III. Приложения: фотографии и фотосканы



Кабардинцы-тюрки в 1-й русской энциклопедии и других документах

I.О тюрках-кабардинцах в энциклопедии Брокгауза и др.документах

II.О тюркском черкесско-кабардинском роде Бековиче-Черкасском и других

Предисловие

1. В 1613г (1643) теркский воевода М. И. Володарский в своем донесении упомянул, что население Пятигорской Кабарды состоит из карачаевских черкас "И в Кабарде де, государь, под Пяти Горами взяли их карачаевские черкасы,.."

2. В двух статьях энциклопедии Брокгауза 1897г. упоминаются тюрки-кабардинцы. В первой статье "Балкария", балкары названы кабардинским племенем. Во второй статье "Тюрко-татары", написанной лучшим этнографом Российской империи Л. Я. Штернберг, впоследствии академиком Академии наук СССР современные балкарцы названы "горными кабардинцами", а адыго-кабардинцы названы "кабардинцами долин" и оба типа кабардинцев отнесены к тюрко-татарам.
3. Известный историк Н.А. Аристов в журнале "Живая старина" Русского Географического общества в 1896г. под редакцией известного историка В.И. Ламанского упоминает тюрок-кабардинцев. Кабары-кабардинцы согласно Аристова были тюркской аристократией среди адыгов и дали название современному кабардинскому народу.

3. Кабардино-Балкарский НИИ национальной культуры в 1936г. установил, что несмотря на то, что большевистская пропаганда в течении 15 лет в школах, газетах, учреждениях мощно внушала, что адыги КБР есть кабардинцы, сами адыги КБР продолжали считать, что "Кабарда, кабардинский" оставались понятием географическим, а не названием народа или языка. И себя они называли "адыге", а свой язык только "адыгским".

4. 97% адыгов ЧАО в переписи 1939г. назвались адыгейцами и только 444 чел.записались кабардинцами.Ранее, они 12314 чел. в переписи 1926г. были обозначены как кабардинцы, а в 19 в. назывались "беглыми кабардинцами".
6. В Ведомостях аулов Малой Кабарды в середине 19 веке насчитывалась большая доля тюрко-кабардинских семей, а доля неадыгских семей была выше доли адыгского населения.И сама Малая Кабарда управлялась тюркскими князьями Бековичами-Черкасскими и Ахловыми со своими узденями.

Глава I. О тюрках-кабардинцах

1. В большой энциклопедической статье Тюрко-татары,в разделе о кавказской группе тюрко-татар, кабардинцы причислены к тюркам, цитата:

"...В) кавказская группа , составившаяся из самых различных элементов: древних аланов, аваров, хазаров, печенегов, перемешанных с кипчаками, ногайцами, лезгинами и особенно с иранцами. Их делят на следующие группы. 1)Татары-горцы или горные кабардинцы, в отличие от просто кабардинцев, жителей долин , перемешанных с черкесами. Первых (по Вырубову, 1890 г.) — 16667 душ, вторых — 51955. Занимаются скотоводством; одеваются по-кавказски (черкеска, папаха). Они выше среднего роста (1,67 - горцы, 1,65 - кабардинцы)..." [1] Если количество перевести в проценты, то "горных кабардинцев" т.е.балкарцев ок. 25% и "кабардинцы жители долин" 75%, состоящих в основном из адыго-кабардинцев. (Но среди последних было немало и тюркской знати. см. ниже п.4 Ведомость аулов Малой Кабарды). Статья подписана инициалами Л. Ш-г, под которыми скрыт первый этнограф Императорской академии России Лев Яковлевич Штернберг (1861-1927гг). [2]

 

2. В статье "Балкария" энциклопедии Брокгауза и Ефрона народ балкары названы кабардинским племенем, цитата:
"дикая горная страна в верховьях Черека, на северном склоне кавказских гор. Населена народом Балкары, кабардинского племени, покоренным русскими в 1882 году." [4]
История не располагает фактами подчинения Балкарии (Черекского ущелья) кабардинским князьям, чтобы сказать, кабардинское имя перенесли на балкарцев Черека из-за их зависимости от кабардинских князей. Даже Шора Ногмов, нафантазировавший о подчинённости кабардинским князьям всех соседних народов, в отношении балкарского народа Черека, ясно указывал на его независимость.

