Повесть В. Распутина «Прощание с Матерой». Проблематика повести. Конфликт. Система персонажей. Символика.



Действие книги происходит в 1960-х годах в деревне Матёра, расположенной на одноимённом острове посередине реки Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены.Многие люди не хотят оставлять Матёру, в которой провели всю свою жизнь. Это преимущественно старики, принимающие согласие на затопление деревни как измену предкам, похороненным в родной земле. Главная героиня, Дарья Пинигина, белит свою избу, которую через несколько дней предаст огню санитарная бригада, и не соглашается, чтобы сын перевёз её в город. Старушка не знает, что будет делать после гибели деревни, боится перемен. В аналогичной ситуации находятся другие старики, которые уже не в состоянии привыкнуть к городской жизни. Сосед Дарьи, Егор, вскоре после отъезда в город умирает, а его жена, Настасья, возвращается в Матёру .Гораздо легче переносит прощание с родной землёй молодёжь — внук Дарьи, Андрей, или её соседка, Клавка. Молодое поколение верит, что в городе найдёт лучшую жизнь, не ценит родной деревни. Книга повествует о борьбе старой и новой жизни, традиций и современной техники. Старую жизнь символизирует фантастический персонаж — Хозяин Острова, «маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверёк», дух, который охраняет деревню и гибнет вместе с ней, а также царский листвень, мощное дерево, которое санитары-поджигатели так и не смогли ни свалить, ни сжечь.

 «Прощание с Матерой» можно отнести к «деревенской прозе». Эту повесть можно назвать и притчей, наполненной философским содержанием реалистического направления. Повесть выстроена в форме диалогов и воспоминаний жителей. Происходит знакомство с главной героиней Дарьей, жителями деревни. Вся деревня живет в ожидании переезда, начинают жечь дома, и перевозят жителей. Писатель за основу сюжета взял реальную историю, когда в результате строительства крупных индустриальных объектов, жители покидали обжитые места, что оказалось для них очень тяжелым испытанием. Год написания повести – 1976, время упадка и разрухи советских деревень, неперспективных для государства. Прозаики, пишущие о деревнях, забили тревогу, одним из таких писателей был Валентин Распутин.

Проблематика повести.Это проблемы и вечные, и современные. Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Это касается не только нашей страны. Все человечество волнует вопрос: каковы будто последствия научно-технического прогресса, цивилизации в целом? Не приведет ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Глобальные проблемы, поднятые писателями (не только В. Распутиным), исследуются учеными, принимаются во внимание практиками. Сейчас уже всем ясно, что главная задача человечества — сохранить жизнь на земле. Проблемы защиты природы, охраны окружающей среды неразрывно связаны с проблемами «экологии души». Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим у от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее. Поэтому так важны проблемы отношения поколений, проблемы сохранения традиций, поиск смысла человеческого существования. В повести Распутина ставятся и проблемы противоречий между городским и деревенским укладами, проблемы отношения народа и власти. Писатель изначально ставит на первый план проблемы духовные, неизбежно влекущие за собой проблемы материальные.)

Конфликт повести.Конфликт в повести относится к категории вечных: это конфликт старого и нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отметая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом, преобразуя его?«Новое в повести поставило цель пополам переломить старое ,вековые устои жизни. Начало этого перелома было положено еще в годы революции. Революция дала права людям, которые за устремленностью к новой жизни не хотели и не могли оценить то, что было создано до них. Наследники» революции, прежде всего, разрушают, творят несправедливость, выказывают свою недальновидность и недалекость. По специальному постановлению у людей отнимают дома, построенные их предками, добро, нажитое трудом, отнимают саму возможность работать на земле. Здесь извечный русский вопрос о земле решается просто. Он состоит не в том, кому должна принадлежать земля, а в том, что эта земля попросту выводится из хозяйственного оборота, уничтожается. Таким образом конфликт приобретает социально-исторический смысл.

