ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ В СЕБЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПСАЛТИРИ И О ПРЕДЛАГАЕМОМ ОБЪЯСНЕНИИ ЕЕ 42 страница



Ст. 11 и 12. Егда увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое. И гроби их жилища их во век, селения их в род и род, нарекоша имена своя на землях. Под словом премудрыя пророк разумеет мудрецов века сего, так называемых по их суетной мирской мудрости, которая в очах Божиих есть не что иное, как буйство или глупость (1 Кор. 3:18-19). Когда, говорит пророк, праведный увидит умирающими мудрецов века сего, тогда для него станет понятно, что вместе с ними так же плачевно погибают и безумные, т.е. те, которые действительно не знают Бога, как сказано о них: "Рече безумен в сердце своем: несть Бог" (Пс. 52:1), так равно и несмысленные, т.е. такие, которые хотя и знают Бога, но стремятся только к земному и не имеют никакого понятия о небесном, о которых и Сам Господь говорит в Евангелии: "Безумие, в нощь сию душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут?" (Лк. 12:20). Как те, так и другие, во зло употребляя приобретенные ими блага мира или не умея и не желая с пользою для себя и других употребить их, оставляют богатство свое чужим. По-видимому, не чужим, а своим детям и внукам оставляют они нажитое правдой и неправдой имущество, но и эти наследники их имущества могут быть названы чужими в том смысле, что скоро забывают тех, от кого они наследовали имение, да хотя бы они и не забывали оставивших им богатство, тем не менее они не могут умершим нечестивцам оказать никакой помощи, как не могли оказать помощи тому богачу его пять братьев, о котором Господь Иисус Христос говорит в евангельской притче (Лк. 16:24-30), хотя он и заботился о них, сам находясь в аду. Устроив для себя великолепные чертоги, они думали, "что домы их вечны, и что жилища их в род и род, они назвали именами своими земли" (ст. 12, пер. с евр.). Но напрасно эти богачи стараются увековечить память о себе на земле, города, земли и селения называя своими именами; вместе с богатством своим оставив все это по смерти своей чужим людям, они поселятся в гробах, которые соделаются вечными жилищами для них (жилища их во век), - могильные кладбища будут селениями их из рода в род, а те селения, в которых они обитали на земле, будут переходить от одних к другим родам.

Ст. 13. И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им. Продолжая изображение того же забывшегося в земном благополучии человека, псалмопевец говорит, что человек сей, будучи сотворен по образу Божию и одарен от Бога разными другими преимуществами, не уразумел сей высочайшей чести и, перестав следовать своему Первообразу - Богу, перестав возноситься помыслом к небесному, унизил свое главное достоинство существа разумного и, постепенно все более и более унижаясь, дошел до того, что приложился скотам несмысленным и уподобился им: перестал подражать Богу и уподобляться своему Создателю, жил, как живут несмысленные скоты, удовлетворяя одним чувственным потребностям и соделавшись рабом плотских страстей. "Честь человека, говорит св. Иоанн Златоуст, - состоит в добродетели, в помышлении о будущем. Жизнь бессловесных животных ограничивается настоящим существованием... Поэтому люди, не знающие ничего о будущем, хуже бессловесных животных" [5, с. 242-243].

Ст. 14. Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят. Словом путь псалмопевец означает путь житейский, или образ жизни, и, продолжая, описывает низкую степень нравственного падения нечестивых людей и мнимых мудрецов, говорит: такой (вышеописанный) образ жизни нечестивых (сей путь их), какой они обыкновенно проводят, подобно скотам, их нравы и привычки, все их поведение, вместе с страстью к большему обогащению, с ненасытной жаждой славы, или тщеславием, - все это для них есть соблазн, всем этим они связывают себя, налагают узы сами на себя, все это служит для них препятствием для вступления на путь добродетели. И по сих во устех своих благоволят, т.е. и после всего этого или вместе с этим они сами себя одобряют, кажутся себе хорошими, своими устами ублажают, "прославляют самих себя, называя себя достойными подражания, и восхищаются своими делами", - как говорит св. Иоанн Златоуст [5, с. 246]. Текст последней половины этого стиха в "Учебной Псалтири" заменяется такими словами; "обаче усты своими благая рекут о нем", т.е. образ жизни (сей путь...) их служит им же соблазном, но несмотря на то, они своими же устами одобряют его.

