РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В XVI—XVII вв.: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ 13 страница



 

 

 

1 Братья Щелкаловы выделялись среди прочих дьяков как талантливые политические деятели.

2 При Борисе Годунове дьяки Щелкаловы были в опале, так как Годунов не доверял

им.


 

Притча о царском сыне, который постригся и опять расстригся и захотел жениться1. В городе Риме был у царя сын, он заболел, и так как болезнь его продолжалась много времени, все тело его вдруг окаменело, только язык был ему оставлен для покаяния; и пришло ему желание облечься в иноческий образ, что он и совершил. Потом он опять получает прежнюю крепость своего тела, становится здоровым, каким был и прежде, и желает жить в одном из монастырей в том же городе Риме около своего отца. Но, не вынеся скорбей, которые (соединены) с пребыванием у иноков, и вспоминая великолепие прежней своей славы, и желая постоянного пребывания в царских палатах и пиров, и всего, что свойственно царскому величию, — пренебрегая иноческими подвигами, он часто приходит к царю своему отцу, чтобы беспрепятственно ради родственного союза видеть красоту временной славы; многие из ближних царя порицали его, указывая, что, неприлично это делать, находясь в монашестве. А он впал в обольщение и, не перенеся обличения, снял с себя все монашеские одежды, оделся опять в мирские и, торопясь возвратиться в прежнее достоинство, продолжал приходить к своему отцу — царю, чтобы пользоваться благами; советники царя и весь народ еще более порицали его как не сохранившего обета, как преступника веры и оскорбителя ангельского образа. Он же, исполненный стыда, обличаемый, не мог долгое время быть посмешищем, удаляется из отечества и прибывает в другую страну к некоторому вельможе, [272] скрывает от него свое благородное происхождение и обет — пребывать в ангельском образе, и приняв вид раба, как бы одного из сирот, поступает на работу. А вышеуказанный вельможа, видя его привлекательность, за красоту лица и гордую осанку поручает ему в своем доме все, как верному хранителю, и делает его управителем всего своего имения и рабов. Когда же в скором

1 Эта притча, видимо, заимствованная Тимофеевым из книжных источников, не имеет прямого отношения к событиям Смутного времени, но должна обличать Лжедимитрия I, оказавшегося, как и герой притчи, расстригой.


времени господин его умер, жена господина хочет выйти замуж за этого отрока, что и делается. Но был обычай — ходить новобрачным в баню для омовения тела, и тот упомянутый выше отрок после совокупления вместе с своей госпожой и женой вошел в баню. Но здесь страх, здесь трепет! Дивное чудо сотворилось тогда, когда отрок вошел в баню: он внезапно возопил страшным голосом — сила божия двигала его языком — и невольно открыл все им сделанное, род и отечество, и несохранение своего обещания, и преступление заповеди, и унижение ангельского образа, и отказ от иночества,

— все подробно обличил, (думая), не вменит ли ему благоутробный этого в покаяние. И много народа стеклось на это чудо, так что всем оно было видимо и все были объяты страхом, но место это для народа было не доступно, охраняемое какою-то силою. Вскоре страшный крик отрока изменился и с криком он начал отходить (умирать). Люди, издалека смотря на него раскрытыми глазами, увидели этого отрока сначала сидящим без головы, — узрели один только бездушный труп, а через некоторое время и все его тело глазам всех сделалось невидимым, растаяло, как воск от огня, и исчезло неизвестно куда, предуказывая там бесконечное мучение. И слышен был всем голос: он мирское имя покрыл иночеством, а иночество женитьбой.

Это для всех нас является примером: и так воспрянем мы, находящиеся в отчаянии и не сохранившие своего обещания, да не постигнет и нас ранее будущего суда лютая смерть и лютый ответ не там, а здесь. Но, о долготерпеливый владыка всех, не пролей на нас, согрешивших пред [273] тобою, вскоре праведного своего наказания, но, презирая все наши согрешения, дай нам время на исправление, какими сам знаешь, своими судьбами. Мы знаем, воистину знаем, что ты можешь всех спасти, если захочешь, потому что (хотя) мы и согрешили, но от тебя не отступили, ибо мы твое творение и веруем в тебя, могущего нас спасти. Аминь.

