В34. Классификация и конституционное закрепление основных прав и свобод человека и гражданина.



Права и свободы можно классифицировать по различным признакам.

По времени появления может отметить 3 поколения прав и свобод:

Права и свободы первого поколения – личные, политические права и свободы.

Права второго поколения стали формироваться после Первой мировой семьи (социально-экономические и социально-культурные права).

Права третьего поколенияправо на развитие, на здоровую окружающую среду, право на мир, право на самоопределение, право на достойную жизнь и др.

С позиций, S-а права и свободы человека и права и свободы гражданина. по способу реализации – индивидуальные и коллективные. по сфере проявления чел деят-ти личные, полит, эконом, соц. и культ.

Личные права и свободы

1.право на жизнь; имеет комплексный характер. в зависимости от применения смертной казни: 1) смертная казнь не предусмотрена вообще (Австрия, Германия, Франция); 2) в исключительных случаях (Бразилия, Великобритания, Италия); 3) страны, где смертная казнь сохранена, но не применяется на практике в течение многих лет (Бельгия, Боливия, Греция); 4) смертная казнь за преступления (Азия, Африка, Страны бывшего СССР).

2.Свобода, неприкосновенность и достоинство личности; суть свободы заключается в праве делать все, что не запрещено законом.

3.право на личную жизнь. Защита от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и др. сообщений, на его честь и достоинство.

4.свобода передвижения и выбор места жительства. Право на свободу передвижения предполагает право свободно передвигаться внутри государства и выбирать место жительства, право выезжать из страны и возвращаться обратно.

5.право на определение отношения к религии.

6.свобода мнений и убеждений.

Политический права и свободы:

1.право участия в управлении обществом и государством.

2.право избирать и быть избранным

3.право на обращение в ГО

4.право на объединение, свободу союзов и ассоциаций

5.свобода собраний и др. публичных мероприятий.

Экономические, социальные и культурные права

1.право собственности;

2.право на труд;

3.право на коллективные действия в защиту своих интересов (объединение в профсоюзы, забастовку, заключение коллективных договоров);

4.в социальной сфере (право на пенсионное и иное социальное обеспечение, на образование, здоровую окружающую среду, охрану здоровья).

ДОП:

Права и обязанности человека и гражданина. Начиная с француз­ской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство кон­ституций стран мира стали содержать нормы, относящиеся к правовому положению обоих этих субъектов. Лишь конституции тоталитарных со­циалистических стран, а также некоторых других тоталитарных режи­мов говорят только о правах гражданина, выдвигая их на первый план и считая их дарованными государством.

Права человека — это естественные, неотчуждаемые права, принад­лежащие ему в силу рождения как личности. К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психичес­кую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права “третьего” и “четвертого” поколения, например право на использование достижений культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.

Права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, при­надлежности лица к определенному государству, политическому сооб­ществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, право на объединение в по­литические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права (на­пример, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслуживание). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиций и других обстоя­тельств. Однако нет непреодолимой грани между правами человека и правами гражданина, не всегда между ними можно провести различия, их разделение имеет преимущественно общетеоретический характер. И те, и другие, будучи записаны в конституциях, должны обеспечиваться государством, его органами.

В странах тоталитарного социализма, где, как уже отмечалось, не принято различать права человека и права гражданина, особое значение придается другому различию — правам граждан и правам трудящихся, В некоторых конституциях (например, в китайской) отдельные социаль­но-экономические права (право на отдых, на образование и др.) предо­ставляются только трудящимся гражданам. Конституции многих стран различают также обязанности человека (например, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (например, обязательная воинская служба). Иногда в науке некоторые права и обязанности характеризуются как позитивные (например, избирательные права гражданина или та же обязанность лю­бого лица соблюдать конституцию и законы). Эти права и обязанности обеспечиваются непосредственным государственным принуждением, в том числе судебным. Другие права и обязанности, хотя они и записаны в конституции, рассматриваются как моральные и непосредственно не защищаются судом; защищаются лишь производные от них, более кон­кретные права и обязанности. К числу моральных относят, например, право на здоровую окружающую среду или обязанность граждан-депута­тов отдавать все силы служению народу (как это зафиксировано в китай­ской конституции).

Многие права и обязанности человека и гражданина возникают толь­ко с достижением определенного возраста, например право на труд обыч­но с 16 лет, воинская обязанность — с 18—19 лет. Многие права возни­кают с момента рождения (например, право собственности), а иногда и до рождения: наследниками могут стать дети, родившиеся после смерти наследодателя.

Правовые системы и права личности. Хотя принципиальные поло­жения международного права о правах человека приняты большей час­тью государств мира, конкретно правовое положение личности в общест­ве зависит от существующей в данной стране правовой системы, от соот­ветствующего правового регулирования. В условиях демократической правовой системы (независимо от особенностей англосаксонской или, например, германо-романской “правовой семьи”) преобладает индиви­дуалистический подход к правам человека и гражданина, исходящий из приоритета личности перед обществом и государством. Главный акцент делается на личных и политических правах и свободах, в то время как социально-экономическим правам не уделяется особого внимания.

Социалистическая концепция прав человека (в трактовке тоталитар­ного социализма) исходит из коллективистских принципов, придавая приоритет обществу и государству, коллективу перед личностью. Ее сто­ронники считают, что человек живет в обществе и не может быть свобод­ным от общества. Поэтому права человека и тем более гражданина могут быть реализованы только в сообществе и обеспечены государством. Ос­новная роль в наделении личности (гражданина) правами отводится го­сударству, а прирожденные права в принципе отвергаются. Как отмеча­лось, при данном подходе приоритет отдается различию прав трудящихся и нетрудящихся граждан и в отличие от индивидуалистской концепции основное внимание уделяется социально-экономическим правам, как имеющим особое значение для трудящихся.

Подход к правам человека в мусульманском праве в значительной мере связан с религиозной и половой принадлежностью лица. Существу­ют преимущества для мусульман по сравнению с немусульманами (на­пример, по конституции Сирии 1973 г. президентом республики может быть только мусульманин), по классическому мусульманскому праву мужчины имеют преимущества перед женщинами. Акцент в мусульманском праве делается не на правах человека, а на его обязанностях перед Аллахом и общиной “правоверных” (перед мусульманской уммой).

В обычном праве (например, система устных правовых обычаев пле­мен в Тропической Африке, Океании) правовой статус лица зависит от его принадлежности к определенному племени. Нормы обычного права сохраняются в памяти вождей, старейшин (некоторые европейские ис­следователи пытались их записывать и даже кодифицировать) и распро­страняются только на соплеменников. Согласно представлениям, господ­ствующим среди толкователей обычного права, лицо может реализовы­вать свои права и выполнять свои обязанности, вытекающие из его пле­менного статуса, только в данном племени. Человек — лишь часть, “кле­точка” племени, он не имеет, по существу, отдельных от племени прав.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!