ВОПРОС 5: Горький. Пьеса «На дне»

Символизм.

В символизме, одном из ранних проявлений нового искусства,

затронувшем прежде всего поэзию, делается акцент на художественном

выражении посредством неких намеков, символов, на поисках «скрытых

реальностей», находящихся за пределами чувственного восприятия, на

ассоциативности и иносказательности, на идее самоценности искусства. Его

представляли в русской поэзии – А. А. Блок, Н. Минский, Д. Мережковский, В.Я. Брюсов, Ф. К.Сологуб, К.Д. Бальмонт.

К концу первого десятилетия XX века символизм приходит в упадок.

Появляются отдельные произведения поэтов-символистов, но влияние его, как

школы, утрачено.

СТАРШИЕ СИМВОЛИСТЫ-(В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.) «Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.

МЛАДОСИМВОЛИЗМ-
(А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании

Акмеизм.

Акмеизм выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями акмеизма были Николай Гумилёв Сергей Городецкий. К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванович другие.

Футуризм.

Последователи футуризма стремились отразить динамизм современной

машинной цивилизации, воспевали технический прогресс, войну, насилие,

жизнь больших городов, что сводилось в живописи к хаотическим

комбинациям плоскостей и линий, дисгармонии цвета и формы, а в поэзии – к «заумности», насилию над лексикой и синтаксисом, как это видно на примере раннего творчества Маяковского. Футуристы призывали перенести центр тяжести с изображения человека на изображение его материально-технического окружения.

Самыми известными футуристами «серебряного века», чье творчество перешло в общественное достояние: Аксенов И.А., Божидар, Бурлюк Н.Д., Гуро Е.Г., Игнатьев И.В., Кокорин П.М., Маяковский В.В., Марр Ю.Н., Олимпов К.К., Розанова О.В., Фиолетов А., Хлебников В.

 

 

ВОПРОС 3: Куприн. Рассказы. Нравственные и социальные проблемы.

Александр Иванович Куприн(1970-1938)- русский писатель, переводчик.

Литературное течение:  реализм
Рассказы: Ночная смена, Парус, Лунной ночью, Ночлег, Болото, В цирке, Белый пудель,

Нравственные и социальные проблемы повести «Поединок»
:
Повесть «Поединок» Куприн посвятил М. Горькому. Куприн показал в своей книге дикие нравы армейской жизни, рассказал о жестоком обращении армейских чинов с солдатами. Жалкими, забитыми предстают перед читателями денщик Гайнан и солдат Хлебников. Офицеры ради забавы (это говорит об их примитивности) измываются над Хлебниковым! Они бьют его, смеются, вымогают деньги. И за него некому заступиться! Солдаты, денщики в повести находятся в униженном положении, к ним относятся, как к скоту. Своим содержанием повесть «Поединок» отвечала на важный вопрос того времени: почему царизм терпел одно поражение за другим в русско-японской войне? Да о каких победах могла идти речь, если в русской армии процветали корысть, разврат, пьянство? Интеллектуальный уровень офицеров, тех, кто муштрует солдат, крайне низок. Так, армейский служака капитан Слива за свою жизнь «не прочёл ни одной книги и ни одной газеты», а другой офицер, Веткин, вполне серьёзно заявляет: «В нашем деле думать не полагается». В этой затхлой армейской жизни задыхаются люди думающие, благородные, интеллектуальные, демократически настроенные, такие, как подполковник Назанский и подпоручик Ромашов. Ромашов — честный русский офицер, ему очень и очень одиноко на военной службе. Он искренне был убеждён, что офицеры — люди с тонкой душевной организацией, патриоты. Но окунувшись в армейский быт, он вдруг увидел, что здесь царят «грубые армейские привычки, фамильярность, карты, попойки». Досуг офицеров составляют игры на «скверном маленьком бильярде», «пиво», «сигареты» и проститутки.

Ромашов испытывает «мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей».(Под образом Ромашова находятся автобиографические черты)

В основе конфликта лежит пылкая юношеская влюблённость, любовь Ромашова к привлекательной Шурочке Николаевой. Шурочка, как и Ромашов, на голову выше всех армейских служак, заметно отличается своим интеллектуальным развитием от полковых дам. Шурочка обладает сильной волей, хитростью, дальновидностью. Все её помыслы направлены на то, чтобы вырваться «к простору, свету» из циничной армейской обстановки. «Мне нужно общество, большое, настоящее общество, свет, музыка, поклонение, тонкая лесть, умные собеседники», — говорит Шурочка.

Мечту подобного рода можно было бы приветствовать, если бы не те бесчеловечные средства, которыми она воспользовалась. Ради карьеры мужа (недалёкого по своим умственным данным), ради того, чтобы вырваться из удушающей атмосферы армейского гарнизона, она идёт на подлость: отговаривает Ромашова, который её очень любит, от выстрела, и он погибает на поединке, став жертвой заговора.

На примере жизни и гибели главного героя мы убеждаемся в безвыходном положении армейских людей, жаждущих осмысленной жизни. Главным виновником физической и духовной трагедии Ромашова является не Шурочка Николаева, которая, в сущности, и сама жертва, а весь общественный строй, порождающий буйных Бек-Агамаловых, деспотичных Осадчих, армейских чинодралов Николаевых, Шульговичей, уничтожающих достоинство офицеров, низших по званию. В такой среде нет места честным людям: они здесь или морально опускаются, находя утеху в пьянстве, как получилось с Назанским, или же погибают, как Ромашов.

Повесть «Олеся» (1898)-тема любви, трагедия маленького человека. Герои: Олеся, Иван Тимофеевич, Ярмола..

