Специфика и функции искусства в системе культуры. Язык искусства. (лекция 2)
Билет 1
Культурно-исторические корни литературы. Миф и словесно искусство.
Художественная литература — искусство слова. Своеобразие ее «материала».
Эстетические свойства звучащего слова; его «музыкальность». Интонационная экспрессивность и ритмичность художественной речи как факторы эстетического впечатления. «Магия слов».
Знаковость слова, его «невещественность» (Лессинг). Отсутствие наглядности и конкретно-чувственной достоверности в словесном изображении. Преодоление знаковости слова в художественной речи; ее обращенность к «внутреннему оку» (Н.Гоголь) читателя. Ассоциативность словесного образа. Трудности перевода литературных произведений на другие национальные языки.
Литература как временное искусство, воспроизводящее явления жизни в их развитии. Изобразительно-экспрессивные и познавательные возможности речи. Ее способность воссоздавать как «внесловесную» действительность, так и речевую деятельность людей, как внешние стороны жизни человека, так и его духовный мир (чувства, раздумья, переживания мировоззренческого характера в их смысловой конкретности).
Воспроизведение устных и письменных высказываний, мыслительных процессов — уникальное свойство искусства слова. Воссоздание словом вымышленной «художественной реальности», «внутреннего мира» (Д. Лихачев) произведения как средоточия образного его смысла.
|
|
Литература как отражение действительности, форма ее художественного познания, осмысления, оценки, претворения. Отличие художественного обобщающе-целостного и ценностного осмысления жизни от научного, абстрактного знания. Соотношение понятий «прототип», «тип», «художественный характер», «персонаж», «герой», «образ».
Особенности творческого процесса в искусстве слова; «игра рассудка и воображения» (И. Кант), «мышление образами» и создание «второго», вымышленного художественного мира, «муки слова».
Отражение в творчестве писателя особенностей его личности, таланта и миросозерцания. Эстетические, религиозные, социологические, философские взгляды писателя, его нравственные искания как источник его произведений. Творческая рефлексия художника
и замысел произведения. Противоречия творческого процесса и их преодоление в созидании произведения как завершенной целостности.
Восприятие литературно-художественного произведения читателем посредством «эстетического созерцания» и сопереживания. Событие «встречи» читателя и автора (М. Бахтин) — способ освоения произведения как художественной ценности.
ЛИТЕРАТУРА И МИФЫ. Постоянное взаимодействие Л. и м. протекает непосредственно, в форме «переливания» мифа в литературу, и опосредованно: через изобразительные искусства, ритуалы, на родные празднества, религиозные мистерии, а в последние века — через научные концепции мифологии, эстетические и философские учения и фольклористику. Особенно активно это взаимодействие совершается в промежуточной сфере фольклора. Народная поэзия по типу сознания тяготеет к миру мифологии, однако, как явление искусства, примыкает к литературе. Двойная природа фольклора делает его в данном отношении культурным посредником, а научные концепции фольклора, становясь фактом культуры, оказывают большое влияние на процессы взаимодействия Л. и м.
|
|
Соотношение мифа и художественной письменной литературы может рассматриваться в двух аспектах: эволюционном и типологическом. Эволюционный аспект предусматривает представление о мифе как определённой стадии сознания, исторически предшествующей возникновению письменной литературы. Литература с этой точки зрения имеет дело лишь с разрушенными, реликтовыми формами мифа и сама активно способствует этому разрушению. Миф и стадиально-сменяющие его искусство и литература подлежат лишь противопоставлению, поскольку никогда во времени не сосуществуют. Типологический аспект подразумевает, что мифология и письменная литература сопоставляются как два принципиально различных способа видения и описания мира, существующих одновременно и во взаимодействии и лишь в разной степени проявившихся в те или иные эпохи. То, что с точки зрения не мифологического сознания различно, расчленено, подлежит сопоставлению, в мифе выступает как вариант (изоморф) единого события, персонажа или текста. Очень часто в мифе события не имеют линейного развёртывания, а только вечно повторяются в некотором заданном порядке; понятия «начала» и «конца» к ним принципиально не применимы. Так, например, представление о том, что повествование «естественно» начинать с рождения персонажа (бога, героя) и кончать его смертью (и вообще вы деление отрезка между рождением и смертью как некоторого значимого сегмента), по видимому, принадлежит немифологической традиции. В повествовании мифологического типа цепь событий: смерть – тризна – погребение раскрывается с любой точки и в равной мере любой эпизод подразумевает актуализацию всей цепи.
|
|
Специфика и функции искусства в системе культуры. Язык искусства. (лекция 2)
|
|
Искусство, наряду с другими сферами человеческой жизни, произошло из мифов.
Концепции искусства:
1) Наличие элементов, сходства с окружающим миром, реальностью. (Искусство как подражание жизни). Искусство опирается на личностное начало, в том время как в науке нет отношений произведение - автор. Эмоциональное и ассоциативное мышление.
2) Искусство как субъективная творческая способность человека.
В искусстве всегда присутствует оценочность.
Художественный образ – первоэлемент любого произведения искусства. Он соединяет объективное и субъективное.
Художественный образ – искусственно созданное человеком, новое, целостное, материальное представление, выражающее содержание, познаваемое явление и содержание личности художника в их единстве.
3) Коммуникативное искусство.
Коммуникативная функция искусства — это способность устанавливать контакты между человеческими индивидами и коллективами, служить одним из наиболее активных и эффективных средств общения между людьми, поколениями и народами. Искусство — не только созидатель и носитель разнообразной эстетической и другой информации, но и чрезвычайно активный и эффективный способ передачи этой информации, своеобразная форма социальных контактов и социального взаимодействия.
Искусство обладает своими языками.
Различие языков связано с:
а) специфика материалов (холст, глина)
б) способ восприятия
Ассоциативное изображение. Произведение искусства - система знаков.
Ведущее значение в языке изобразительного искусства имеют выразительные средства композиции (строение, форма, пропорции, линия, цвет и цветовые оттенки, контраст, ритм и др.), отражающие индивидуальность художника, его эмоционально-чувственное и образное
отражение мира.
Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!