Коллекционирование в эпоху Возрождения.



С приходом Возрождения стали возникать первые учреждения, которые в дальнейшем послужили возникновению музея как социокультурного института. Этому способствовало возвращение к жизни классической древности в качестве культурной ценности; освобождение человеческой мысли от богословского догматизма; развитие светской гуманистической культуры, науки и искусства; познание мира природы и человека. Одним из следствий стремления образованных людей к постижению окружающего мира стал расцвет коллекционирования. В отличие от бессистемного собирательства средневековья оно приобрело целенаправленность.

Коллекционеры обращали внимание, прежде всего, на античное наследие как на первоисточник знаний. Они пытались восстановить утраченные в средние века связи с культурными традициями античности, поэтому собирали любые материальные предметы греко-римской цивилизации – рукописи, фрагменты архитектуры, геммы, монеты, надписи на камне и металле, скульптуру. Одним из первых обладателем античных монет и медалей был Петрарка, а гуманист Браччолини коллекционировал древние надписи и античные монеты. Свою коллекцию из бюстов и архитектурных форм имел художник Скварчоне.

В коллекциях эпохи Возрождения соседствовали друг с другом картины и минералы, античные древности и кокосовые орехи, астрологические приборы и скульптура. Такой универсализм отражал интеллектуальное стремление познать окружающий мир во всем его многообразии. Именно в это время владельцы собраний стали демонстрировать отобранные ими предметы в соответствии с определенной концепцией и с учетом восприятия создаваемых экспозиций зрителем. К этому привлекались художники, архитекторы, гуманисты. Владельцы ряда собраний стали демонстрировать широкой публике отобранные ими произведения искусства. Так, на базе частных коллекций светской и духовной власти стали создаваться особые социокультурные институты – первые дворцовые музеи. Родиной подобного коллекционирования стала Италия, где художественными сокровищами наполнялись дворцы богатейших флорентийских семей. Так, род Медичи стал символом художественного меценатства, а также развитых форм коллекционирования. Собранные его представителями на протяжении XV – XVII вв. коллекции составили ядро крупных художественных собраний Европы. Их опыт организации собраний, методов хранения, описания, экспонирования, накопленный при создании и существовании первого дворцового музея, широко использовался в последствии во многих европейских странах. Самой уникальной галереей, основанной Медичи во Флоренции стала Уффици, в которой имелись: “Галерея статуй” со скульптурами Донателло, Микеланджело, залы с древним и современным оружием, помещение для научных приборов, зал Трибуна, где экспонировались самые ценные экземпляры коллекции Медичи – драгоценности, медали, природные редкости, геммы, парадное оружие. Во Франции Франциск I в XVI в. превратил свой замок Фонтенбло в “новый Рим” - галерею, где разместились картины и скульптуры его коллекции. Собранные сокровища неистовых коллекционеров династии Габсбургов в дальнейшем составили основу ряда европейских музеев (Прадо, художественно-исторический музей Вены). В составе их коллекций звучала идея прославления военной мощи страны и доблести короля, поэтому преобладали экспонаты, связанные с войной (оружие, портреты военачальников). Такие собрания заложили основы для появления в будущем военных музеев. В Баварии Вильгельм IV для своей резиденции приобрел картины лучших немецких художников на исторические и библейские темы. Так началась история одного из самых известных собраний живописи – Старой пинакотеки в Мюнхене. Император Рудольф II превратил Прагу в сокровищницу Европы, которая включала пинакотеку и глиптотеку, кунсткамеру с коллекцией механических приборов. Наряду со светской аристократией большую роль в зарождении первых музеев сыграли кардиналы и папы. Они покровительствовали скульпторам и художникам, были страстными коллекционерами, устроителями первых музеев, организаторами