Ст. 15. Яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я: и овладеют ими правии заутра, и помощь их обетшает во аде, от славы своея изриновени быша. Здесь псалмопевец говорит, что соответственно образу жизни нечестивых, по которому они уподоблялись несмысленным скотам, такова же будет и кончина их, т.е. она подобна будет концу несмысленных овец, ведомых на заклание. Яко овцы во аде положени будут они. Обреченные судом Божиим и низвергаемые в преисподнюю, нечестивцы сравниваются со стадом овец, пастырем коих поставлена смерть. Овцы стадами загоняются в ограду и без всякого сопротивления ведутся на заклание. Так и Бог низринет во ад, и даже гораздо еще легче, нежели как пастух загоняет в овчарню или выводит на заклание слабых и безоружных овец, - Бог низринет на вечную смерть всю толпу нечестивых, как бы ни были они сильны и богаты в мире сем. Смерть упасет я, т.е. они преданы будут на вечную смерть (Еккл. 3:19; Апок. 20:14; 21:8), которая, подобно пастуху, загонит их, как овец, на бесплодные и иссохшие пажити, где они ничего не найдут, кроме болезней и стенаний. Тут же кончится и всякая власть и преобладание, которые они имели в земной жизни над праведниками: и обладают ими правии заутра, т.е. праведники, которых нечестивцы притесняли на земле, в рассветающее для них утро после долгой ночи страданий, в самом начале жизни будущего века, который начнется после всеобщего воскресения, возобладают над нечестивыми, получат власть над ними. Тогда нечестивые останутся беспомощными: и помощь их обетшает (устареет, потеряет силу и будет потому бесполезна) во аде. Они надеялись в земной жизни на силу и богатство свое, на сильных и властных друзей, тут же, во аде, ни тех ни других нет, или те и другие оказались бесполезными и бессильными: помощь их обветшала. В будущей жизни, по словам Иоанна Златоуста, они не будут иметь никакого ходатая, защитника и помощника, который утешил бы их среди страданий. И тогда же они будут лишены чести и славы, которую имели или которой добивались при жизни: от славы своея изриновени быша.

Ст. 16. Обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя. Слово обаче значит: впрочем, но и, напротив. Выражение из руки адовы здесь означает: от власти ада. Изобразив в предыдущих стихах бедственную участь нечестивых, псалмопевец говорит здесь о том, какая участь ожидает в будущем благочестивых, к коим причисляет и себя. И тогда как одни толковники, как св. Иоанн Златоуст, в этом месте видят вообще речь об избавлении праведников от власти и мучений ада; другие, как св. Василий Великий, а за ним Евфимий Зигабен и др., более определенно изъясняют этот стих - как пророчество о воплощении Божием и об освобождении душ праведников, которые в то время заключены были во аде [4, с. 240; 7, с. 389]. По словам св. Иоанна Златоуста, пророк говорит так "Бог избавит меня от власти и мучений ада, егда приемлет мя, тогда я узрю Господа яснее, нежели теперь" (1 Кор. 13:12) [5, с. 250]; по словам св. Афанасия, он говорит: "Но меня, который говорю это, избавит Бог, и душа моя не будет отведена и оставлена с сими овцами во аде" [3, с. 166]. А по словам св. Василия Великого, псалмопевец здесь "ясно пророчествует о сошествии во ад Господа, Который вместе с другими душами избавил и душу самого пророка, чтобы она не оставалась во аде" [4, с. 240].