 

 

ВОПРОС 5: Горький. Пьеса «На дне»

Максим Горький— русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.(1868-1936)
Лит. течение: романтизм, реализм, соц.реализм

Пьеса «На дне» (1901 год): Герои: Сатин, Лука, Настя, Барон, Костылев и другие. Тема: Горький показывает сломленных людей, обреченных на гибель. Спор о человеке, что такое человек, что ему нужнее.

 

Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл:

Одна из основных целей искусства — открыть человеку глубину его души, сделать его лучше, сильнее. Особенно это свойственно русской литературе с её глубочайшими философскими традициями. В этом отношении чрезвычайно показательна пьеса «На дне» , написанная М. Горьким в 1902 г. Горький первый выдвинул спор о правде и человеке на первый план. Центральная проблема этого спора заключается в вопросе: что же лучше для человека — правда или ложь? Что лучше: жить в красивой сказке и питать иллюзии или же посмотреть правде в глаза и попытаться что-то изменить? Герои пьесы с самого начала, еще до появления Луки, тешат себя иллюзиями. Например, Настя верит, что у нее была настоящая большая любовь, а Квашня — что она свободный человек. Но писатель показывает нам, что от реальности не так-то просто уйти, скрывшись за ширмой из иллюзий и бесплотных мечтаний. Герои пьесы жестоки друг с другом. Они верят сами, но разрушают веру других в то хорошее, что когда-то у них было, уничтожают надежды: «Врешь, не было этого! » Смеются друг над другом. Они считают себя свободными, но свобода эта ничего не стоит в тех условиях, в которые поставила их жизнь «на дне» . Их жестокость поражает, но мы понимаем, что жестоки они от безысходности, и. Таким образом, особенность пьесы «На дне» состоит в том, что свою правду имеют все персонажи пьесы. И каждый говорит о своей. Поэтому в произведении возникает конфликт правд. Одной из правд, показанных в пьесе, является правда реального мира. Она выражена в монологе Клеща: «Какая — правда? Где — правда? Вот — правда! Работы нет.. .силы нет!...

В пьесе "На дне" персонажи — падшие люди. Философский смысл поднимают два главных героя: Лука и Сатин. Они заставляют читателя задуматься: что есть ложь, а что правда? Где "черта" между мечтой и самообманом? Всегда ли правда нужна? Ситуации, которые происходят в пьесе между персонажами, являются "почвой" для размышления, показывая куда "правда" и "ложь" могут завести.

 

 

ВОПРОС 7: Маяковский .Стихотворения. Сатира. Анализ стиха:

Владимир Владимирович Маяковский(1893-1930) — русский советский поэт. Один из крупнейших поэтов XX века. Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый фронт»), «Новый ЛЕФ».

Лит. течение: русский футуризм

Стихи: А вы могли бы? , Послушайте, Кем быть?, Что такое хорошо, что такое плохо, Лиличка.

Тематика: большого города, антивоенная тема, любви, смысл жизни, конфликт с окр.средой, страдание человека, двуликость революции.

Сатира Маяковского:

В 20-е годы Маяковский создает целый ряд произведений, направленных против подхалимов, отрицательных явлений жизни во время нэпа, бюрократов. Поэт борется с обывательщиной, пережитками мещанства (ст-я "О дряни", "Гимн взятке", "Гимн обеду" и др.)

 В 1922 году поэт пишет стихотворение "Прозаседавшиеся". Вся сила гнева стихотворения направлена против бюрократизма, против тех, кто в заседательской суете увидел стиль работы с людьми.

 В последние годы жизни поэт создает не только сатирические стихи, но и сатирические пьесы. В пьесах "Клоп" и "Баня" Маяковский продолжает борьбу с бюрократизмом, угодничеством, политическим невежеством, грубостью и пьянством.

 

Анализ сти-ия «Послушайте»:

История создания – произведение было написано осенью 1914 г., спустя год после издания первого сборника «Нате!».

Тема стихотворения – человеческая жизнь; поэтическое искусство.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Монолог можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звезды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – написан разностопным ямбом, большинство строк не рифмуются, некоторые объединены перекрестной рифмовкой.

 

ВОПРОС 9: Цветаева. Основные темы творчества. Анализ сти-ия.:

Марина Ивановна Цветаева — русская поэтесса Серебряного века, прозаик, переводчица.(1892-1941)

Вне течений Серебряного века.

Основные темы творчества: детство, души, образ матери, любви, дома, Москва, Родина, тоска по родине, гражданская война, гражданские мотивы, тема поэта и поэзии.

 

Анализ сти-ия «Мне нравится, что Вы больны не мной...»:

История создания – написанное в 1915 году, стихотворение было “литературной шарадой” вплоть до 1980 года, когда Анастасия Цветаева рассказала, кому поэтесса посвятила эти строки.

Тема стихотворения – любовь к мужчине, нашедшая выражение как нелюбовь. “Мне нравится, что вы больны не мной” – это стихотворение о любви к недоступному мужчине. Героиня говорит ему о том, что она не больна им и счастлива, что он не болен ей также, но смысл произведения кардинально противоположен этому заявлению. Она на самом деле хотела бы пережить с ним все прекрасные любовные моменты, но – и это выражается в печальном “увы” – подобное невозможно.

Композиция – трехчастная, сама Марина Ивановна разделила свой стих на три части, по две строфы каждая.

Жанр – любовная лирика.

Стихотворный размер – ямб.

 

 

ВОПРОС 11: Бабель. Рассказы. Проблематика и особенности поэтики прозы писателя:

Исаа́к Эммануи́лович— русский советский писатель, переводчик, сценарист и драматург, журналист, военный корреспондент.(1894-1940)

Лит. течение: реализм

 

Рассказы: сборник «Конармия»: рассказы- Соль, Мой первый гусь, Письмо, История одной лошади и т.д.

