутано тайной и загадочностью. И сегодня мы должны найти ответы на такие вопросы, как почему герой без имени, почему и окружающие и он сам называет себя Мастером, в какое время он появляется со своим романом и почему его судьба трагична?

Как герой появляется перед нами в первый раз? (Мастер через балкон приходит к Бездомному в палату.)

-Описание героя (гл.13), на какие детали портрета особенно уделяет наше внимание Булгаков? («встревоженные глаза», «карие, очень беспокойные глаза пришельца»)

Почему столь именно глаза и нет подробного описания портрета? -( «зеркало души»). Эпизод встречи двух героев со слов : «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми».

-Кто такой Иван Бездомный и как он попадает в «дом скорби»? (Поэт Иван Бездомный, став свидетелем гибели Берлиоза, преследует сатану и его свиту, проходит через различные злоключения и попадает в психиатрическую больницу, которая в романе названа «домом скорби».)

Какое проявление страшного реального мира встречается в романе?

 ( Принимая больных, здесь спрашивают в первую очередь, являются ли они членами профсоюза).

Прежде, чем говорить дальше, давайте прочитаем диалог героев при их знакомстве.

-Как вы думаете, какие слова героя для нас с вами станут отправными для дальнейшего нашего разговора с учётом таинственности образа героя?

 (На вопрос Ивана, почему, если у пришедшего есть ключи от балконных дверей, он не может «удрать» отсюда, гость ответит, что ему «удирать некуда».)

- Почему герой называет себя Мастером и не приемлет слова «писатель» и даже пригрозил Ивану кулаком?

Почему молодой, талантливый человек не хочет покинуть своего приюта? - Отвечая на эти вопросы, мы выйдем на соотношение таланта и бездарности, скажем о трагедии настоящего художника в современном мире, самое главное-обратимся к разговору о самом прекрасном чувстве-любви, не просто чувстве, а о спасительной его силе.

-Итак, почему Мастер, а не писатель? (Это слово скомпрометировано теми, кто без всяких прав называет себя писателями: обладателями членских билетов МАССОЛИТа, посетителями ресторана. Писательский мир изображен на страницах романа сатирически. Рюхин, Богохульский, Штурман Жорж и другие опошляют писательское звание, рассматривая свою причастность к литературе как возможность сытно и праздно жить, не обременяя себя муками творчества. Они мечтали о дачах, о вкусной и дешевой еде в ресторане «Грибоедов»).

-Таким образом, слово «писатель» совсем не подходит булгаковскому герою. Почему? Чем он отличается от перечисленных выше литераторов?

Чтобы понять это, вспомним историю мастера и его произведения.

(довольно бесцветной была жизнь историка по образованию, работавшего в одном их московских музеев, до тех пор, пока он не выиграл 100 тысяч рублей. И здесь оказалось, что у него есть мечта – написать роман о Понтии Пилате, высказать собственное отношение к истории, произошедшей около 2000 лет тому назад в Ерщалаиме. Он весь отдался работе. В этот момент появляется Маргарита. Именно она стала подгонять его в работе, называть мастером, сулила ему славу. Роман дописан).

- Как литературный мир встретил версию библейской истории ?( Роман не был принят к печати, все, кто его читал: редактор, члены редколлегии, критики, - обрушились на мастера, отозвались в газетах разгромными статьями. Особенно неистовствовал критик Латунский. В одной из статей «автор предлагал ударить, и крепко ударить по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить ее в печать»).

 -Чем не устраивал «писателей», литераторов роман мастера? (они сами были людьми бездарными, тема романа кажется им странной. Они сами потеряли стыд и совесть, недаром нечистая сила так жестоко расправилась с Берлиозом. Именно литераторы довели мастера до того, что он сжег свой роман)

-Мастер, написавший о распятии Иисуса Христа, - оказывается чужаком в писательской среде. Его современники отреклись от Бога, он им не нужен. Как и не нужен роман мастера.

 - Почему же Булгаков называет своего героя Мастером и что вкладывает писатель в это понятие? Ответим на проблемный вопрос.

( в нем главное – талант, его прозрение. Он описал события далекого прошлого так, как это было на самом деле. «О, как я угадал! О, как я все угадал!»- восклицает он во время рассказа Ивана о своей трагической встрече с Воландом. Главное его назначение – творчество. Слово «мастер» обозначает лицо, достигшее высокой степени в овладении каким-нибудь искусством, а также (в древности) – магистра, причастного высшей власти и тайне. Герой Булгакова может с полным правом называться мастером по двум параметрам. Он знает себе цену и вполне осознает, что имеет право называться мастером, то есть человеком особенно сведущим или искусным в деле своем (Даль))

-Надо сказать о том, что в романе есть система внутренних соответствий.

Какому герою из ершалаимских глав соответствует мастер?

(в нем есть сходство с Иешуа. Оба не поняты окружающими, обоих преследуют, травят за убеждения. Убивают (Иешуа – физическая расправа, мастер сломлен морально), оба одиноки (только Левий Матвей, Маргарита), обоих предают ради выгоды (Иуда, Алоизий Могарыч).

 - Почему Иван Бездомный заслужит доверие Мастера?

(В рассказе о своей встрече с Воландом Иван не пропускает ни одного слова, в мельчайших подробностях он всё вспоминает, а гость воспринимает этот рассказ с восторгом. Между ними установится та степень доверия, которая поможет каждому осознать что-то в себе. Мастер найдет в этом подтверждение своих догадок, а для Ивана эта встреча станет точкой отсчета новой жизни)


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 288; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!