Ст. 17 и 18. Не убойся, егда разбогатеет человек, или егда умножится слава дому его: яко внегда умрети ему, не возмет вся, ниже снидет с ним слава его. Под словом человек псалмопевец разумеет здесь человека грешника. Под славою дома разумеется величие, знатность дома или вообще - богатая и роскошная обстановка дома, с садами, с толпами слуг и т.п. Изречениями этих стихов псалмопевец делает нравственный вывод из того, что выше говорил об участи нечестивых, для успокоения и ободрения угнетаемого от богатых праведника: если видишь, говорит он последнему наслаждающегося счастьем нечестивца, богатство которого увеличивается, и слава дома его умножается, ты не падай духом, не унывай от этого, потому что эта слава недолговечна и богатство земное ничтожно. Никто не избежит смерти, а богатый, когда умрет, ничего не возмет с собой в страну вечности. Богатство и слава его останутся здесь, а с нечестивым пойдут беззаконные дела его, которые будут там обличать его, и он в будущей жизни не может ожидать себе ничего доброго. Наилучшим объяснением и доказательством этого служит притча Господа нашего Иисуса Христа о богатом и Лазаре (Лк. 16:19-31).

Ст. 19 и 20. Яко душа его в животе его благословится, исповестся тебе, егда благосотвориши ему. Внидет даже до рода отец своих, даже до века не узрит света. Благословится (от слова благословитися) значит: будет ублажаема, будет говорено ей (душе) доброе, приятное слово. Исповестся (от слова исповедатися) значит: будет прославлять, выражать признательность, благодарность. Словами этих стихов псалмопевец продолжает речь о нечестивом богаче: пока, говорит, он жив, и сам он считает себя счастливым, и другие говорят о нем хорошо, громко хвалят его, в особенности те, которые сами не в состоянии понять, в чем именно состоит истинное блаженство, он и тебе принесет благодарность, когда ты хорошо говоришь о нем, в особенности, когда сделаешь что-нибудь приятное ему, егда благосотвориши ему. Впрочем, некоторые из толковников вторую половину 19-го стиха понимают об отношении неправедного человека к Богу в таком смысле: когда Ты, Господи, являешь Свои благодеяния этому неправедному человеку, тогда он станет благословлять Тебя, но если ему случится испытать какую-нибудь неудачу в жизни, он не только не прославляет, а напротив, хулит Тебя, Боже. По словам св. Афанасия, он только тогда воздает благодарение Создателю, когда Бог умножает его достояние [3, с. 167]. А это бывает, т.е. Бог ущедряет грешника дарами Своей благости или для того, чтобы наградить его за некоторые добрые дела, или для того, чтобы привести его к покаянию и обращению. Но когда он своим поведением не соответствует намерениям Бога, тогда внидет даже до рода отец своих, т.е. спустится в самую преисподнюю, в ад, где находится целое поколение его предков, и разделит общую с ними участь. Таким образом, по праведному суду Божию, тот, который наслаждался светом земных почестей и временной славы и не искал света славы вечной, навечно будет лишен сего света и пребудет вечно в кромешной тьме.

Ст. 21. И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им. Окончив слово о нечестивых безумцах, надеющихся на тленное земное богатство и стремящихся к скоропреходящей славе, пророк в заключение повторяет то же самое, что сказал в стихе 13, именно: обращаясь ко всем вообще людям, в скорби сердца говорит, что человек, так богато одаренный от Бога, малым чем поставленный ниже ангелов (Пс. 8:6), почтенный пред прочими животными образом Божества (Быт. 1:26), бессмертием души, разумом, свободною волей и властью над всеми земными тварями, не уразумел сей великой чести, но приложился к скотам несмысленным и в своей жизни уподобился им. Потому что он не проникся мыслью и желаниями к небесным, духовным благам, а устремился, подобно тем бессловесным и неразумным животным, к земным и тленным сокровищам и поработился плотским страстям, забыв или не уразумев, что все земное в свое время отымется от нас: здравие и красота телесная обратятся в тление, "прейдет образ мира сего" (1 Кор. 7:31), погибнут его слава и богатство, великолепные здания и богатые утвари останутся по эту сторону нашего гроба; "ничего мы в мир сей не внесли, ничего и не возмем с собою" (1 Тим. 6:7), "наги вышли из чрева матери, наги и отыдем" (Иов. 1:21). Но красота душевная, пусть уразумеет и помнит это всякий человек, - слава и доброта внутренняя, богатство душевное не оставят нас и за пределами этой жизни, дела, по уверению тайновидца Иоанна, "пойдут вслед за нами" (Апок. 14:13) в неизмеримую вечность как споручники славы или осуждения. И не только дела, но и самые слова последуют за нами в вечность. Тогда как всякое праздное слово будет, по слову Господа, судить человеков в последний день (Мф. 12:36-37), всякое слово благое, слово назидания и утешения не пропадет в воздухе, но неизгладимыми буквами напишется в книге живота и послужит к оправданию в День Судный. Блажен кто посвящает жизнь свою не на праздность и суету, а на дела благие, не теряя из вида своего высокого достоинства - человека, в чести сущаго.