 

3. Известный русский историк и этнограф конца 19 веке Н.А. Аристов в большом исследовании "Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей и сведения об их численности" недвусмысленно указывал на тюркское происхождение кабаров-кабардинцев, цитата: "Имя кабаров, хазарского племени…имя этих кабаров удержалась в названии местности Кабарды и в имени [кабардинцы] той части аборигенов западного Кавказа, которая получила от тюрков свою аристократию [княжеские фамилии], некоторые обычаи и склонности, а также много тюркских слов в свое наречие. Можно подозревать, что и самое имя черкесов принесено к подножиям Кавказа союзом тюркских родов того же имени, в состав которого входило кабар, кобый и коюсь: в числе делений рода малой орды черкес или серкеш..." [5]
Обращаем внимание своего читателя? что книга Н.А.Аристова впервые была напечатана в журнале "Живая старина" под редакцией другого известного русского историка и этнографа В.И.Ламанского.
Таким образом, три ведущих русских профессиональных историка и этнографа конца 19 века Л.Я.Штернберг, Н.А.Аристов, В.И.Ламанский указали что кабардинцы есть тюрки. Фальсификаторы российской кавказской истории НЕ цитируют этих троих ведущих русских ученых, авторов многих исторических статей и книг, а с целью переписывания тюрко-кабардинской истории в адыго-кабардинскую, цитируя удобных им поверхностных путешественников или журналистов, произвольно толкуют их упоминания кабардинцев как упоминание адыго-кабардинцев.
(см.фотоскан № 1 в прил.)

4. Теперь посмотрим"Ведомость аулов Малой Кабарды на земле князей Бековичей-Черкасских" из книги Н.Г. Волковой "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII-начале XX века" написанной ею на основе архивов 19в. Она дает ясную картину полиэтничности Малой Кабарды при ведущем кумыкском компоненте и подкрепляет энциклопедические статьи и статью Н.А. Аристова о тюрках-кабардинцах .

Из ведомости видно, что на землях кумыкского-черкесского князя Бекович- Черкасского находились 13 небольших малокабардинскиских аулов c общим числом дворов (т.е. семей) 479, а также кумыкские, ногайский (Ахлова), чеченский и ингушский аулы. В аулах Бековича-Черкасского было 464 дворов, в т.ч. 214 кумыкских дворов (семей),что сопоставимо с общим числом 479 дворов всех других малокабардинских аулов. Также в Малой Кабарде в середине 19 века был аул ногайского малокабардинского князя Ахлова с более чем 125 дворов, чеченский аул Псыдах-204 дворов, ингушский аул Кескем-217 дворов. Итого без таусолтановских аулов- 1489 дворов. Термин 19 века "двор" равнозначен современному понятию -семья. [6]
Вероятнее всего, кумыкско-ногайские уздени и были владельцами малых малокабардинских аулов, обозначенных отдельной строкой. Но и без выяснения этнического происхождения владельцев малокабардинских аулов, из ведомости видно,что Малая Кабарда была полиэтнической областью при ведущей роли кумыкского кабардинского князя Бековича-Черкасского и его кумыкских узденей. Исходя из этой ведомости вернее было бы назвать Малую Кабарду тюркской (кумыкско-ногайской) областью, а не адыгской. Подробнее о тюркском княжеском роде Бекович-Черкасских см. во II главе.

