Великая отечественная война в литературе 40 – 80 –х годов

Лекция: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ЛИТЕРАТУРЕ 40 – 80 –Х ГОДОВ.

 

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

К. Симонов

Мы живём в то время, когда приходиться наблюдать крушение многих идеалов и святынь, ещё вчера казавшихся незыблемыми. Меняется наше отношение к давнему и недавнему прошлому, рушатся прежние кумиры, но одно остаётся неизменным: отношение к тем, кто воевал. А это наравне с солдатами многочисленная армия артистов, корреспондентов, журналистов, писателей и поэтов. Преданность своему долгу, гражданская ответственность помогли писателям создать произведения, необходимые народу. Мы с уважением и преклонением говорим о молодогвардейцах, Зое Космодемьянской, 28 панфиловцах, Александре Матросове и многих других героях. Именно в наше время важно показать, как высоки сила характера, нравственная стойкость, непоколебимая человечность, как они необходимы не только для героев, но и для каждого человека.

Уже в первых произведениях, созданных в 40 – 50 – е годы, подчёркивались слитность героев с народом, их гуманистические устремления. Известные строки Веры Инбер из созданного в осаждённом Ленинграде «Пулковского меридиана»: «Избавить мир, планету от чумы – вот гуманизм! И гуманисты – мы!» - выразили сущность подлинного гуманизма.\

Да, бой шёл «не ради славы, а ради жизни на земле», и вели этот бой непокорённые, не сломленные врагом советские люди, оставшиеся верными своим идеалам.

В это время появляются такие известные произведения как: «Непокорённые» Бориса Леонтьевича Горбатова, «Сын артиллериста» Константина Михайловича Симонова, «Сын полка» Валентина Петровича Катаева, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Николаевича Полевого, «Русский характер» Алексея Николаевича Толстого, «Молодая Гвардия» Александра Александровича Фадеева, «Василий Тёркин» Александра Трифоновича Твардовского…

При всём различии этих книг в них есть и нечто общее: не трагедия войны, а её преодоление становится главным во всех произведениях. Тема преодоления трагедии вообще определяет нравственный пафос лучших книг о войне. Но если в «Василии Тёркине» мы остро чувствуем, «как люди тёплые, живые шли на дно, на дно, на дно…», и нам открывается трагический и страшный лик войны, но в большинстве произведений, написанных в «сороковые – роковые», мажор всё – таки прикрывает боль войны, и эта боль, оставшись где – то на втором плане, не доходит до наших сердец.

В «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого рассказано об испытаниях, выпавших на долю её главного героя, но в финале мы узнаём, что «закончив войну, он женился на любимой девушке, и у них родился сын Виктор. Из Камышина к Мересьевым приехала старушка мать, которая сейчас живёт с ними, радуясь за счастье своих детей и нянча маленького Мересьева». Это «радуясь» и «счастье» и определяют те чувства, с которыми расстаётся читатель с книгой.

Казалось бы, сказанное нельзя распространить на «Молодую гвардию» А.Фадеева: ведь на последней странице романа длинный список погибших, и всё – таки общий колорит определяет не трагедийность, хотя «Молодая гвардия» - это, конечно, трагедия, а темой преодоления трагедии и победой. Люба Шевцова, идя на задание в уже оккупированном городе, «испытывала лёгкое волнение, которое не только не расслабляло её, а бодрило. В конце концов, она была просто счастлива, что вот и для неё наступила пора действовать и ей уже не придётся растрачивать свои силы попусту». Показывая своих героев, собравшихся 6 ноября у Олега Кошевого, Фадеев трижды на протяжении одного абзаца подчёркивает: «счастливое выражение дружбы», «счастливое чувство общности», «молодой и счастливой» чувствует себя среди них и мать Олега.

Вот строки из размышлений Олега Кошевого перед смертью: «Я даже не изведал всего счастья, какое было отпущено мне. И всё равно счастлив! Счастлив, что не пресмыкался, как червь, а боролся!» когда читаешь эти произведения, то как – то забываешь, что у войны есть совсем другая, «негероическая» сторона, что подвиг может быть совсем обычным, незаметным.

