Происхождение языка. Основные закономерности исторического развития языков.



Объект науки о языке. Частное и общее языкознание. Место языкознания в системе наук.

Число известных естественных языков достигает примерно 5 тыс.1. Все они изучаются наукой, именуемой языкознанием, языковедением, или лингвистикой (от лат. lingua "язык").

Языкознание может быть частным и общим. Частное языкознание изучает отдельные языки (русский, английский, французский, китайский) или семьи и группы родственных языков (германские, славянские, романские, тюркские, китайско-тибетские, монгольские и др.). Соответственно выделяют такие разделы частного языкознания, как русистика, славистика, германистика, романистика, китаистика, тюркология, монголоведение и т.д.

Общее, или теоретическое языкознание изучает человеческий язык в целом как особое социальное явление, обобщает языковые факты, относящиеся в принципе ко всем языкам.

В любой частной науке, в том числе и в языкознании, можно выделить две различные и в то же время тесно связанные стороны: 1) фактический материал, накопленный в процессе опытов и наблюдений, и 2) методологические установки ученых. Процесс познания выступает в единстве этих двух сторон.

Методология - учение о методах, т.е. способах познания человеком явлений окружающего его объективного мира. Методологической базой отечественного языкознания является философия диалектического материализма.

Связь языкознания с логикой, изучающей законы человеческого мышления, способы доказательств и опровержений, имеет длительную традицию. Так, еще древнегреческий философ и ученый Аристотель рассматривал грамматику в качестве одного из разделов формальной логики и объяснял языковые явления с логических позиций. Современная наука оправдывает тесную связь языкознания с логикой неразрывной связью объектов этих наук - языка и мышления.

Языкознание неразрывно связано с психологией - наукой о психической деятельности человека, поскольку речевая деятельность человека непосредственно связана с его психической деятельностью. В настоящее время на границе языкознания и психологии возникла новая научная отрасль - психолингвистика, изучающая процессы речеобразования.

Аспекты, традиции и научные направления в языкознании.

Языкознание - одна из древних наук. В то же время — это наука многоаспектная, поскольку сложным, многогранным является сам объект этой науки, т.е. язык, который связан с разными сторонами материальной и духовной жизни человека и общества в целом. Раз-личные научные направления делали акцент на тех или иных сторонах объекта, изучали язык в том или ином аспекте; так создавались различные научные направления2. Полученные одним поколением ученых знания о языке передавались новому поколению, развивались и совершенствовались; так складывались научные традиции (от лат. traditio "передача").

Наиболее значительными традициями истории языкознания являются древнеиндийская, китайская, античная (греческая и римская), арабская, европейская (включающая русскую лингвистическую традицию), американская.

Во второй половине ХIХ в. получили развитие два основных направления: логическое (в России его представителем был Ф.И. Буслаев, автор "Исторической грамматики русского языка") и психологическое, которое нашло обоснование в трудах А.А. Потебни "Мысль и язык" и "Из записок по русской грамматике".

Язык как общественное явление.

По своему назначению (функции) язык есть важнейшее средство информационного общения между людьми. Он неразрывно связан с мыслительной деятельностью человека, служит средством формирования и передачи мыслей и эмоций, накопления знаний человека о природе и обществе.

Кроме коммуникативной функции (функции общения), язык обладает способностью формирования мыслей (мыслеобразующая функция) и их выражения (экспрессивная функция). Коммуникативная, мыслеобразующая и экспрессивная функции находятся в диалектическом единстве, они невозможны одна без другой: речевая коммуникация - это обмен мыслями, а обмен мыслями предполагает их формирование и выражение средствами языка. Язык выполняет также важную функцию познания и накопления знаний о природе и обществе, поэтому, кроме названных, выделяют еще функцию познавательную, или когнитивную.

Язык и мышление.

Язык неразрывно связан с мышлением.

В истории языкознания имели место две диаметрально проти-воположные точки зрения на взаимоотношение языка и мышления. Одни ученые исходили из ошибочного отождествления языка с мышлением, ставили знак равенства между мышлением и языком. В. Гумбольдт писал: "Духовное своеобразие и строение языка народа настолько глубоко проникают друг в друга, что как скоро существует одно, другое можно вывести из него. Умственная деятельность и язык способствуют созданию только таких форм, которые могут удовлетворить их обоих. Язык есть как бы внешнее проявление духа; язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык - трудно представить что-либо более тождественное"8. Но не менее ошибочной является позиция тех ученых, которые склонны к отрицанию непосредственной связи между языком и мышлением. Диалектико-материалистический подход к проблеме языка и мышления предполагает учет того, что ни мышление, ни язык не составляют некие замкнутые, изолированные сферы, но находятся в зависимости от объективной действительности и от познания человеком окружающего его мира. Сознание вторично по отношению к бытию, и в языках по-разному отражается объективная картина мира. Познание всегда избирательно, т.е. человек познает прежде всего то, что является для него жизненно важным, поэтому результаты познания по-разному отражаются в мышлении, что, в свою очередь оказывает влияние на план содержания каждого конкретного языка, на специфику его системы, и прежде всего лексико-семантической подсистемы. Мышление в целом протекает на основе языка. Но из этого не следует, что все компоненты мысли в каждом конкретном случае имеют обязательно свое словесное выражение. Мышление, оставаясь языковым, может и не быть вербальным (словесным).