 

Проблематика и особенности поэтики прозы писателя:

 

 

Произведение «Конармия»:

«Конармия» - одно из самых прекрасных произведений о революции и Гражданской войне. Тема – «гражданская распря». Цикл новелл и рассказов, объединенных общей темой, образом повествователя, который связывает их вместе. Состоит из 36 рассказов.

Отличия: а) Нет конармии как массы, тысяч вооруженных людей; б) Герои сами по себе, органически не связаны; в) Нигде не видно боев; г) По форме каждый рассказ самостоятелен, но один главный герой – ЛЮТОВ «Я болен, мне конец пришел. Я устал жить в нашей конармии»

Главный стержень – это не конармия. Главный стержень – это автор, который говорит о своей точке зрения на мир, задумывается над оправданием мирового зла: Кто виноват? Кто прав? Кто слаб? Кто велик?

Лейтмотив конармейского цикла: мотив безумия. Что ни рассказ, то изображение смерти или убийства, мародерства или насилия. Слезы, жестокость, кровь постоянно врываются в рассказы Вывод: война, революция - реакция насилия, т.к. они расчеловечивают человека.

«Рассказы из «Конармии» острые, как спирт, и цветистые, как драгоценные камни» . 1. «Переход через Збруч» :«Смерть Долгушова» «Мой первый гусь» «Страшный сон» «Письмо» «Прищепа» «Афонька Бида» и др.

 

ВОПРОС 13: Булгаков. Мастер и Маргарита. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера:

Михаи́л Афана́сьевич Булга́ков— русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор романов, повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто.(1891-1940)

Лит.течение: реализм, реализм с элементами фантастики.

 

«Мастер и Маргарита»:

1920.Тема-взаимоотношения добра и зла. Композиция романа столь же оригинальна, как и жанр - роман в романе. Один - о судьбе Мастера, другой о Понтий Пилате. Герои-Мастер, Маргарита, Волонд, Азазель, Берлиоз.

В произведении причудливо переплетается реальное и фантастическое. С одной стороны, в романе представлена Москва 20-х гг., с другой — полумифические события в древнем Ершалаиме. Поэтому «Мастера и Маргариту» можно смело считать как бытовым, так и фантастическим романом. Произведение Булгакова состоит как бы из двух романов. Один — из античной жизни (роман-миф), который пишет Мастер, и другой — о современной жизни и о судьбе самого Мастера, написанный в духе «фантастического реализма».

 

Главным героем романа является одаренный писатель в самом расцвете лет, именуемый Мастером. После того, как он выиграл определенную сумму денег в лотерею и оставил работу, Мастер занялся любимым делом. Он написал увлекательный исторический роман о временах правления прокуратора Понтия Пилата и о последних днях странствующего философа Иешуа Га-Ноцри. В этот труд мастер вложил всю свою душу.

На данном этапе жизни он повстречал Маргариту – молодую московскую домохозяйку, чей муж был военным инженером. Любовь между Мастером и Маргаритой вспыхнула моментально, как только встретились их глаза, полные одиночества. Маргарита стала не просто возлюбленной гениального писателя, но и его помощницей. Она смогла по достоинству оценить его книгу, которую по многу раз перечитывала. Почувствовав, что Мастер без нее не справиться, она ушла от мужа.

Когда пришло время отдать роман на печать, Мастер знал, что от этого зависит вся его жизнь. К сожалению, работники издательства в те времена не всегда говорили, что думают и часто лицемерили. Несмотря на то, что роман был более чем достойным, они отказались его печатать. А критик Латунский и вовсе написал жесткую критику романа. Эта статья окончательно сломила Мастера, и он решил поджечь свою рукопись. После этого он провел некоторое время в лечебнице для душевнобольных. Там он познакомился с несостоявшимся поэтом Иваном Бездомным, который стал его последователем.

Отчаявшись, Маргарита в это время согласилась продать душу дьяволу ради благосостояния возлюбленного и спасения его творчества. Прибегнув к помощи Сатаны, эта пара лишилась света, но обрела покой. Воланд, как и обещал, вернул Маргарите Мастера, а Мастеру – копию его рукописи. Затем он решил перенести их в другое измерение, так как на земле их окружали жалкие, ничтожные и лицемерные люди.

Трагедия Мастера заключалась в том, что он искал признания не в тех кругах. Судьба этого героя тесно связана с судьбой самого автора. Известно, что сам М. А. Булгаков также по образованию был историком и работал какое-то время в музее.

 

 

ВОПРОС 15: Шолохов. «Донские рассказы». Мир и человек в рассказах писателя:

Михаи́л Алекса́ндрович Шолохов(1905-1984) — русский советский писатель и киносценарист, журналист. Лауреат Нобелевской премии по литературе, Сталинской премии (1941), Ленинской премии (1960). Действительный член АН СССР (1939). Дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980). Полковник (1943).

 

Лит. течение: социалистический реализм.

«Донские рассказы»:

сборник Михаила Шолохова, который состоит из 6 рассказов: «Алёшкино сердце», «Жеребёнок», «Лазоревая степь», «Нахалёнок», «Родинка» и «Чужая кровь»

Герои «Донских рассказов» - простые люди, им чужды возвышенные поэтические раздумья и философские анализы, они по-разному переживают различные общественные конфликты, что дает возможность читателю самостоятельно делать выводы об их внутреннем мире.

 

Рассказ «Судьба человека»(1956) Тема: ВОВ, о том, как она ломала судьбы людей .

Надо отметить, что в основе произведения лежит подлинная история жизни человека из народа. Весной 1946 года Шолохов встретил человека, чей рассказ-исповедь и лег в основу «Судьбы человека». Но только лишь в 1956 году это произведение было закончено.

