Применение формообразующих технологий

Художественный рынок традиций и современный Арт-рынок

Арт-рынок — социально-экономический и культурно-исторический феномен, представляющий собой систему товарного обращения произведений искусства. Это способ распространения и перераспределения культурных ценностей в обществе. Термин «арт-рынок» используется для обозначения понятия товарооборота не столько произведений искусства, но и более широко - культурных ценностей.

Арт-рынок — необходимый элемент развития общества, его можно назвать зеркалом социально-культурных процессов, происходящих в обществе. Художественные произведения чаще рассматриваются не только как духовные, но и как коммерческие ценности.

Российский рынок современного искусства считается развивающимся. Европейский арт-рынок — старейший в мире, он зародился еще в Средневековье (4-15 век), развивался естественным путем. Американский арт-рынок появился в конце 19 — в начале 20 в. и быстро вырос с помощью европейских арт-дилеров.

В России арт-рынок не мог свободно развиваться в течение 20 века, потому что за время существования СССР(1922-91) постоянно появлялись барьеры для торговли искусством. Тогда работы художников можно было приобрести только через комиссию по искусству при Министерстве культуры по самым низким ценам. Иногда в мастерские приходили иностранцы, но продать им картины было затруднительно, ведь в стране было запрещено хождение валюты.

Первые частные галереи появились в СССР и России в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Этому способствовало принятие закона о кооперации в 1988 году, закона об индивидуальной трудовой деятельности в 1990 и указа о свободе торговли в 1992. Среди первых 4х галерей в Москве: «Первая галерея», «Риджина», XL Галерея.

Цены на молодом российском арт-рынке формировались случайным образом. Порой галеристы назначали цену в зависимости от того, во что был одет потенциальный покупатель. Это привело к тому, что некоторые произведения были проданы за неоправданно большие деньги.

В России фактически не было музейных площадок с современным искусством в течение 15 лет. С 1992 по 2007 год современное искусство в России экспонировали в Московском музее современного искусства, Московском доме фотографии и Гос. центре современного искусства (с площадками в Екатеринбурге, Владикавказе, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Томске и Самаре). В 2007 году ситуация стала меняться благодаря росту интереса к современному искусству в стране и случившемуся в ней экономическому подъему. Тогда появился центр современного искусства «Винзавод», а в 2008-м — музей современного искусства «Гараж» и стали появляться другие подобные площадки.

Значительную роль в формировании арт-рынка России играют биеннале. Биенна́ле — художественная выставка, фестиваль/творческий конкурс, проходящие раз в два года. Самая известная биеннале — Венецианская (1895). Сейчас главные российские биеннале современного искусства — это Московская (2005), Московская молодежная (2008) и Уральская (в Екб с 2010).

Процесс легализации положения продавца и покупателя выделили в экономике область "художественного" предпринимательства, в которой основным компонентом деловой активности выступает посредничество.

Многообразие посреднических форм в стране представлено сегодня множеством антикварных магазинов, салонов, галерей и аукционных домов. Пик аукционного рынка российского искусства пришелся на 2007–2008 г. После этого последовал сильный спад, но результаты торгов 2016 года вернули стабильность.

Онлайн-продажи — перспективный и быстрорастущий сегмент мирового арт-рынка. Интернет-продажи искусства растут каждый год, оборот арт-рынка онлайн в 2016 году составил 8,4% от общего оборота рынка произведений искусства (в 2013 г. он был 4,2%). По прогнозам экспертов, онлайн-рынок к 2021 году может превысить 9 миллиардов $. Офлайн-аукционы уже включились в этот процесс и создают собственные платформы для интернет-торгов, в том числе и в России.

Товарное обращение художественных произведений стало восприниматься как фактор, оказывающий существенное влияние на развитие современного искусства и на творческие процессы и личность художника.

Проблемы арт-рынка в нескольких аспектах:

В экономическом аспекте факторы привлекательности арт-рынка для инвестиций:

• потенциал рынка (накоплено огромное количество предметов, представляющих худ. ценность);

• степень надежности вложений и степень доходности (стойкая тенденция к постоян. повышению цены);

• престижность инвестиций (повышают престиж инвестора);

• вложение капитала в произведения искусства - оптимальный способ легализации накоплений и снижений налоговых выплат;

• расширение бизнес-контактов.