 

ПСАЛОМ 49

 

Псалом 49 имеет краткое надписание: Псалом Асафу. Сей Асаф принадлежал к сословию священников и левитов и был одним из начальнейших певцов и даже начальников музыкальных хоров, учрежденных при Давиде для более торжественного совершения богослужения, сначала в скинии, а потом и в храме Соломоновом (1 Пар. 15:17, 19; 167,37; 2 Пар. 5:12). Этот же Асаф, по свидетельству книги Паралипоменон, называется и пророком. Поэтому, не без основания, он признается не только певцом, но и составителем как этого, так и других псалмов, имеющих в надписаниях его имя. Да и самое содержание этого псалма, в котором от лица Самого Бога со всею строгостью обличается лицемерное благочестие тех иудеев, которые все богоугождение полагали в одном лишь устном исповедании предписаний закона (ст. 16 и след.) и наружном исполнении его обрядовых уставов (ст. 8), дает основание думать, что псалом сей составлен во времена Давида или Соломона. Известно, каким блеском Давид окружил богослужение. Некоторые израильтяне до того ослеплялись этим блеском и пышностью, что могли приходить к мысли, что сущность богослужения и заключается во внешнем великолепии его, а не в сердечном расположении жертвоприносителя. Как один из начальников певческих и музыкальных хоров, Асаф, постоянно присутствовавший при богослужениях, мог, конечно, как никто другой, видеть такое неправильное понимание истинного богопочтения в народе еврейском, а потому, имея в виду возбудить в этом народе дух веры и истинного благочестия, он и направляет свой псалом против тех, которые думали, что Бог довольствуется одним внешним, вещественным жертвоприношением и не требует внутреннего участия, сердечного раскаяния во грехах и всецелой преданности Господу. Для большей силы и внушительности своего предостережения от такого опасного заблуждения псалмопевец представляет явившимся и говорящим Самого Господа. Высочайший и всемогущий (Бог богов) Господь начинает речь и призывает небо и всю землю на суд, быть свидетелями Его обвинительной речи против Израиля. Так как во всем псалме идет речь о суде Божием над грешниками, то многие из отцов Церкви и толковников этого псалма видят в нем таинственный смысл и многие места его объясняют как пророчественные о втором пришествии Христовом и о всеобщем Страшном Суде Его над всем миром.