Главным героем рассказа-эпопеи Шолохова является Андрей Соколов, который сам рассказывает о своей жизни. Судьба его полна страшных испытаний, которые способен выдержать не каждый человек. До войны Андрей жил так же, как и многие другие: «Изучил автодело, сел за баранку на грузовой». Затем женился, были у него дети: две дочки и сын. Главное – герой работал не покладая рук «и день и ночь», «зарабатывал хорошо, … жили… не хуже людей».

 Но война разрушила все его мечты и желания. С болью в сердце вспоминает Соколов момент прощания с женой. Она прижалась, «как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может». Оттолкнул ее тогда герой, и теперь простить себя не может за тот поступок, ибо это была последняя их встреча…

 Уже в самом начале войны Андрей Соколов был дважды ранен, контужен и попал в плен. Но стойкость характера и душевную силу проявил он и здесь. Главный герой убивает предателя, который был готов выдать взводного командира, пытался бежать из плена, хотя и неудачно. Выбравшись из плена, герой узнает о гибели жены и дочерей. Даже смерть близких не ожесточила его. Война отняла у Соколова все, только чувства собственного достоинства не смогла лишить.

В послевоенные годы Андрей Соколов ведет борьбу с самим собой. Временами многие вопросы заставляют его приходить в отчаяние.

Но Соколов все же нашел в себе силы стать счастливым несмотря ни на что и подарить это счастье другому человеку. Герой усыновляет мальчика Ванюшу, который остался после войны сиротой: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».

Таким образом, Андрей Соколов наполняет свою жизнь смыслом. Теперь она не пуста, а полна стремления «поставить на ноги» маленького мальчика и научить его настоящему, тому, что делает человека человеком. «И хотелось бы думать, - пишет А.М.Шолохов, - что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

 

 

ВОПРОС 17: Русское литературное зарубежье 40-90 годов:

Писатели-эмигранты которые уехали за границу из России:

3-я волна – 1970-е гг. Из СССР преимущ. выезж. деятели иск-ва, творч. интеллиг-я. В 1971 15 тыс. сов. граждан покид. страну, в 1972 – 35 тыс. Писат.-эмигранты 3-й волны, как правило, принадл. к покол. «шестидесятников», расцвет творч-ва которых проих-ся на период «оттепели», «десятилетие советского донкихотства» (В.Аксенов). Это покол-е формиров. в военное и послевоенное время. «Дети войны», выросш. в атмосф. дух. подъема, возложили надежды на хрущевскую «оттепель». Но вскоре стало очевидно, что коренных перемен в жизни сов. общ-ва «оттепель» не сулит.

 

С 3-й волной эмигр. за границу выезж.: В. Аксенов, Ю. Алешковский, И. Бродский, Г. Владимов, В. Войнович, Ф. Горенштейн, И. Губерман, С. Довлатов, А. Галич, Л. Копелев, Н. Коржавин, Ю. Кублановский, Э. Лимонов, В. Максимов, Ю. Мамлеев, В. Некрасов, С. Соколов, А. Синявский, А. Солженицын, Д. Рубина и др. Больш-во рус. писат. эмигр. в США, где формир-ся мощная рус. диаспора (И. Бродский, Н. Коржавин, В. Аксенов, С. Довлатов, Ю. Алешковский и др.), во Францию (А. Синявский, М. Розанова, В. Некрасов, Э. Лимонов, В. Максимов, Н. Горбаневская), в Германию (В. Войнович, Ф. Горенштейн).

 

Галич:

Его песни были  глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью.

Подняли вопрос об "антисоветских песнях" Галича на Политбюро, и колесо завертелось. 1971 года Галича вызвали в секретариат Союза писателей – исключать. 1972 года его также тихо исключили и из Союза кинематографистов.

 Галичу было запрещено давать публичные концерты. 8 марта 1968 года в Академгородке Новосибирска прошёл фестиваль авторской песни, проведённый клубом «Под интегралом». На этом фестивале состоялся единственный публичный концерт Александра Галича в СССР, где он в том числе исполнил свою песню «Памяти Б. Л. Пастернака]. 18 апреля в газете «Вечерний Новосибирск» появилась статья, где Галича обвиняли во всех грехах.

На него посыпались угрозы, запрещение петь свои песни; потом начались репрессии.

Автоматически прекратились все репетиции, были сняты с репертуара спектакли, заморозилось производство начатых фильмов. Оставшемуся без средств к существованию Галичу пришлось распродать свою богатую библиотеку, он подрабатывал литературным "негром" (писал за кого-то сценарии), давал платные домашние концерты по 3 рубля за вход. Но денег - учитывая, что Галичу приходилось кормить не только себя и жену, но и двух мам, а также сына Гришу.

В 1974 Галич был вынужден эмигрировать из СССР.

 

ВОПРОС 19: Ахматова. Тема любви к родине. Анализ стиха:

А́нна Андре́евна Ахма́това (1889-1966)— русская поэтесса Серебряного века, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века. Была номинирована на Нобелевскую премию по литературе.

Лит.течение: акмеизм, реализм

 

Само понятие родины менялось в ее поэзии. Сначала родиной было Царское Село, где прошли ее детские и юношеские годы. Потом родиной становится Петербург. Здесь проходит молодость. Любовь, встречи с друзьями, поэтические вечера, первая известность — все это связано с Петербургом. В годы народных бедствий Ахматова сливается с русским народом, считая своей Родиной всю страну. Анна Андреевна восприняла судьбу России, как собственную судьбу. Вместе с Родиной она несла свой крест до конца, не изменила ни ей, ни самой себе.

Тема Родины все более властно звучит в поэзии в годы первой мировой войны. Поэтесса, понимая, что война — величайшее зло, потому что она убивает, пишет стихи-плач:

Можжевельника запах сладкий

От горящих лесов летит.

Над рябинами стонут солдатки,

Вдовий плач по деревне звенит.

Во всех военных стихах звучит мужественная скорбь, величайшее чувство сострадания, безмерная любовь к своему многострадальному народу.

