II . Ответы на задания упражнений.1-3

УПРАЖНЕНИЯ

 

Задание №1. Всегда ли количество микротем в тексте совпадает с количеством абзацев? Может ли одна микротема быть представлена двумя абзацами и более? Могут ли несколько микротем входить в один абзац? Сделайте вывод, проанализировав отрывки из произведений К. Г. Паустовского:
1. Было слышно, как по сырым оврагам тихонько бормотали родники. Женщины спускались к ним с вёдрами и коромыслами. Вёдра звякали в тишине.

Долго ехали лугами. В балках застоялись лужицы воды, заросшие по краям незабудками. Потом пошли гари с одинокими тонкими соснами. Гари сплошь были покрыты красным кипреем.
2.    Я много читал, понемногу писал и от нечего делать занялся изучением морского тумана.
В тумане медленно рокотал по гальке невидимый прибой. На Воронцовском маяке уныло ухала туманная сирена и равномерно бил колокол.
С тех пор туман связался в моём представлении с одиночеством, со спокойной и сосредоточенной жизнью.

3. — Вы знаете, — промолвила она, — я выросла на Востоке. В Кара-Бугаз приехала, когда в кибитке начальника треста застучала первая пишущая машинка. С тех пор прошло два года. И вот я думаю, что такие вещи, как будущий комбинат, ударят по старому Востоку, по всей этой окаменелой жизни, как гром. Комбинат научит грамоте, выправит мозги, вскроет и уничтожит весь ужас кочевого состояния. Была у кочевников песня, где говорилось: «Кочевник проходит через жизнь, как пыль. Никто не хочет знать его имени, никто не знает, сколько весит его горе». Вот с этим будет покончено.

Задание №2. Определите речевую ситуацию, тему и основную мысль текста.
Вы  говорите:

Нет в тебе поэзии свободной,
 Мой тяжёлый, неуклюжий стих!

Вам известно, что я с этим не согласен.
Свобода в поэзии в том, чтобы не стеснять своего дарования произвольными претензиями и писать о том, к чему лежит душа. Фет был бы несвободен, если бы вздумал писать о социальных вопросах, и у него вышла бы дрянь… каждому — своё… в этом и состоит свобода, чтобы каждый делал то, что требуется его натурою.
(Из письма Н. Г. Чернышевского Н. А. Некрасову
от 24 сентября 1856 года.
)

 

Задание №3. Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль, озаглавьте текст. Укажите ключевые слова. Объясните деление текста на абзацы.
Дополнительное задание. Объясните написание выделенных орфограмм.
Есть поэты, чьи имена стали не только гордостью, но и символом национальной культуры. Для итальянцев это Данте, для англичан — Шекспир, для немцев — Гёте, для русских — Пушкин. «У нас ведь всё от Пушкина, — говорил Достоевский. — Поворот его к народу в столь раннюю пору его деятельности до того был беспримерен и удивителен, представлял для того времени до того неожиданное новое слово, что объяснить его можно лишь если не чудом, то необычайною великостью гения...»
Поистине, Пушкин был «Солнцем нашей поэзии» (В. Одоевский). Он вобрал в себя богатейший опыт предшественников и современников, озарив пути дальнейшего развития искусства русского слова.
Одновременно с ним на поэтическом небосклоне России сияло немало светил, образуя блистательное созвездие Северной Лиры. Уступая солнцу в блеске и накале творческого горения, питаясь его теплом, они и сами оказали серьёзное влияние на него. «Дум высокое стремленье», готовность служить своим пером патриотической идее процветания нации объединяло их. Многие из них вписали заметнейшую страницу в книгу русской изящной словесности, заложив фундамент национальной классики, утвердив выдвинутые Пушкиным нравственные и художественные принципы. Недаром первая треть XIX века считается золотым веком русской поэзии, а весь XIX век — золотым веком русской литературы.
(Из сборника «Поэты пушкинской поры»)

Задание №4.  Перед вами фрагменты сочинения на тему: «Изображение подвига народа в Великой Отечественной войне».