Ст. 1 и 2. Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад. От Сиона благолепие красоты его. О каких богах здесь упоминается, когда мы веруем и знаем, что во всем мире един есть Господь Бог, Творец мира и Вседержитель? Здесь под именем богов разумеются, во-первых, ангелы Божий, как творящие волю Божию и исполняющие суды Его (2 Цар. 24:16), - в таком смысле богами названы ангелы Божий в псалме 96, стихе 9: зело превознеслся еси пред всеми боги, также в псалме 134. Во-вторых, богами называются в Священном Писании святые люди, которые добродетельною и святою жизнью явились подражателями Богу и по благодати усыновления названы "сынами божиими" (Мф. 5:9; Ин. 1:12; Гал. 3:26). "Aз рех: бози есте и сынове Вышняго вси" (Пс. 81:6). В-третьих, богами названы в Ветхом Завете судии и правители народа: "Богов да не злословиши и князю людий твоих да не речеши зла" (Исх. 22:28). В этом смысле и пророк Моисей назван был "богом фараона" (Исх. 7:1), так как совершил пред ним знамения и разные чудеса, наводил на него казни и снова отвращал их и являлся пред фараоном как владыка жизни и смерти. В-четвертых, богами называются ложные боги языческие и идолы их серебряные и золотые, в которых бесы принимают от людей божеское поклонение: "Вси бози язык бесове" (Пс. 95:54 Ис. 41-23; Иер. 10:5-11). "Пожроша бесовом, а не Богу, богом ихже не ведеша" (Втор. 32:17), - так обличал Господь израильтян за идолослужение их во время путешествия из Египта в землю обетованную. Господь Бог над всеми богами, явился и стал говорить и призвал всю землю, не Иудейскую только, но всю землю - от края до края ее, от восток солнца до запад. Он явился от Сиона, с той горы святой, на которой стоял (и стоит) знаменитый и священный город Иерусалим, с его святыней - храмом Господним, явился с такого места, прекраснее которого не было на земле, которое считалось в свое время верхом красоты (см. в пер. с евр.), от Сиона благолепие красоты Его, или, как называет его пророк Иеремия: "Венец славы, веселие всея земли" (Плач. 2:15). По мнению св. Иоанна Златоуста, Сионом здесь называется целая страна Иудейская и Иерусалим. От Сиона благолепие красоты Его, т.е. все благодеяния роду человеческому, "ибо благолепие и красота Божия, - говорит св. Златоуст, - есть благость, человеколюбие и благотворение всем" [5, с. 254]. На Сионе, или в Церкви, Господь проявил все благолепие любви Своей во спасение рода человеческого. "Но так как, - говорит блж. Феодорит, - далее говорится о втором пришествии Господнем, о Суде Его, то под Сионом можно разуметь небо, а под благолепием красоты - владычество и царское достоинство небесного Судии" (Толкование еп. Палладия, с. 228). "Господь воцарися, в лепоту облечеся" (Пс. 92:1).

Ст. 3. Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна. В сих изречениях священные истолкователи псалма видят пророчество о втором и страшном пришествии Христовом на суд всего мира. Но пророчествуя о будущем, псалмопевец имел в виду прежде всего современное ему состояние иудейской Церкви, вызвавшее грозное пришествие к ней Судии Бога, которое он обставляет такими страшными явлениями, как непремолчание, или грозное слово Его, как возгорение огня и поднятие вокруг (окрест) Его сильной (зельной) бури, явлениями, подобными тем, какими сопровождалось дарование Закона на горе Синай. Как некогда Бог сходил с Синая, чтобы дать Закон, так Он теперь приближается с Сиона, жилища Своего (Пс. 67:17), чтоб изъяснить и подтвердить этот Закон, Он идет в славе (благолепие красоты), в виду всего мира (яве), Он идет как Бог Завета (Бог наш), Который с отцами народа израильского заключил Завет, по которому они обязались пребывать верными Ему, - идет, чтоб изречь строгое слово (не премолчит). Как некогда на Синае, так здесь Он является в огне (Исх. 19:18) и сильной грозе (буре), чтобы внушить страх и показать Себя народу Судиею и строгим ревнителем ("огнем поедающим", Евр. 12:29) Своего Закона (ср. Исх. 20:20). Подобными же чертами изображается, как у пророков, так и в Новозаветном Писании, второе пришествие Христово, которое будет для всех и страшным и явным: Он приидет как Судия всей твари и не премолчит, т.е. не потерпит уже никакого нечестия, как терпел и терпит до того грозного Суда. Тогда огнь пред Ним возгорится - огнь суда и гнева Божия, имеющий сожечь и очистить земные стихии (2 Петр. 3:10; Мф. 25:41), тогда будет и буря зельна, страшное смятение земли и все ужасы, предсказанные Самим Господом (Мк. 13:5-29). Таким страшным это второе пришествие Господне созерцал некогда в своем видении и пророк Даниил (7:9-10).


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!