Особенности и спецификации различных версий

CUDA

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 октября 2012; проверки требуют 9 правок.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 октября 2012; проверки требуют 9 правок.

Перейти к: навигация, поиск

CUDA

Тип GPGPU
Разработчик NVIDIA Corporation
Операционная система Windows XP и выше, Mac OS X, Linux
Аппаратная платформа Поддерживаемые GPU
Последняя версия 5.0 (15 октября 2012)
Лицензия Freeware
Сайт nvidia.ru/object/cuda home new ru.html

CUDA (англ. Compute Unified Device Architecture) — программно-аппаратная архитектура параллельных вычислений, которая позволяет существенно увеличить вычислительную производительность благодаря использованию графических процессоров фирмы NVIDIA.

CUDA SDK позволяет программистам реализовывать на специальном упрощённом диалекте языка программирования Си алгоритмы, выполнимые на графических процессорах NVIDIA, и включать специальные функции в текст программы на Cи. Архитектура CUDA даёт разработчику возможность по своему усмотрению организовывать доступ к набору инструкций графического ускорителя и управлять его памятью.

Программная архитектура

Первоначальная версия CUDA SDK была представлена 15 февраля 2007 года. В основе интерфейса программирования приложений CUDA лежит язык Си с некоторыми ограничениями. Для успешной трансляции кода на этом языке, в состав CUDA SDK входит собственный Си-компилятор командной строки nvcc компании Nvidia. Компилятор nvcc создан на основе открытого компилятора Open64 и предназначен для трансляции host-кода (главного, управляющего кода) и device-кода (аппаратного кода) (файлов с расширением .cu) в объектные файлы, пригодные в процессе сборки конечной программы или библиотеки в любой среде программирования, например в NetBeans.

В архитектуре CUDA используется модель памяти грид, кластерное моделирование потоков и SIMD-инструкции. Применима не только для высокопроизводительных графических вычислений, но и для различных научных вычислений с использованием видеокарт nVidia. Ученые и исследователи широко используют CUDA в различных областях, включая астрофизику, вычислительную биологию и химию, моделирование динамики жидкостей, электромагнитных взаимодействий, компьютерную томографию, сейсмический анализ и многое другое. В CUDA имеется возможность подключения к приложениям, использующим OpenGL и Direct3D. CUDA - кроссплатформенное программное обеспечение для таких операционных систем как Linux, Mac OS X и Windows.

22 марта 2010 года nVidia выпустила CUDA Toolkit 3.0, который содержал поддержку OpenCL.[1]

Оборудование

Платформа CUDA Впервые появились на рынке с выходом чипа NVIDIA восьмого поколения G80 и стала присутствовать во всех последующих сериях графических чипов, которые используются в семействах ускорителей GeForce, Quadro и NVidia Tesla.

Первая серия оборудования, поддерживающая CUDA SDK, G8x, имела 32-битный векторный процессор одинарной точности, использующий CUDA SDK как API (CUDA поддерживает тип double языка Си, однако сейчас его точность понижена до 32-битного с плавающей запятой). Более поздние процессоры GT200 имеют поддержку 64-битной точности (только для SFU), но производительность значительно хуже, чем для 32-битной точности (из-за того, что SFU всего два на каждый потоковый мультипроцессор, а скалярных процессоров - восемь). Графический процессор организует аппаратную многопоточность, что позволяет задействовать все ресурсы графического процессора. Таким образом, открывается перспектива переложить функции физического ускорителя на графический ускоритель (пример реализации — nVidia PhysX). Также открываются широкие возможности использования графического оборудования компьютера для выполнения сложных неграфических вычислений: например, в вычислительной биологии и в иных отраслях науки.

Преимущества

По сравнению с традиционным подходом к организации вычислений общего назначения посредством возможностей графических API, у архитектуры CUDA отмечают следующие преимущества в этой области:

  • Интерфейс программирования приложений CUDA (CUDA API) основан на стандартном языке программирования Си с некоторыми ограничениями. По мнению разработчиков, это должно упростить и сгладить процесс изучения архитектуры CUDA[2]
  • Разделяемая между потоками память (shared memory) размером в 16 Кб может быть использована под организованный пользователем кэш с более широкой полосой пропускания, чем при выборке из обычных текстур
  • Более эффективные транзакции между памятью центрального процессора и видеопамятью
  • Полная аппаратная поддержка целочисленных и побитовых операций
  • Поддержка компиляции GPU кода средствами открытого LLVM[3]

Ограничения

  • Все функции, выполнимые на устройстве, не поддерживают рекурсии (в версии CUDA Toolkit 3.1 поддерживает указатели и рекурсию) и имеют некоторые другие ограничения

 Поддерживаемые GPU и графические ускорители[4]

Перечень устройств от производителя оборудования Nvidia с заявленной полной поддержкой технологии CUDA приведён на официальном сайте Nvidia: CUDA-Enabled GPU Products (англ.).