О царе же Василии Ивановиче [Шуйском]. В годы, когда прекратился со смертью предел жизни царствующего над нами Бориса со всем его родом


и когда поражен был гневом ярости господней и убит рукою народа в царском (городе) богом попущенный нам Расстрига за то, что вместе с именем (Димитрия) так недостойно наследовал такое место, — после них тотчас же зависть к царствованию возникла также и у царя Василия, и, как стрелою подстреленный властолюбием первых, он поступил еще более дерзко, чем те двое: весьма неосмотрительно и спешно сел на престол, так как не был искусен в этом. Он создал себе дом и не углубил его в землю, но основал его только на песке, как это показал конец его, по слову самой истины: "разлились реки и подули ветры, здание сильно заколебалось и житель его пал". Он поднялся внезапно и по собственному побуждению и без согласия всей земли сам поставил себя царем, и все люди были смущены этим скорым его помазанием (на царство); этим он возбудил к себе ненависть всех городов своего государства. Отсюда, после первых (захватчиков), началось все зло на Руси и стали происходить в земле многие нестроения; именно — по всей земле нашей (началось) непослушание и самовластие рабов1 и осада городов, так что свои, одной с нами веры рабы, придя войском к матери городов (Москве), этим своим приближением к стенам города изменнически оказывали презрение самой главе царства, а нововоцарившийся (Василий Шуйский) со всем своим родом был ими заперт и затворен, как птица в клетке. Там тогда находился и я, "мухоподобный" 2, среди многих тысяч людей, в звании подобных мне и носящих то же имя (дьяков), поставленный тогда охранять некоторые повеления царской воли.

 

1 Самовластие рабов — на языке Тимофеева — крупнейшая крестьянская война начала XVII в., которую возглавил Иван Исаевич Болотников, бывший холоп князя Телятевского. Он бежал к казакам, был невольником в Турции, после освобождения из плена скитался по Западной Европе. Войска Болотникова начали свой поход на Москву из Путивля в 1606 г.

2 Тимофеев говорит здесь о себе и о своем участии в происходивших событиях,

считая себя ничтожной песчинкой перед лицом грандиозной исторической драмы.


Когда же натиск осаждающих город немного ослабел, тогда угодно стало царю, а вернее богу, чудесно промышляющему о своих творениях, — как о том (царе), так и о всех прочих, — по своему желанию, а не по моей воле, милуя, послать меня в город, который в царских титулах, читаемых в официальных бумагах, (стоит) на третьем месте, повелевая (мне) начальствовать вместе с первым (начальником), раньше меня туда прибывшим, управляя вместе с ним городскими делами. <…>

О патриархе Гермогене1. Когда обладающая всеми городами (Москва), где всегда пребывали мои цари, окончательно лишилась их за безмерные грехи всей земли, от главы ее — царя и до ног, — в то время все люди в ней, (терпя) осаду и всяческую тесноту от латынян и вместе с ними живущей Литвы, как какой-нибудь петлей, были задавлены нуждой и страхом смерти. Вместе с теми, кто содержался там в осаде, (держали) и самого святителя всего российского народа — Гермогена; я говорю о верховном среди преподобных и всесветлой главе — православном патриархе, — муже, подобном апостолам, который имел над всеми высшую власть, потому что, как сказал апостол Павел, являлся воплощением и устами херувимов; доблестный огненосный ревнитель, он, побуждаемый любовью, больше огня разжигаясь ревностью о христовой вере и не ослабевая, многократно боролся против латынян. А с теми из христиан, кто, как антихристовы пособники, оказали вместе с инославными такое же сопротивление, он мужественно сражался только своим языком и устами, как мечом, немилосердно посекая

 

1 О патриархе Гермогене. В царствование Василия Шуйского патриархом был поставлен Гермоген Казанский, бывший архимандрит казанского Спасского монастыря, в 1589 г. поставленный казанским митрополитом. В 1606 г. он призывал в грамотах к борьбе с народом, восставшим под руководством Болотникова; в 1611 г. своими грамотами, рассылаемыми по городам, способствовал созданию земского ополчения, которое освободило Москву от врагов. Поляки и русские изменники, хозяйничавшие в Кремле, взяли Гермогена под стражу и уморили его голодом. Он умер 6 января 1612 г.


противников и заставляя их падать к своим ногам без ответа. Он гнушался богоотступников, как бездушных идолов, и отворачивался от тех, кто не повиновался его многократным поучениям и наставлениям и кто, не захотев его благословения, самовольно от этого удалился.

