Санскритских терминов, встречающихся в тексте



 

- абхидхейа - абсолютно необходимые обязанности; надежный способ достичь высшей цели; воспевание святого имени и служение Господу под руководством истинного гуру.

- авидйа - невежество; внешняя энергия Шри Кришны - махамайа.

- аджна - мудрый и опытный человек

- аджната-сукрити - неосознанно совершаемая благочестивая деятельность.

- аламбана - имеющий взаимоотношения; две категории: вишайа и ашрайа. Преданный Господа Кришны - это ашрайа (вместилище), а сам Господь Кришна - это вишайа (предмет) экстатической любви.

- анартха - пагубные материальные желания сердца, оскверняющие сознание: гордость, ненависть, зависть, похоть, жадность, гнев, а также стремление к славе, почестям, богатству и т. д.

- анартха-нивритти - преодоление анартх.

- анубхава - физические проявления постоянно испытываемых экстатических эмоций; возникают при ваибхаве, или деятельности аламбаны и уддипаны, например: танец, катание по земле, пение, потягивание, рыдания, зевота, тяжелое дыхание, пренебрежение всеми остальными, выделение слюны, безумный смех, качание головой, отрыжка, дрожь и т. д.

- анубхава - физические проявления постоянно испытываемых экстатических эмоций; возникают при ваибхаве, или деятельности аламбаны и уддипаны (см. далее), например: танец, катание по земле, пение, потягивание, рыдания, зевота, тяжелое дыхание, пренебрежение всеми остальными, выделение слюны, безумный смех, качание головой, отрыжка, дрожь и т. д.

- анурага - спонтанная привязанность к имени Господа; в этом состоянии возлюбленные испытывают взаимное восхищение и становятся полностью покорными друг другу.

- анусмрити - состояние, когда дхйана становится непрерывной.

- апана-даша - безудержное стремление; если кто-то может искренне молить о расе, значит, он достиг уровня апана-даши или прапти- даши.

- апарадха - оскорбительное отношение к святому имени, Божеству, чьему-либо служению или преданному.

- арати - традиционная ведическая церемония, во время которой Божеству Господа предлагают благовония, светильник из гхи, цветок и

т. д.

- артха - экономическое развитие на основе ведического общественного свода законов (варнашрама-дхармы).

- арчана - поклонение Кришне в форме Божества, совершаемое в соответствии с определенными правилами; одна из девяти основных форм преданного служения.

- асакти - привязанность к служению Кришне.

- асат-санга - общение с людьми, не являющимися садху.

- асат-тришна - стремление или привязанность к иллюзорному и временному.

- атма-ниведана - полное вручение души Господу или Его представителю - гуру. Одна из девяти основных форм преданного служения.

- атмарама - преодолевшие влияние материальной природы трансценденталисты, черпающие удовлетворение в самих себе; лишь такие освобожденные личности привлекаются служением Верховному Господу.

- аудасинйа - вялое преданное служение, следствие отсутствия твердой решимости следования садхане.

- аулы - одно из тринадцати течений псевдопреданных, провозглашающих себя последователями Господа Чайтанйи, но в действительности привязанных к материальной деятельности.

- ахаитуки-крипа - беспричинная милость (Господа или Его преданных), ахлада - энергия счастья, сокрытая в дживах.

- ачарйа - преданный, который учит своим примером; духовный учитель - это чистый преданный, под руководством которого ученики могут достичь духовного совершенства.

- ачинтйа-бхедабхеда-таттва - учение о непостижимом одновременном единстве и различии между дживой, Господом и Его энергиями.

- ашвамедха - ведическое ритуальное жертвоприношение.

- ашрайа-таттва - вечный спутник Господа, божественное прибежище для обусловленных душ. Чтобы принять участие в вечных играх Господа, джива должна принять убежище у преданного категории рагануга в соответствии со своей индивидуальной расой.

- ашрайа-виграха - Шримати Радхарани, обитель духовной любви к Господу; джива ни в коем случае не должна претендовать на то, чтобы занять это уникальное положение ашрайа-виграхи; даже мысль об этом приведет к эгоизму. Чистота бытия дживы в духовном мире заключается в том, чтобы всегда оставаться покорной служанкой Шримати Радхарани.

- ашрама - один из четырех укладов жизни в соответствии с ведической социальной системой варнашрама-дхармой: брахмачари (целомудренная жизнь ученика в доме гуру), грихастха (жизнь женатого домохозяина), ванапрастха (уход от мирских дел и совершение паломничества по святым местам) и саннйаса (отречение); также священное убежище, в котором нет материальной деятельности, материальных стремлений и скуки.

- ашта-калийа-лила - восемь вечно повторяющихся игр Шри-Шри Радхи и Кришны во Врадже, каждая продолжительностью в три часа; предмет медитации возвышенных преданных.

- ашта-сакхи - восемь главных девушек-пастушек (гопи) - преданных служанок Шримати Радхарани: Лалита, Вишакха, Чампаклата, Тунгавидйа, Индулекха, Рангадеви, Судеви и Шучитра.

- ашта-саттвика-викара - восемь признаков экстаза, проявляемых чистыми преданными и иногда самим Господом Кришной во время развлечений: оцепенение, испарина, озноб, потеря голоса, дрожь, обморок, бледность и рыдания.

- байаса - трансцендентное ощущение преданным возраста своей трансцендентной формы на Голоке Вриндаване.

- бамйа-бхави - настроение либерального, левого крыла гопи - пышность и собственничество, как, например, у Шримати Радхарани.

басастхана (васантха) - трансцендентные чувства, которые вызывает в преданном обитель Голока Вриндавана.

- баулы - одно из тринадцати течений псевдопреданных, провозглашающих себя последователями Господа Чайтанйи, но в действительности привязанных к материальной деятельности.

- бимба - фрукт красного цвета, растущий во Вриндаване.

- Божественная чета - Шри-Шри Радха-Кришна, Верховная Личность Бога и верховная энергия наслаждения Господа.

- Божество - символическое изображение трансцендентной формы Господа из камня, дерева, металла, красок или созданная в уме; форма Господа в виде Божества трансцендентна, поскольку в духовном мире символическое обозначение предмета эквивалентно самому предмету.

- брахмаджйоти - ослепительные лучи, исходящие от трансцендентного тела Господа. Цель, к которой стремятся имперсоналисты. брахман - аспект единства Верховного; сияние, исходящее от трансцендентной формы Господа Кришны, брахмана - класс священнослужителей и ученых в ведическом обществе (варнашрама-дхарме).