археологических раскопок Древнего Рима и даже участвовали в реставрации памятников. Так, папа Павел II построил в Риме палаццо “Венеция”, в котором организовал музей античного и византийского искусства. Во Франции наиболее значимыми для возникновения будущих музеев были деяния кардиналов Ришелье и Мазарини. В резиденции Ришелье находилась коллекция, которая имела множество картин (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рубенса), статуи, гобелены, мебель, китайскую керамику. Собирательство Мазарини положило начало формированию будущего Лувра. В его доме находилась богатейшая коллекция картин и драгоценностей, после его смерти Людовик XIV значительно пополнил ее, и по его замыслу все королевское собрание было свезено в Лувр, а в 1681 г. была открыта картинная художественная галерея17. Помимо дворцовых коллекций существовали и другие виды собраний, которые в дальнейшем послужили богатейшим фондом для будущих музеев: кабинеты, кунсткамеры, студило, антикварии. Кабинет - первоначально ларец с множеством маленьких выдвижных ящичков, в которых хранили античные монеты, геммы, драгоценности, затем помещение, где размещали редкости, образцы природы, произведения небольшого формата. Существовали мюнцкабинеты - с монетами и медалями; шатцкамеры – с изделиями из драгоценных камней и металлов: вундеркамеры – кабинет редкостей природы; кунсткамеры – кабинет искусства с необычными “творениями рук человеческих” и редкостями природы. Самой богатой коллекцией обладала Пражская кунсткамера, в которой хранились: природные редкости (чучела экзотических птиц, бивни, окаменелости), “магические” предметы (корень мандрагоры), мистификации и фальсификации (рог единорога), анатомические аномалии людей и животных, произведения в миниатюре (вишневая косточка с вырезанными на ней 180 человеческих лиц), научные приборы, оптические и механические устройства (компасы, подзорные трубы, часы). Антикварии – собрание античных ценностей, в основном скульптур, место их демонстрации. Первоначально они были бессистемны и хаотичны, но со временем превратились в упорядоченную коллекцию. Первым из них был создан на Капитолийской площади в Риме, а самым знаменитым стал – антикварий Виттельсбахов, где статуи и скульптуры богов, бюсты римских императоров экспонировались в хронологическом порядке и под каждым прикреплялась плита с информацией об изображаемой личности. Антикварий Юлиана II имел такие шедевры, как скульптурная группа “Лаокоон” и статуя Аполлона Бельведерского. С создания его “Антиквария статуй” началась концентрация античных памятников в помещениях и садах папского дворца и оформилась база для будущих известных ватиканских музеев. Студиоло – кабинет для занятий, в котором вместе с библиотекой располагались коллекции гемм, рукописей, скульптур и картин. Здесь вели беседы о философии или созерцали произведения искусства. Это место воспринималось современниками эпохи как возрожденная форма античного мусейона. Одной из известнейших стала студиоло герцога Франческо I Медичи, созданная архитектором Вазари. Она напоминала декоративную сокровищницу, олицетворяла “мир в миниатюре”, так как в оформлении декора лежала сложная система аллегорий и символов, призванная выразить определенную идею.

4. Музеи в Европе XX-XXI вв.

Периодизация истории музейного дела в хх в.:

1918 – 1945 г. (конец Первой до конца Второй мировых войн).

1945 – начало XXI в. - качественные перемены в развитии музейного дела и оформление музееведения как научной дисциплины

Музейное дело в период между Первой мировой войной и окончанием Второй мировой войны

Для стран Европы этого периода характерно:

· перераспределение индивидуальных и музейных коллекций через распродажи или аукционы(с их помощью были составлены собрания богатых американских коллекционеров);

· национализация коллекций правящих династий, свергнутых в ходе революций (Габсбургов в Австро-Венгрии, Виттельсбахов в Баварии, Романовых в России).

· В области искусства был создан глобальный художественный рынок. Отношения музея с рынком проявляются двояким образом: музей формирует вкус к коллекционированию и, в итоге, становится пристанищем личных коллекций.

· Рост количества музеев: в США между двумя войнами кол-во музеев выросло с 600 до 2500; в Японии (первый –Национальный - музей в Токио – 1872 г.) – к 1940 г. было 260 музеев. В 1920 г. в Великобритании – около 400 музеев, в 1931 – 35 г. – не менее 63 новых. В Германии в 1930 г. – более 1500 музеев.

· Появление музеев в тех странах, где их не было вовсе или они насчитывались единицами. Например, в Китае первые музеи были основаны европейцами в 1869 и 1872 г., первый государственный музей был основан в 1812 г. (открыт в 1826 г.). К 1921 г. кол-во музеев составило 13, а в 1934 – уже 34.

· Формирование тоталитарных режимов и приспособление музеев к целям их идеологической политики

· Становление международного музейного сотрудничества (1926 г. - международного музейного ведомства при Лиге Наций, издание журнала «Мусейон», международный музейный съезд (Мадрид, 1934).

· Интерес к вопросам музееведческой практики и расширение музееведческой исследовательской работы, развитие профессиональной периодики (Франция – «Музеи», «Музеи и коллекции», «Научные музеи». Германия – «Природа и музей», Чехословакия – «Музейный обзор», США – «Музейные ведомости»), увеличение числа монографий, изданных в различных странах.

