Бунтарский дух казачества в образе Дарьи



Проблема отчаявшейся и потерявшей себя женщины из-за жесткости Гражданской войны отражена в образе Дарьи. Старшая сноха Мелеховых – всегда веселая и озорная, часом даже резкая. Ее казачий дух неподчинения никаким правилам сразу заметен читателю по ее стилю общения с другими членами семьи. Она любила красиво одеться, выпить, погулять. Домашняя работа или желание завести детей ее не интересовали.

После смерти мужа она словно обезумела без мужского внимания. Она готова была отдаться каждому встречному. Но на хуторе мужиков почти не осталось из-за войны, и она предлагает себя даже свекру. Ее шальная потребность в физической близости закончилась трагически, она заразилась неизлечимым тогда сифилисом. Узнав о болезни, Дарья по-другому стала смотреть на близких и на жизнь: «Мне бы теперь сызнова жизню начать — может, и я бы другой стала?». Однако понимая близкую и постыдную смерть, она тихо и с достоинством ушла из жизни, утопив свой позор в реке.

Сложность образа Евдокии Мелеховой

Все женские образы в «Тихом Доне» объединяет общая черта – ради любви они способны на все. Не исключением стала и Дуня Мелихова. Ее сердце было занято Михаилом Кошевым, бывшим некогда близким другом их семьи, но во время революции и гражданской войны принявшим большевицкую сторону. От его руки умирает старший брат Петро, а Григорий вынужден прятаться и скрываться от Михаила. Но, несмотря на все эти факты, а также на запрет матери и жестокость Михаила, Дуня не способна заглушить свои чувства. Так, виновник множества трагедий семьи Мелиховых Михаил Кошевой стал хозяином их дома и законным мужем Дуни, потому что любовь истинной казачки сильнее все остальных чувств, она случается лишь раз и остается навсегда.

Воплощение святости и хранительницы домашнего очага в образе Ильиничны

Мать Григория, Петра и Дуни – один из самых глубоких образов романа. На первый взгляд, ее роль в развитии сюжета невесома, однако именно в этом персонаже Михаил Шолохов закладывает весь глубокий смысл понятия «мать». Ее роль заключалась не только в том, чтобы быть хранительницей домашнего очага, но сохранять покой, мир, гармонию в семье. Ильинична решает не только бытовые, но и моральные проблемы, стараясь спасти каждого от греха и ошибки. Узнав о боевых «заслугах» Григория, она нежно попрекает его: «Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил… У тебя же ить вон, гля, какие дети растут, а у этих, загубленных тобой, тоже, небось, детки поостались».

Она считает, что несет ответственность за поступки и мысли своих близких: боль Натальи, ошибки Григория, досаду Пантелея, постыдное поведение Дарьи, неопытность и наивность Дуни. Таким образом, Ильинична выступает совестью, хранительницей чистоты души каждого члена ее большой семьи, и это она читает своим святым долгом.

- Как вы думаете, какой главный женский образ у мужчин? Многие мужчины утверждают, что их жены воплощают в себе все лучшее, что есть в характере и внешности их матери. Большинство мужчин испытывает чувство благодарности к женщинам, которые произвели их на свет и научили ощущать себя личностью. Именно поэтому, когда они начинают присматривать себе жен, они ищут девушек, которые бы стали такими же добрыми, веселыми, заботливыми, хозяйственными как их мать.

Анализ главного образа – матери.

- Как относится Григорий Мелехов к своей матери? С любовью и уважением. Он жалеет ее, ведь она считается стержнем добра, любви и порядка в доме.

Вывод: Смелые и гордые, честные и отчаянные в борьбе за свою любовь, семью и счастье пусть даже ценой собственной жизни – именно такими изображены образы женщин в романе.

Предлагаю рассмотреть на нашем уроке образы двух женщин, которые играли в жизни главного героя очень большую роль, женщин, абсолютно разных, но в чем-то и похожих: Аксинья Астахова и Наталья Коршунова. Одна из задач нашего урока: сравнить и сопоставить образы этих героинь. Для того, чтобы нам легче было работать, в тетради чертим следующую таблицу.

Вспомним основные средства создания литературного характера и дадим определения эти средствам:

А) Портрет – это описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа литературного произведения, в первую очередь мельчайших деталей лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Обычно используется в эпическом роде, реже – в лирике и драматургии.