5. Полиэтничность кабардинцев подкрепляется фактом, который установил Кабардино-Балкарский НИИ национальной культуры в 1936г. о том, что "Кабарда","кабардинский" в языке кабардинцев-понятие географическое, а не название народа или языка. Издавна кабардинцы называют себя "адыге", а свой язык только адыгским." Таким образом, ещё совсем недавно, в 1936г, через 40 лет после статей Л.Штейнберга и Н.Аристова о тюрках-кабардинцах, прожив 15 лет в новообразованной Кабардино-Балкарской автономии, адыги не считали себя этническими кабардинцами, а считали и называли себя-адыгэ. Вы поняли последнее предложение? Адыги Кабардино-Балкарской автономии находясь 15 лет, с 1921 по 1936г, под мощным давлением государственной, большевистской, комсомольской пропаганды и школьного образования внушающим им, что адыги есть кабардинцы, не поддались этому внушению и не посчитали себя кабардинцами, предпочитая этноним адыгэ, признавая имя кабардинец лишь географическим понятием, наподобие кавказец, нальчанин. [7]

 
Кабардинский фольклор [Текст] / Общ. ред. Г. И. Бройдо ; Вступ. статья, комментарии и словарь М. Е. Талпа ; Ред. Ю. М. Соколова ; Кабардино-Балкар. науч. -иссл. ин-т нац. культуры. - Москва ; Ленинград : Academia, 1936

6. Перепись 1939г в Черкесской автономной области, (сокр.ЧАО) показала, что в ЧАО проживает 16010 адыгейцев и 444 кабардинца. [8]

Однако в предыдущей переписи 1926г. адыги новообразованной ЧАО были зафиксированы как 2655 черкеса-бесленеевца и 12314 кабардинца. [9]
В 19 веке именем "беглые кабардинцы" царские чиновники обозначали переселенцев из Кумско-Терского междуречья на Кубань. Они же царские чиновники именем "черкесы-бесленейцы" обозначали адыгское племя подвластное и управляемое потомками ногайско-черкесского князя Бияслана (Беслен по-адыгски), проживавшее на реке Лаба. Под этими же царскими именами "черкесы-бесленеевцы и кабардинцы" большевики зафиксировали в переписи 1926г. адыгов новообразованной ЧАО.

Однако, в 1939г., через 18 лет жизни адыгов в новообразованной Черкесской автономии, когда у адыгов ЧАО появилась возможность выбирать между этнонимами адыгеец, кабардинец и черкес. Абсолютное большинство записанных в 1926г кабардинцами, а именно ок. 97% из 12314 чел, в 1939г. записались адыгейцами и только 444 чел. из них записались кабардинцами [8].Также и бывшие бесленей-черкесы, вероятно после сталинских репрессий избавившихся от остатков тюрко-черкесской знати, записались родным адыгским именем -адыгейцы. Таким образом, около 97% адыгов, обозначенных как кабардинцы в 1926г. при первой же возможности отказались от царского чужого обозначения "кабардинцы" и записались под родным именем как "адыгейцы" в 1939г. Об оставшихся 3%, о 444 кабардинцах можно предположить что они и есть сохранившиеся тюрко-кабардинцы после красного террора 1917-1937гг.
Приведённые цифры являются очень красноречивым фактом, подкрепляющие предыдущие пять фактов о чуждости для адыгов этнонимов черкес и кабардинец, тюркского происхождения черкесов и кабардинцев и ведущей тюрко-черкесской, тюрко-кабардинской составляющей в адыгской среде! Два последних факта, указывающих на нежелание адыгов КЧР и КБР называться кабардинцами в сочетании с статьями Л.Штейнберга и Н.Аристова о тюрках-кабардинцах дают основание говорить о большевистском назначении адыгов КБР кабардинцами, вопреки их желанию.

7. Теперь же в одном пункте дадим сразу четыре ссылки укрепляющие и объясняющие причины статей русских историков и этнографов о тюрках кабардинцах и нежелании адыгов КБР и КЧР в 1930годах называться кабардинцами.