С одной стороны, арт-рынок - сектор долгосрочного инвестирования, а с другой - отрасль для «отмывания» капитала. (похищениями и продажами произведений искусства). По сути арт-рынок основывается больше на традициях реального делового оборота. Вот почему арт-рынок требует прозрачного и позитивного освещения в СМИ, используя богатый исторический опыт развития меценатства в России. О

сновными проблемами, которые препятствуют развитию арт-бизнеса в Российской Федерации, являются следующие:

1. Проблема безопасности произведений искусства и их владельцев, которая заключается в том, что держатель ценных произведений искусства подвергает свою жизнь риску, поскольку в этой сфере существует высокий уровень краж.

2. Проблема обеспечения соответствующих условий хранения

произведений искусства возникает в связи с тем, что многие из них, особенно

антикварные, требуют специальных условий хранения, так как иначе они

подлежат объективной порче и неуклонно теряют свою стоимость [7].

Обеспечение же надлежащих условий хранения

(большая площадь,

температура, влажность воздуха, регулирование света) являются весьма

дорогостоящим и сложным в реализации, поэтому очень редко соблюдается

даже музеями.

 

3 Проблема высокой стоимости страхования произведений искусств

возникает по причине того, что страхование находящихся в частных

коллекциях объектов, является рискованным для страховых компаний, а,

следовательно, дорогостоящим для владельцев и коллекционеров.

 

4 Проблема безопасной транспортировки произведений искусства

возникает при необходимости осуществления их перевозки, почтовой

пересылки, отправки курьером. В данном случае, конечно же, на больший риск

идут владельцы интернет-магазинов так как перекладывают эти функции на

третьих лиц [5].

 

5 Проблема безопасной передачи прав и надлежащего расчета возникает

при проведении сделок c арт-объектами в частных условиях. При этом иногда

произведения передаются на продажу по устной договоренности, на основе

доверия или по недостаточно проработанным юридическим документам.

Возникает риск получить как фальшивые денежные купюры, так и подделку

арт-объекта.

 

6 Проблема экспертизы, атрибуции и оценки произведений возникает

при необходимости произвести профессиональную экспертизу и оценку

произведений искусств. Далеко не во всех регионах есть искусствоведы,

способные квалифицировано оценить конкретные произведения. Вызов

эксперта из других регионов связан с большими временными и финансовыми издержками, а порой и невозможен в принципе [10]. На мировом арт-рынке одним из главных источников, подтверждающих подлинность произведения искусства является Catalogue Raisonné. Этот каталог включает все работы, когда-либо созданные художником к моменту издания. Авторами каталога являются общепризнанные эксперты по творчеству художника, опирающиеся на результаты многолетних исследований. В каталоге указываются детали каждого произведения – провенанс, размер, текущее состояние, внешние публикации данного произведения, его фотография или отсканированное изображение. Каталог также может включать образец подписи художника, в том числе ее изменения в течение жизни и прочие пометки; краткую биографическую справку.

2. Инфраструктура отечественного арт-рынка не совершенна ввиду отсутствия достаточного количества аналитических, консалтинговых, финансовых, инвестиционных и других организаций, специализирующихся на арт-бизнесе.

3. Российский арт-рынок сопряжен со множеством рисков, так как имеет место высокий процент подделок произведений искусства [4]. Российский арт-рынок, более чем какой-либо другой подверженный различного рода махинациям, подразумевает низкую прозрачность и трудность с легитимным заключением сделки. Во-первых, материальная ценность произведения искусства напрямую связана с его художественной ценностью, которую не так просто заключить в объективные рамки. Во-вторых, арт-рынок предполагает торговлю оригиналами произведений искусства. Поэтому ключевую роль в

формировании цен и движении арт-рынка играет атрибуция произведений искусства или определение их подлинности.

4. В России нестабилен средний класс, от которого напрямую зависит существования цивилизованного арт-рынка. Из опыта функционирования мирового арт-рынка можно сделать вывод, что именно люди среднего класса прежде всего являются основными покупателями предметов искусства, приобретая их после того, как будут удовлетворены их первичные потребности в недвижимости, предметах длительного пользования, ценных бумагах.