- брахмачари - уклад жизни в ведическом обществе (варнашрама-дхарме) - целомудренная жизнь ученика.

- бхава-сева - начинается лишь после преодоления намапарадх; на этом уровне севы нельзя совершать никаких оскорблений. Во время бхава-севы на первый план выходит служение, совершаемое мысленно.

- "Бхагавад-гита" - знаменитое произведение, в котором Господь Кришна кратко излагает трансцендентную философию перед битвой на Курукшетре; состоит из восемнадцати глав и является частью "Махабхараты”.

- бхаджана - сокровенное преданное служение; совместное исполнение песен о преданности небольшим коллективом, обычно в сопровождении музыкальных произведений; воспевание в уединенном месте.

- "Бхаджана-дарпана" - комментарий на "Манах-шикшу” Шрилы Бхактивиноды Тхакуры. бхаджана-кутира - небольшая хижина для бхаджаны или глубокой медитации о преданном служении.

- бхаджана-сиддхи - совершенство поклонения.

- бхакти, или бхакти-йога - путь к Верховному Господу Кришне через экстатическую преданную любовь и служение.

- бхакти-абхаса - тень преданности, или бхакти, смешанная с желаниями кармы, джнаны и йоги, бхога - потворство своим желаниям наслаждаться с помощью органов чувств.

- бхусурагана - бху означает "земля", суранга - это полубоги; полубоги земли, то есть первоклассные брахманы.

- ваибхава - энергии Господа, в которых проявляется Его могущество, ваибхава-пракаша - экспансия Шри Кришны, проявляющая Его могущество.

- ваидхи-бхакти - метод следования садхане, который называется ваидхи - это преданное служение в соответствии с правилами и предписаниями шастр.

- Ваикунтха - духовный мир, где Верховный Господь вечно обитает со своими чистыми преданными на бесчисленных планетах, созданных духовной природой.

- ваишйа - в ведическом обществе (варнашрама-дхарме): сословие коммерсантов и банкиров, ваишнава-абхаса - тень вайшнава; почти вайшнав.

- ваишнава-нинда - оскорбление вайшнава в виде поиска в нем недостатков и критики, ваишнава-прайа - похожий на вайшнава; почти вайшнав.

- ванапрастха - в ведическом обществе (варнашрама-дхарме): уклад жизни, при котором человек удаляется от дел.

- варана-даша - стадия принятия; когда преданный садхака с волнением и нетерпением принимает расу супружеских отношений, начинается варана-даша.

- варна - сословие в ведическом обществе (варнашрама-дхарме): брахманы, кшатрийи, ваишйи и шудры.

- варна-вйавадхана - разрыв слогов при произнесении святого имени (например, в слове хатхикари на урду); в другом слове - харам - слоги, содержащие в себе имя "Рам", не разорваны, следовательно, его повторение приводит к освобождению, так как это - намабхаса.

- варнашрама - ведическая социальная система, в которой общество делится на четыре варны, или сословия (брахманы, кшатрийи, ваишйи и шудры) и четыре ашрама, или уклада духовной жизни (брахмачари, грихастха, ванапрастха и саннйаса), сосредотачиваясь при этом вокруг преданного служения Господу.

- варнашрама-дхарма - профессиональные и духовные обязанности в ведическом обществе в соответствии с системой варнашрамы.

- ватсалйа - духовная раса родительских взаимоотношений; хотя Кришна, безусловно, и является господином всех и вся, при родительских любовных взаимоотношениях со своим преданным Он играет роль его слуги, а преданный, в свою очередь, опекает и защищает Господа, беспокоясь о том, как бы с Ним ничего не случилось.

- Веды - духовная литература ведического общества; изначально была одна Веда, но позже Господь Вйасадева разделил ее на четыре части.

- веша - трансцендентные одеяния преданного, обитающего в своем вечном духовном облике на Голоке Вриндаване.

- вибхава - то, что пробуждает чувства; то, на чем основываются трансцендентные наслаждения расами.

- вибхиннамша - отделенные экспансии Господа, например, Парашурама, Буддха, царь Притху и другие; также джива-таттва.

- вибху - трансцендентный Господь, обладающий многочисленными энергиями и достояниями.

- видйа - внутренняя духовная энергия Кришны, или сварупа-шакти.

- видхи - духовные правила и предписания (см. ваидхи-бхакти).

- викшепа - оскорбление, связанное с отвлечением внимания или с перенесением его на то, что не связано непосредственно с садхана- бхакти.

- виласа-виграха - неполная экспансия Господа Кришны, как, например, Господь Нарайана.

- випраламбха - чувство разлуки, переживаемое в супружеской расе, которое, кажется, причиняет боль и нагоняет тоску, но в действительности наоборот способствует расположению духа.

- вираха - разлука, сопровождающаяся десятью различными состояниями: задумчивостью, сонливостью, смятением, изнурением, бледностью, бессвязной речью, разбитостью, безумием, галлюцинациями и смертью (обмороками)

- вишну-таттва - экспансия Господа, принадлежащая к категории Вишну.

- вйабхичари - тридцать три вида преданного душевного состояния, испытываемые гопи и Господом Кришной лично во время их развлечений, которые приводят в волнение океан расы.

- вйавадхана - разрыв рас при воспевании святого имени Господа; бывает двух видов: варна-вйавадхана и таттва-вйавадхана.

- Враджа - другое название деревни Вриндавана и близлежащей округи общей площадью 435 кв. км, где Кришна развлекался в детстве. Враджа-баси-джана - чистые преданные, которые действительно живут в святой дхаме и с любовью служат Шри-Шри Радхе и Кришне.

- враджа-раса - духовная раса обитателей Вриндаваны.

- враджа-садхана - бхаджана, совершаемая в умонастроении обитателей Вриндаваны. врата - обет.

- Вриндавана - обитель Господа Шри Кришны, Верховной Личности Бога, в которой Он развлекается со своими преданными восьмью различными способами; высшая планета духовного неба, называемого Вайкунтхой (Голока Вриндавана); место на планете Земля в 145 км к юго-востоку от Дели, где Кришна, приходя в этот мир, являет свои детские игры (Гокула).

- Гаура-нагари - одно из тринадцати течений псевдопреданных, провозглашающих себя последователями Господа Чайтанйи, но в действительности привязанных к материальной деятельности; из-за свое неискренности они лишь создают помехи на пути к чистой преданности, а их самбхога сводится просто к раздуванию собственной гордости и эгоистическим наслаждениям.