Музейное дело в странах с тоталитарными режимами

Основные тенденции развития музейного дела в первой половине XX в. в странах с тоталитарными режимами (Италии, Германии) связаны с пропагандой фашистской и нацистской идеологии. В Италии они наиболее ярко проявились в создании двух новых музеев – Музея Римской империи (1926) и Музея Муссолини (1938). Их целью была пропаганда политической миссии Италии вернуть свое положение мировой империи и просвещение масс в имперском духе. Для Музея Римской империи по всем 36 провинциям страны разыскивались любые памятники прошлого Рима – статуи, рельефы, фотографии, карты, археологические находки, которые д.б. подтвердить могущество Рима и его роль в истории цивилизации. Ту же цель превращения людей в фанатиков Рима преследовал

Музей Муссолини, представлявший предметы классической археологии, относящиеся к Риму, как центру империи.

Для периода господства нацистов в Германии характерны два типа музеев: музеи местного края и военные музеи. Они были призваны вселить веру в общую судьбу всех немцев, способствовать единству нации и страны, актуализировать все, что связано с германской расой, сформировать престиж солдата-«защитника народа». Музеи выступали важным средством пропаганды национал-социализма. Их главной задачей было породить энтузиазм по отношению ко всему, что связано с германской расой. Акцент был сделан не на международные события, а на доисторическую эпоху и раннюю германскую историю. Например, в Музее местного края в Ганновере была устроена «доисторическая мастерская», где каждый школьник проводил два учебных дня, изготавливая предметы древних предков.

Художественные музеи Италии и Германии заняли второстепенные позиции. В плане комплектования в Германии приоритет был отдан немецкому искусству, что послужило поводом к продаже произведений, не принадлежавших немецким художникам (например, Рафаэля, Канталетто из Старой Пинакотеки в Мюнхене; Дуччо из одного из берлинских музеев). Конфискации подлежали коллекции оккупированных государств, лиц еврейского происхождения. В 1937 г. по инициативе Гитлера была проведена массовая кампания против «культурного большевизма» и «вырождающегося еврейского искусства», в число авторов которого попали П. Гоген и А. Матисс, В. Ван Гог и П. Пикассо, М. Шагал и В. Кандинский. Ее результатом стало выставка «Дегенеративное искусство». Далее последовало изъятие произведений современного искусства из Национальной галереи Берлина, Дрезденской галереи, Музея изобразительного искусства в Лейпциге и др. (16 тыс. работ). В 1938 г. был принят «Закон об изъятии вырождающегося искусства». Конфискованные ценности становились источником пополнения валютного фонда, причем, право покупки предоставлялось и немцам, если они платили валютой. В 1939 г. в Люцерне (Швейцария) был организован открытый аукцион, на который Комиссия по использованию дегенеративного искусства выставила 126 работ, из которых непроданными остались 28 лотов. Чтобы освободить склад «дегенеративного искусства» и в целях пропагандистской акции более 4800 произведений было сожжено в 1939 г. во дворе Главной пожарной команды в Берлине.

В странах с либеральным политическим устройством музейное дело продолжало развиваться традиционным путем. В музеях Великобритании наметились тенденции культурно-антропологического подхода (машины, объекты природы, искусство – в отношении к «человеческим» проблемам), появились приемы интерактивности в экспозиции (Музей науки давал возможность управлять машинами и менханизмами). Были открыты два национальных музея - Национальный морской музей и Национальный военный музей, появились профессиональные общественные организации, стала развиваться политика помощи музеям.

Во Франции наиболее характерной чертой развития музейного дела в межвоенный период было создание новых художественных музеев, ряд которых возник на основе завещаний коллекционеров. В 1930 г. на базе этнографического музея Трокадеро был создан Музей человека, в котором была предпринята попытка преодолеть негативизм во взаимоотношениях между людьми различного расового и этнического происхождения. Появился Национальный музей нового искусства в Париже (1937), переведенный в 1970-е г. в новый Центр Жоржа Помпиду (Бобур).

Литература:

1) А. Д. ТЕЛЬЧАРОВ. НАЧАЛО РОССИЙСКОГО КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ. ПЕРВЫЕ МУЗЕИ РОССИИ

1. 2) Юренева Т.Ю. Музееведение. М., 2007.

3) Поршнев В.П. Архитектурные особенности античных музеев по данным памятников письменности // Индоевропейское языкознание и классическая филология. V. Материалы чтений, посвященных памяти профессора И.М. Тронского. СПб., 2001. С. 115-121.

4) Тардже Дж. Мир паломничества. М.: Бертельсмани Медиа Москау АО, 1998. 191 с.

5) Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII века. СПб., 2001. Ч. 1.

6) Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII века. СПб., 2001. Ч. 2

7) Грицкевич В.П. История музейного дела конца XVIII – начала XX вв. СПб., 2007.

8) Музейное дело в России/ под общ. Ред. М.Е. Каулен, И.М. Косовой, А.А. Сундиевой. – М.: ВК, 2003. – 612 с.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!