5. На российском арт-рынке не уделяется достаточно внимания маркетингу. В нашей стране еще не до конца и не всюду сложились основные институты и цивилизованная система взаимоотношений на арт-рынке, очень часто художники вынуждены заниматься продвижением своих произведений самостоятельно, совмещая при этом творческие и управленческие функции, что часто является трудно совместимым, а иногда даже взаимоисключающим. Практически на всех стадиях продвижения товара маркетинговые инструменты применяются крайне мало. Квалифицированное позиционирование самих

художников осуществляется очень редко. В силу того, что наша страна была изолирована от мирового современного искусства, платежеспособный покупатель предпочитает приобретать произведения старых мастеров, так как считает, что они настоящие, поскольку проверены временем. Предпочтение отдается русской классике и традиционному авангарду [6]. Это вызывает перекос в ценах. К примеру, голландская живопись, которая в Европе не очень ценится, потому что ее много на рынке, на отечественном арт-рынке стоит гораздо дороже. Кроме того, иногда вложение денег в современное искусство может принести больший доход, чем вложение в работы старых мастеров.

7 Несмотря на большое количество специалистов, образованных в

области искусствоведения, профессиональных экспертов и оценщиков

предметов искусства в нашей стране недостаточно, а по некоторым видам арт-

объектов вообще нет. При этом большинство из имеющихся специалистов

преимущественно находятся в Москве и Санкт-Петербурге, и привлечение их

для проведения экспертизы в другие регионы является невозможным или

крайне сложным мероприятием.

8 В настоящее время на российском арт-рынке заключается большое

количество латентных сделок. Эксперты отмечают, что российский рынок

современного искусства – это серый рынок. Произведениями искусства все-

таки не торгуют из-под полы, но делают это не вполне открыто – здесь платят

наличными, поэтому и покупатель, и продавец обычно заинтересованы в

неразглашении сделки; в отличие от западных стран, где основная часть продаж

современного искусства происходит публично [9].

9 Недоверие российских потребителей к предметам искусства как альтернативным инвестиционным активам объясняется низкой информированностью о прибыльности арт-рынка и об основных аспектах вложений в искусство, таких как: фокусирование на объектах инвестиционного качества, игнорирование работ с сомнительной атрибуцией, минимизация расходов на приобретение и содержание арт-объектов, продажу последующему владельцу с учетом прибыли. В РФ практически отсутствует цивилизованный механизм возврата арт-объектов, имеющих экспертное заключение [3]. На мировом арт-рынке процедура возврата работы в связи с тем, что покупатель передумал приобретать ее по причине несоответствия заявленным требованиям или сомнения в подлинности регламентирована законодательством. Так, во Франции, к примеру, каждый эксперт юридически несет ответственность в течение 10 лет за свое суждение, в случае ошибки он обязан взять объект назад. В РФ эксперты практически не несут никакой ответственности за свои заключения.

 

Применение формообразующих технологий

Формообразование - способ и процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и теми или иными требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов. Формообразование– решающая стадия дизайнерского творчества; в его процессе закрепляются как функциональные характеристики объекта формообразования в художественном проектировании включает пространственную организацию элементов изделия (комплекса, среды), определяемую его проектирования, так и его образное решение. Базовые понятия формообразования определяют основные теоретические разделы композиции в дизайне: законы (целостность, образность, новизна, рациональность), правила (равновесие, соразмерность, единство и соподчинение), приемы (геометрическая и образная симметрия, асимметрия, простой и сложный ритм, метр, визуальный контраст, психологический контраст и нюанс), средства (графические, пластические, непластические средства), элементы (формат, конфигурация формы, конструктивная идея, сюжетно-композиционный центр, колорит), методы формообразования, композиционные построения (фронтальная, объемная, глубинно-пространственная композиция; статика и динамика), художественный образ (идейный замысел, виды образов), дизайн-творчество (формотворчество). Создание целостной, гармоничной предметной среды – одна из важнейших задач художников декоративно-прикладного искусства и дизайнеров. Этот процесс возможен через формообразование.
Формообразование - основная часть художественного творчества. В его процессе закрепляются как функциональные характеристики объекта проектирования, так и его образное решение. Конечной целью формообразования является достижение художественной выразительности формы.
Термином «форма» принято называть морфологическую и объемно-пространственную структурную организацию объекта, возникающую в результате содержательного преобразования материала; также внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, важнейшую категорию и предмет творческой деятельности. Форма живёт как в пространстве, так и во времени восприятия и несёт в себе ценностно-ориентированную информацию. Она образуется путём выявления и фиксации в объекте проектирования его базовых свойств и качеств.
Термином «формообразование» называют процесс создания формы в процессе деятельности художника в соответствии с общими ценностными установками культуры и теми или иными требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемым материалам.