Развитие конфликта .Система персонажей Частный конфликт — уничтожение деревни и попытка отстоять, спасти родное, возвышается до философского — противостояние жизни и смерти, добра и зла. Это придает особую напряженность действию. Жизнь отчаянно сопротивляется попыткам убить ее: поля и луга приносят обильный урожай, они полны живых звуков — смеха, песен, стрекота косилок. Запахи, звуки, краски становятся ярче, отражают внутренний подъем героев. Давно уехавшие из родной деревни люди снова ощущают себя дома, в тутошней жизни» .

Главная героиня повести — старая Дарья Пинигина, патриарх деревни, обладающая «строгим и справедливым» характером. К ней тянутся «слабые и страдательные», она олицетворяет народную правду, она носитель народных традиций, памяти предков. Ее дом является последним оплотом «обжитого» мира в противоположность «недуми, нежити», которые несут с собой мужики со стороны. Мужики присланы, чтобы сжечь дома, из которых уже выселены люди, уничтожить деревья, порешить кладбище. Им, чужим людям, не жаль то, что дорого для Дарьи. Эти люди — лишь тупое орудие, без жалости рубящее по живому. Таков же председатель бывшего «сельсовета, а теперь поссовета в новом поселке» Воронцов. Он представитель власти, а значит, несет ответственность за происходящее. Однако ответственность перекладывается на вышестоящие органы, которые действуют в масштабах всей страны. Благая цель — промышленное развитие края, строительство электростанции — достигается ценой, которую платить безнравственно. Уничтожение деревни лицемерно прикрывается словами о благе народа.

Драматизм конфликта в том, что Дарье, ее любовному, бережному отношению к Матере, противопоставлены и ее собственные сын и внук — Павел и Андрей. Они перебираются в город, отходят от крестьянского образа жизни, косвенно участвуют в разрушении родной деревни: Андрей собирается работать на электростанции.

Причины происходящего, по мнению Дарьи, с болью наблюдающей за уничтожением Матеры, заключаются в душе человека: человек «запутался, вконец заигрался», мнит себя царем природы, думает, что перестал быть «маленьким», «христовеньким», слишком возомнил о себе. Рассуждения Дарьи лишь с виду наивны. Они выражены простыми словами, но, по сути, очень глубоки. Она считает, что Бог молчит, «устав спрашивать с людей», и на земле воцарилась нечистая сила». Люди, размышляет Дарья, потеряли совесть, а ведь главный завет прадедов — «совесть иметь и от совести не терпеть».

Дарья — воплощение совести, народной нравственности, ее хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере, до тех пор, «покуль могилки» не перенесут. Она хочет забрать «могилки... изродные» на новое место, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилы, но и саму совесть. Для нее память предков является святой. Мудрым афоризмом звучат ее слова: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».

Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой «не стоит село»Раскрывается глубина образа Дарьи и в общении с природой. В основе миропонимания героини лежит свойственный русскому человеку пантеизм, осознание неразрывной, органичной связи человека и природы.Речевая характеристика героини занимает большое место в повести. Это и размышления Дарьи, и ее монологи, и диалоги, которые постепенно складываются в простую, но стройную систему взглядов народа на жизнь, представлений о жизни и месте человека в ней.)

ПЕРСОНАЖИ.

Старушка Дарья Васильевна Пинигина – коренная жительница Матеры. Ей больше 80 лет. Она прожила трудную жизнь. Дарья – мудрая старушка с сильным характером. Местные старики часто собираются у нее, пьют чай и говорят о жизни. Дарья любит свою родную Матеру и остается на ней до последнего дня.

Андрей Пинигин – младший сын Павла Пингина, внук старушки ДарьиПинигиной. Андрей – молодой парень в возрасте 21-22 лет. Он недавно пришел из армии. Андрей мечтает работать на каком-нибудь грандиозном объекте, например, на ГЭС и т.д. Андрею не нравится жизнь в деревне. Он хочет быть среди передовой молодежи. Андрей не грустит о затоплении Матеры и смело смотрит в будущее. 

Старик Богодул много лет живет на Матере. Он часто бывает у старухи Дарьи в гостях. Ходят слухи о том, что Богодул был судим за убийство. На МатереБогодул живет в заброшенном здании. Он похож на лешего или снежного человека и ходит босой круглый год. Богодул вместе с другими стариками остается на Матере до последнего.

