ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ В СЕБЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПСАЛТИРИ И О ПРЕДЛАГАЕМОМ ОБЪЯСНЕНИИ ЕЕ 88 страница



Ст. 15. Не прикасайтеся помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте. Патриархи, или родоначальники, народа еврейского - Авраам, Исаак и Иаков - не были помазанниками Божиими в собственном смысле, в каком впоследствии времени были таковыми цари, первосвященники и пророки, как, например, Давид (см. Пс. 88:21); но они названы здесь помазанниками, как лица, особо освященные Богу, отделенные от мира и посвященные на служение Богу. В том же смысле они названы и пророками, как Авраам, о котором Сам Господь Бог говорил Авимелеху: "Он пророк и помолится о тебе" (Быт. 207). А Исаак и Иаков в собственном смысле предсказывали будущую судьбу своих сыновей (Быт. 27:28; 49:1-28). "Помазанные, - говорит св. Афанасий Александрийский, - суть Авраам и подобные ему, потому что сподобились в видениях своих узреть явление Бога Слова" [3, с. 337]. А блж. Феодорит говорит о сем так: "Нарек же помазанными не как помазанных елеем, но как соделавшихся избранными" [6, с. 502]. Охраняя своих избранников и пророков, псалмопевец говорит не от себя, а от имени Божия, и потому в переводе с еврейского все изречения 15-го стиха поставлены со вносным знаком:"...". Господь Бог так обличал за них царей: "Не прикасайтесь помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла".

Ст. 16, 17, 18 и 19. И призва глад на землю: всяко утверждение хлебное сотры. Посла пред ними человека: в раба продан бысть Иосиф. Смириша во оковах нозе его, железо пройде душа его, дондеже прииде слово его: слово Господне разжже его. Прежде, чем исполнилось обещание Господне, данное праотцам израильского народа, о предоставлении в их владение земли Ханаанской, Господь Бог подверг их тяжким испытаниям. Испытания эти коснулись отчасти Авраама и сына его Исаака, а главным образом обрушились они на семейство патриарха Иакова и продолжались в его ближайшем потомстве. Прежде всего Иакова постигло то несчастие, что он, по вероломству сыновей своих, лишился и горько оплакивал любимого сына своего Иосифа, которого братья из зависти продали в рабство (в раба продан быстъ Иосиф). Вскоре за тем, по воле Божией, открылся повсеместный голод (и призва Господь глад на землю), заставивший Иакова со всем семейством переселиться в Египет. Голод был настолько силен, что весь хлеб, подкрепляющий человека, истребил (всяко утверждение хлебное сотры) и настолько был продолжителен, что в течение последних пяти лет его не было ни орания*, ни сеяния, ни жатвы (Быт. 45:6). В течение всего семилетнего голода сыновья Иакова, по распоряжению отца своего, два раза ездили в Египет для покупки хлеба. Покупка эта производилась непосредственно чрез брата их Иосифа, из раба превратившегося, также по воле Божией, в главного властелина и распорядителя в египетской стране. Но прежде, чем Господь Бог возвысил Иосифа (о чем сказано ниже), ему пришлось много испытать бедствий и страданий, сначала как раба в доме знатного господина, а потом и как темничного узника, заключенного, по клевете преступной жены того господина, в темницу, где "оковами стеснили ноги его, железом стягчена была душа его" (по пер. с евр.). А что всего ужаснее, честнейшая и прекраснейшая душа сего молодого человека страдала от жгучего чувства при сознании тяжкой казни без вины (железо пройде душа его). И эти незаслуженные и тяжкие скорби и страдания Иосифа продолжались до тех пор, пока Господь не одарил его Своим словом (дондеже прииде слово Его) - словом мудрого снотолкователя. Слово Господне разжже его, т.е. не сам собою узнал он тайну снов фараоновых, а божественною мудростию и словом Господним, которое умудрило и воодушевило его. Слову Божию понятие горения приписывается и в других местах Священного Писания (напр., Лк. 24:32; Пс. 384).