 

 

Практико-ориентированное задание. Формирование творческого подхода в проектировании художественных изделий из камня индивидуального характера и интерьерного назначения. Основные этапы проектирования

Важной составляющей профессиональной подготовки специалистов в области декоративно-прикладного искусства является формирование у них способности к проектной деятельности. Смысл проектной деятельности заключается в постоянном совершенствовании предметного мира, в способности выводить человека за пределы конструирования идеального образа художественного продукта. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Одновременно проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная и творческая деятельность студентов, имеющая общую цель, согласованные методы, способы, направленные на достижение общего результата. Постижение процесса разработки и внедрения в практику изделий, созданных на основе художественного проектирования, позволяет осуществлять профессиональную подготовку студентов с учетом их творческих и потенциальных возможностей. Систематизация ряда теоретических положений, установок способствует формированию навыков проектирования художественных изделий, развитию познавательной деятельности, постижению мировой и отечественной истории, художественной культуры и искусства. Проектирование художественых изделий предстает как своеобразный стимулятор развития инновационно-творческого потенциала личности в современных социально-экономических условиях.

Роль художественного проектирования заключается в формировании стремления к созданию нового объекта как элемента пространственной целостности, отражающего современные тенденции культуры. В целом процесс проектирования можно представить как изучение общественного спроса – планирование – программирование (прогнози-

рование) – собственно проектирование (в узком смысле) – производство – тиражирование – распределение – потребление. Исходным пунктом творчества являются потребности конкретного человека и общества в целом. Художник-проектировщик должен их изучать, знать, чувствовать и претворять в предметные формы и образы, возникающие как отклик на определенные потребности. Поэтому основа проектирования – всесторонний учет общественных потребностей. Изучение потребностей явля-

ется основным содержанием предпроектного анализа при создании любой вещи: изучение потребителей и их запросов; свойств и качеств изделий; требований, предъявляемых к данному типу изделий.

Проектирование художественного изделия включает в себя:

● выявление характеристик, которым должно отвечать проекти-

руемое изделие;

● поиск источников информации, полезной для принятия проектных решений (энциклопедические словари, библиотечные каталоги и указатели, журналы, периодическая литература, Интернет);

● изучение существующих аналогов изделия, выявление их несоответствия требованиям, предъявляемым к ним в современный период;

● определение причин несоответствия и доказательство целесообразности применения художественно-конструкторского

Проектирование является творческим процессом, для успеха которого необходимо иметь цельное представление о проекте. Алгоритм проектирования всегда складывается последовательно.

Камнерезные художественные изделия - изделия, выполненные из цветных природных камней, в том числе с отделкой декоративных или вспомогательных элементов недрагоценными металлами или без них, применяемые в качестве украшений, предметов быта и интерьера. Художественные изделия с резьбой по камню классифицируют по назначению, материалу, способу резьбы и тематике. Изделия подразделяются на декоративные, служащие только для целей украшения, и на утилитарно-декоративные, которые наряду с декоративными имеют и служебное назначение, являясь бытовыми предметами. К декоративным относятся вазы, панно из камня, мозаика, настольная скульптура, ювелирные украшения; к утилитарно-декоративным – письменные приборы, посуда, пепельницы, шкатулки различного назначения, настольные лампы и другие предметы мебели. В общественном интерьере камнерезные художественные изделия выставляются на специальных подставках — консолях или в застеклённых витринах и стендах. В бытовой обстановке применяются в качестве настольных украшений и декоративных предметов, дополняющих убранство письменного стола, туалетного столика, застеклённой полки книжного шкафа или полки для книг.

 

 Основные этапы проектирования:

1. Составление технического задания ( сбор материалов для проектирования, формирование требований, изучение объекта проектирования, разработка и выбор варианта концепции системы)

2. Изучение прототипов и аналогов проектируемого изделия

3. Эскизная часть (поиск наиболее рациональных проектных решений по всем аспектам разработки)

4. Моделирование

5. Составление чертежей, схем

6. Поиск цветового решения, создание макета


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!