Фактически же, в настоящее время на рынке аппаратных средств для ПК поддержку технологии CUDA обеспечивают следующие периферийные устройства[4]:

 

  • Модели Tesla C1060, Tesla S1070, Tesla C2050/C2070, Tesla M2050/M2070, Tesla S2050 позволяют производить вычисления на GPU с двойной точностью.

Особенности и спецификации различных версий

Необходимо проверить качество перевода и привести статью в соответствие со стилистическими правилами Википедии . Вы можете помочь улучшить эту статью, исправив в ней ошибки. Оригинал на английском языке — CUDA#Version features and specifications. Эта отметка стоит на статье с 31 октября 2012.  

 

Feature support (unlisted features are
supported for all compute capabilities)

Compute capability (version)

1.0 1.1 1.2 1.3 2.x
Integer atomic functions operating on 32-bit words in global memory

Нет

Да

atomicExch() operating on 32-bit floating point values in global memory
Integer atomic functions operating on 32-bit words in shared memory

Нет

Да

atomicExch() operating on 32-bit floating point values in shared memory
Integer atomic functions operating on 64-bit words in global memory
Warp vote functions
Double-precision floating-point operations

Нет

Да

Atomic functions operating on 64-bit integer values in shared memory

Нет

Да

Floating-point atomic addition operating on 32-bit words in global and shared memory
_ballot()
_threadfence_system()
_syncthreads_count(), _syncthreads_and(), _syncthreads_or()
Surface functions
3D grid of thread block

 

Technical specifications

Compute capability (version)

1.0 1.1 1.2 1.3 2.x
Maximum dimensionality of grid of thread blocks

2

3
Maximum x-, y-, or z-dimension of a grid of thread blocks

65535

Maximum dimensionality of thread block

3

Maximum x- or y-dimension of a block

512

1024
Maximum z-dimension of a block

64

Maximum number of threads per block

512

1024
Warp size

32

Maximum number of resident blocks per multiprocessor

8

Maximum number of resident warps per multiprocessor

24

32

48
Maximum number of resident threads per multiprocessor

768

1024

1536
Number of 32-bit registers per multiprocessor

8 K

16 K

32 K
Maximum amount of shared memory per multiprocessor

16 KB

48 KB
Number of shared memory banks

16

32
Amount of local memory per thread

16 KB

512 KB
Constant memory size

64 KB

Cache working set per multiprocessor for constant memory

8 KB

Cache working set per multiprocessor for texture memory

Device dependent, between 6 KB and 8 KB

Maximum width for 1D texture reference bound to a CUDA array

8192

32768
Maximum width for 1D texture reference bound to linear memory

227

Maximum width and number of layers for a 1D layered texture reference

8192 x 512

16384 x 2048
Maximum width and height for 2D texture reference bound to linear memory or a CUDA array

65536 x 32768

65536 x 65535
Maximum width, height, and number of layers for a 2D layered texture reference

8192 x 8192 x 512

16384 x 16384 x 2048
Maximum width, height and depth for a 3D texture reference bound to linear memory or a CUDA array

2048 x 2048 x 2048

Maximum number of textures that can be bound to a kernel

128

Maximum width for a 1D surface reference bound to a CUDA array

Not
supported

8192
Maximum width and height for a 2D surface reference bound to a CUDA array 8192 x 8192
Maximum number of surfaces that can be bound to a kernel 8
Maximum number of instructions per kernel

2 million

Пример

Этот пример кода на C++ загрузки текстур из изображения в массив на GPU:

cudaArray* cu_array;texture<float, 2> tex; // Allocate arraycudaMalloc( &cu_array, cudaCreateChannelDesc<float>(), width, height ); // Copy image data to arraycudaMemcpy( cu_array, image, width*height, cudaMemcpyHostToDevice); // Bind the array to the texturecudaBindTexture( tex, cu_array); // Run kerneldim3 blockDim(16, 16, 1);dim3 gridDim(width / blockDim.x, height / blockDim.y, 1);kernel<<< gridDim, blockDim, 0 >>>(d_odata, width, height);cudaUnbindTexture(tex); __global__ void kernel(float* odata, int height, int width){ unsigned int x = blockIdx.x*blockDim.x + threadIdx.x; unsigned int y = blockIdx.y*blockDim.y + threadIdx.y; float c = texfetch(tex, x, y); odata[y*width+x] = c;}

