Закон Паркинсона, или растущая пирамида



Тема 4 «Социальная структура»

Социальные институты – понятие, этапы становления, функции и типы

Социальный институт – устойчивая система связей и норм совместной деятельности людей, удовлетворяющая социальную потребность.

Основные социальные потребности: в коммуникации, в распределении благ и услуг, в поддержании системы неравенства, в производстве продуктов и услуг, в обеспечении безопасности и социальном контроле.

Социальные потребности возникают в обществе, когда отдельный человек не может удовлетворить свои потребности и требуются совместные усилия, для получения блага, которое может удовлетворить такую потребность. Люди взаимодействуют ради получения такого блага, такие взаимодействия приобретают периодичность, повторяемость, устойчивость, самовозобновляемость, т.е. институционализируются.

Институционализация – процесс упорядочивания и формализации социальных связей.

Этапы образования социального института:

§ возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

§ формирование общих целей;

§ появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, которое осуществляется поначалу методом проб и ошибок;

§ выработка процедур, связанных с реализацией норм и правил; о принятие и практическое применение упомянутых норм, правил, процедур;

§ принятие законов, а также необходимых санкций для их поддержания;

§ создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Одним из первых изучил и описал социальные институты Герберт Спенсер. Он выделил 6 социальных институтов: обрядовый, домашний, церковный, промышленный, политический, профессиональный.

 

Признаки социального института:

- система ценностей, норм, идеалов, образцов поведения, кодексы, привычки и т.п.

- утилитарные культурные черты: цели, функции, учреждения, материальные средства и ресурсы (здания, финансы и т.д.)

- символические культурные признаки - униформа, язык, гимн, ритуалы и другие символы.

Например:

Семья Образование Государство Экономика Религия

I. Кодекс устный и письменный.

Нормы:

некоторые семейные запреты и допущения учебное расписание, Госстандарт, правила обучающихся Конституция

Статусы:

жена, ребёнок, теща Студент, преподаватель, декан президент, политический лидер

II.Социальные установки и образцы поведения (роли) - общая
ориентация человека на какой-либо социальный объект.

привязанность, лояльность, ответственность, уважение, любовь любовь к знаниям, карьерная ориентация   получение прибыли, расчетливость, бережливость

III. Идеология - система идей санкционирующих нормы.

дом, индивидуализм, романтическая любовь идеология академической свободы, равенство при обучении   право на труд, свободная торговля.

IV. Символы - знаки, комплексы знаков, создание образа института.

Фамилия, герб, семейное древо, брачные ритуалы эмблемы, атрибуты факультетов, студенческие песни Флаг, герб фабричная марка

V. Материальные условия.

дом, мебель аудитории, библиотеки, оборудование.   производственные отношения и оборудование

 

Социальные институты исчезают, когда в обществе исчезает потребность, которую они удовлетворяли.

Социальная организация

Социальная организация – совестная деятельность людей, которая должна быть: жестко упорядочена, регулируемая, скоординированная, иерархична, управляема, направлена на достижение конкретных целей.

Теория «идеальной бюрократии» Макса Вебера

«Распределение бюрократии в современном мире неизбежно, т.к. это единственный способ справиться с административными требованиями социальных систем».

Бюрократия — это социальный слой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, характеризующуюся четкой иерархией, «вертикальными» информационными потоками, формализованными способами принятия решений, претензией на особый статус в обществе.

Термин «бюрократия» Вебером использовался для обозначения рациональной организации, предписания и правила которой создают фундамент эффективной работы и позволяют бороться с фаворитизмом. Бюрократия рассматривалась им как некий идеальный образ, наиболее эффективный инструмент управления социальными структурами и отдельными структурными единицами.

По мнению Вебера, жестко формализованный характер бюрократических отношений, четкость распределения ролевых функций, личная заинтересованность бюрократов в достижении целей организации приводят к принятию своевременных и квалифицированных решений, основанных на тщательно отобранной и проверенной информации.

Вебер стал различать бюрократию в позитивном смысле (западная рациональная система управления) и в негативном смысле (восточная иррациональная система управления), понимая под восточной иррациональной системой управления такую, в которой инструкции, приказы, задания и прочие формальные атрибуты власти становятся самоцелью.