Ст. 20, 21 и 22. Посла царь и разреши его: князь людий, и остави его. Постави его господина дому своему и князя всему стяжанию своему, наказати князи его яко себе и старцы его умудрити. После того, как Иосиф, заключенный в темнице и умудренный словом Господним, разумно и удачно истолковал сны бывшим вместе с ним в темнице царским вельможам, царь сделал распоряжение о приведении к нему из заключения Иосифа (посла царь и разреши его); а когда услышал от Иосифа мудрое истолкование своих сновидений, предвещавших семилетний голод, о котором сказано выше (при объяснении ст. 16), и столь же мудрый совет, как предохранить и спасти всю землю египетскую от последствий угрожавшего ей голода, фараон, этот владетель народов, не только освободил Иосифа из темницы (остави его), но и "поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим, чтобы он наставлял вельмож его по своей душе (яко себе), и старейшин его учил мудрости" (по пер. с евр.). Испытав лично на себе опыты глубокой мудрости Иосифа, царь, без сомнения, уверен был, что "в нем был Дух Божий" (Быт. 41:38), и что его вельможи и старейшины ничего иного не вынесут из ближайшего общения с Иосифом, кроме примеров мудрости и благоповедения, а потому и отдал их всех в его распоряжение (Быт.4144).

Ст. 23 и 24. И вниде Израиль во Египет, и Иаков пришелствова в землю Хамову. И возрасти люди своя зело и укрепи я паче врагов их. Здесь, в стихе 23, говорится как будто о двух лицах: Израиле, пришедшем в Египет, и Иакове, переселившемся в землю Хамову. В действительности же здесь не два, а одно и то же лицо - Иаков, сын Исаака и брат Исава, прозванный от Самого Бога другим именем: Израиль, что значит - богоборец. Это новое имя, или прозвание, Иаков получил по случаю борьбы его с Богом, или с ангелом Господним, в ночь пред встречей с братом его Исавом (Быт. 3228). И земля Хамова есть не иная земля, а тот же Египет, который в Священном Писании называется и тем, и другим именем. Патриарх Иаков, получивший от Самого Бога назначение владеть Ханаанскою землею, когда получил от сына своего Иосифа приглашение прийти и переселиться со всем семейством в Египет, недоумевал, не нарушится ли вышеназванное назначение Божие о Ханаанской земле, и можно ли ему идти в землю Хамову, как бы вопреки воле Божией. Но когда получил новое откровение от Бога, чтобы небоязненно шел в Египет, где произойдет от него многочисленный народ, который Господь выведет опять в Ханаанскую землю, Иаков тогда, испросив молитвенно благословение Божие, взял все имущество свое, приобретенное им в Месопотамии и Ханаанской земле, и все свое семейство, состоявшее из семидесяти пяти душ детей и внуков, и немедленно переселился в Египет (Быт. 46:3-7). Это и значат слова: и вниде Израиль во Египет, т.е. начатки многочисленного впоследствии израильского народа переселились на время в Египет; и Иаков со всем домом своим, со всеми рабами и домочадцами перешел на временное жительство (пришельствова) в землю Хамову. Господь Бог весьма размножил народ Свой в Египте (и возрасти люди своя зело) и сделал его сильнее врагов его, т.е. египтян, которые, видя быстрое размножение израильтян, стали опасаться их и враждовать против них.

