Особенности «новой драмы» АП. Чехова

Раздел 3. Русская литература критического реализма

Тема. Этапы развития русской литературы в XIX веке

 

Становление реализма в России тесно связано с историческими событиями, происходящими в стране.

А.С. Пушкин, писатели «Натуральной школы» заложили основы критического реализма. В поле критического реализма входят писатели от зрелого А. Пушкина до А. Чехова.

Реализм основан на понимании объективной реальности, независимой от наших желаний, развивающейся по своим законам действительности. Реалист, по Белинскому, призван «понимать предметы так, как они есть, отдельно от своей личности, переселяться в них и жить их жизнью». Художник- реалист вычленяет из жизненного потока наиболее значимые (типические) связи и отношения, раскрывающие существенные проявления жизненных закономерностей.

Писатель-реалист показывает, что поступки и переживания человека обусловлены его характером, а сам этот характер, в свою очередь, сформирован социальными обстоятельствами и средой.

В реализме типический характер соединяется с типичными обстоятельствами.

Ещё один признак реализма – историзм: изображение человека и общества не только во взаимосвязи, но ещё и в движении, развитии. Человек воспринимается как порождение определённого исторического времени. Человеческую индивидуальность героя формирует не вымысел автора, а история.

В поле критического реализма входят писатели от зрелого А. Пушкина до А. Чехова.

Узкое понимание слова «реализм» - конкретно-историческое направление в искусстве XIX века, провозгласившее основой программы соответствие правде жизни. Впервые термин выдвинул французский литературный критик Шанфлери в 50-е годы XIX века.

Писателей I половины .XIX века занимает проблема художественной формы, краткости и точности языкового оформления поэтического образа.

Первой реалистической комедией в России считается комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». В комедии ощущаются традиции классицизма (быстрое развитие действия, острый диалог, насыщенность эпиграммами, афоризмами, «принцип 3 единств»). Однако традиции классицизма перестраиваются на реалистический лад. Например, речевая индивидуализация героев, новый подход к изображению героев (Фамусов). Грибоедов включает в текст разговорную речь, просторечие, народный язык. Обогащает, усложняет характеры.

Первым общерусским поэтом принято считать И.А. Крылова. Крылов вместе с Карамзиным появился на литературной арене в годы между пугачёвским восстанием и французской революцией, когда Екатерина II.А., напуганная случившимся, стала отходить от идеалов Просвещения, начались гонения на И.Н. Новикова и А.Н. Радищева.

Крылов был современником В.А. Жуковского, А.П. Сумарокова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и многих других известных людей XIX века. Признание получил уже при жизни. Крылов был и драматургом, и журналистом, и поэтом, но известен, прежде всего, своими баснями. Первые басни были написаны ещё в 80-е годы XVIII в., но этими баснями Крылов был неудовлетворён. Начало басенного творчества связано с баснописцем И.И. Дмитриевым. Крылов обновляет, оживляет жанр басни, лишает её дидактичности Социальные и нравственные проблемы, поставленные в баснях, были порождены реальной жизнью, состоянием именно русского общества и в совокупности создавали конкретный «образ» России… Аллегорическая форма басни позволяла неоднозначно понимать её смысл, давая возможность, с одной стороны, обходить цензуру, с другой – предлагать многоплановую трактовку изображаемых явлений, что имело как положительную, так и отрицательную сторону» [3, С.24].

Крылов обращается не к отдельным сословиям и группам, а к целой нации. Творчество Крылова повлияло на Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина и др. В XX веке традиция написания басни была продолжена в творчестве В. Маяковского и С. Михалкова.

Пушкинская эпоха в развитии русской литературы окончательно завершила процесс формирования классического литературного стиля и созданного на его основе зрелого литературного языка. Пушкин и его окружение видели в личности не только продукт социальных обстоятельств определённого времени, но и отражение в ней многовековой истории России. Начиная с Пушкина, литература утверждает не светский, а христианский гуманизм, а в произведениях II половины XIX века появляется нигилизм. Реализм I половины XIX века обычно считают синкретическим, то есть соединяющим в себе черты классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма.

С 1840-х годов в литературе стремительно развиваются социально-аналитические начала. Появляется «Натуральная школа», которая имела критическую направленность, ввела в произведение элементы натурализма, сделала установку на социальное обобщение. Писатели «натуральной школы» (Д. Григорович, А. Герцен, В. Даль) использовали малые жанры, для которых была характерна простая композиция. В произведениях ярко прослеживались гоголевские традиции, а именно с Н.В. Гоголем обычно связывают «натуральную школу».

В 20-40-е годы ведущим творческим методом в литературах Европы и России становится критический реализм. В английской литературе – Диккенс, Теккерей. Во французской литературе – Стендаль, Бальзак, Мериме, в русской – поздние произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и писатели II половины XIX века.

Критический реализм по-новому изображает отношения человека и окружающей среды. Предметом глубокого психологического анализа стал внутренний мир человека, поэтому критический реализм одновременно становится психологическим. В подготовке это качества реализма сыграл немалую роль романтизм, с его обращённостью к внутреннему «я». В русской литературе в жанре социально-психологического романа работают в это время И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский. Именно в это время появляется понятие «лишний человек». Этот термин ввёл И.С. Тургенев. В 1849 году он пишет повесть «Дневник лишнего человека». Впоследствии этот образ появляется в критических статьях А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова. В романе «Обломов» И.А. Гончарова таким героем становится сам Обломов, с его апатией и ленью, уходом от действительности, мечтательностью и пассивностью. Появляется ещё один образ – образ «маленького человека». Образ появляется ещё во времена Пушкина в его «Повестях Белкина», произведении «Капитанская дочка», затем у Достоевского в повести «Бедные люди» и романе «Униженные и оскорблённые».