С ним, первейшим, вместе (терпели осаду) и весь синклит, который чинами своими являет неисчислимые различия и разницу (по отношению) к царскому порогу, — достойные и достигающие его величества и необъятное множество людей. (Он боролся) против латынян и соединяющихся с ними, а больше всего направлял (свое слово) против лютой злобы тех ересиархов, кого звали Михалка Салтыков и Федька Андронов1, и других по именам их единомышленников и составителей всего зла, чьи имена за их дела бесы вписали в свои списки; было по всему ясно, что как тьма противится свету, так и нечестие благочестию. Новые отступники от добра сперва ласками, а потом угрозами неволею привлекали его к своей воле — к тому, чтобы, повинуясь врагам, изменнически отдать российский скипетр сыну короля латынского Сигизмунда — Владиславу. Они хотели утвердить это взаимной клятвой на кресте и обещались никому из бесчисленного Христова стада не делать зла, они скрывали в нарушение клятвы последнее зло — обман: после клятвы они нам всем и везде творили всякое зло. <…>

 

ЧЕЛОБИТНАЯ РУССКИХ КУПЦОВ2

Челобитная купцов привилегированных сотен и разных городов с жалобами на исностранных купцов, торгующих в России

(28 сентября 1645 — 9 января 1646 гг.)

 

Царю государю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии бьют челом холопи и сироты твои государевы, гостишка, гостиные и

1 Салтыков и Андронов отдали полякам Москву и хозяйничали в ней вместе с врагами, чем вызвали презрение и ненависть к себе всех русских людей.

2 Источник текста: http://www.rusarchives.ru/


суконные сотни и черных сотен торговые людишка и многих твоих государевых розных городов, казанцы, нижегородцы, ярославцы, костромичи, суздальцы, муромцы, вологженя, псковичи, устюжаня, романовцы, галиченя, угличеня, белозерцы, каргопольцы, колмогорцы и иных многих твоих государевых городов торговые людишка.

Жалоба, государь, нам на иноземцов, на агличан и на галанцов и на борабарцов и на анбарцов торговых людей, которые ездят торговать к Москве. Преже, государь, сево при прародителях твоих государевых, блаженные памяти при государех царех и великих князех росийских прадеды и деды и отцы наши торговали исстари с ыноземцы, розных окрестных государств с немцы у корабельной пристани в Ывангороде, всякие руские товары на заморские товары меняли. И в то, государь, время были всякие заморские товары в Московском государстве дешевле нынешняго вполы, а товары, государь, вывозили нынешняго лутче вдвое.

А как, государь, Бог поручил Ивангород прадеду твоему государеву, блаженные памяти государю царю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии, и с тех наших торговых промыслов в Ыванегороде на ярмоонках збиралось в вашу государеву казну пошлин перед нынешним, как ныне збираетца у Архангельского города, вдвое, по 50 тысяч и больши на год. А пошлины, государь, имали нынешняго меньши, всего по 3 деньги с рубля против торговой записки. А в таможнях, государь, головы лишнево не накладывали. А аглинские и иных земель немцы из Ыванягорода Московского государства ни в которые городы с торговыми промыслы не езживали. И от тех торговых промыслов прадеды и деды и отцы наши полнилися и богатели, и ваше государское государство множилось и богатело, и всяике люди полнилися.

А при деде твоем государеве, блаженные памяти при государе царе и великом князе Федоре Ивановиче всеа Русии аглинские немцы поехали было торговать на ярмонку к Иванюгороду, и тех аглинских немец в кораблех с


товары погодою занесло к Двинскому устью… и с тех мест почали приезжать на кораблех к Двинскому устью и с колмогорцы учали торговать у Архангельского города… И почела быть ярмонка у Архангельского города. И немцы и всего Московского государства торгвые люди торговати стали, приезжая по все годы на ярмонку к Архангельскому городу…

А как, государь, Московское государство польские и литовские люди и черкасы и руские воры разорили, и нас, холопей твоих, в полон и в расхищение поимали. А иные по розным городом от скудости розбрелись и всяких торгов своих отбыли.

И после, государь, Московского разоренья, как воцарился отец твой государев, блаженные памяти государь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, и аглинские немцы, зная то, что им в торгех от Московского государства прибыль многая, и хотя всяким торгом завладеть, подкупя думного дьяка Петра Третьякова многими посулы, и взяли ис Посольского приказу грамоту, что торговать аглинским гостем у Архангельского города и Московского государства в городех 23-м человеком. А нам было, холопем и сиротам твоим, в то время челобитья их встретить и грамоту остановить некому, потому – все были разорены до конца и от разоренья, бродя, скитались по иным городом.