Б) Речь героя

В) Поступки героя

Г) Отзывы о герое других персонажей

Д) Предыстория героя

Е) Интерьер

Ж) Диалог; внутренняя речь героя

З) Прямая авторская характеристика.

 

- Начнем мы с описания внешности героинь. На слайде вы видите кадры из фильма: описание Аксинье как раз подходит к фотографиям. Чтение текста.

- Итак, что мы можем сказать о внешности Аксиньи? (Грациозная, гордая походка, густые черные волнистые волосы, смуглая кожа, сильная спина, налитые плечи, бесстыдно-жадные, пухловатые губы.)

Обратите внимание на речь персонажей, поведение, авторские примечания.

 

С Натальей мы знакомимся во время описания сцены смотрин невесты, когда Мелеховы приехали к Коршуновым свататься. Какой она предстает перед Григорием и перед читателем?

- Какова ее внешность? (Смелые серые глаза, большие, раздавленные работой руки, тонкая девичья фигура, бесхитростный, чуть смущенный, правдивый взгляд)

- Есть ли что-то общее во внешности этих героинь? Нет.

- Отчертите таблицу. А мы продолжаем сравнивать наших героинь (слайд 8).

Судьбы обеих женщин до появления в их жизни Григория ни разу не пересекались. Они очень разные и до, и после встречи с ним. Рассмотрим, как проходила жизнь женщин до Григория. (Читаем главу 7). Ответьте мне на вопрос: какая трагедия случилась в жизни Аксиньи?

О жизни Натальи до замужества мы узнаем опять же из глав, посвященных сватовству. На презентации представлены отрывки, по которым мы можем судить о ее жизни.

Из этого мы можем сделать вывод, что Наталья - любимая дочь отца, богатая казачья семья, возможность самой выбирать жениха.

1. Зачем пришла Наталья к Аксинье в Ягодное? (Наталья пришла к Аксинье для женского разговора, пришла уговорить отдать ей Григория; «как-то внезапно созрело у Натальи решение сходить в Ягодное к Аксинье вымолить, упросить ее вернуть Григория. Ей почему-то казалось, что от Аксиньи зависит все, и упроси она ее - снова вернется Григорий и былое счастье. Она не задумывалась над тем, осуществимо ли это и как примет Аксинья ее странную просьбу. Толкаемая подсознательным чувством, она стремилась скорей претворить внезапное свое решение в жизнь»).

2. Давайте посмотрим на речь Натальи. Обратите внимание на знаки препинания в ее репликах. Как речь характеризует состояние Натальи? (реплики: «Я к тебе, Аксинья...; Мне бы напиться...; Ты отбила у меня мужа... Отдай мне Григория!.. Ты... мне жизню сломила... Видишь, я какая...; Ты своего мужа бросила... Не шуми так...; Ты думаешь, я надеялась, что выпрошу?; Тоска меня пихнула»). В этом эпизоде – отчаяние Натальи (и многоточия, и восклицательный знак как последний крик)

3. Выпишите цитаты из текста, которые характеризуют поведение Натальи: «она остановилась, безжизненно уронив свои большие рабочие руки, сапно дыша, пыталась и не могла выпрямить изуродованную шею; обвела комнату тяжелым, негнущимся взглядом; заговорила, трудно поднимая голос; Наталья боком подошла к лавке и села, роняя голову на руки, ладонями закрывая лицо; пьяные от муки глаза; вся содрогаясь, Наталья глядела на ребенка. Сухая спазма захлестнула ей горло; она вышла на крыльцо, рыдая и качаясь; раздавленная неизъяснимой тоской»)

4. Теперь посмотрим на речь Аксиньи. Какие предложения преобладают в ее речи? Почему? (практически вся речь Аксиньи состоит из восклицательных предложений (помимо вопросов Наталье), она возмущена, она ненавидит свою соперницу, она никогда не отдаст ей Григория).

5. Поведение Аксиньи во время разговора (проследить по тексту: Аксинья сначала вкрадчиво спрашивает, зачем пришла Наталья, а затем начинает закипать. Автор сравнивает одну из реплик Аксиньи с первыми каплями дождя: «слова – дождевые капли на камень – точились скупо»).