Определите типы связи между предложениями (цепная, параллельная, их сочетание). Каким образом микротемы соотносятся с абзацами?
  Откроем лирическую повесть о войне В. Астафьева «Пастух и пастушка» («Современная пастораль»). Её герой, двадцатилетний лейтенант, убивал фашистов, хоронил боевых товарищей, слышал, как трещали кости пехотинцев, утюженные гусеницами танков, — словом, воевал.  А умер, именно умер, от незначительной раны. Причина? Три дня любви. Зачерствевшее сердце вдруг оттаяло, запело, заговорило стихами и — не смогло находиться среди крови, насилия, смерти…
  Тема повести В. Козько «Судный день» — оборванное войной детство, незаживающая душевная рана. Место действия — небольшой белорусский городок. После войны прошло десять лет.
  Колька Летечка (это имя дали ему в детдоме, своего он не помнит) маленьким ребёнком попал в концлагерь, где содержались дети, у которых брали кровь для немецких солдат. Ни матери, ни отца он не помнит. А те нечеловеческие душевные и физические страдания, которые он испытал, вообще отнимают у него память о прошлом. И вот через десять лет, случайно попав на судебное заседание, слушая показания бывших полицейских-карателей, мальчик вспоминает всё, что с ним произошло. Страшное прошлое оживает — и убивает Колю Летечку.
  Крик Кольки Летечки, прозвучавший в зале суда через десять лет после войны, — это эхо зова о помощи всех детей, отторгнутых войной от матерей: «Мама, спаси меня!» — закричал он на весь зал, как кричал на всю землю в том далёком сорок третьем, как кричали тысячи и тысячи его сверстников.

Объясните абзацное членение текста с логико-смысловой и эмоциональной точки зрения.
Автобиографическая повесть «Это мы, господи!..» была написана в 1943 году. Ровно тридцать дней, находясь в подполье, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть, писал К.Воробьёв о том, что довелось ему пережить в фашистском плену.
Страшные картины проходят перед глазами читателя:
«…Стриженые головы, голые руки и ноги лесом торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к месту пыток и мук — лагерям военнопленных, да не дошли, полегли на пути… и молчаливо и грозно шлют проклятия убийцам, высунув из-под снега руки, словно завещая мстить, мстить, мстить!..»
   «Ребёнок плакал не всегда. Иногда этот крошечный девятнадцатый член камеры пробовал предъявлять свои права на жизнь и свободу…
— Потерпи, мой ангел! Нам уже недолго осталось ждать, — звучал нежный, успокаивающий голос.
И женщина не ошиблась. На пятый день заключения, судорожно прижав притихшего ребёнка, она … спокойно и молча вошла по сходням в „тётку смерти“…»
Сколько ещё «картинок» в этом страшном калейдоскопе!
Что добавить к этим строчкам? Да и нужно ли, можно ли?..

 Произведите абзацное членение текста. Каким образом нужно разделить фрагмент, чтобы одна его часть стала вступлением к сочинению, а другая — заключением?
Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Поэтому одной из важнейших тем
нашей литературы стала тема подвига народа в Великой Отечественной войне. Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Отсюда жанровое разнообразие произведений о войне: большие эпические произведения, в которых даётся осмысление сложных общественно-политических процессов периода войны в их связях с прошлым и будущим страны, мировой историей (романы К. Симонова, В. Гроссмана, Ю. Бондарева, В. Богомолова, В. Некрасова и др.); психологическая проза, раскрывающая нравственные основы личности в трагических коллизиях войны (повести В. Быкова, Б. Васильева, В. Астафьева, В. Распутина и др.); художественно-документальные произведения (книги С. Смирнова, В. Субботина,Д. Гранина, К. Воробьёва и др.); драматургия (пьесы К. Симонова, Б. Корнейчука и др.); поэзия (стихи Е. Винокурова, С. Гудзенко, М. Дудина, М. Луконина, М. Джалиля и др.). Независимо от жанра все произведения объединены одним — памятью сердца, страстным желанием поведать правду о пройденных дорогах войны. На могиле
Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания: учат молодое
поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, высокой нравственности на примере ародных героев.

 

 

!!!!ОТЧЕТ, который надо прислать на почту.

I . Ответы на теоретические вопросы:

1. Перечислите основные признаки текста.
2. Чем отличается микротекст от абзаца?
3. Охарактеризуйте особенности цепной и параллельной связи между предложениями.

II . Ответы на задания упражнений.1-3


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 383; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!