Вебер предложил следующие принципы бюрократической концепции организационной структуры:

§ иерархическое построение организации;

§ иерархия приказа, построенная на легальной власти;

§ подчинение нижестоящего работника вышестоящему и ответственность не только за свои действия, но и за действия подчиненных;

§ специализация и разделение труда по функциям;

§ четкая система процедур и правил, обеспечивающая единообразие выполнения производственных процессов;

§ система продвижения и пребывания в должности, основанная на умениях и опыте и измеряемая стандартами;

§ ориентация системы коммуникаций как в организации, так и вне се на написанные правила.

Бюрократию как рациональную машину управления характеризуют:

§ жесткая ответственность за каждый участок работы:

§ координация во имя достижения организационных целей;

§ оптимальное действие безличных правил;

§ четкая иерархическая зависимость.

 

Закон Паркинсона, или растущая пирамида

1. Работа заполняет время, отпущенное на нее. “Чем больше времени, тем больше дел”. Так, ничем не занятая старая дама может целый день писать и отправлять письмо племяннице в Богнор-Риджис. Час она проищет открытку, час проищет очки, полчаса – адрес, час с четвертью будет писать и двадцать минут – решать, нужен ли зонтик, чтобы опустить письмо на соседней улице. То, что человек занятой проделает за три минуты, измотает другого вконец сомнениями, тревогами и самим трудом.

2.Число служащих возрастает и прирост не изменится от того, уменьшилось ли, увеличилось или вообще исчезло количество дел:

1. чиновник множит подчиненных, но не соперников;

2. чиновники работают друг для друга.

3. «Расходы растут с доходами»

4. «Рост приводит к усложнённости, а усложнённость — это конец пути»

5. «Закон миссис Паркинсон» - Теплота, производимая домашними заботами, нарастает и переполняет данный индивидуум, от которого может быть передана только индивидууму более хладнокровному.

Жизненный цикл кабинета состоит из нескольких стадий:

1. Идеальное число членов — пять человек. При таком численном составе кабинет непременно приживётся. Два его члена смогут всегда отсутствовать по болезни или по иной причине. Пятерых легко собрать, а собравшись, они способны действовать быстро, умело и тихо. Четверым из них можно поручить финансы, иностранные дела, оборону и правосудие. Пятый, не сведущий в этих предметах, станет председателем или премьером.

2. Как ни удобно число пять, нередко в кабинет входит семь, а то и девять человек. Так бывает почти везде и объясняется это тем, что областей управления не четыре, а больше. На самом деле есть и другая причина. В кабинете из девяти человек трое вершат политику, двое поставляют сведения, один напоминает о финансах. Со свободным от дела председателем получается семь человек. Остальные двое, по-видимому, нужны для красоты. Мы практически ничего не знаем о назначении двух молчаливых членов, но у нас есть основания полагать, что на этой, второй, стадии кабинет без них работать не может.

3. На третьей стадии в кабинеты входят новые члены, иногда они вроде бы знают ещё что-то нужное, но чаще просто очень вредят, если их в кабинет не ввести. Чтобы их утихомирить, приходится непрестанно с ними советоваться. По мере их включения число членов ползёт от десяти к двадцати. На этой третьей стадии дела идут много хуже.

· Прежде всего, очень трудно собрать столько народу.

· Лишь немногие из членов отбирались с расчётом на то, что они будут или могут приносить пользу. Большую часть скорее ввели, чтобы угодить какой-нибудь внешней группировке, и задача их — сообщать своим, как идут дела. С секретностью покончено.

· Чем крепче утверждаются ненужные члены, тем громче требуют обойдённые группы, чтобы ввели их представителей. Число членов переползает в третий десяток. И кабинет вступает в четвёртую, последнюю стадию.

4. Четвёртая стадия. Когда в кабинете от 20 до 22 членов, он внезапно претерпевает особое химическое или органическое превращение, природу которого нетрудно понять и описать. Пять полезных членов встречаются отдельно и что-то решают. Кабинету практически делать нечего, тем самым в него можно ввести сколько угодно народу. Лишним членам не понадобится лишнее время, ибо все заседания теперь — пустая трата времени. Внешние группы довольны, их ставленников принимают всех беспрепятственно, и не скоро поймут они, что победа их призрачна. Двери открыты, число членов приближается к 40, растёт дальше. Может оно дорасти и до тысячи. Это уже не важно. Кабинет больше не кабинет, и прежние его функции выполняет другое, малое сообщество.