- Гауранга - другое имя Господа Чайтанйи; гаура означает "золото", анга - Его прекрасное телосложение.

- Гиридхари - имя Кришны, означающее "поднявший холм Говардхану".

- Гирираджа - имя Кришны, означающее "повелитель холма Говардханы"; также другое название самого холма.

- Говардхана - холм, с которым связаны многие развлечения Кришны.

- говардхана-шила - камень с холма Говардхана, которому поклоняются и который ничем не отличается от Кришны.

- гопи - девушки-пастушки, живущие во Вриндаване, наиболее искушенные в чистом преданном служении.

- Господь Чайтанйа - см. Чайтанйа. грантхи - четыре круга мантры на четках.

- грихастха - в ведическом обществе (варнашрама-дхарме) - женатый домохозяин.

- гуна-аватара - три воплощения Кришны, на попечении которых находятся три свойства (гуны) материальной природы; руководство добродетелью вверено Господу Вишну, страстью - Господу Брахме и невежеством - Господу Шиве

- гунджа-мала - гирлянда из полевых цветов Вриндаваны.

- гуру - духовный учитель; существуют две категории гуру: шикша-гуру и дикша-гуру.

- гуру-сварупа - изначальная, вечная и всеобъемлющая концепция гуру, энергия знания Верховного Господа, воплощением которой считается каждый истинный духовный учитель.

- дакшина-бхави - умонастроение правого, консервативного крыла гопи, полностью покорного воле Кришны, как, например, Чандравали.

   - дандават - "падая ниц, как палка" - выражение глубочайшего почтения

- даршана - видеть Божество Господа в храме; видеть Господа лицом к лицу.

- дасйа - духовная раса, взаимоотношения слуги и господина; одна из девяти основных форм преданного служения.

- Дварака - первопрестольный град Господа Кришны на западном побережье Индии, где Он предстал великим правителем во всем своем богатстве и великолепии.

- двиджа-брахмана - дважды рожденный (инициированный) брахмана; под первым рождением подразумевается физическое рождение от матери, под вторым - от гуру, духовного отца, и Вед, духовной матери, деви-дхама - обитель Дурги-деви - материальный мир.

- джадйа - лень и вялость.

- Джаба - "Вся слава! Победа!"

- джапа - негромкое индивидуальное воспевание, во время которого на четках (джапа-мале) отсчитывается число повторенных мантр

- джапа-мала - четки из 108 бус, сделанных из Туласи и одной большой бусины ("бусины Кришны"), служащей для обозначения начала и конца круга; используются во время джапы для отсчета числа повторений маха-мантры, джива - духовная душа.

- джива-таттва - истина о духовной душе; употребляется по отношению к индивидуальным душам, чтобы указать на их духовный статус.

- джнана - путь эмпирического знания, кульминацией которого является безличная форма освобождения (сайуджйа-мукти).

- джнана-канда - писания, способствующие процессу джнаны, второй из трех разделов Вед.

- джнани - трансценденталист, пытающийся добиться безличного освобождения с помощью эмпирического знания

- дикша - посвящение от истинного духовного учителя.

- дикша-гуру - духовный учитель, дающий посвящение и таким образом официально связывающий ученика с парампарой, последовательностью духовных учителей, нисходящей непосредственно от самого Господа Кришны.

- дикша-мантра - мантра, или духовная звуковая вибрация, которая дается ученику во время посвящения; самой авторитетной дикша- мантрой в Кали-йугу является маха-мантра Харе Кришна.

- дхама - святое место: Навадвипа, Вриндавана, Джаганнатха Пури и т.п.; обитель могущественного полубога, как, например, Деви-

- дхарана - с помощью настойчивой практики смараны человек постепенно достигает состояния, при котором памятование становится непрерывным; полное освобождение ума от мыслей о материальных явлениях и сосредоточение его на размышлениях о Господе.

- дхарма - главное предназначение живого существа, деятельность, совершаемая для самоосознания; развитие религиозных ценностей и нравственных норм на основе законов ведического общества (варнашрама-дхармы); неотъемлемое свойство любого предмета.

- дхармадхваджи - человек, делающий вид, будто его сердце переполнено любовью и преданностью, но на самом деле не имеющий ни того, ни другого; тот, кто рядится в одежды преданного для осуществления материальных целей.

- дхйана - сосредоточение мыслей на определенной форме Господа или чем-то другом, связанном с Ним; когда преданный категории расика, занимается медитацией в бхава-садхане и постоянно размышляет о различных подробностях из развлечений Господа, связанных с его расой

- дхарана развивается и перерастает в сосредоточенную медитацию.

- дхоти - традиционная мужская одежда в ведическом обществе; длинный кусок ткани, искусно обернутый вокруг нижней половины тела.

- дхрува-анусмрити - состояние, при котором дхйана становится непрерывной и наступает неописуемое блаженство

- иштха-гоштхи - обсуждение духовных вопросов между двумя и более преданными

- йавана - свирепый демон-мясоед, не соблюдающий ведических церемоний.

- йога - говоря в общих чертах - духовный путь, идущий по которому стремится восстановить свои взаимоотношения и связь с Господом; на санскрите "йога" означает "союз"; рассматривая более детально современную йогу, можно сказать, что это духовный путь, в основании которого лежат умозрительные рассуждения и медитация о чем-то безличном, а целью является слияние с бытием Господа, то есть совершение духовного самоубийства.

- йогамайа - внутренняя духовная энергия Шри Кришны - сварупа-шакти.

- йоги - занимающийся йогой.

- йукта-вайрагйа - отрешенное отношение к материальным предметам и, наряду с этим, использование абсолютно всего в служении Господу.

- йутха-правеша - трансцендентное вхождение в круг гопи на Голоке Вриндаване в своем изначальном духовном облике

- йутхешвари - одна из предводительниц многочисленных компаний гопи - девушек Кришны; любимая йутхешвари каждой - Шримати Радхарани; служить Кришне под ее началом - значит испытать ни с чем не сравнимые духовные ощущения.

- кадамба - крупная порода деревьев, растущих во Вриндаване. Цветы этого дерева обладают удивительным ароматом

- кайастха - человек, чьи родители принадлежат к различным кастам; типичный клерк или администратор в средневековой Индии, кала - вечное время, одна из энергий Господа.