Одним из самых ярких произведений о войне, открывшим новую страницу в истории нашей литературы, является повесть Виктора Платоновича Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946г.). написанная от первого лица, она порой напоминает дневник, в котором подробные строки об отсутствии и атаках органично сочетаются с лирическими отступлениями, с размышлениями героя о пережитом на войне. Описание воинского быта, боёв отражают противоречивый характер фронтовой жизни. Когда идёт сражение, тут не до воспоминаний о счастье. Но при долгом отступлении процесс становления характера главного героя повести от вчерашнего выпускника института до военного инженера и командира батальона.

Герой Некрасова с трудом осознаёт своё место в армейских условиях. Приходится отказываться от устоявшихся привычек, ломать свой характер, переучиваться. Только оценки за эти ошибки выставляет фронт, а плата за них – собственная жизнь. Герой повести с горечью замечает, что их полк был разбит за полтора месяца: «Мы терялись, пугались, пугали других, никак не могли привыкнуть к бомбёжке. Одним словом, пользы принесли мало».

Длительное отступление нашей армии заставило героя Некрасова всерьёз задуматься о сложившейся ситуации. Каждому было очевидно, что войска будут продолжать оказывать врагу отчаянное сопротивление, но одним патриотизмом немцев не остановить: «Геройство геройством, а танки танками», - говорит один из персонажей повести.

Центром повести является защита Сталинграда. Некрасов не ставил целью дать обобщённую картину всей Сталинградской битвы. Глазами своего героя он показал один из участков этого величайшего сражения.

В конце 50 – х – начале 60 – х годов в печати появились первые произведения Юрия Васильевича Бондарева, Григория Яковлевича Бакланова, Василия Владимировича Быкова, Константина Михайловича Симонова, Константина Дмитриевича Воробьёва, каждое из которых было открытием в литературе. Принципиальную роль в становлении нового направления в советской военной прозе сыграл рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». Значение его не в том, что это «рассказ – трагедия», «рассказ – эпопея», как пытались определить исследователи, а в том, что этим рассказом военная проза перешла к изображению судьбы простого человека.

Потрясают жизнестойкость главного героя, вера в вечное торжество жизни, которую даже война не могла истребить. Глядя вслед уходящему Андрею Соколову, автор говорит о душевной силе «этого русского человека, человека несгибаемой воли». Известно, что и А.Солженицын и многие другие этот рассказ не приняли. Вероятно, потому, что в нём Шолохов ничего не сказал о том, как:

… до конца в живых изведав,

Тот крестный путь, полуживым –

Из плена в плен – под гром победы

С клеймом проследовать двойным…

Печатаются повести Ю.Бондарева «Юность командиров», «Батальоны просят огня», а потом и роман «Горячий снег» (1963), который рассказал о драматическом победном бое против немецкого танкового клина, назначенного вызволить окружённую Сталинградскую группировку. Роман воспринимается как оптимистическая трагедия, и не возникает мысли о том, что победа оплачена слишком большой ценой – миллионами человеческих жизней. Можно ли, чтобы победа, которая так нужна на войне, была куплена неоправданной кровью?

Об этом размышляет Василий Семёнович Гроссман в своём романе «Жизнь и судьба». Всем памятен, наверное, тот врезавшийся в душу эпизод, когда полковник Новиков на десять минут задерживает генеральное наступление, прекрасно зная, что за его началом следит Верховный, задерживает целенаправленно, чтобы подавить ещё не замолчавшие вражеские точки и тем самым спасти от верной гибели своих танкистов. «Жизнь и судьба», как и первая часть дилогии «За правое дело», написаны непосредственным участником Сталинградской битвы, они объединены общей темой, сквозными персонажами и даже манерой повествования. Нов то же время между ними пролегла огромная пропасть. За восемь лет, отделяющих первую публикацию повести «За правое дело» (1952) до завершения работы над эпопеей «Жизнь и судьба», взгляды писателя претерпели огромную эволюцию. В «Жизни и судьбе» он одним из первых осмелился подвергнуть анализу те размышления писателя о природе второй мировой войны, о сущности фашизма. Гроссман проводит параллель между Гитлером и Сталиным. С писателем можно спорить, но безусловно одно: роман дал бы мощный импульс развитию военной прозы и послевоенной литературы, если бы он был напечатан в то время.