Маргиналы и социальное дно

В современном мире на уровне повседневной жизни часто используют понятия «маргинал» и «социальное дно» как синонимы. Но с научной точки зрения это не так. «Маргинал» в классической социологии – это тот, кто находится на границе группы, одновременно и принадлежа группе, и будучи способен освободиться от нее.

Классическое определение маргинала восходит к понятию чужака, введенного в оборот социологической теории в начале 20-го века немецким социологом Георгом Зиммелем. В свою очередь, социологическое понятие чужака имеет в своем основании философскую категорию «инакости» и понятие «другого». Зиммель рассуждал о «чужаке» как о человеке, соединяющим в себе близость и удаленность в отношение группы. Это тот, кто физически находится в группе, но не принадлежит ей изначально, как член этой группы. Это тот, кто не разделяет историю, биографию этой группы. Тот, кто является пришельцем или тем, кто на более или менее продолжительное время остановился «в гостях» в этой группе.

Это его присутствие, как инородного тела, имеет огромное функциональное значение для группы в целом. Во-первых, благодаря чужакам группа получает возможность определить, чем она не является, кто такие «мы» и что к «нам» не относится. Чужак – это тот, кто показывает группе ее границу, воплощает в себе эту границу. Во-вторых, он обладает определенной дистанцией по отношению к группе и потому может претендовать на объективное отношение к ней. Зачастую чужаки – это те, кого предпочитают в качестве третейских судей, тех, кто может рассудить своих. Чужак, иными словами, обладает относительной, прежде всего, - пространственной - свободой от группы и всегда волен ее покинуть. По Зиммелю, самым распространенным примером чужака были евреи, включенные в различные европейские культуры.

В начале 20-го века Роберт Парк ввел категорию «маргинал» для обозначения мигрантов, беженцев, заполонивших Западную Европу и Америку, описал причины социо-психологической неадаптации мигрантов к условиям городской среды. Парк видит чужака=маргинала между границ различных групп, который несет в себе культурный конфликт столкновения различный групп, различных культур, различных обществ.

Таким образом, маргинал это:

1. Тот, кто утратил прежние социальные связи и не приспособился к новым условиям жизни.

2. Тот, кто не признает общепринятых норм и правил поведения.

3. Представитель специфических субкультур, политических течений, религий и т.д.

Маргинальность —промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику.

Маргинальность в целом приводит к появлению чувства растерянности и беспокойства, в значительной степени увеличивает возможность отклонений от групповых норм и появления кризиса доверия у индивидов.

К числу маргиналов могут быть отнесены представители обоих полюсов социального неравенства: низшие слои общества («социальное дно») и, так называемые, «новые русские».

Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной, либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса.

Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны) или к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т.п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности.

Причины маргинальности:

1) миграция в чужую этническую среду

2) незавершенность социального перемещения

3) смена работы и уровня материального благополучия

4) утрата общепринятых норм и ценностей

5) плохо совместимые или взаимоисключающие роли в группах

6) социальное неравенство в обществе

7) экономические, политические, социальные, культурные изменения (кризисы, смена религии, изменения социальной структуры общества)

Следствия маргинальности:

1. появление чувства растерянности и беспокойства

2. появление кризиса доверия у индивидов

3. девиантное поведение

4. изменение социального статуса

5. высокая творческая активность

В результате нисходящей вертикальной мобильности образуется социальное дно.

Особенность процесса маргинализации, глубоко изученного Н. Римашевской, в России состоит в том, что выпадающие на «социальное дно» группы имеют весьма незначительную вероятность возвратиться к нормальной жизни, встроиться в рыноч­ные отношения. Кроме того, наблюдается возникнове­ние некоего социального «преддонья», включающего те слои населения, у которых высок риск скатиться на «дно». Они как бы балансируют на краю бездны.

По данным социологического исследования, шанс «опуститься на дно» среди разных слоев населения равнялся: у одиноких пожилых людей — 72%, у инва­лидов — 63%, у многодетных семей — 54%, у безработ­ных — 53%, у матерей-одиночек — 49%, у беженцев — 44% и т. д. Особенно тревожит возрастающее число детей и подростков, которые не работают и не учатся: их более 2 млн человек.

Социальное дно - нижний слой низшего класса (андеркласс): нищие, просящие подаяние: бомжи, лишившиеся жилья, беспризорные дети, потерявшие родителей либо убежавшие из дома, алкоголики, наркоманы и проститутки (включая детей), ведущие антисоциальный образ жизни.

 

ЗАДАНИЕ:


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!