Одни из первых сборников стихотворений — "Вечер" и "Четки" — посвящены, в основном, любовной теме. Сборник "Белая стая" включал в себя стихотворения, написанные в 1912—1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России. В "Белой стае" тема Родины заявлена с большой силой. Здесь мы не найдем у Ахматовой того, что называют гражданской лирикой, не найдем каких-либо политических оценок. Война и смерть ужасают Ахматову как женщину.

 

АНАЛИЗ: сти-ие «Мужество»:

История создания – произведение было написано в 1942 г., когда поэтесса пребывала в эвакуации в Ташкенте. Вошло в цикл «Ветер войны».

Тема стихотворения – мужество людей в сражении за свою свободу и культуру.

Композиция – Стихотворение делится на несколько смысловых частей: строки посвященные мужеству, строки, утверждающие, что русский народ сумеет победить в борьбе. Текст состоит из двух катренов и одного дистиха.

Жанр – гражданская лирика, в нем ощущается тревога автора за судьбу народа и печаль, вызванная кровавыми событиями.

 

 

ВОПРОС 21: Пастернак. Философичность лирики. Анализ стиха:

Бори́с Леони́дович Пастерна́к — русский поэт, писатель и переводчик. Один из крупнейших поэтов XX века.

Лит.течение: футуризм, реализм, кубофутуризм

Знаменитое произведение- Доктор Живаго

 

Его произведения отличаются философским настроем независимо от того, писал ли он о природе, или о состоянии собственной души, или о сложных человеческих взаимоотношениях.

Склонность к философскому осмыслению жизни характеризует все творчество Б. Пастернака. Он – поэт-мыслитель, и с самых ранних своих стихов задумывается о сущности мира. Центральная категория поэтической философии Б. Пастернака – “живая жизнь”. Она – мощная всеобъемлющая стихия, объединяющая человеческую личность и ее окружение.

Философичность лирики Б. Пастернака определяется его постоянным мыслительным усилием, направленным на поиски основ, конечных целей и первопричин:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Во многих произведениях Б. Пастернака, относящихся к самым разным периодам его творчества, ощутимо настойчивое желание “докопаться до сути”. Поэтому, говоря о каких-либо вещах, он не только стремится показать, каковы они, но и проникнуть в их природу.

 

В позднем творчестве Б. Пастернака предметом философского осмысления становится судьба, а также взаимоотношения человека и истории. Личность, являющаяся носительницей подлинных нравственных ценностей, внешне неприметна, являющаяся не напоказ, но совершает подвиг добровольной жертвы, самоотдачи во имя торжества жизни, бытия, истории. Отдельная личность обладает абсолютной значимостью, но лишь в гармонии и единстве с жизнью:

Твой поход изменит местность.

Под чугун твоих подков,

Размывая бессловесность,

Хлынут волны языков.

Крыши городов дорогой,

Каждой хижины крыльцо,

Каждый тополь у порога

Будут знать тебя в лицо.

 

АНАЛИЗ: стихотворения «Во всем мне хочется дойти»:

История создания – произведение написано Пастернаком в 1956 году, всего за четыре года до его смерти. Издано оно уже после его кончины в посмертном сборнике “Когда разгуляется” (1961 год).

 

Тема стихотворения – формула творчества, возможность достичь совершенства в выбранном занятии и отсутствие пределов для этого совершенства. Пастернак всегда много размышлял о творчестве, пытаясь вывести его формулу. И вот в этом произведении он рассматривает составляющие своего творчества, говорит о том, что он стремится к совершенству. И все же поэт пока не видит себя как по-настоящему талантливого литератора, считает, что ему есть к чему стремиться. И продолжает работать над собой.

Композиция – трехчастная. Первые три строфы посвящены душевным переживаниями поэта. Следующие три рассказывают о том, какую роль в его творчестве сыграла страсть, и последние четыре – это метафора о возделывании сада и вывод.

Жанр – философская лирика.

 

 

ВОПРОС 23: Лирика 50-80 годов:

Закончилась Великая Отечественная война, начался новый этап в жизни нашей страны. Безусловно, в 50-е годы происходило осмысление Великой Победы. В литературе звучала трагическая «музыка», ощущался священный смысл войны, передавалась мысль о всеобщем равенстве людей в тылу и на фронте перед бедой. Назовите, пожалуйста, имена писателей, которые в 50-е годы досказывали свое слово о войне. Важный этап «оттепели» - это появление серии художественных произведений, утверждавших новый тип взаимосвязи писателя и общества, право писателя видеть мир, каков он есть. Это роман Владимира Дмитриевича Дудинцева «Не хлебом единым» (1956), повесть Владимира Федоровича Тендрякова «Падение Ивана Чупрова» (1953) и роман «Тугой угол» (1956), рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» (1957) и многие другие произведения. Во второй половине 60-х годов в противовес «громкой» поэзии «шестидесятников» и в связи с кризисом оттепели возникает «тихая» лирика. Этой тенденции придерживались Николай Михайлович Рубцов (книга «Звезда полей» 1967), Анатолий Константинович Передреев (книга «Равнина» 1971), Юрий Поликарпович Кузнецов и др. Публицистичности «шестидесятников» они противопоставили элегичность, мечтам о социальном обновлении – идею возвращения к истокам народной культуры, традиции Маяковского – традицию Есенина. Произведения, явившиеся этапными в «оттепельное» время, стали импульсом к развитию новых направлений в русской литературе: «деревенской прозы», «городской», или «интеллектуальной» прозы. общественным движением 50-90-х годов 20 века стала так называемая авторская песня, которая существует и сегодня. Но пиком развития ее стали именно годы «оттепели», когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни неофициальные, соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы; песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Это песни Булата Окуджавы, Александра Галича (Гинзбурга), Владимира Высоцкого и др.