- калпатару - дерево желаний.

- кама - физические наслаждения, допускаемые ведическими общественными нормами (варнашрама-дхармой); страсть к физическим наслаждениям, в особенности к сексу.

- кама-рупа - преданное служение, украшенное рагой, делится на два вида: кама-рупу (любовное) и самбандха-рупу (родственное); см. также рагануга-бхакти.

- каништха-адхикари - неофит, преданный-материалист. карма - материальный закон причины и следствия.

- карма-йога - совершение религиозных жертвоприношений в соответствии с разделом Вед "карма-канда" ради достижения материальных целей.

- карма-канда - раздел ведических писаний, в котором описана карма-йога, или мирские религиозные жертвоприношения; первый из трех разделов Вед.

- карми - человек, который трудится для того, чтобы наслаждаться плодами своей работы, и который пытается заслужить право на райское блаженство с помощью процесса карма-йоги.

- картика-врата - обеты, соблюдаемые в течение месяца картика (октябрь-ноябрь), особенно во Вриндаване, составляющие отдельную разновидность преданного служения.

- кауди - разменная монета в виде маленькой раковины, имевшая хождение в Бенгалии и Ориссе во времена Господа Чайтанйи.

- кевала-адвайта-вада - философская школа монизма.

- киртана - громкое публичное воспевание маха-мантры группой преданных, обычно сопровождаемое игрой на музыкальных инструментах и экстатичными танцами; воспевание мантры вслух на четках; одна из девяти основных форм преданного служения

- кришна-бхакти - духовный путь, сосредоточенный на любви и служении Кришне, что и является его основным видом практики

- кришна-према - чистая любовь к Кришне, конечное предназначение пути кришна-бхакти.

- Кришна Чайтанйа - см. Чайтанйа кула-гуру - традиционный семейный гуру.

- кунда - место омовения или гхат; Радха-кунда и Шйама-кунда - две известные кунды во Вриндаване.

- кхаджа - засахаренный кунжут.

- кшатрийа - воинственно настроенный административный класс в ведическом обществе (варнашрама-дхарме); тот, кто защищает общество от различных опасностей

- лакх - сто тысяч.

- Лакшми-Нарайана - Лакшми, богиня удачи и процветания - вечная служанка Господа Нарайаны, главенствующего Божества планет Вайкунтхи; поклонение Им совершается в почтительном благоговении и с большой роскошью, лила - трансцендентные развлечения Господа Кришны.

- лила-смарана - мысленно сосредоточиться на развлечениях Кришны; как правило, это развлечения, способствующие медитации на святое имя; медитация на развлечения, называемые ашта-калийа-лилы.

- лобха - жадное стремление следовать по стопам вечного спутника Господа, который постоянно обитает во Враджа-дхаме и всецело проникнут настроением рагатмика-бхакти.

- мадхйама-адхикари - преданный, находящийся на среднем уровне духовного развития, мадхурйа или мадхурйа-раса - сладость духовной супружеской любви, майа - иллюзия, или материальное сознание; энергия Верховного Господа.

- мабавади - любой, кто считает имя и форму Господа порождениями майи, или материальной энергии; конечная цель, к которой стремятся майавади - слиться с безличным брахманом (достичь сайуджйа-мукти), совершив таким образом духовное самоубийство.

- маба-шакти - несущественная тень пара-шакти, внутренней духовной энергии Господа, называется майа-шакти, или материальной природой; она создает материальный мир, или деви-дхаму, под началом Господа.

- мана - состояние, в котором преданный выражает свое любовное негодование; даже у самого Верховного Господа бывает желание испытать это особенное чувство и насладиться примирением со своим преданным, что всегда наступает после негодования.

- "Манах-шикша" - работа Шрилы Рагхунатхи дасы Госвами, написанная на санскрите, в которой он проповедует своему уму.

- манджари - маленькие помощницы сакхи, или подружки Шримати Радхарани в возрасте от 6 до 9 лет.

- мантра - "очищающая мысли"; звуковая вибрация, обычно содержащая одно или более имен Господа, предназначенная для того, чтобы избавить ум от материальной запутанности.

- марйада-вада - садхана-бхакти, на совершение которой вдохновляют предписания шастр; правила и предписания такого рода, соблюдаемые с благоговейным почтением и трепетом; иногда употребляется для обозначения какого-либо действия, выражающего почтение.

- марката-ваираги - человек, занимающийся "обезьяньим отречением", то есть делающий вид, что он отрешенный, но на самом деле ищущий, как бы удовлетворить свои органы чувств.

- марката-ваирагйа - "обезьянье отречение", притворное отречение, во время которого мысли заняты поисками объектов для наслаждения органов чувств.

- Матхура - на этой планете в округе Матхура находится Гокула Вриндавана; место, где в качестве царевича династии Паду развлекался Господь Кришна.

- махабхава - высочайшее проявление экстаза любви к Кришне, доступное только для Шримати Радхарани; сильнейшие духовные переживания, воплощением которых является Шримати Радхарани; когда анурага, переполненная непревзойденной, ни с чем не сравнимой изумительной любовью, доходит до безумия, она становится махабхавой; на этом уровне возлюбленные не в силах стерпеть того, что их веки мигают и скрывают друг друга из виду даже на долю секунды и каждое мгновение тянется для них целую вечность, и каждый миг разлуки кажется невыносимо долгим и нескончаемым; и в разлуке, и при встрече на этом уровне полностью проявляются все признаки саттвика-бхавы и санчари-бхавы.

- "Махабхарата” - объемная эпическая поэма, написанная Вайасадевой и часто называемая "пятой Ведой"; рассказывает о жизни пятерых братьев Пандавов, которые были близкими преданными Господа Кришны.

- маха-давагни - материальный мир, повторяющиеся рождения и смерти, бушующий пожар, погасить который существует одно лишь средство - совместное воспевание святого имени Кришны.

- маха-мантра - Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе; Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Самая могущественная мантра ведической литературы, распространяемая последователями Господа Шри Чайтанйи Махапрабху, йуга-аватары Кали-йуги.

- махаджана - один из восьми величайших духовных авторитетов во вселенной; великий преданный.

- маха-прасадам - изысканное кушанье, а также различные предметы, которые были предложены непосредственно Господу в Его форме Божества, а затем Его чистому преданному; считается, что маха-прасадам в высшей степени способен избавить от любого осквернения, млеччха - мясоед; человек, не имеющий никакого понятия ни о чистоте, ни о ведическом этикете.