7.1."Кабардинские князья сверх того имеют особенное наречие, между князьями только употребляемое" [10]
Эта цитата от С.Броневского, много лет проработавшего в начале 19 века в штабах кавказских наместников П.Д.Цицианова и И.В.Гудовича. И поэтому хорошо зная кабардинских князей по своей работе, С.Броневский свидетельствует об "особом наречии", в котором исходя из множества фактов в нашей статье легко угадывается тюркский язык, которым кабардинские князья, пользовались при общении меж собой.
7.2. "Кабарда, Верхняя и Нижняя, лежит позади Сулака в конце Кавказских гор и Астраханской степи и населена черкесскими татарами. Они вольные люди, однако держатся российской стороны и почитаются некоторым образом за подданных. Хана или владетеля не имеют, но между ними находится много так называемых князей, которые только своими людьми распоряжаться могут. Они считают себя все равными и, если нужно что-нибудь учредить, советуются вместе...Барагун лежит в Нижней Кабарде и управляется одной знатной овдовевшей княгиней. Она часто бывает в Сулаке. В двух верстах от крепости Святой Крест находилось татарское предместье, называемое Ахочтская слобода; оно обнесено валом и рвами, и живут в нем черкасские и кабардинские татары, над которыми начальствовал полковник Эльмурза Бекович." [11]
7.3. Польский писатель,путешественник и археолог Ян Потоцкий (1761-1815) писал «Кабардинцы – выходцы из хазарского племени кабаров, кабарты стали предками князей Кабарды»

7.4. В книге Очерки политической истории Северного Кавказа в 16-20вв., Нальчик 2007г. стр.51 приведена цитата из "Записок о жителях Кавказа", составленным полковником русской армии, кабардинским князем Исмаилом Атажукиным: "Кабардинцы же и прочие с ними живущие, и именно древнего происхождения и отделившиеся от Мамая, Касаево поколения татары... Отметим одной веры (мусульманской) и одного языка татарского было только высшее сословие кабардинцев и абазин, народы же эти были еще в язычестве, и языки имели разные-адыгский и абазинский" [12] Исмаил Атажукин, живший на стыке 18-19 веков (1750—1811) как раз и есть представитель "высшего татарского сословия кабардинцев", настоящий кабардинец, ибо род Атажукиных были одним из главных княжеских родов Большой Кабарды.

 

Очерки политической истории Северного Кавказа в 16-20вв.,
Нальчик 2007г. стр.51

 

8.Еще один объективный и интересный факт в копилку о тюрках-кабардинцах, разрушающий многие современные фальсификации. В русско-кабардино-черкесском словаре составленном пятью лучшими адыго-кабардинскими филологами, писателями, поэтами в течении семи лет, с 1946 по 1953гг нет собственных адыго-кабардинских обозначений для грузин и осетин, нет собственного обозначения понятию Родина. А русское слово Враг переведено как Бий, которое в карачаево-балкарском, ногайском, кумыкском языках означает Князь. В упомянутом словаре русское слово грузин на адыго-кабардинский (адыго-черкесский) переведено как грузин, грузинка- грузинкэ, осетин- осетин, осетинка- осетинкэ. Русское слово Родина переведено на адыго-кабардинский как русское слово-Родинэ! [13]
Русские названия соседей и Родины в адыго-кабардинском языке предполагают, что адыго-кабардинцы прожив на центрально-восточном Кавказе ок. 200-250 лет, часто меняя местожительство, не имели собственного слова родина, так как не имели суверенной адыгской земли, не имели отношений с грузинами и осетинами и познакомились с ними посредством русских. Почему? Предлагаю свой ответ. Потому что отношения с соседними народами имела тюркская знать, тюрко-кабардинские князья и уздени, а не подвластные им адыго-кабардинцы. Другого объяснения адыгским словам из словаря найти невозможно. Кстати, это не единственный словарь с русскими обозначениями соседних народов в адыгском словаре. Через тридцать лет, в 1984г., адыго-черкесом Г.Братовым составляется терминологический адыгский словарь в Черкесске, в котором перевод русских этнонимов грузин и осетин немного адыгэизировано и переведено как "грузинхэр" и "осетинхэр". [14]

9. И наконец в качестве подтверждения статей в энциклопедии Брокгауза "Тюрко-татары", в которой кабардинцы отнесены к тюркам, и статьи "Балкария", в которой балкары названы кабардинским племенем упомянем Верховного князя и последнего Вали Кабарды, первого председателя кабардинского суда,полковника царской армии Кучука Джанхотова. К.Джанхотов был этническим балкарцем, балкарским князем и руководил Кабардой с 1809 по 1830г. сыновья его погибли не оставив наследников. Но сохранилась линия идущая от Темрюка Джанхотова родного брата Кучука, которую опубликовал Хадис Тетуев. [15]

10.