Язык и речь.

Будучи средством общения, язык содержит в себе две тенденции. Тенденция (от лат. tendentia "направленность") - это направление развития явления. В языке такими тенденциями являются, с од-ной стороны, стремление к устойчивости, постоянству, всеобщности, а с другой, - стремление к изменчивости, текучести, индивидуализации. Это и понятно: с одной стороны, имеет место стремление говорящих к взаимопониманию, а с другой, - потребность в самовыражении, что, в свою очередь, связано с непрерывним прогрессом человеческой мысли и необходимостью передачи накопленных знаний.

Прежде всего, язык - это орудие, средство общения, тогда как речь - вид общения, речь возникает в результате использования языка в конкретной ситуации общения. Система языка абстрактна и воспроизводима, она представлена в грамматиках и словарях, речь же - конкретна и неповторима, в ней отражается индивидуальный опыт познания человеком окружающего его мира. Система языка потенциальна и обладает неограниченными возможностями, тогда как речь реальна. Язык объективен и является достоянием общества, речь субъективна и отражает свободное речевое творчество индивидов. Язык обязателен для всех членов говорящего на нем коллектива, речь произвольна и зависит от воли и целевой установки индивида.

Понимание сущности проблемы языка и речи, умение увидеть границу между общим (языком) и отдельным (речью) чрезвычайно важно, как для теоретического языкознания, так и для учебного изучения конкретных языков. В любом случае мы стремимся увидеть в языковом явлении, во-первых, нечто общее с другими явлениями языка и, во-вторых, специфическое, характерное только для этого явления. Ярким примером такого подхода может служить изучение языка и стиля писателя.

Происхождение языка. Основные закономерности исторического развития языков.

Все существовавшие теории происхождения языка принято делить на индивидуалистические и социальные.

К индивидуалистическим относятся звукоподражательная и междометная теории.

Звукоподражательная теория возникла в античном мире. Ее автор, философ Платон, говорил, что дар речи человека обусловлен инстинктивным воспроизведением окружающих его явлений. Слово, подобно картине, есть не что иное, как подражание вещи, при-чем как в живописи картины могут быть более и менее удачными, так и в языке слова с разной степенью точности воспроизводят сущность вещей. Аналогичную мысль высказывал Демокрит, утверждавший, что "имена богов - звучащие изображения их.

Теория звукоподражания с некоторыми ограничениями, дополнениями и оговорками дошла до наших дней. Ее поддерживали или развивали В. Гумбольдт (1767-1835), Я. Гримм (1785-1868), Ш. Балли (1865-1947) и другие ученые. На ее основе немецкий языковед Г. Штейнталь (1823-1899) создал ономатопоэтическую тео-рию,16 согласно которой связь между словами и их значениями объясняется общностью человеческих эмоций.

Междометная теория происхождения языка, получившая оформление и широкое распространение в ХIХ-ХХ вв., также возникла в глубокой древности. Еще в IV-III вв. до н. э. эпикурейцы утверждали, что возникновение человеческой речи было обусловлено естественной потребностью людей выражать в звуках свое душевное состояние и что первые слова представляли собой инстинктивно выраженные чувства.

Кроме рассмотренных индивидуалистических и социальных теорий происхождения языка, существует еще так называемая жеcтoвaя, или кинетическая теория. Ее сторонники полагают, что на начальном этапе формирования человеческой речи человек пользовался не звуковой формой, а жестами.

Различают законы развития языка и законы, или правила его функционирования. Так, в славянских языках действовал некогда закон открытых слогов, следствием которого явились такие фонетические изменения, как монофтонгизация дифтонгов, образование носовых гласных, упрощение групп согласных и отпадение конечных согласных, а также преобразование сочетаний согласных с йотом. Правила функционирования диктуются существующими в данный момент системными отношениями в языке и находят выражение в его нормах - орфоэпических, орфографических, нормах словоупотребления и т. д.

Языковые законы могут быть внутренними и внешними. Внутренние законы отражают взаимосвязь изменений во всех подсистемах языка, они "выражаются в формулах, обобщающих закономерности и тенденции исторического развития как всех языков вообще, так и группы родственных языков и каждого конкретного языка в отдельности".

Общие лингвистические законы обусловлены природой языка как общественного явления. Среди них отмечают закон эволюционного изменения структуры языка, неравномерности развития разных уровней языка и закон изменений по аналогии.

Закон неравномерности развития разных уровней языка проявляет себя в том, что существуют более стабильные и менее подверженные влиянию внешних факторов уровни языка (таковы фонетика и грамматика, прежде всего - морфология) и менее стабильные, более подверженные влиянию внешних факторов подсистемы (лексика и словообразование).

Закон изменений по аналогии (от греч. analógia - "соответствие", "сходство", "соразмерность") проявляет себя в процессах формального или смыслового уподобления одной единицы языка другой единице.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!