Каноны изобразительного искусства.



Каноничность – главная особенность древнеегипетского искусства. Понятие канона. Канон как облегчение изображения предметов, отпечаток скованности и ограниченности творчества художников. Нюансы изобразительного искусства. Геометрическая декоративность и симметрическое распределение узора в росписях гробниц. Строгая линейность композиции. Отсутствие объема, светотени, перспективы. Полихромность. Традиционная раскраска. Отсутствие дополнительных тонов. Очерчивание контуром. Цвет как символ. 

Человек – центральная фигура в древнеегипетском искусстве. Изображение как «дубликат» тела. Развитие портретного искусства. «Жизненность» египетского портрета. Отсутствие эмоций, отрешенность изображений, устремленность в вечность. Плоскостное изображение фигур. Закон фронтальности. Условность поз изображаемого. Изображение в профиль и фас. Положение рук, ног, головы и т.д. Приемы изображения стоящей, сидящей, идущей фигуры, цветка лотоса как символа начала жизни, священных животных и прочее. Зависимость художественного образа от социального статуса объекта. Образ фараона. Инкрустация зрачка. Масштаб в изображении фараона и прочих лиц. Изображение многоплановых сцен. Первый план. Удлинение пропорций и текучесть линий в эпоху Нового царства.

 

Архитектурные сооружения Древнего Египта.

Сакральный характер древнеегипетской архитектуры. Соответствие мировоззренческим установкам, мифологическим представлениям древних египтян и ритуально-обрядовой системе. Пространство и время в архитектуре Древнего Египта. Выбор места для захоронений. Западный берег Нила – страна мертвых. Формирование особых типов построек. Погребальные сооружения как место перехода человека из мира земного в мир вечности. Некрополь. Святилища, мастабы, пирамиды, храмовые комплексы как проявление культа фараона.

Мастаба – древнейший вид погребального сооружения. Устройство и назначение.

Пирамиды –классический тип царских усыпальниц. Основные принципы возведения пирамид: гигантские размеры, пирамидальная форма, использование камня, как строительного материала. Основное назначение внутреннего и внешнего строения. Процесс строительства пирамид. Методы обработки камня. Использование простейших механизмов при строительстве. Теория насыпи. Ориентировка на четыре стороны света. Особенности внутреннего устройства. Коридоры, подземные шахты, погребальные камеры, саркофаг, вентиляционная система. Запечатывание входа в гробницу. Внутренний декор. Его основная функция.

Храм - новый стиль в строительстве гробниц. Храмы, вырубленные в скалах. Композиция заупокойного храма. Идея триединого неба. Храм как дорога для процессий. Принцип центральной оси в строительстве храмов. Колонна – средство архитектурной выразительности. Характерные черты древнеегипетских колонн. Роль статуи как олицетворения умершего. Колоссы фараонов и богов. Гипостильный зал. Организация входа. Пилоны. Обелиск – символ солнечного луча.

Сфинкс – как мифический герой. Особенности изображения. Сфинкс – воплощение мудрости и мощи. Символ стража храма. Большой сфинкс. История создания. Материал для строительства. Символика. Аллеи сфинксов.

 

Выдержки из литературы

 

Сакральный характер искусства Древнего Египта. Замедленное развитие древнеегипетской культуры.

 

Одна из величайших цивилизаций древности – египетская – сложилась на северо-востоке Африки, в нижнем течении могучей реки Нил. Древние египтяне поклонялись солнцу, луне, стихии, небу, земле, камням, которые со временем стали приобретать человеческие черты. Жизнь египтянина была столь тесно связана с Нилом, что и Вселенная представлялась ему как соединение Нила небесного, по которому божественное солнце Ра плывет, освещая и огревая землю в древней ладье, и Нила подземного, по которому Ра возвращается в ночной лодке, одолев силу зла и тьмы в образе змея Анопа. Однако самое значительное место в религии древних египтян занял заупокойный культ, связанный с верой в продление жизни после смерти в подземном царстве бога Осириса. Для загробной жизни необходимо было сохранить тело человека нетленным, чтобы его духовный двойник смог соединиться с ним в гробнице. Так возникла традиция бальзамирования усопшего, превращения тела в тщательно спеленатую и помещенную в саркофаг мумию. (История искусства: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. – М., «Издательство – XXI век», «Республика», 2003, С.27)

 

Древние египтяне оставили человечеству несколько грандиозных памятников. Пирамиды в Гизе, Большой сфинкс и великолепные храмы являются выдающимися постройками даже с точки зрения современных строителей. Многие эксперты до сих пор пытаются понять, как египтяне смогли построить столь массивные и геометрически правильные сооружения, используя при этом простейшие подъемные механизмы. (Древние Египтяне // Хаслам Эндрю М., Эгмонт Р., М., «Лтд». 2000. – С. 4)

 

Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому было не важно, видит ли кто-нибудь художественное произведение. Оно предназначалось не для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущем, само в себе заключающим жизненное начало. (Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: «Галарт», 2000. – С. 25)

 

 Периодизация.

Древнеегипетскую историю обычно делят на три периода, или царства:

1. Древнее царство (2686г. до н.э. – 2181 г. до н.э.)

2. Среднее царство (2055 г. до н.э. – 1650 г. до н.э.)

3. Новое царство (1550 г. до н.э. – 1069 г. до н.э.)

(Древние Египтяне // Хаслам Эндрю М., Эгмонт Р., М., «Лтд». 2000. – С. 4)

 

Историю возникновения и развития искусства Древнего Египта можно проследить на огромном протяжении времени – свыше 4 тыс. лет. При изучении египетского искусства необходимо учитывать те причины, которые привели к возникновению и длительному сохранению его особенностей. Пути развития древнеегипетского искусства были в значительной степени обусловлены его постоянной зависимостью от религии, что было связано с общим сравнительно медленным развитием египетской культуры. Известная устойчивость характера древнеегипетского рабовладельческого общества объясняется тем, что основа его хозяйства – земледелие было построено на искусственном орошении, которое требовало сохранения общины. Причина длительного следования принятым в древности образцам заключалась в том, что религиозные воззрения закрепляли как не подлежащие изменению формы древнейших памятников египетского искусства, имеющих религиозное значение, а их было абсолютное большинство. (Культура Древнего Египта// И.С. Канцельсон,  М.: Наука, 1975. - С. 17)

 

Замурованные в гробницах творения художников не предназначались для просмотра: они создавались для вечности и должны были обладать скрытой магической силой. Искусству в Древнем Египте отводилась почетная т священная роль: оно должно было обеспечить бессмертие и прославлять государственную власть. (История искусства: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. – М., «Издательство – XXI век», «Республика», 2003, С. 27)

 

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!