Индивид, индивидуальность, личность.

Человек как результат биологической и социальной эволюции.

Человека - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, со­знанием, высшими психическими функциями (абст­рактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:

Теологическая (креациниозм) Теория

Естественно-научные теории

теория палеовизита (вмешательства) Теория естественного отбора (Ч. Дарвин) Трудовая теория (Ф. Энгельс)
Считается, что людей сотворил Бог, который является высшим звеном в мире. В основе этой теории происхождения человека стоит деятельность посторонних цивилизаций. Считается, что люди являются потомками инопланетных созданий, которые высадились на Землю миллионы лет назад. Теория основана на определении естественного отбора, который играет роль движущей силы эволюции. Это естественно-научная версия происхождения человека и всего живого на планете. Человек унаследовал от своих обезьяньих предков много анатомических признаков. Но в то же время человек резко отличается от обезьян, прежде всего, уровнем своего психического развития, возникшего в непосредственной связи с трудовой деятельностью и общественной жизнью, т. е. социальной средой

Современная точка зрения на проблему происхождении человека - антропосоциогенез (от греч. антропос — человек, лат. societas — общество, греч. генезис — происхождение) — процесс перехода от животного мира к человеческому состоянию. Двумя его неразрывно связанными сторонами являются:

1) превращения непосредственного животного предка человека (хабилиса) в человека — антропогенез

2) трансформация биологического объединения (стада) животных предков человека в человеческое общество — социогенез.

Человек как существо биологическое.

Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид — Homo sapiens.

Сходства человека и животных Отличия человека от животных, как биологического существа
· Анатомическое строение · Физиология · Наличие врожденных инстинктов (инстинкт самосохранения) · Наличие биологических потребностей (потребность в пище, потребность в отдыхе и пр.) Биологическая природа человека составляет ту ос­нову, на которой происходит формирование собствен­но человеческих качеств: а) прямая походка как анатомическая особен­ность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие; б) цепкие руки с подвижными пальцами и проти­вопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции; в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве; г) большой мозг и сложная нервная система, даю­щие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта; д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифферен­цированных звуков; е) длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и со­циализации; ж) пластичность врожденных импульсов и потреб­ностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возмож­ность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения — все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к раз­личным условиям среды; з) устойчивость сексуального влечения, влияю­щая на формы семьи и на ряд других социальных яв­лений

2. Человек, как существо социальное.

Основные отличия человека от животного

1 Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности. Человек моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли, обладает способностью предвидеть последствия своих действий и пр. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.

Индивид, индивидуальность, личность.

Индивид – это отдельная особь, которая сочетает в себе уникальный комплекс врожденных качеств и приобретенных свойств. С позиции социологии индивид является характеристикой человека, как отдельного представителя биологического вида людей. Индивид представляет собой единичную особь представителей Homo sapiens. То есть это отдельное человеческое существо, которое объединяет в себе социальное и биологическое и определяется уникальным набором генетически запрограммированных качеств и индивидуального социально приобретенного комплекса черт, характеристик, свойств.

В буквальном смысле индивидуальность – означает уникальность неделимого.

В понятии человеческой индивидуальности отражаются следующие характеристики индивида:

1. характеристика индивида как разносторонне одарённого и универсально развитого

2. характеристика индивида как гармонично сочетающего в себе различные дарования при определяющем значении какого-то одного

3. характеристика индивида как творчески и свободно реализующего себя.

Это точка зрения Э.Ю. Соловьёва.

Понятие индивидуальности неправомерно противопоставлять понятию личности, т.к. в историческом развитии эти феномены тесно взаимосвязаны и попеременно выступают как моменты друг друга, т.е. индивидуальность всегда находит в себе личность, а личность всегда находит в себе индивидуальность.

Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

Определение личности или кого считать личность?

Личность через сущностные характеристики, т.е. социально значимые черты характера: - разум - целеустремленность - доброта - работоспособность - др. Личность через набор функций (ролей) в обществе – ролевой подход: - работник - семьянин - спортсмен - ученик - родитель -др.

Факторы, оказывающие влияние на формирование личности:

1) биологическая наследственность – темперамент, врожденные биологические потребности, беспомощность ребенка и пр.;

2) физическое окружение (природно-географическая среда) – групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах;

3) культура - определенный культурный опыт, который является общим для всего человечества;

4) групповой опыт – социальное окружение человека (микро- и макросреда), общение (содержание), организованное воспитание и пр.;

5) уникальный индивидуальный опыт – трудовая деятельность, самовоспитание и пр.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!