Настоящее имя Петрухи – Никита Зотов. Петруха – один из жителей Матеры. Петрухе около 40 лет. У него есть мать, старушка Катерина. Петруха – беспутный, ленивый и безответственный человек. Петруха – пьяница. Он живет одним днем и не помогает бедной, одинокой матери.

Старушка Катерина Зотова – мать Петрухи, милая и добрая женщина. Катерина – жительница Матеры, подруга Дарьи Пинигиной. Катерина вместе с Дарьей и другими стариками остается на Матере до последнего дня.

Старуха Настасья и ее муж Егор – жители Матеры, соседи Дарьи Пинигиной. У стариков было 4 детей, но все они умерли. Настасья и Егор переезжают с Матеры в город раньше других стариков. Вскоре дед Егор умирает от тоски по Матере. Тогда Настасья приезжает на Матеру. Вместе с другими стариками Настасья находится на Матере до последнего. 

Старуха Сима с внуком Колей – жители Матеры. Сима – приятельница Дарьи Пинигиной. Сима живет на Матере уже 10 лет. У нее есть немая дочь, которая не занимается сыном. Сима воспитывает внука сама. Старушка Сима и ее внук Коля остаются на Матере с другими стариками до последнего.

Борис Андреевич Воронцов – председатель совхоза. Воронцов отвечает за переселение жителей Матеры в поселок. Воронцов – начальник Павла Пинигина по совхозу.

Хозяин Матеры – невидимое, сказочное существо, которое охраняет остров. Каждую ночь Хозяин выходит, чтобы осмотреть свою Матеру. Для людей Хозяин невидим. Но при этом сам он видит и знает все, что происходит на острове.Символика.Распутин использует один из традиционных символов жизни — дерево. Старая лиственница — «царский листвень» — является символом мощи природы. Ни огонь, ни топор, ни современное орудие — бензопила — не могут справиться с ним.

В повести много традиционных символов. Однако иногда они приобретают новое звучание. Образ весны знаменует не начало расцвета, не пробуждение («опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки»), а последнюю вспышку жизни, конец «нескончаемого ряда дней Матеры — ведь совсем скоро Ангара по воле строителей электростанции затопит землю водой.

Символичен образ Дома. Он изображен одухотворенным, живым, чувствующим. Перед неизбежным пожаром Дарья убирает Дом, как убирают покойника перед похоронами: белит, моет, вешает чистые занавески, топит печь, убирает углы ветками пихты, молится всю ночь, «виновато смиренно прощаясь с избой». С этим образом связан и образ Хозяина — духа, домового Матеры. Накануне затопления слышится его прощальный голос. Трагическим завершением повествования является ощущение конца света: герои оставшиеся последними на острове, чувствуют себя «неживыми», брошенными в разверстой пустоте». Ощущение потусторонности усиливает образ тумана, в котором скрывается остров: Кругом были только вода и туман и ничего, кроме воды и тумана».Не менее символичной оказывается концовка произведения, из которой непонятно, утонули ли оставшиеся жители Матёры или всё же есть надежда на их спасение. Когда сын Дарьи пытается найти стариков в тумане, единственное, что ему остаётся делать – по-детски звать маму. Таким образом, Валентин Распутин показывает, что в сложных ситуациях человеку всё равно свойственно возвращаться к своим истокам, в первую очередь, к родителям. При этом конфликт поколений никогда не может завершиться чьей-то победой: каждая из сторон всё равно что-то потеряет. Подводя итог, всегда нужно прислушиваться друг к другу и идти на компромиссы, даже если на них трудно решиться.

Главный же символ является читателю уже в заглавии. «Матера» — это и название деревни, и острова, на котором она стоит (этот образ ассоциируется и со Всемирным потопом, и с Атлантидой), и образ матери-земли, а метафорическое название России, родной страны, где «от края до края... хватало... и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре».)

 

 

    Беру!

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 1301; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!