Ст. 25, 26 и 27. Преврати сердце их возненавидети люди Его, лесть сотворити в рабех Его. Посла Моисея раба Своего, Аарона, егоже избра Себе: положи в них словеса знамений Своих и чудес Своих в земли Хамове. С почтением и уважением относились египтяне к Иосифу и единоплеменникам его, пока жив был сам Иосиф и тот царь, который возвысил и помнил заслуги Иосифа, но когда его не стало и когда воцарился новый фараон в Египте, то скоро были забыты все заслуги Иосифа, и египтяне не только стали враждебно относиться к евреям, но и совершенно возненавидели их. Враждебность сия и ненависть, соединенные с опасением встретить в будущем времени опасных врагов для себя, в лице сынов Израилевых, понудили фараона и народ его употреблять разные хитрости к обессилению и порабощению рабов Божиих (лесть сотворити в рабех Его), сначала чрез принуждение их к тяжким работам над глиною и кирпичом, а потом чрез повивальных бабок, которым дан был тайный приказ умерщвлять, при самом рождении, еврейский мальчиков. Ненависть и притеснения израильтян со стороны египтян достигли крайних пределов, и тогда послал Господь Бог к притесненным Моисея раба Своего и Аарона избраннаго Своего. Всем известна исполненная промыслительных чудес Божиих обстановка рождения и воспитания пророка Божия Моисея. "Взятый из воды"* дочерью царя и воспитанный и проживший при царском дворе до сорокалетнего возраста, Моисей оставил ничтожную мирскую славу и ушел в Мадиамскую землю, в которой, по прошествии нескольких лет, получил от Бога особое назначение и повеление идти к фараону, египетскому царю, чтобы предстательствовать пред ним и ходатайствовать об освобождении народа израильского от рабства. Возвратясь в Египет и сойдясь здесь с братом своим Аароном, они объявили народу волю Божию об освобождении угнетенных рабов Божиих. Сначала одному Моисею при горе Хориве, в Мадиамской земле, а потом и обоим, вместе с Аароном, Господь положил словеса знамений Своих, а потом они показали при собрании народа (в них) чудодейственную силу Его и знамения Его в земле Хамовой. Господь Бог наделил Моисея силою творить чудеса, опыт которых он показал сначала пред народом, а потом и пред фараоном. С такою чудодейственною силою Моисей и Аарон предстали пред лице фараона.

Ст. 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 и 35. Посла тму и помрачи, яко преогорчиша словеса его. Преложи воды их в кровь и измори рыбы их. Воскипе земля их жабами в сокровищницах царей их. Рече, и приидоша песия мухи и скнипы во вся пределы их. Положи дожди их грады, огнь попаляющ в земли их: и порази винограды их и смоквы их, и сотры всякое древо предел их. Рече, и приидоша прузи и гусеницы, имже не бе числа, и снедоша всяку траву в земли их, и поядоша всяк плод земли их. В этих стихах перечисляются те чудесные знамения, которые Моисей и Аарон, по повелению Божию, совершили пред лицом фараона, в наказание за его упорное сопротивление воле Божией (яко преогорчиша словеса Его). Все эти страшные наказания Божий, в течение почти целого года поражавшие египтян и не касавшиеся нисколько домов и поселений еврейских, известны в истории под именем десяти казней египетских. Порядок этих казней, следовавших одна после другой, по изложению псалмопевца, не соответствует, особенно в начале, тому порядку, в каком они изложены у бытописателя в книге Исход (гл. 7-12). Так, например, в книге Исход первою казнию описывается то чудо, когда Моисей, по повелению Божию, "ударил жезлом своим по воде реки", и вода мгновенно "превратилась в кровь", так что всякого рода рыбы, бывшие в реке, вымерли, и нечего было пить египтянам, потому что вода сделалась кровью не только в реке, но и во всех источниках водных, и даже в тех запасах воды, какие имелись в домах. У псалмопевца же эта казнь занимает второе место, а на первом стоит: посла Бог тму и помрачи. А у бытописателя эта трехдневная тьма по всему Египту, кроме домов и жилищ еврейских, описана как девятая казнь (Исх. 10:22-23). И эта несогласованность, или неточность в изложении, произошла, конечно, оттого, что писатель книги Исход описывал события, происходившие при его непосредственном участии в них, так, как они действительно совершались по воле Божией и в хронологическом порядке, а писатель псалмов излагал события в том порядке, в каком они представлялись его поэтическому воображению и вдохновенному настроению, спустя много веков по совершении их. Сказав кратко о тьме, на трое суток помрачившей весь Египет, пророк-псалмопевец говорит о второй казни, превращении воды в кровь и изморении в реках рыб. А в книге Исход это была первая казнь. Затем, по сказанию псалмопевца, настала третья казнь, когда воскипе земля их жабами в сокровищницах царей их. По повелению Божию, данному чрез Моисея, Аарон "простер руку свою на воды" Египетские, и вышли жабы и покрыли землю египетскую в таком множестве, что проникли даже "в сокровищницы (сокровенные жилища, спальни) царей", т.е. родственных лиц царствующего дома. Настало время четвертой казни, и Господь Бог устами Моисея пророка рече, и приидоша песия мухи и скнипы во вся пределы их. Песия мухи, т.е. собачьи мухи, очень язвительные насекомые, которые быстро и со свистом налетали и безотвязно уязвляли, а скнипы - тоже разного рода насекомые, в том числе и мошки, и вши, размножившиеся по всем местам земли Египетской. Погибала земля от песиих мух и насекомых (Исх. 8:24). Но еще не совсем прекратилась эта казнь, как Господь послал на египтян новые - пятую, и затем шестую и седьмую - казни. По сказанию псалмопевца, Господь положи дожди их грады, огнь попаляющ в земли их, по переводу с еврейского, "вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их"; а по сказанию книги Исход (9:23), Господь "произвел гром и град, и огонь разливался по земле". "И побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их". О всех этих трех казнях псалмопевец говорит вместе, как об одной, между тем это были отдельно произведенные казни, каждая в свое время, т.е. град и огонь, и гром, истребившие не только виноградники и смоковницы, но и скот, и людей. О некоторых казнях, как, например, взятие Моисеем пепла из печи, бросание его к нему и произведение чрез это воспаления с нарывами на всех египтян, псалмопевец совсем не упоминает. Дальше говорит он о предпоследней, или девятой казни, когда, по повелению Божию, пришли саранча и гусеницы, которым не было числа, и съели всю траву на земле их, и пожрали плоды, какие оставались от прежнего поражения на полях их. После каждой из описанных казней фараон, как бы раскаиваясь в своем ожесточении, изъявлял свое намерение отпустить израильтян в просимую ими пустыню, но затем опять ожесточалось сердце его, и он опять противился воле Божией.