- мокша - в соответствии с ведическими принципами жизни общества (варнашрама-дхармой) - освобождение от материального существования.

- мукти-абхаса - тень освобождения.

- мукунда-прештха - гуру или тот, кто очень дорог Господу Мукунде, избавляющего от мук, связанных с материальным рабством

- наирантарйа - непреклонная твердость при несении служения

- нама - чистое святое имя Господа.

- намабхаса - воспевание святого имени Господа и совершение при этом оскорблений в его адрес; значение намабхасы не следует принижать, потому что благодаря ей живое существо может получить физические удовольствия, избавиться от грехов и даже достичь освобождения.

- нама-гуру - гуру, посвящающий своего ученика в воспевание святого имени Господа.

- нама-даша - трансцендентные эмоции, которые вызывает собственное имя у преданного, пребывающего в своей вечной духовной форме на Голоке Вриндаване.

- намапарадха - оскорбление святого имени Господа.

- намараса - самый важный раздел духовной науки, рассказывающий о расах святого имени.

- намачарйа - Шрила Харидаса Тхакура, величайший духовный авторитет в том, что касается святого имени; тот, кто своим примером показывает, как нужно избегать совершения оскорблений при воспевании святого имени.

- Нилачала - другое название Джаганнатха Пури, где Господь Чайтанйа Махапрабху провел последние 24 года своих развлечений на этой планете.

- нирапекша-садхака - преданный, ведущий уединенную жизнь; отрешенный преданный, соблюдающий обет безбрачия, нирбандха - минимальное число кругов, которое ежедневно воспевает чистый преданный; садхака должен воспевать маха-мантру на четках, сделанных из Туласи; джапа-мала состоит из 108 бусин. Четыре круга на четках - это один грантхи. Постепенно увеличивая число воспеваемых кругов, садхака должен стремиться к тому, чтобы воспевать 16 грантхи (один лакх) святых имен в день.

- ниришвара - неверующий, атеист; серьезный садхака должен избегать неблагоприятного общения с подобными людьми.

- нитйа-баддха - вечно обусловленная душа; обитатели деви-дхамы.

- нитйа-мукта - вечно освобожденная душа; обитатели Ваикунтхи.

- нитйа-сиддха - вечный спутник Господа, который никогда не был обусловленным.

- нишкапата - честный и искренний; безграничная милость Майа-деви; по своей милости, которая называется нишкапата, она дарит науку о преданном служении Господу Кришне с едва уловимой примесью материального знания.

- ништха - уровень, на котором вера в Кришну, Его святое имя и процесс преданного служения становится твердой и непоколебимой, ом - имя Господа, используемое преимущественно в ведических гимнах как начальный звук

- пада-севанам - служение лотосным стопам Господа; одна из девяти основных форм преданного служения.

- "Падйавали" - произведение Шрилы Рупы Госвами, в котором в стихотворной форме описаны игры Радхи-Кришны во Вриндаване.

- палйадаси-бхава - трансцендентное умонастроение служанки, которую содержит Кришна.

- пан - одурманивающее средство, изготавливаемое из орехов и листьев бетеля, катечху, пана и других пряностей.

- пандита - ведический ученый, черпающий свои познания из писаний.

- панча-таттва - трансцендентное воплощение Господа Шри Чайтанйи Махапрабху, проявленное в пяти ипостасях: самого Господа (Господь Чайтанйа), экспансии Господа (Шри Нитйананда Прабху), воплощения Господа (Шри Адвайта Прабху), Его внутренней энергии (Шри Гададхара Тхакура) и Его преданного (Шри Шриваса Прабху).

- панчопасана - поклонение пяти главным полубогам: Вишну, Сурйе, Шиве, Дурге и Ганеше; это своего рода скрытый имперсонализм, поскольку Вишну поклоняются не как Верховной Личности Бога, а как одному из полубогов.

- паракаштха - трансцендентное чувство превосходства, испытываемое при паракийа-расе (взаимоотношениях между любовниками). Раса достигает своего полного расцвета лишь при паракийа-расе.

- парамананда - величайшее счастье; никто не сможет его испытать без милости Шримати Радхарани; чтобы почувствовать такое счастье, джива должна искренне и смиренно молиться, чтобы испытать те переживания, которые присущи преданному Враджи и жаждать его или ее общества.

- параматма - экспансия Господа Гарбходакашайи Вишну, которая находится в сердце каждого живого существа в виде Сверхдуши и наделяет его разумом.

- парампара - последовательность духовных учителей, восходящая от наших дней до самого Господа, посредством которой передается духовное знание.

- пара-шакти - высшая божественная энергия Господа. Поэтому нет никакой разницы между формой Кришны и Его божественной природой пара-шакти.

- париништхита - садхака, посвятивший себя следованию правилам и предписаниям; он устраивает свою жизнь таким образом, чтобы его поступки согласовывались с правилами преданного служения и поклонения Божеству, прайашчитта - епитимьи, налагаемые для искупления грехов.

- прайоджана - воспевание на этой стадии становится насущной необходимостью. Прайоджана ведет преданного по пути достижения любви к Богу, и джива, находясь на этой стадии воспевания, каждый миг испытывает экстаз.

- пракрити - материальная и духовная природы, или то, чем наслаждается пуруша, Верховный Господь; включает в себя планеты Ваикунтхи, джив и материальную природу.

- прамади - одно из оскорблений святого имени - невнимательное воспевание.

- пранайа - фамильярное обращение с Господом.

- пранама - выражение глубокого почтения перед Господом.

- прарабдха-карма - кармические последствия, которые должны наступить в течение нынешней жизни.

- пратибимба-абхаса - отражение лучей святого имени в озере мыслей майавади называется пратибимба-намабхасой, которая дарует сайуджйа-мукти тому майавади, который воспевает святое имя.

- пратибимба-намабхаса - см. пратибимба-абхаса

- пратибимба-шраддха-абхаса - когда человек видит у других чистую твердую веру, это производит на него впечатление, и шраддха-абхаса, или вера, пробуждается в его сердце. Желая подняться на более высокий уровень развития, он начинает постоянно воспевать, но при этом у него сохраняются сильные стремления к физическим удовольствиям и освобождению. Его шраддха не всамделишная, но признаки шраддхи уже есть. Это и называется в писаниях пратибимба-шраддха-абхасой.

- према - согласно писаниям, зрелый плод чистой преданности, кульминация любого совершенства.