 
Фотоскан из статьи Начальника Кабарды И.В. Швецова "Описание Кабарды 1827г" с перечислением татар: балкарских, холамских, безенгиевских, чегемских как представителей кабардинского народа, без упоминания адыгов
 


Начальник Кабарды полковник И.В.Швецов, два года управлявший Кабардой, встречавшийся за это время с сотнями кабардинцев, в своем "Описании Кабарды 1827г. не упомянул адыгов, не назвал ни одного адыгского селения, но пять раз назвал нынешних балкарцев, как часть кабардинского народа и населения Кабарды, обозначив их татарами по пяти районам расселения! Более того, начальник Кабарды полковник Швецов в своём "Описании Кабарды 1827г" две страницы из семи (48-49) посвятил карачаевцам, но ни разу не упомянул адыгов. [16]

11.
Первое указание на этническое происхождение пятигорских черкас, на этническое происхождение населения Пятигорской Кабарды появилось в русских источниках в 1613г. или в 1643г.
(Прим.от А.С., отписка воеводы расположено в фонде 1643г., но в самой отписке указана дата 1613г.)
В "Отписке терского воеводы М. И. Волынского в Посольский приказ о приведении к шерти Казыевой Кабарды"записано: "...Да с ними ж, государь, с Ондреем с товарыщи приехали ис Кабарды терской служилой юртовской татарин Тлевова табуна Тугагаева Чховайко да Муцал-мурзы Черкаского татаровя 2 человека, которых мы, холопи твои, посылали в Кабарду в провожатых с новокрещеном с Петрункою-Ондреевым. А в роспросе нам, холопем твоим, сказали, что де их на дороге на Куме реке на Можарском городище погромили донские казаки, лошедей отогнали и их всех побили, а новокрещена Петрунку взяли в полон жива и повезли с собою, а он де, Чю/л. 324/вайко, сам третей с того бою у них ушол в лес; и шли до Кабарды по Куме реке ночьми. И в Кабарде де, государь, под Пяти Горами взяли их карачаевские черкасы, а у тех де карачаевских черкас взял их Алегук-мурза Шагануков к себе в кабаки и держал у себя. И как де, государь, приехали с Терка к Алегуке и к Ходождуке мурзам в кабаки сын боярской Ондрей Сенин да толмач Гришка Ортемьев, и он де, Алегука-мурза, с ними их отпустил на Терек...." [17]

Краткие выводы.

6. В "Описании Кабарды 1827г" выполненное Начальником Кабарды полковником И.В.Швецовым в числе кабардинского народа записаны пять групп татар (балкарские, холамские, безенгиевские, чегемские), но не упомянуты адыги.
Перечисленные факты ясно свидетельствуют, что кабары-кабардинцы изначально были тюрки, сыгравшие главную роль в истории тюрко-адыго-кабардинского народа, в то время как адыги КБР и КЧР вплоть до 1930гг не признавали себя этническими кабардинцами. И без учета фактора тюркской составляющей среди кабардинцев, большевистско-адыгская версия истории Кавказа является масштабной фальсификацией и переписыванием тюрко-кабардинской истории и культуры в исключительно адыго-кабардинскую. И не только это. А еще, десятилетиями игнорируемые факты, причем как видно, факты из открытых источников, вскрывают профессиональную и моральную несостоятельность историко-этнографических наук в КЧР и КБР, сидящей на шее народов КЧР-КБР, на бюджете республик и РФ и мошеннически фальсифицирующих историю народов республик за их же деньги.