Ст. 36, 37 и 38. И порази всякаго первенца в земли их, начаток всякаго труда их: и изведе я с сребром и златом: и не бе в коленах их боляй. Возвеселися Египет во похождении их: яко нападе страх их на ня. Словами 36-го стиха пророк выразил десятую казнь на Египет. Своим ожесточением против дел Божиих, явно клонившихся к покровительству и защите израильского народа, фараон довел себя и народ свой до того, что долготерпеливый Господь Бог поразил в одну ночь всех первородных египетских начатки всей силы их. По всему Египту поднялся тогда плач. Фараон, испугавшись гнева Божия, призвал Моисея и велел ему немедленно идти из Египта со всем народом еврейским, которому еще накануне того дня внушено было тайно, чтобы каждый у ближнего своего, и каждая женщина у ближней своей, выпросили "вещей серебряных и вещей золотых" и одежд. И дал Господь милость народу Своему в глазах египтян, и "они давали ему" (Исх 11:2-3). И вывел тогда Моисей израильтян "с серебром и золотом", и тогда как египтяне страдали от многоразличных болезней, израильтяне не знали и не чувствовали никакой болезни, не бе в коленах (в поколениях) их боляй. "Не вопреки справедливости, - говорит блж. Феодорит, - Бог дозволил евреям взять у египтян сребро и злато, а как бы в некую плату за тяжкое рабство, для вразумления обижавших и в утешение обиженных" [6, с. 506]. И все тогда евреи, от мала до велика, со всеми скотами и со всеми пожитками своими, в числе шестисот тысяч человек, не считая женщин и детей, вышли из Египта, потому что египтяне, не желая терпеть таких тяжких бедствий, каких много уже претерпели, не только не удерживали, но и с радостию отпустили их (возвеселися Египет во исхождении их). Воспоминание о тех ужасных бедствиях, какие они терпели из-за евреев, наводило на египтян страх (яко нападе страх их на ня). По словам блж. Феодорита, "египтяне настолько устрашены были наказаниями всякого рода, что освобождение евреев считали для себя благодеянием" [6, с. 506].