- према-бхакти - беспримесная спонтанная любовь; высочайший трансцендентный экстаз, которого может достичь джива.

- премабхаса - тень премы.

- према-ваичитра - испытывая экстаз анураги, преданный чувствует неудержимое стремление родиться животным или еще более низким существом, чтобы быть непосредственно связанным с Кришной; это называется према-ваичитрой, или разнообразной любовью; даже в разлуке Кришна дает возможность своему возлюбленному испытать ни с чем не сравнимое блаженство, проявляя себя таким образом, что лишь возлюбленный знает Его и любит.

- према-дхарма - путь любовного преданного служения Верховному Господу.

- пуджа - поклонение Божеству Господа, обычно в виде предложения Ему различных подношений.

- пурана - ведическая историческая литература.

- пурва-рага - экстаз, испытываемый от разлуки с Кришной.

- пуруша-аватара - одна из экспансий Кришны, участвующая в творении материального мира: Маха-Вишну, Гарбходакашайи Вишну или Кширодакашайи Вишну.

- рага - естественная и сильная погруженность в любовные переживания и неутолимая жажда общения с тем, кому поклоняются больше всех - с Господом Шри Кришной; снеха в сочетании с неудержимым влечением становится рагой, и на этой стадии любовных отношений даже мгновение, проведенное в разлуке, кажется невыносимым, в то время как при встрече даже величайшее огорчение приводит к веселью.

- рагануга-бхакти - спонтанная садхана, возникающая из-за сильного влечения к деятельности обитателей Враджи.

- рагатмика-бхакти - преданное служение, украшенное рагой; бывает двух видов: кама-рупа (любовные взаимоотношения) и самбандха-рупа (отношения между родственниками); см. также рагануга-бхакти.

- раджасуйа - ведическое ритуальное жертвоприношение, совершаемое царем, который хочет стать повелителем всего мира.

- Радха, или Радхарани - олицетворенная энергия наслаждения Кришны; обладая женской природой, Радхарани находится с Кришной на одном уровне.

- "Рамайана" - история о воплощении Господа Рамачандры, записанная великим святым по имени Вальмики.

- раса - трансцендентный сочный и сладкий вкус, принадлежащий к той же духовной природе, что и Верховная Абсолютная Истина, и абсолютно трансцендентное царство; существует семь второстепенных рас (смех, изумление, сострадание, рыцарство, гнев, ужас и отвращение) и пять основных (нейтральные отношения, отношения слуги и господина, дружеские отношения, родительские и супружеские); из пяти основных рас высшей является мадхурйа-раса.

- раса-таттва - учение Господа Чайтанйи о расах, изложенное Им Шриле Рупе Госвами.

- расика-бхакта - святая душа, полностью отрешенная от материальной жизни. Тот, кто воспевает святое имя, находясь на уровне бхавы.

- рати - спонтанное влечение к святому имени и преданному служению, возникающее в процессе следования по стопами обитателей Враджи.

- рати-абхаса - тень рати.

- Рукмини-Дваракадиша - Рукмини - первая среди цариц Двараки, жен Кришны; Дваракадиша - это имя Кришны, означающее "правитель Двараки"; поклонение Им проводится с большой роскошью и в духе благоговейного почтения.

- рупа-даша - трансцендентные переживания, которые вызывает у преданного его собственная вечная духовная форма во Вриндаване.

- рупануги - последователи Шрилы Рупы Госвами.

- ручи - вкус, естественная склонность, порождаемая обилием сукрити, или благочестия. Есть два вида благочестия: прошлая сукрити и настоящая сукрити.

- садхака - практикующий садхану; тот, кто занимается преданным служением.

- садхана-бхакти - существует девять видов практики садхана-бхакти: слушание, воспевание, памятование, служение, поклонение Божеству, выполнение приказаний, дружеские взаимоотношения с Господом, вознесение молитв и полное вручение себя Господу. садху - чистый преданный, принадлежащий к преемственности Рупы Госвами.

- садху-нинда - оскорбление садху.

- садху-санга - общение с садху.

- сайуджйа-мукти - имперсональное освобождение, слияние дживы с брахмаджйоти; считается духовным самоубийством

- сакапата - непостоянная и иллюзорная милость Майа-деви. В случае сакапаты она дает дживе временное покровительство и удобства, контролируя ее таким образом. Разочаровавшись в поведении дживы, она бросает ее в брахмаджйоти, даруя ей освобождение сайуджйа, а значит, вынося ей смертный приговор.

- сакхи - служанки Шримати Радхарани во Вриндаване.

- сакхйа - духовная раса дружеских отношений; одна из девяти основных форм преданного служения, салокйа - один из четырех приемлемых для вайшнавов видов освобождения - жизнь на одной планете с Господом.

- самадхи - состояние, при котором мысли полностью поглощены единственным объектом глубокой медитации; состояние, когда преданный хочет только одного - полностью погрузиться в развлечения Кришны

- самбандха - переживания, вызываемые трансцендентными взаимоотношениями.

- самбандха-джнана - знание, которое дает возможность правильно понять взаимоотношения между Богом, Его энергиями и дживой. самбандха-рупа - преданное служение, украшенное рагой; бывает двух видов: кама-рупа (любовные взаимоотношения) и самбандха-рупа (взаимоотношения между родственниками); см. также рагануга-бхакти.

- самбандха-таттва - правильное понимание взаимоотношений между Богом, Его энергиями и дживой.

- самбхога-раса - преданное умонастроение, возникающее при совместных наслаждениях непосредственно с Господом; искренний преданный должен полностью забыть даже о попытках достичь самбхога-расы, поскольку все они безусловно обречены на неудачу.

   - самвит - сокрытая в дживах энергия знания, исходящая от Господа, посредством которой Господь осознаёт свое верховное божественное положение и также дает возможность осознать это другим.

- самипйа - один из четырех видов освобождения, приемлемых для вайшнавов - тесное общение с Господом.

- сампатти-даша - возвращение утраченного. В конечном итоге, отделив от себя все временные материальные ярлыки и полностью сосредоточившись на своей изначальной духовной сущности, по которой она так истосковалась, джива достигает сампатти-даши, ступени, на которой к ней вновь возвращается то, что она утратила - ее духовная сущность.

- сампрадайа - последовательность духовных учителей, берущая начало от выдающегося преданного Господа. Существуют четыре общепринятые вайшнава-сампрадайи: Брахма, Кумара, Шри и Рудра.