А как взяли они, немцы, грамоту ис Посольского приказу, и с тех мест почели приезжать в Московское государство агличан торговых людей человек по 60 и по 70 и больши. И построили и покупили себе у Архангельского города и на Колмогорах и на Вологде и в Ярославле и на Москве и в ыных городех дворы многие и анбары и построили полаты и погребы каменные и почели жить в Московском государстве без съезду так же, как и в своей земли. И у Архангельского города руским людем товаров не учали продавать и на руские товары менять, а учали свои всякие товары к Москве и в ыные городы привозить…


…Милосердый государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии, пожалуй нас, холопей и сирот твоих, всего государства торговых людей, возри, государь, в нас, бедных, и не дай нам, природным своим государевым холопам и сиротам, от иноверцов быти в вечной нищете и в скудости. Не вели, государь, искони вечных наших промыслишков у нас отнять. Вели, государь, аглинским и анбарским и барабарским и голанским и датцким немцам, гостем и торговым людем, торговать у корабельной пристани у Архангельского города, а к Москве, государь, и в иные городы всего Московского государства пущать не вели…

 

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г.1

<…> Глава II. О государьской чести, и как его государьское здоровье

оберегать <…>

1. Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщетса допряма, что он на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию.

2. Такъже будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружитца, и советными грамотами ссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем государевым недругом, по его ссылке, Московским государьством завладеть, или какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова изменника по тому же казнити смертию. <…>

5. А поместья и вотчины и животы изменничьи взяти на государя. <…>

 

 

1 Цит. по: М. Н. Тихомиров, П. П. Епифанов. Соборное уложение 1649 года. М., 1961.


13. А будет учнут извещати про государьское здоровье, или какое изменное дело чьи люди на тех, у кого они служат, или крестьяне, за кем они живут во крестьянех, а в том деле ни чем их не уличат, и тому их извету не верить. И учиня им жестокое наказание, бив кнутом не щадно, отдати тем, чьи они люди и крестьяне. А опричь тех великих дел ни в каких делех таким изветчиком не верить. <…>

18. А кто Московского государьства всяких чинов люди сведают, или услышат на царьское величество в каких людех скоп и заговор, или иной какой злой умысл и им про то извещати государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Русии, или его государевым бояром и ближним людем, или в городех воеводам и приказным людем. <…>

21. А кто учнет к царьскому величеству, или на его государевых бояр и околничих и думных и ближних людей, и в городех и в полкех на воевод, и на приказных людей, или на кого ни буди приходити скопом и заговором, и учнут кого грабити, или побивати, и тех людей, кто так учинит, за то по тому же казнити смертию безо всякия пощады. <…>

Глава III. О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакова бесчиньства и брани не было

1. Будет кто при царском величестве, в его государеве дворе и в его государьских полатах, не опасаючи чести царского величества, кого обесчестит словом, а тот, кого он обесчестит, учнет на него государю бити челом о управе, и сыщется про то допряма, что тот, на кого он бьет челом, его обесчестил, и по сыску за честь государева двора того, кто на государеве дворе кого обесчестит, посадити в тюрму на две недели, чтобы на тосмотря иным неповадно было впередь так делати. <…>

3. А будет кто при царьском величестве вымет на кого саблю, или иное какое оружье, и тем оружьем кого ранит, и от тоя раны тот, кого он ранит, умрет, или в те же поры он кого досмерти убьет, и того убойца, за то убойство самого казнити смертию же. <…>


4. А будет кто при государе вымет на кого какое ни буди оружье, а не ранит, и не убиет, и того казнити, отсечь рука. <…>

6. Такоже царьского величества во дворе на Москве, или где изволит царьское величество во объезде быти, и ис пищалей и из луков и из и(ы)ного ни ис какова оружья никому без государева указу не стреляти, а с таким оружьем в государеве дворе не ходити. А будет кто в государеве дворе на Москве, или в объезде кого ранит, или кого убиет досмерти, и того казнити смертию же.

7. А будет кто на государеве дворе, на Москве, и в объезде, учнет ходити с пищальми и с луками, хотя и не для стрелбы, и ис того оружья никого не ранит и не убиет, и тем за ту вину учинити наказание, бити батоги и вкинути на неделю в тюрму. <…>


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 242; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!