Ст. 39, 40 и 41. Распростре облак в покров им, и огнь, еже просветити им нощию. Просиша, и приидоша крастели, и хлеба небеснаго насыти я: разверзе камень, и потекоша воды, потекоша в безводных реки. Итак, несмотря на все опасности и многочисленные затруднения, народ израильский выведен был из Египта. Но и здесь Господь Бог не оставил его без Своей всесильной помощи, и для того, чтобы показать эту помощь, Он не повел народ по прямой дороге к земле Филистимской, которая была близка, а повел дорогою пустынною к Чермному морю (т.е. Суэзскому заливу). Господь шел пред народом днем в "столпе облачном" (распростре облак в покров им), а ночью - в столпе огненном, чтобы освещать и указывать им путь (еже просветити им нощию). По чудесном переходе через Чермное море, когда евреи увидели, что они находятся в пустыне, на них напал страх оттого, что они, по недостатку запасенного хлеба, думали, что должны будут умереть от голода, о чем с ропотом заявили они Моисею и Аарону, которые и объявили им от имени Божия, чтобы не теряли надежда на Бога, что Он не оставит их без Своей помощи. И действительно, по слову Божию, вечером налетели перепелы (приидоша крастели) и покрыли стан. Евреи наловили их и напитались. А на следующее утро был "слой росы" вокруг стана, и когда роса поднялась, то вот на поверхности пустыни что-то круглое, мелкое и белое, как иней на земле, и на вкус оно было, как лепешка с медом. Когда они увидели это, сказали: "Ман-гу? что это?" Моисей сказал им: "Это хлеб, который дал вам Господь с неба" в пищу. Так Господь Бог хлеба небесного насыти я. Когда они стояли станом в Рефидиме, близ горы Хорива, и не было у них воды, тогда опять с ропотом требовали от Моисея воды. Господь повелел Моисею ударить жезлом по скале. Моисей исполнил повеление Божие, и Господь разверзе камень, и потекоша воды, в безводных местах потекли реки.

Ст. 42, 43, 44 и 45. Яко помяну слово святое Свое, еже ко Аврааму рабу Своему. И изведе люди Своя в радости и избранныя Своя в веселии. И даде им страны язык, и труды людий наследоваша: яко да сохранят оправдания Его и закона Его взыщут. В словах 42-го стиха указывается причина того, почему Бог так милостив был к народу израильскому, который всегда был груб и непослушен и так часто выражал ропот и непокорность воле Божией. Яко помяну, т.е. "ибо помнил Он (Господь Бог) (по пер. с евр.) святое слово Свое к Аврааму рабу Своему". А слово это заключалось в том обещании, данном от Бога Аврааму, что Он умножит потомство его, как звезды небесные и как песок на берегу моря (Быт. 22:17), и отдаст сему потомству во владение всю землю Ханаанскую, т.е. Палестину. Далее пророк говорит о радости и веселии, - тех чувствах, какие люди Божий, избранные его, восчувствовали в сердцах своих по чудесном изведении их из Египта. И как было не радоваться и не веселиться тому народу, который так недавно стенал под тяжким игом рабства, а теперь увидел и почувствовал себя совершенно свободным? В таких чувствах радости и веселия Моисей и все сыны Израилевы воспели Господу Богу благодарственную песнь: "Поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море" (Исх. 15:1 и пр.). Услышали о погибели фараона народы и затрепетали. Тогда Мариам, сестра Ааронова, взяла в руку свою тимпан, за нею вышли и все женщины с тимпанами и воспели такую же благодарственную песнь Богу. После того, опустив 40-летнее странствование евреев по пустыне, дарование Закона на горе Синае, устроение скинии и многие чудеса, совершенные здесь Богом, а также кончину Моисея и введение израильтян преемником его, Иисусом Навином, в землю Ханаанскую, и завоевание этой земли (о чем более пространно говорит в следующем, 105-м, псалме), пророк кратко упоминает о том, что Господь Бог отдал во власть евреев страны языческих народов и все то, что эти народы приобрели трудами рук своих, и что все это Господь соделал для того, чтобы они, потомки Авраама, соблюдали уставы Его и хранили законы Его (яко да сохранят оправдания Его и закона Его взыщут).


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!