Глава II. О тюрко-кабардинской знати
в т.ч. о князе Бекович-Черкасском

Кабардинские княжеские и узденские семьи сохранялись до конца 1930годов, с каждым годом уменьшаясь в числе в следствии репрессий развязанной большевиками в 1917-1937гг. Об одном таком роде, о Бековичах-Черкасских многовековых владельцах Малой Кабарды дадим небольшую информацию. Знаменитый род Бековичей-Черкасских происходил от тюрок-черкесов. Представители рода знали родной тюркский язык, сохраняли тюркские обычаи и другие тюркские маркеры.
Но прежде чем перейти к рассказу о Бековичах-Черкасских хочу вставить короткое свидетельство о тюрко-черкесском ногайском князе Сефербей-Зане, которого фальсификаторы выдают за адыга. Сефер-бей Зан (Заноко) был последним признанным правителем западных адыгов в середине 19 века, Фёдор Бекович-Черкасский последним признанным правителем восточных адыгов в 1920г. Вот как описывает Т.Лапинский происхождеение и внешность тюрко-черкесского князя Сефер бея Заноко и его сына, с которыми он был лично знаком: «Дородный с серебряной бородой, он был одним из красивейших старцев, которых я видел когда-либо. Черты лица его имели явный отпечаток степенного татарина, и среди 1000 абазов (адыгов) его можно было мгновенно распознать как чужеземца, также как и его сына Карабатыр Ибрагима, который по внешнему виду был копией своего отца... Свита также состояла почти исключительно из турок, татар и нескольких черкесских уорков» (с.289) [18]

В книге УФСБ по КБР (см.фотоскан ниже) последний князь из знаменитого кабардинского княжеского рода Бековичей-Черкасских назван кумыком. [19] Фёдор Николаевич Бекович-Черкасский, он же по тюркски, Тембот Джанхотович Бекович-Черкасский был последним правителем Кабарды (1919г). Федор-Тембот Бекович-Черкасский жил в 1870-1953гг, являясь по сути современником наших дедов и отцов. Род Бековичей-Черкасских в течении нескольких веков был главным владельцем Малой Кабарды. Фотография Ф.Бековича-Черкасского, на которой ясно видна отличная от адыгов туранская ногайская внешность, отмеченная Т.Лапинский, выставлена в начале статьи.

 
"Органы Государственной безопасности и общество Кабардино-Балкария 1920-1992г" составитель В.Казаков, Нальчик, 2007г. стр.292

Далее, мы приводим подробное описание другого представителя рода Бекович-Черкасских, Фёдора Александровича (1790-1832гг), жившего в начале 19 века, написанное его многолетним сослуживцем Толстым В.С. Удивляясь ногайской внешности владельца Малой Кабарды, вероятно идущее от казахов-черкешей, Толстой В.С.и дает много других тюркских маркеров Бековичей-Черкасских. По видимому Федор (Тембот) Александрович был братом деда последнего князя Фёдор (Тембот) Николавича Бекович Черкасского (1870-1953гг).
Но прежде, укажем еще два тюркских маркера, которых и без документального указания из УФСБ на кумыкское происхождение Бековичей, были бы достаточны для идентификации Черкасского как тюркского кабардинского князя.

 

1. В комментариях к биографии Толстого В.С. названо правильное исходное имя обоих Бековичей-не Тембот, а Темирбулат. Изменение Темирбулат в Тембот, а еще подобно этому, изменение Джанболат в Джамбот, Джаныбек в Джаммек и т.д.- есть чисто тюркский карачаевский обычай и правило северо-кавказского тюркского языка.
2.Фамилия Бекович происходит от слова Бек, который есть тюркский княжеский титул. Бек и Бий идентичные друг другу тюркские княжеские титулы и даже однокоренные слова. А Бий в адыго-кабардинском языке означает Враг. Бековичем назван человек имевший тюркское звание князя- Бек, наподобие русского Царевич от титула Царь. (см. беглер бек ). Будь князь Черкасский адыгом он именовал бы себя адыгским княжеским титулом Пщы и назывался бы он Пшыевич, а не Бекович.