Пример программы на языке Python, перемножающий элементы массива средствами GPU. Взаимодействие идёт с использованием PyCUDA [6]

import pycuda.driver as drvimport numpy drv.init()dev = drv.Device(0)ctx = dev.make_context() mod = drv.SourceModule("""__global__ void multiply_them(float *dest, float *a, float *b){ const int i = threadIdx.x; dest[i] = a[i] * b[i];}""") multiply_them = mod.get_function("multiply_them") a = numpy.random.randn(400).astype(numpy.float32)b = numpy.random.randn(400).astype(numpy.float32) dest = numpy.zeros_like(a)multiply_them(   drv.Out(dest), drv.In(a), drv.In(b),   block=(400,1,1)) print dest-a*b

CUDA как предмет в вузах

По состоянию на декабрь 2009 года, программная модель CUDA преподается в 269 университетах по всему миру. В России обучающие курсы по CUDA читаются в Санкт-Петербургском политехническом университете, Ярославском государственном университете им. П. Г. Демидова, Московском, Нижегородском, Санкт-Петербургском, Тверском, Казанском, Новосибирском, Новосибирском государственном техническом университете Омском и Пермском государственных университетах, Международном университете природы общества и человека «Дубна», Объединённом институте ядерных исследований, Московском институте электронной техники, Ивановском государственном энергетическом университете, Белгородский государственный университет , МГТУ им. Баумана, Московском Авиационном Институте, РХТУ им. Менделеева, Российском научном центре «Курчатовский институт», Межрегиональном суперкомпьютерном центре РАН, Таганрогском технологическом институте (ТТИ ЮФУ).[7] Кроме того, в декабре 2009 года было объявлено о начале работы первого в России научно-образовательного центра «Параллельные вычисления», расположенного в городе Дубна, в задачи которого входят обучение и консультации по решению сложных вычислительных задач на GPU.[7]

На Украине курсы по CUDA читаются в Киевском институте системного анализа.[7]

Ссылки

Официальные ресурсы

  • CUDA Zone (рус.) — официальный сайт CUDA
  • CUDA GPU Computing (англ.) — официальные веб-форумы, посвящённые вычислениям CUDA

[Неофициальные ресурсы

Tom's Hardware

  • Дмитрий Чеканов. nVidia CUDA: вычисления на видеокарте или смерть CPU?. Tom's Hardware (22 июня 2008 г.). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 20 января 2009.
  • Дмитрий Чеканов. nVidia CUDA: тесты приложений на GPU для массового рынка. Tom's Hardware (19 мая 2009 г.). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 19 мая 2009.

iXBT.com

  • Алексей Берилло. NVIDIA CUDA — неграфические вычисления на графических процессорах. Часть 1. iXBT.com (23 сентября 2008 г.). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 20 января 2009.
  • Алексей Берилло. NVIDIA CUDA — неграфические вычисления на графических процессорах. Часть 2. iXBT.com (22 октября 2008 г.). — Примеры внедрения NVIDIA CUDA. Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 20 января 2009.

Другие ресурсы

  • Боресков Алексей Викторович. Основы CUDA (20 января 2009 г.). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 20 января 2009.
  • Владимир Фролов. Введение в технологию CUDA. Сетевой журнал «Компьютерная графика и мультимедиа» (19 декабря 2008 г.). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 28 октября 2009.
  • Игорь Осколков. NVIDIA CUDA – доступный билет в мир больших вычислений. Компьютерра (30 апреля 2009 г.). Проверено 3 мая 2009.
  • Владимир Фролов. Введение в технологию CUDA (1 августа 2009 г.). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 3 апреля 2010.
  • GPGPU.ru. Использование видеокарт для вычислений
  • ParallelCompute.sourceforge.net. Центр Параллельных Вычислений

Примечания

  1. Theo Valich nVidia Launches CUDA Toolkit 3.0, expands OpenCL (англ.). Bright Side Of News (22 марта 2010 года). Архивировано из первоисточника 4 марта 2012. Проверено 5 апреля 2010.
  2. См. Официальное руководство по программированию на CUDA, вер. 1.1 // CUDA Programming Guide. Chapter 1. Introduction to CUDA → 1.2 CUDA: A New Architecture for Computing on the GPU
  3. NVIDIA передала CUDA Compiler в руки сообщества LLVM — opennet.ru [1]
  4. 1 2 Приобрели CUDA?
  5. ASUS оснащает свою версию GeForce GT 520 пассивным кулером - Ferra.ru
  6. PyCUDA. Архивировано из первоисточника 4 марта 2012.
  7. 123 Арсений Герасименко В Дубне будут учить решать задачи на GPU и в среде CUDA. 3DNews (28 декабря 2009 года). Проверено 10 февраля 2010.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!