В произведениях писателей данного периода нашли выражение различные темы, различные проблемы были рассмотрены ими. Это и осмысление подвига на войне, вообще роли войны; и философия патриотизма, и интерес к проблемам нравственного характера (происходило возрождение традиций нравственности); и раскрытие противоречий в мирной жизни, и проблемы русской деревни, и критический подход к истории, и многое другое.

 

Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в литературе XX века. С первых же дней войны писатели принимали участие в вооруженных схватках наравне со сражающимся народом. Более тысячи писателей были на фронтах Великой Отечественной войны. Среди них стоит упомянуть: Ю.Бондарева, В.Быкова, Г.Бакланова, А.Ананьева, В.Богомолова, В.Астафьева, Б.Васильева, В.Кондратьева, Б.Окуджава и др. Необходимо ли изучать книги о войне в школе? Безусловно, да. Ведь каждый человек должен знать историю своей страны, понимать цену победы, в которой мы живем, чтобы помнить о людях и их мужестве. Воспитание патриотизма в школе имеет важное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. Анализируя художественную литературу о войне, «школьники знакомятся с биографиями выдающихся писателей, оставивших глубокий след в истории, жизни и творчестве. Существенной стороной обогащения школьников патриотическими чувствами является усвоение ими исторического материала о героическом прошлом нашего народа, его стремлении к укреплению могущества родной страны, о его мужестве в борьбе с иноземными захватчиками»

Произведения о ВОВ:
Ю.Бондарев:» Горячий снег»,
Б.Васильев: «А зори здесь тихие»
В.Быков: «Сотников»

Анализ «Сотников»:

Одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Она занимает особое место в творчестве многих русских писателей.

Главной темой творчества В.Быкова является тема героизма, в которой писателя волнует то, почему, для чего и каким путем человек приходит к героическому подвигу. Отличительной особенностью военных повестей Быкова является изображение человек в экстремальной ситуации,где полностью раскрывается характер человека. Именно такое отношение отображается в повести В.Быкова “Сотников”. Про задумку «Сотникова» В. Быков писал: «Прежде всего и главным образом меня интересовали две моральные проблемы, которые можно сформулировать так: «Что такое человек перед уничтожающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности защитить жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

В начале произведения перед нами предстают два бойца из партизанских отрядов — Сотников и Рыбак, которые зимней ночью, прячась от немцев, отправляются добыть продовольствия для своих измученных товарищей. Мы видим, что Сотников болен — у него температура, слабость, а на вопрос Рыбака, почему тот не отказался идти, если болен, отвечает: “Потому и не отказался, что другие отказались”. Эти слова Сотникова говорят нам о его чувстве долга, мужестве.  

По ходу повествования мы видим, что главные герои оказываются в непростых ситуациях: сначала на их пути попадается хутор, где они надеялись найти продовольствия; затем Сотников получает ранение в перестрелке. В.Быков в повести сопровождает внешнее действие действием внутренним. Это заметно в развитии образа Рыбака: сначала Рыбак недоволен Сотниковым, его недомоганием, которое не позволяет им двигаться быстро,но все же он не бросает его одного и даже помогает Сотникову нести оружие. Рыбак нормальный человек со своими достоинствами и недостатками,но такой он в обычной обстановке. А оставшись же наедине с раненым Сотниковым среди снежных сугробов, без пищи и в ужасе быть схваченным, Рыбак срывается. Ладный и справный боец Рыбак, физически здоровый, обнаруживает невероятную слабость духа. Он предает своего товарища и становится на сторону фашистов, заботясь лишь о своем благополучии.

 Финал повести трагичен: Рыбак по приказу гитлеровцев казнит своего товарища по отряду. После этого жизнь Рыбака вдруг теряет свой смысл, становится настолько невыносимой, что он задумывается о самоубийстве. Но и это ему не удается сделать.У Сотникова же иной путь. Он выбирает смерть, чтобы спасти ни в чем не повинных людей. Героическая смерть ради спасения жизней других людей — вот единственный возможный для него путь. Писатель показал нам два образа ,которые своим отношением к Родине, раскрыли суть истоков героизма и предательства

Произведение В. Быкова «Сотников» о Великой Отечественной войне не просто показывает нам всю горечь и ужас трагических событий, оно заставляет нас понять, что такое война и какой дорогой ценой была завоевана победа.

Анализ: «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ»

 

Одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.. Много книг было написано о войне, много подвигов было описано в них: кто рассказывал о подвигах фронтовиков на передовой, кто освещал отдельные эпизоды войны, её великие битвы, некоторые отдавали должное тем, кто, не щадя свое здоровье, работал на заводах и фабриках. Писатели создавали образы людей, которые перед лицом страшной опасности раскрывали свои самые лучшие душевные качества, определившие победоносный исход войны. Это, прежде всего, максимальная отдача сил, вызванная ясным и неукоснительным пониманием своего личного долга, где бы ни оказался боец. Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный порядок вещей. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял голову перед врагом и мужественно переносил все невзгоды.И юноши, и мужчины, и даже старики поднялись на защиту Отечества. Война дала им возможность проявить все свои лучшие человеческие качества: показать силу, мужество и отвагу. Но так уж исторически сложилось, что война – это дело мужское, в которой необходимо проявлять смелость, стойкость, самопожертвования и даже порой черствость сердца, но есть среди книг о войне одна, которая повествует не о солдатах-мужчинах, а о женщинах.

Борис Васильев своими глазами видел жестокость и ужасы войны, не понаслышке знает то, о чем потом, в мирное время, решил рассказать своим читателям. Так в своей повести «А зори здесь тихие…» Б.Васильев повествует о судьбах, а также показывает смелость и отвагу, самопожертвование и самоотверженность пяти девушках-зенитчиц: Сони Гурвич, Риты Осяниной, Жени Комельковой, Гали Четвертак, Лизы Бричкиной ,а так же их командира- Васкова.