- санатана-дхарма - структура ведического общества, состоящего из четырех классов (брахманов, кшатрий, вайшей и шудр) и четырех духовных укладов жизни (брахмачари, грихастх, ванапрастх и саннйаси) и сосредоточенного вокруг преданного служения Господу.

- сандеша - сладость из творога.

- сандхини - трансцендентная энергия, исходящая из Господа, благодаря которой становится возможным вечное существование

- санкета-намабхаса - бывает двух видов: 1) когда кто-то хочет воспевать имя Господа Вишну, но придерживается материальной концепции относительно святого имени; 2) когда у кого-то в голове что-то весьма и весьма далекое от святого имени, но он повторяет его, так или иначе вспомнив об этом трансцендентном звуке. Несмотря на то, что йаваны употребляют в пищу мясо, у них, тем не менее, есть возможность достичь освобождения с помощью обычного слова на урду - "харам”. Даже при санкета-намабхасе могущество святого имени не уменьшается.

  - санкиртана - "совершенный киртана", потому что для того, кто совершает санкиртану, нет нужды заниматься еще какими-нибудь видами преданного служения.

- санкхйа - древняя философия, упор в которой делается на разнице между духом и материей. Есть две философии санкхйи - одна атеистическая, разработанная Капилой-самозванцем, а другая - теистическая, которой учил настоящий Господь Капила, сын Девахути и воплощение Бога.

- саннйаса - в ведическом обществе (варнашрама-дхарме): отрешенный уклад духовной жизни.

- санчари-бхава - направляет поток экстатических эмоций в русло стхайи-бхавы; иными словами, она является порождением стхайи- бхавы, дополняя ее и, в конце концов, сливаясь с ней.

- сари - традиционная женская одежда в ведической цивилизации - длинная ткань, особым образом обернутая вокруг тела.

- сарупйа - один из четырех приемлемых для вайшнавов видов освобождения - обладание внешностью Господа.

- сарштхи - один из четырех приемлемых для вайшнавов видов освобождения - обладание таким же богатством, как и у Господа.

- саттвика-бхава - чувство преданности, вызванное чистыми трансцендентными переживаниями.

- саттвика-брахманы - брахманы, находящиеся под влиянием только гуны добродетели.

- сахаджийи - одно из тринадцати течений псевдопреданных, провозглашающих себя последователями Господа Чайтанйи, но привязанных в действительности к материальной деятельности.

- сваништха - садхака, или тот, кто занимается духовной практикой, преданно следующий по пути самоосознания; полностью отвергающий все принципы варнашрама-дхармы и направляющий все свои усилия лишь на то, чтобы удовлетворить Верховного Господа

- сва-мантра - чья-либо изначальная или основная мантра.

- сварсики - ашта-калийа-лила смарана известна также как поклонение сварсики. На этой стадии бхаджаны Господь Кришна проявляет определенные игры в соответствии со временем и местом; спонтанное проявление скрытых игр Кришны перед тем, кто даже не желал

- сваахручи - №№№

- сварупа - изначальная вечная духовная внешность преданного, имеющего взаимоотношения с Кришной.

- сварупа-абхаса - частично проникающий свет от полного сияния; например, в пасмурный день мы видим свет солнца, но оно не сияет в полную силу, так как скрыто за облаками.

 - сварупа-лакшана - основное качество (т.е. преданность Господу Кришне) садху, не зависящее от его варны и ашрама, сварупа-шакти - внутренняя энергия самого Господа. Сварупа-шакти состоит из квинтэссенции энергий хладини и самвит. Сочетание сварупа-шакти с блаженством и знаниями дживы приводит к появлению у нее интеллекта, необходимого для возникновения чистой спонтанной преданности, известной как бхакти-сварупам-шакти

- сева - трансцендентное служение.

- севапарадха - оскорбления, совершаемые в ходе преданного служения.

- сиддха - совершенная душа, которая занимается служением, имея соответствующую духовную внешность.

- сиддхадеха - духовная индивидуальность: духовное имя, внешность, качества, служение и т. д. Духовный учитель также раскрывает садхаке, какой именно из манджари она является, кто ее родители, в каком доме она родилась, кто ее муж и так далее

- сиддха-ручи - вечная духовная раса.

- сиддха-сварупа - обретение своей вечной духовной формы.

- смарана-даша - стадия памятования. Помня о чистых чувствах расы, преданный хочет испытать их, и тогда он поднимается на третью ступень - смарана-дашу.

- смаранам - в переводе означает "памятование", или устремление мыслей к Господу; этому процессу нужно следовать постепенно, шаг за шагом, размышляя сначала об имени, затем о внешности, качествах и т. д.; одна из девяти основных форм преданного служения

- смрити - раздел ведической литературы.

- снеха - когда сердце переполнено любовью, оно тает и становится невероятно жидким, признаком чего являются обильные слезы, которые невозможно сдержать; именно на этой стадии желание преданного увидеть Кришну никогда не исполняется.

- "Става-мала" - сборник прекрасных молитв, написанных Шрилой Рупой Госвами.

- стхайи-бхава - стадия совершенства, заключающаяся в непрерывном потоке эмоций; известна также как рати.

- субхакарма - благочестивая материальная деятельность, например, совершение мирских жертвоприношений, добрые дела, поклонение полубогам и т. д.

- суджаны - преданные, принадлежащие к какой-либо из восьми вайшнава-сампрадай.

- сукрити - благочестивые поступки, совершенные в предыдущих жизнях, -

- суммум бонум - высочайшее благо, или конечная цель всякой деятельности.

- сурабхи - принадлежащие Господу Кришне трансцендентные коровы, дающие молоко в неограниченных количествах

- тамала - дерево, кора которого похожа цветом на тело Господа, и чей изящно изогнутый ствол также напоминает Кришну; растет в рощах Вриндаваны по берегам Ямуны.

- тантра - изначально этим словом назывались руководства по поклонению, но со временем смысл его исказился, и оно стало означать разновидность материалистического поклонения полубогам, в основе которого лежит гуна невежества.

- таташтха - пограничная область проявления пара-шакти - это джива-шакти. Джива вечна, и ее одновременное единство с Верховным Господом и отличие от Него непостижимо; будучи энергией Господа Кришны, она считается одной из принадлежностей для служения Господу.

- таташтха-лакшана - материальные, или внешние признаки садху; могут варьироваться в зависимости от варны и ашрама преданного, таттва-вйавадхана - искажение философских выводов при воспевании святого имени; совершенно отвратительное оскорбление святого имени.