Военная проза 70 – 80 –х годов связана с именами К.Симонова, Ю.Бондарева, Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Василия Быкова. Особое место в ней занимает повесть Распутина «Живи и помни» (1974). Кто повинен в ужасной судьбе Настёны и Андрея Гуськовых, в том, что нельзя человеку исполнить самое сокровенное желание – повидать жену? Война ли, безжалостно сломавшая жизнь хороших людей? Или они сами, забывшие о том, что нельзя устроить своё счастье вопреки общей судьбе народа? Распутин прослеживает последствия отступничества (жизненного провала), когда нарушаются связи с тем, что дорого и свято каждому, и постепенно разрушается и распадается душа человека. Смертью жены и неродившегося ребёнка автор карает своего героя. Вслед Андрею, по – волчьи убегающему к дальнему островному укрытию, летит вдогонку авторское: живи и помни!

Каждый умирает в одиночку, но противостоять бездне зла можно, только чувствуя локоть соседа. И в этом ответ ещё на вопрос – об истоках душевной стойкости. Видимо, они в сознании своей сопричастности другим людям, способности чувствовать себя звеном общей людской цепи. Об этом рассказывает повесть Вячеслава Леонидовича Кондратьева «Сашка» (1981).

 «…С хлебом плохо. Ощущение пустоты в желудке прихватывало по нескольку раз в день. Нет курева. Нет боеприпасов». Грязь. А за всем – битая – перебитая рота. Почти совсем не осталось однополчан – дальневосточников. Из 150 человек в роте осталось 16. Ржавая, набухшая кровью земля… Сашка всё время помнит о том, скольким товарищам не видать пути назад. «Все поля в наших», - скажет он. Это – «все поля в наших» - один из главных мотивов повести. Дело здесь не только в обыденной правде фронтового быта. Кондратьев, в отличие от многих писателей, избежал поэтизации войны. «Сознание страшной необходимости» (Л.Толстой) этой войны не может отменить в человеке её сущности – убийства. Не ты – так тебя, твоих товарищей, близких, твой народ.

Но эта бесчеловечность войны так и не смогла обесчеловечить Сашку. Самый главный эпизод повести – история с пленным немцем, которого Сашка не может, выполняя приказ, «пустить в расход». Ведь было написано на листовке: «…обеспечена жизнь и возвращение на родину после войны». Значит и он, Сашка, обещал немцу жизнь. Да, тех, кто спалил деревню, «вот поджигателей этих стрелял бы Сашка безжалостно, если б попались, а как в безоружного? Как?». «Ну, Сашок… Ты человек…» - скажет Сашке лейтенант Володька, когда по дороге услышит от него историю пленного немца. «Люди мы, а не фашисты», - доскажет Сашка просто. И для него этот эпизод будет главным на всю оставшуюся жизнь. «И он подумал: коли живой останется, то из всего им пережитого… будет для него случай этот самым памятным, самым незабывным». В бесчеловечной, кровавой войне человек остаётся человеком, а люди – людьми. Это для писателя главное.

Домашнее задание.

1.Составить тезисный план лекции.

2.Написать мини – сочинение «Подвиг – это…»

 

 

ЗАВОДИМ НОВЫЕ ТЕТРАДИ НА 12-18 ЛИСТОВ И ВСЕ ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЯЕМ В НИХ!!!!!

Образец оформления работ:

Марта

Домашняя работа

Великая отечественная война в литературе 40 – 80 –х годов

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!