6. Обратите внимание на авторские комментарии, которые объясняют поведение Аксиньи («вот та, по милости которой исходила Аксинья слезами, расставаясь с Григорием, несла в сердце кровяную боль, и в то время, когда она, Аксинья, томилась в смертной тоске, вот эта ласкала Григория и, наверное, смеялась над нею, неудачливой оставленной любовницей»).

7. Как данный эпизод раскрывает характер героинь? (Обе героини беззаветно любят Григория. Наталья пошла на унижение, чтобы вернуть любимого мужа. Аксинья ни за что не отступится от своей пусть и грешной любви). Этот вывод запишем в тетрадь.


Подумайте!!!

1. Для чего Шолохов дает читателю предысторию жизни Аксиньи? (рассказ о девическом горе Аксиньи и жизни ее с нелюбимым Степаном помогают понять неистовую позднюю любовь к Григорию).

2. Отношение окружающих к Аксинье (например, Степан любит и ненавидит; Пантелей Прокофьевич побаивается; бабы завидуют и злорадствуют; Ильинична сначала недолюбливает, а потом они сближаются, т.к. обе любят Григория).

3. Отношение окружающих к Наталье (любимая дочь, любимая внучка, пришлась ко двору и Мелеховым).

4. А кто из них самый счастливый? Можно ли вообще ставить такой вопрос? (У Натальи есть дом, семья, но нет любви мужа. А у Аксиньи нет ни дома, ни детей, но есть любовь Григория. Каждая счастлива и несчастна по-своему).

1. Первичное закрепление изученного материала.

Мы видим, что автор противопоставляет двух героинь. Это две разные дороги, которые, как мы знаем из содержания романа постоянно пересекаются, потому что любят одного мужчину, это две судьбы. Но в этих сильных женщинах есть и общие черты. Давайте выделим их.

Наталья Аксинья

Портрет

Красивая женщина. Автор сначала в словами Аксиньи оценивает внешние данные Натальи: «Наталья… Наталья – девка красивая… Дюже красивая». Даже изуродованная шея не особо повредила ее красоте. И опять Аксинья замечает: «…так же хороша, как и раньше, - щеки ее и рот свежи, не измяты временем, а у нее, Аксиньи, не по вине ли этой Натальи раньше времени сплелась под глазами паутинка морщин?» Красивая женщина: «…Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала круглую спину и налитые плечи…». Даже ведра с водой она носит гордо и величаво.

 

Отношение к Григорию

«Наталья, доверчиво и беззаветно отдавшая свое нерастраченное молодое чувство Григорию, не встретила ответного движения». Она вскоре поняла, что нелюбима, оплакивала свое «заплеванное счастье». Вся любовь Натальи – в письме к Григорию в Ягодное. Борьба за любовь. «Со всей силой и страстью впервые и на всю жизнь полюбила Аксинья, замужняя женщина, соседского парня, угловатого и неловкого в ласках Григория Мелехова». Чувство взаимное. Борьба за любовь.

Женщина-мать

Наталья-мать приобретает одухотворенную и возвышенную красоту. У Григория все-таки просыпается любовь к Наталье (внутренний монолог). Материнство Аксиньи (доброе и нежное) обогатило характер Аксиньи. Это чувство особо проявляется в отношении ее к детям Григория и Натальи.

Смерть

Жизнь без любви и верности Григория – жизнь без всякого смысла и ценности. Горе, которое вначале скрыто, надломило ее. Семейная драма завершается страшным исходом: гордая и оскорбленная Наталья не захотела родить от нарушившего верность Григория. После аборта, варварски сделанного хуторской бабкой-повитухой, она гибнет. Любовь погубила Наталью. Вся сила характера Аксиньи выразилась в любви к Григорию. Ничего другого, столь же важного, не существовало для нее. И это в конечном счете привело Аксинью в суровых условиях гражданской войны к трагической гибели. Любовь к Григорию погубила и Аксинью.


Так почему же автор изобразил необходимость обеих женщин в жизни Григория Мелехова? (У обеих были те черты, которые были у его матери).

Вывод: несмотря на полярность этих двух героинь можно выделить и общие черты, которые помогают нам глубже понять Наталью и Аксинью, проследить авторский замысел.