В произведении трагические действия происходят на мало кому известном 171-м разъезде, в лесу, в стороне от которого немцы круглосуточно бомбят Мурманскую дорогу. В расположение зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, забрасывают немецких диверсантов. Сначало старшина решил, что немцев двое, поэтому решает силами своего подразделения, в котором пятеро девушек, уничтожить гитлеровцев. Помощником старшины в группе была сержант Осянина. Басков сразу выделил ее среди других: “Строга, не смеется никогда”. Старшина не ошибся - Рита воевала умело, она мстила за погибшего мужа- за разрушенную жизнь, за свою Родину. Перед смертью Рита рассказывает старшине о своем сыне. Отныне она вверяет мальчика Васкову, надежному и родному по духу человеку.

У Женьки Комельковой свои счеты с немцами. Она трижды спасает старшину и группу: сначала у протоки, остановив переправу немцев. Потом заколов наседавшего на Васкова немца. И, наконец, ценой своей жизни спасала раненую Риту, уводя фашистов дальше в лес.Общительная, озорная, любимица окружающих, Комелькова пожертвовала собой ради общего дела – уничтожения противника.Все пятеро девушек: Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Четвертак, Рита Осянина и Женька Комелькова - погибли, но старшина Васковдовел дело до конца. Он понял, что не жить ему, если он позволит фашистам выполнить задуманное.. Автор показал, что нет предела человеческим возможностям. Васков не столько мстит врагам за убитых девчат, сколько выполняет свой воинский долг. Он смог выстоять, пройти войну и остаться в живых, что бы вырастить сына Рить Осяниной, чтобы своей жизнью оправдаться за погибших девчат.

Произведение «А зори здесь тихие…» заставляет нас понять, какой дорогой ценой была завоевана победа. Мы не должны забывать ужасы войны, страдания и смерть миллионов людей, которые боролись за жизнь своих детей, жизнь народа, за будущее своей Родины .

 

ВОПРОС 25: Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство Солженицына-психолога:

Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын — русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960—1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Лит.течение: реализм

«Один день Ивана Денисовича»: (1959).Тема: показана лагерная жизнь политических заключенных, жертв сталинского режима. Герои- заключенные и надзиратели, Шухов, Тюрин,  Буйновский , Цезарь Маркович , Клевшин, Фетюков.

А. Солженицын описывает всего один день из жизни сосланного в северные края мужчины, Шухова Ивана Денисовича, что определило и смысл названия. Это крестьянин, который честно защищал Родину на фронте. Шухова взяли в плен, но он сумел сбежать, за что и попал в ссылку. Нечеловеческие условия жизни не смогли убить истинно крестьянскую душу. Иван Денисович сохранил простодушие, доброту. В то же время, он был хитер. Внутренний стержень помог ему выжить.

"Жизненный материл, положенный в основу повести А. Солженицына, — писал А. Твардовский, — необычен в советской литературе. Он несет отзвук тех болезненных явлений в нашем развитии, связанных с периодом развенчанного и отвергнутого партией культа личности, которые по времени хотя и отстоят от нас не так далеко, представляются нам далеким прошлым. Но прошлое, каким бы оно ни было, никогда не становится безразличным для настоящего. Залог полного и бесповоротного разрыва со всем тем в прошлом, чем оно было омрачено, — в правдивом и мужественном постижении до конца его последствий".

Автор повести показал действительно один день из лагерной жизни "зека" Ивана Денисовича Шухова, причем день сравнительно удачный. Жизнь "зека" писатель показывает не со стороны, а изнутри, подробно останавливаясь на мелочах быта людей за колючей проволокой. В повести точно обозначено время действия — январь 1951 года.

В своём творчестве, а в частности в произведениях «Один день Ивана Денисовича», Солженицын затрагивает различные проблемы: проблема уважения, проблема сострадания, проблема отношений между человеком и государством, а точнее между личностью и обществом, проблема отношения к труду, проблема справедливости и несправедливости и конечно тему ответственности

Иван Денисович относился к труду серьёзно, он никогда ничего не делал «для галочки», в общем как и Матрёна. В лагере говорили, что когда для себя делаешь – работай, а когда для начальства – показывай, что работаешь. Для себя Иван Денисович не успел поработать, но в лагере он на работе выкладывался до конца и работал не думая, для себя ли он этого делает «…всякую вещь и труд всякий жалеет он, чтоб зря не гинули». Матрёна никогда не сидит без дела, она постоянно чем-то занята. Ей нравится заниматься делами, даже чужими. В труде она видит единственную отдушину. Матрёна и умерла из-за того, что пыталась помочь вытащить сани с рельс. Она помогала перевозить свой дом, хотя другие люди воспротивились бы этому.

Наша жизнь несправедлива и Солженицын показал это в своих произведениях. Людей, которые жили по совести и старались делать всё правильно, не поняли. Матрёна – праведница, но этого никто не замечает. Соседи и родственники Матрёны только используют её, не давая ничего взамен. Я считаю, она заслуживает большего, хотя бы благодарности. Единственный человек, который понял, какое место занимает Матрёна в жизни окружающих, это Игнатьич, посторонний человек, который знал её очень недолгое время, и, увы, он понял это только после её смерти.

Солженицын в своём творчестве поднимает различные проблемы, ему интересны все стороны жизни.

 

 

В поисках народного характера Солженицын заглядывает в “самую нутряную Россию” и находит характер, превосходно сохраняющий себя в смутных, нечеловеческих условиях действительности - Матрену Васильевну Григорьеву (“Матренин двор”).

На долю старухи Матрены выпало “много обид, много несправедливостей”. Но она, подобно Шухову, не обижается на мир, который относится к ней несправедливо. Говорит она с “лучезарной улыбкой”, доброжелательно, с “теплым мурчанием”.