Далее, цитаты о Федоре (Тембот) Александровиче Бековиче-Черкасском (1790-1832гг) из статьи Толстой В. С. "Характеристики русских генералов на Кавказе", с описанием его ногайской внешности, азиатских привычек, отличного знания тюркского языка, узденского т.е. тюркского окружения Бековичей-Черкасских, цитаты с тюркскими маркерами:
"Князь Фёдор Бекович-Черкасский был наследственный владетель Малой Кабарды, что казалось странным, потому что мужественный высокой мужчина черты его лица были чисто ногайского пошиба...

Князь Бекович прекрасно и красноречиво говорил по Турецки....Князь Бекович по туземному «Тембот»- был очень умный человек, в азиатском смысле, добродушный, прямой, правдивый, самой строгой честности и изумительно хладнокровно храбрый, без малейшей тени европейского воспитания и образования: от рождения крещен в Православие, но с детства окруженный Магометанами, не было возможно вывести заключение, каково он вероисповедания...
Не имея понятия ни о стратегии, ни о тактике он однако был не заменим Военно-Начальником в Азии, так как его мышление было направлено совершенно одинаково с мышлением и миросозерцанием азиатцев, которыи он всегда отгадывал замыслы, предупреждая их поползновении... Все образование князя Бековича состояло в том, что он чисто говорил по русски и на том же языке писал хорошим почерком, остальное его воспитание, было до мелочей все цело черкеское, почему и жизнь его была совершенно азиатскаго пошиба. Он не имел привычки, все свободное от службы время заниматься чем либо умственным, всегда и всюду окруженный своими узденями, каторыи в сущности были его командирами, подвластными ему князьями..."
[20]


...«И так как черкесы некогда обитали на полуострове Тавриде, то и полагают, что упоминаемые кабары были именно предки нынешних кабардинцев, которых поэтому и должно почитать за колено хазарское» (Хан-Гирей, с. 151-152).

Этническая двух-составность кабардинцев была нарушена большевистскими репрессиями 1917-1937гг, закончившимися уничтожением или изгнанием тюркского кабардинского меньшинства. Биография последнего тюркского кабардинского черкесского князя Ф.Бековича Черкасского яркое тому подтверждение.
Для адыгов большевиками были созданы три автономии с большим штатом сотрудников в "научных институтах", но у ногайцев и крымских татар не было и нет ни одной национальной автономии подобно адыгам, как и нет своих научных институтов со своими кадрами. Карачаевцы-балкарцы и крымские татары были высланы, ногайцев почти не осталось, а их история и культура в отсутствии какой-либо критики, в отсутствии своих кадров замалчивалась, искажалась или приписывалась адыгам.
Приведенные здесь факты показывают, что история Центрального Кавказа, написанная в научных институтах КБР, КЧР и РА нуждается в тотальной ревизии, установлении исторической правды и возврата ее настоящим хозяевам ногайцам, крымским татарам, карачаевцам-балкарцам.

III. Приложения: фотографии и фотосканы

Для тех кто плохо понял текст статьи дополняю фотографиями некоторых кабардинских князей с туранской внешностью, что визуально показывает их тюркское происхождение. Полковник Лапинский указывая на туранскую внешность элиты адыгов, обращал внимание на физическое отличие адыгов и тюрок-черкесов. При этом оговариваюсь, что среди тюрко-кабардинской знати были рода и с европеоидной внешностью, но фото тураноидов более убедительны для показа их тюркского происхождения. Также приложены фотосканы, упомянутых в статье некоторых документов и цитат.
III-1.

21. Н.А. Аристов "Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей и сведения об их численности", Журнал Живая Старина Императорского Русского географического общества 1896. Год шестой, вып. III-IV. стр. 311 (С. 277-456) под редакцией В.И. Ламанского

Бекович -Черкасский


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 623; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!