1. Подведение итогов урока. Записываем в тетрадь.

Главная идея романа-эпопеи Михаила Шолохова – оставаться людьми в нечеловеческих условиях. Утверждение простых, но в то же время главных человеческих ценностей, которые заключаются в труде, воспитании детей, любви к ближнему и своей земле, автору мастерски удалось осуществить во многом благодаря созданию несравненно жизненных и ярких образов. Воплощением дома, родной земли, семьи, любви и верности являются женские образы в романе «Тихий Дон» Шолохова.

Вывод: Семья - ячейка любого государства, основа человеческой жизни.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»,- сказал Л.Т. Толстой.
С ним согласен и М.А. Шолохов. В романе «Тихий Дон» он освещает картины счастливой жизни дома и несчастной вне дома.

Природа — важный герой в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Она отражает чувства и намерения персонажей, а также является индикатором настроения в определенной главе. Чтобы лучше понять замысел книги, необходимо проанализировать, что происходит на ее страницах во внешнем мире, где преобладают естественные законы существования.

Жители донских деревень настолько близки к внешнему миру, что чутко реагируют на каждое изменение настроения природы. Поэтому, когда Наталья проклинала отца своих детей и хотела умереть на поле битвы, прекрасный день внезапно сменился ветром и громом, и природа восстала против этого проклятия.

Наконец, казаки во внешнем мире увидели мир и счастье, которое они искали. Когда казаки увидели грубые поля, они грустили и ворчали на войне, как будто они нашли смысл жизни во взаимодействии с природой. Природа и люди в романе Шолохова «Тихий Дон» находятся в сложном взаимодействии. Образы природы не безразличны к событиям человеческой жизни. В «Тихом Доне» Шолохов часто использует технику предвосхищения событий: описания природы создают определенную эмоциональную атмосферу, подготавливают читателя к восприятию и показывают направление, в котором развиваются события и их последствия.

Прежде чем описать начало мировой войны, автор дает подробную картину природы, в которой, согласно общепринятым признакам, многие недружественные пейзажи предсказывают большие потери.

Пейзаж рассказывает читателю о морали казачества. Природа степи столь же безудержна и сильна, что в ее степи кого-либо было трудно завоевать. Дон распространяется мощно и полно, как персонаж казака, которого невозможно вытеснить. Так что Дон бежит с берега весной. Все времена года в степи экстремальные: зима холодная и снежная, лето жаркое и влажное, осень дождливая и ветреная, а весна теплая и несет в себе много воды. Даже сами казаки: если они любят, то до бессознательного, если они ненавидят, то до конца.

Это природа сопровождает любовную связь Григория с Аксиньей. Они приблизились во время шторма, когда соседи отправились на рыбалку. Гром и молния пугали людей, брызги дождя рассеивали волны, сам Дон пенился на ветру. Чувство в груди Григория и Аксиньи гремело в одной и той же буре, ее любовь была столь же мятежной, она испугала свое окружение и заставила всех страдать. Поэтому природа в романе наделена функцией психологизма.

Впоследствии Шолохов последовательно дает сцены, которые показывают, что люди не хотят войны, и считают ее величайшей катастрофой. Образ природы помог понять отношение войны не отдельного человека, а многих людей. При этом обобщение чувства расстройства является одной из важнейших особенностей романа.

Тихий Дон — тонкий и проницательный, во всей своей яркой и дрожащей подлинности, Шолохов показывает свою родную натуру. Пейзаж природы всегда духовен. Он соотносится с человеком, с потоком жизни, затем с его красотой и величием, которое подчеркивает несовершенство человеческого существования, жестокость человека, а затем гармонично сочетается с душевным миром человека, для которого характерны высокие устремления, яркие эмоции.

В романе «Тихий Дон» образы природы приобретают особое идейно-эстетическое содержание. В описаниях природы Шолоховым достигнута высокая степень совершенства. Образ, описанный Шолоховым, визуально предстает перед читателем, поскольку он основывается на выразительной силе восприятия.

 

 

Домашнее задание:

1. Переписать таблицу в тетрадь и дополнить таблицу, ответив на вопрос: Что еще общего было у героинь романа?

2. Подготовится к сочинению.

 Выполненное домашнее задание сфотографировать и прислать.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 1046; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!