Солженицын выносил и выстрадал этот образ-символ. В бескорыстии и кротости Матрены он усматривает долю праведности. Эта праведность идет из глубины души Матрены — она была “в ладах с совестью своей”. Об этом образе Солженицын пишет: “Есть такие прирожденные ангелы — они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами их поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это -праведники...”

Как и Шухов, Матрена забывается в работе, отдавая ей всю себя. Именно работа спасает ее от антигуманного мира. Ока несет “просветление”, возвращает “доброе расположение духа”. Даже в моменты физической слабости “дела звали” Матрену “к жизни”. Так и жила она: “зимой салазки на себе, летом вязанки на себе”.

По Солженицыну, народному характеру свойственны независимость, открытость, искренность, доброжелательность по отношению к людям, и к своим, и к чужим, бескорыстность. Матрена “не могла отказать” и даже “покидала свой черед дел”. При этом она не испытывала и оттенка зависти, если видела изобилие и относительное благополучие в хозяйстве (а именно так всегда и было). Матрена искренне радовалась за людей.

Она не была при этом аскетом - просто прекрасно понимала бренность, невечность и ненужность материальных благ (даже элементарных). Матрена “не гналась за обзаводом, не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни, не гналась за нарядами”. Все это Матрена считала глупостью и не одобряла. Глупы были люди, не понимающие истинную ценность жизни и спорящие из-за избы погибшей Матрены. Очень показательна трагедия, произошедшая на переезде - гибель в погоне за материальными благами, за заработком.

Заслуга А. Солженицына в изображении народно-национального характера состоит в том, что он спустил с героических высот схематический образ простого человека. Он показал, что мощь России создает не человек-монумент, а миллионы скромных Иванов Денисовичей. Россия, по Солженицыну, будет стоять, пока стоит “...посреди неба” изба праведницы Матрены.

 

 

ВОПРОС 27: Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе:

Авторская песня — современный жанр устной поэзии («поющая поэзия»), сформировавшийся на рубеже 50-60-х гг.

Александр Галич, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор являются основными авторами начала авторской песни по наибольшему количеству песен, написанных на высоком уровне идеи, ее раскрытия в песне, высоком уровне выражения идеи в слове. Своими песнями эти авторы оказали наибольшее влияние на формирование авторской песни, определив ее внутренний настрой, основные духовно-нравственные ценности. Они создали все основные разделы и направления авторской песни с такой полнотой, что другим осталось только разрабатывать уже открытые возможности.

Принято считать, что движение авторской песни – это наше отечественное явление, которое возникло в 1950-е годы, когда на фоне тотального вранья и лицемерия, возведенного в государственную политику, появилась необходимость в глотке свежего воздуха, свободы, правды.

 

Булат Окуджава

Булат Окуджава является создателем интеллигентского, творческого и военного направления авторской песни. В интеллигентском направлении он отстаивает тип человека, обладающего высокой человечностью, достоинством, мужеством, честью и совестью. Так, в песне «Пожелание друзьям» он обращается к благородству человеческих отношений. В песне «Надежды маленький оркестрик»+19 выражена преданность человека любви и надежде, их великая роль, спасающая человека во все времена.

В песне «Совесть, благородство и достоинство» выражено знание духовно-нравственных ценностей, человеческого долга перед ними

 

Владимир Высоцкий

Владимир Высоцкий является создателем военного, дорожно-туристского и направления выражения сторон жизни, не связанных напрямую с возникновением человеческой сути авторской песни. В военном направлении Владимир Высоцкий начал с выражения правды о войне и человеке на войне, почерпнутой из рассказов фронтовиков. Глубоко вдумываясь, вживаясь в эту правду, он создал ряд сильных, достоверных песен о войне, в результате чего многие считали, что он и сам воевал. Таковы песни «Он не вернулся из боя», «Штрафные батальоны», «Военная альпинистская» и многие другие. Но он не остановился на простой передаче внешней правды событий, а переосмысливая их глубокий внутренний смысл, создал песни, точно выразившие его. В ряде песен Владимира Высоцкого выражено отторжение грубости, бесчеловечной жестокости, лжи. Об этом есть строки в песне «Я не люблю»+.

 

Свой человеческий выбор следовать по пути правды, облагораживающей, возвышающей человека, Владимир Высоцкий выражает в песне «Мой черный человек»

 

Юрий Визбор

Юрий Визбор является создателем дорожно-туристского, творческого и направления выражения сторон жизни, не связанных напрямую с возникновением человеческой сути авторской песни. В дорожно-туристском направлении Юрий Визбор выразил жизнь человека в дороге, высокий смысл дороги, устремление вперед, к открытию новых горизонтов и сторон мира, достижению новых вершин. Юрий Визбор был среди основных авторов начала авторской песни самым радостно и торжественно устремленным ко всему возвышенному, прекрасному в мире. Многие его песни звучат как гимны. Песни «Ах дорога», «Песня альпинистов»,

Родство человека с горами, стремление вернуться туда, если однажды побывал там, сильно и глубоко выражено в песне «Фанские горы»

Песня «Наполним музыкой сердца»+ – это гимн возвышающей, облагораживающей, преображающей силе искусства. В песне «По прекрасному Чюрленису»+ искусство представлено через известные имена его создателей и выражение единства с ними.

В песнях «Многоголосье»+ и «Россия»+ выражена любовь к Родине, преданность ей, восхищение ее вечной, возвышенной красотой. В песне «Знаком ли ты с землей» – передача другому человеку своего прекрасного видения Родины.

В песне «Ты у меня одна»+ показано предстояние перед светом любви, проявляющимся через любимого человека, главенство присутствия этого света над желанием быть рядом.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 279; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!