- тилака - знаки, которые наносятся священной глиной на лоб и другие места тела вайшнава. Каждый знак тилаки обозначает храм определенной экспансии Господа Вишну

- тйага - отречение.

- туласи - кусты, часто встречающиеся растущими в диком виде во Вриндаване, которые предлагают в качестве подношения Господу Вишну; известны также под названием "святой базилик".

- туласи-мала - ожерелье из 109 бусин из дерева туласи, используемое в качестве четок при воспевании святого имени (см. джапа-мала)

- уддипана - то, что побуждает к мадхура-расе.

- "Уджджвала-ниламани" - произведение Шрилы Рупы Госвами, написанное им в стихах на санскрите, в котором рассказывается о сокровенных играх Радхи и Кришны, происходящих во Врадже.

- уттама-адхикари - достигший самоосознания вайшнав первого класса, который, переполняемый чувством экстаза, видит Кришну повсюду.

- харам - мусульманское ругательство (на урду), обычно используется в качестве примера, иллюстрирующего вйавадхану (разрыв) при намабхасе, так как содержит святое имя Господа Рамы (произносимое как "Рам").

- Хари - имя Господа, означающее "тот, кто уносит прочь все грехи своего преданного"

- хари-басар - экадаши, двадаши, дни явления и прочие святые дни и праздники.

- "Хари-бхакти-виласа" - произведение Шрилы Санатаны Госвами, написанное им на санскрите, в котором подробно рассказывается о ритуальной деятельности вайшнавов (например, о поклонении Божеству); считается способом привлечения привязанных к ритуалам смарта-брахманов к сампрадайе вайшнавов.

- "Харинама Чинтамани" - дословно: "прекрасный философский камень святого имени Господа". В книге подробно рассматриваются десять оскорблений святого имени Господа и плоды, которые приносит чистое воспевание. Написана на бенгали Его Божественной Милостью Шрилой Бхактивинодой Тхакурой.

- хатхикари - мусульманское слово (на урду), используемое обычно для иллюстрации вйавадханы (разрыва) при намабхасе, поскольку содержит имя Господа "Хари", разделенное двумя слогами.

   - хела-намабхаса - при хела-намабхасе отсутствует шраддха, но, тем не менее, даже она дарует освобождение. Что тогда говорить о воспевании, совершаемом с верой?

- хладини-шакти - энергия наслаждения Кришны, воплощением которой является Шримати Радхарани

- хридайа-даурбалйам - слабость сердца, из-за которой на пути преданного служения возникают трудности

- чандалы - низший класс людей, собакоеды.

- Чайтанйа - Господь Шри Чайтанйа Махапрабху - это воплощение Верховного Господа в Кали-югу, в котором Он, играя роль своего преданного, распространяет религиозного движения санкиртаны, совместного воспевания святого имени.

- "Чайтанйа-бхагавата" - авторитетная биография Господа Шри Чайтанйи Махапрабху, рассказывающая о ранних годах Его жизни. Написана на бенгали Вриндавана дасой Тхакурой.

- "Чайтанйа-чаритамрита" - авторитетная биография Господа Шри Чайтанйи Махапрабху, написанная на бенгали Кришнадасой Кавираджей Госвами.

- чамара - опахало из хвоста яка, используемое для того, чтобы отгонять мух. чампака - благоухающие цветы, растущие по всей Индии, но особенно во Вриндаване.

- чаранамрита - вода, мед, молоко и т.п. для омовения Божеств.

- чатур-вйуха - четыре основных экспансии Вишну на Вайкунтхе (в духовном мире): Баладева, Санкаршана, Прадйумна и Анируддха

- чит-шакти - энергия вечности Господа, благодаря которой существует духовная природа, Ваикунтха, и материальный мир

- чхайа-намабхаса - первая ступень намабхасы, на которой видна лишь ее тень, приносящая, тем не менее, безграничное благо человечеству; она известна под названием "чхайа-намабхаса", или "едва различимая тень святого имени"

- шакти - духовная энергия.

- шактиман - источник энергии, Верховная Личность Бога.

- шактйавеша-аватара - джива, специально наделенная Господом особой силой для выполнения определенной задачи

- шанта - духовная раса нейтральных отношений.

- шастра - ведическая литература, например, "Бхагавад-гита", "Шримад-Бхагаватам" и др. Писания или священные книги, автором которых является Господь.

швеччха-пурвика - непринужденная медитация на игры Кришны и, как следствие, спонтанное влечение

- шикша - трансцендентные наставления, полученные от гуру через парампару.

- шикша-гуру - духовный учитель, который своими наставлениями поднимает ученика до все больших и больших высот в духовной жизни, ведя его к осознанию своей сиддха-ручи (см. выше)

- шйама - изысканный темный цвет тела Господа

- шлока - стих на санскрите.

- шравана - слушание от авторитетного рассказчика об имени, славе и играх Господа; один из девяти основных видов преданного служения.

- шравана-даша - стадия слушания. Когда преданный-садхака, услышав об играх Господа Кришны, привлекается супружеской расой, ему следует обратиться за дальнейшими наставлениями к святому духовному учителю, достигшему самоосознания. Это и называется стадией слушания, или шравана-дашей.

- шраддха - вера в Верховного Господа, учение писаний и процесс преданного служения.

- шраддха (ритуал) - предложение еды умершим предкам.

- шраддхабхаса - тень веры.

- шраддхаван - имеющий веру (шраддху).

- шраддха-нама - воспевание с верой, но также и с анартхами.

- "Шримад-Бхагаватам" - известен также под названием "Бхагавата-пурана" - основное писание ученической цепи Господа Чайтанйи

- Шри Кришна Чайтанйа Махапрабху - см. Чайтанйа

- шрингара - духовная раса супружеских отношений

- шрути - раздел ведической литературы.

- шрути-шастра - ведическая литература, включающая в себя упанишады, пураны и другие дополнительные писания, сошедшие непосредственно с уст Верховного Господа Кришны.

шуддха-нама - чистое имя Господа, воспеваемое без оскорблений, шудры- класс слуг в ведическом обществе (варнашрама-дхарме).

- экадаши - одиннадцатый день после полнолуния или новолуния; в писаниях сказано, что в экадаши нужно совершать аскезы: соблюдать пост, воспевать больше кругов, чем обычно, и бодрствовать всю ночь.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!