Исторические песни о Степане Разине и Емельяне Пугачеве, их особенности.



Песни о Степане Разине. Песни этого цикла — самые популярные среди всех русских исторических песен. Это объясняется тем, что в них затронуты важнейшие вопросы жизни народа, его угнетенное положение и стремление сбросить гнет.
Песни о Разине имеют историческую основу. Во второй половине XVII в. нарастало народное недовольство и возмущение окончательным закрепощением крестьян и теми мерами правительства, которые были направлены на ограничение «вольности» казачества. К этому времени значительно проявлялось социальное расслоение в среде казаков. Все это переросло в восстание, в крестьянско-казачий открытый протест. В 1670—1671 гг. на Дону и Волге бушевало народное восстание под предводительством Степана Разина.

Оно вылилось в ряд смелых, героических походов по Волге, на Яик, на Астрахань. Песни в основном верно отразили в своих сюжетах и образах ход и характер восстания. Но песни — поэтические произведения, и нельзя в них искать полной исторической точности в передаче событий. Самое главное в них — отражение народных настроений и стремлений.
Сюжеты песен о Степане Разине довольно полно охватывают его деятельность: отношения к казакам, походы на Яик и Каспийское море, на Астрахань. Есть песня о его заключении в тюрьму, о его казни. Но нет песен о его походе в Персию. Этот широко освещаемый в романтической литературе сюжет из песен выпал. Среди сюжетов основное место занимают его походы и его отношения с казаками. В песнях изображаются два рода походов Разина: на «басурманов», против «Орды богатой», и на Казань и Астрахань, и даже на Москву. Это походы против воевод и бояр.
В песнях, относящихся к первым походам, есть проявление стихийности, целью иногда ставится «забрать богатую казну». Есть своеобразный мотив веры в царя и неверия в бояр. Когда приходит указ выслать Разина в Москву, он говорит: «Не умыслы царские, а умыслы боярские». Однако у казаков зарождаются сомнения в справедливости царя.
Весьма важна в песнях тема отношения Разина к народу, который представлен в них «голытьбой» и казаками. Разин все более склоняется к голытьбе, мечтающей о воле. Это придает песням разинского цикла антикрепостнический характер. В песнях выражены чаяния и ожидания народные, стремление к свободному труду и справедливости. Голытьба поддерживает Разина. Все это делает значительной социальную сущность цикла. Песни о Разине носят героический характер. Голытьба и казаки совершают военные подвиги: берут города, разбивают царские войска, посланные против них, расправляются с воеводами. В песнях создается образ народа, складывающийся из характеристик и действий голытьбы и казаков, тех, кто бежал от бояр и воевод, и тех, кто считал себя «вольными людьми».

Разин не пошел на поклон к царю, он выступил не только против бояр, но и против царских воевод. Разин — смелый предводитель народной массы, восставшей против угнетения. Он выборный атаман, уверенный в правоте своего дела. Образ его опоэтизирован в песнях. Разин наделен необычайной силой и смелостью, его громоподобный голос наводит ужас на врагов, за одну ночь он проплывает все волжские города, он непобедим.

Песни об Емельяне Пугачеве. Волнения крестьян и казаков не прекращались на протяжении почти всего XVIII в. В 1773— 1774 гг. вспыхнуло пугачевское восстание. Песни о нем в некоторой степени напоминают песни о разинском восстании: перерабатываются отдельные сюжеты, приспособляясь к новым событиям и личности Пугачева. Песни о Пугачеве более реалистичны. В них нет мотивов чудесного, нет романтической удали. Но в них более ясно выражена ненависть народных масс к барам, боярам и воеводам. В песнях чаще всего разрабатываются сюжеты о разгроме отрядов Пугачева, о его «беседах» с губернаторами и воеводами. На вопрос астраханского губернатора, не царь ли он или царский сын, Пугачев отвечает:

Я не царь и не царский сынок,

А родом — Емеля Пугач.

Много я вешал господ и князей,

По Рассей вешал я неправедных людей.

В пугачевском восстании принимали участие широкие народные массы: крепостные крестьяне, казаки, работные уральские люди, башкиры. Пугачев нередко изображается в отношении к ним. Он, как и народные массы, непримирим к господам, смел и дерзок при разговоре с губернатором и генералом. Показательна песня «Пугачев и Панин», в которой правдиво рассказано о поведении Пугачева во время разговора с графом П. И. Паниным в Симбирске. Отвечая на вопрос Панина, сколько он повесил князей и бояр, Пугачев отвечает тем, что повесил бы и его, если бы попался.

Песни о пугачевском восстании отличаются четкой социальной направленностью, антикрепостническим характером, смелым обличением властей, В них значительное развитие получила сатира. Правда, сатира свойственна и более ранним песням XVIII в. В песнях о петровском времени обличается казнокрад Гагарин, мошенник Долгоруков, осмеиваются «господа-генералы», бояре и князья. Смерть Пугачева так же оплакивается,

как и смерть Разина.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 1639; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!