В западных странах отмечен подъём революционного движения, появление марксизма, что не только оказывает влияние на литературу критического реализма, но и вызывает к жизни первые опыты изображения пролетариата. Критический реализм явился следствием сближения литературы с действительностью. Действительность вошла в произведение со всеми своими нюансами и контрастами. Например, действительность Петербурга в романе «Преступление и наказание». Автор даже делает город своим героем. И этот Петербург разительно отличается от Петербурга Пушкина в романе «Евгений Онегин». Это мир распивочных подвалов, кабаков, мир удущающих пыльных улиц, на которых стоит жара, а в маленькие форточки нечем дышать.

Русские реалисты отражали общество в конфликтах и спорах, он раскрывали борьбу идей. Так в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» столкнулись позиции дворян-либералов и позиция нигилиста Е. Базарова, который отрицал всё на свете. Одновременно появляются антинигилистические романы Н.С. Лескова («Некуда»), Ф.М. Достоевского («Бесы»), И.С. Тургенева («Новь»).

Особое место в истории критического реализма принадлежит Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому с их проникновением в «диалектику души».

Самым популярным жанром становится роман со всеми его разновидностями. Данная форма позволяла изобразить жизнь с разных сторон, запечатлеть социальные типы, сделать философские или исторические обобщения. Чаще всего в произведении реализовывался синтез жанра. Например, роман «Преступление и наказание» Достоевского сочетает в своей композиции, социально-философский роман, социально-психологический, жанр детектива, любовный.

В литературе появляется новый герой – крестьянин в произведениях Н.А. Некрасова. И.С. Тургенева. Творчество И.С. Тургенева построено на традициях А. Пушкина и Н. Гоголя. В его романа наблюдается не только новый герой, но и новая героиня, которую называют «тургеневской девушкой».

С появлением в литературе имени М.Е. Салтыкова-Щедрина становится заметно усиленной сатирическая линия.

Критический реализм вызвал к жизни новые темы и формы в драматургии. На второй план была отодвинута поэзия. Среди её крупных представителей стоит назвать Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого.

Появилась комедия, в основе которой лежал не любовный, а социальный конфликт. Примером стала комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Большая роль в развитии драматургии во II половине XIX века принадлежит А.Н. Островскому, которого называют основателем национального русского театра. Островский открыл театральную школу при Московском художественном театре. Написал почти 50 пьес, 46 из которых были поставлены на сцене театра ещё при жизни драматурга. Расширил тематику пьес. Появились пьесы о театре и жизни актёра. Например, «Без вины виноватые». В пьесах Островского усилилась социальная тематика. Перед глазами зрителя появился новый герой – купец с его бытом и нравами. Пьеса «Гроза» построена по реалистическим традициям и направлена против «темного царства» Кабанихи и Дикого, которые по-прежнему хотят придерживаться Домостроя. В драме «Гроза» появляется и новая героиня, которая способна протестовать против мира Кабанихи.

К началу XX века достижения театра Островского во многом оказались устаревшими. А.П. Чехов пытается воспользоваться достижениями западноевропейской литературы, которой тоже очень интересен театр. А.П. Чехов обращается к «новой драме». Её пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия, в ней нет счастливых людей.

Особенности «новой драмы» АП. Чехова

1. Основа, доминанта художественной системы – подтекст

2. Нет системы классических амплуа

3. Сюжет – интрига – не главное у Чехова. Двигателем действия становится внутренняя жизнь персонажей. Изменения внутренней жизни персонажей (внутренний сюжет) приводят к изменению внешнего сюжета, интриги.

4. Главный конфликт у Чехова – конфликт между представлением и реальностью. Двойственность конфликта.

5. Диалоги и монологи строятся на недомолвках и иносказаниях.

6. Театр Островского – авторский, театр Чехова – режиссёрский (соединяет подтекст, внутренний сюжет создаёт свою концепцию).

7. В драмах Чехова царит атмосфера психологической глухоты. Герои обычно находятся в состоянии глубокого кризиса.

8. Отсутствие единого героя. Полифоничность.

Художественные завоевания реализма вывели русскую литературу на мировой уровень. Произведения писателей-классиков живут и в наши дни, оказывая положительное влияние на сознание и чувства человека.

 

Литература

  1. Гордин М.А. Жизнь Ивана Крылова /М.А. Гордин. – М.: Книга, 1985. – 283с.

2. Коровин, В.И. Русская литература XIX века. /В.И.Коровин.– М.: Просвещение. 2001.

3. Литература: учебник для начального и среднего профессионального образования: в 2ч. Ч.1 /[Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; под ред. Г.А. Обернихиной. – 5-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2013.

4. Литература: учебник для начального и среднего профессионального образования: в 2ч. Ч.2 /[Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; под ред. Г.А. Обернихиной. – 5-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2013.

  1. Мезенцев П.А. История русской литературы XIX века (первая половина) / П.А. Мезенцев. – М.: Высшая школа, 1963. – 354с.

6. Роговер, Е.С. Русская литература первой половины XIX века: учеб. пособие: Допущено УМО М-ва образования РФ /Е.С. Роговер. – СПб. – М.: САГА-ФОРУМ, 2005.

7. Роговер, Е.С. Русская литература второй половины XIX века: учеб. пособие: Допущено УМО М-ва образования РФ /Е.С. Роговер. – СПб. – М.: САГА-ФОРУМ, 2005.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!