Вторая часть --- ЖЕНЩИНА В НАСТОЯЩЕМ.



Тезисы доклада по феминизму.

 

М. Горький. «О женщине».

 

1. Угнетение женщин – производное от классового угнетения..

 

2. Немалую роль в текущем незавидном положении женщин сыграла религия…

 

А. Коллонтай «Любовь и новая мораль», 1912 г.

1. Коллонтай и «теория стакана воды» -- ничего общего…

2. Три формы отношений М и Ж в рамках буржуазной морали: офиц. брак, проституция и свободный союз. И все три – претерпевают кризис (полное гавно).

3. Мейзель Хесс – Коллонтай --- определение «игра- любовь» --- по - простому – добрачные, тренировочные союзы молодых людей…, дружба М и Ж, переходящая в нечто большее, с элементами интимных отношений.

4. Всё-таки господствующая ф-ма отношений м-д М и Ж. – моногамный союз – но совершенно видоизменённый….

«Прежде, всего, общество должно научиться признавать все формы брачного общения, какие бы непривычные контуры они ни имели, при двух условиях: чтобы они не наносили ущерба расе и не определялись гнетом экономического фактора. Как идеал остается моногамный союз, основанный на "большой любви". Но "не бессменный" и застывший. Чем сложнее психика человека, тем неизбежнее "смены". "Конкубинат", или "последовательная моногамия" – такова основная форма брака. Но рядом – целая гамма различных видов любовного общения полов в пределах "эротической дружбы".

Второе требование – признание не на словах только, но и на деле "святости" материнства. Общество обязано во всех формах и видах расставить на пути женщины "спасательные станции", чтобы поддержать ее морально и материально в наиболее ответственный период ее жизни.»

 

«Отношение между полами и классовая борьба», 1919 г.

1. Нет вопроса, более запутанного чем т.н. «половой вопрос».

 

2. Постановка проблемы (актуальность)…. «Как будто отношения между полами и выработка морального кодекса, регулирующего эти отношения, не являлись на всем протяжении истории одним из неизменных моментов социальной борьбы, как будто отношение между полами в пределах определенной социальной группы не влияло существенным образом на исход борьбы враждующих между собою общественных классов?»

 

3. «Сексуальный кризис неразрешим без коренной реформы в области человеческой психики, без увеличения в человечестве "любовной потенции". Но это психическая реформа всецело зависит от коренного переустройства наших социально-экономических отношений на началах коммунизма. Вне этой "старой истины" не найти исхода.

 

4. «основного недостатка нашей современной психологии – крайнего индивидуализма, эгоцентричности, доведенной до культа, "сексуальный кризис" обостряется еще и другими двумя типичными моментами, характеризующими психику современника: 1) въевшимися в нас представлением о собственности друг над другом брачующихся сторон, 2) воспитанном веками предположении о неравенстве и неравноценности полов во всех областях и сферах жизни до половой включительно.»

 

5.   «Все три основные момента, искажающие психику современного человека, крайний эгоцентризм, представление о собственности супругов, понятие о неравенстве полов в психофизиологической сфере – лежат на пути к разрешению сексуальной проблемы. »..

 

6.   !!!!! «На смену буржуазии, с ее классовой идеологией, с ее индивидуалистическим кодексом сексуальной морали, идет другой класс, новая социальная группа... Этот передовой, восходящий класс не может не таить в своих недрах зачатков новых отношений полов, тесно связанных с его классовыми и социальными задачами.»!!!!!!!!!!!!

 

7. «В то время, как сексуальная мораль, вырастающая из запросов рабочего класса, служит новым орудием социальной борьбы данного класса, новшества, перенимаемые буржуазией, лишь окончательно расшатывают устои ее социального господства. Поясним эту мысль примером. Попытка буржуазной интеллигенции заменить ненарушимый брачный союз более свободными, легкорасторжимыми узами гражданского брака подрывает неотъемлемые основы социальной устойчивости буржуазии – моногамно-собственническую семью.

 

 

А.М. Коллонтай                           http://levoradikal.ru/archives/3864

«Великий борец за права и свободу женщины». Памяти Августа Бебеля, 1913 год.

       «Стремление работниц добиться в сов­ местной борьбе за освобождение класса восстановления женщины в ее человеческих правах входит в число задач общего движения. Одновременно с этим все отчетливее обозначаются два резко отличающихся друг от друга русла, по которым растекается женское движение: феминистско-буржуазное и пролетарско-социалистическое. В настоящее время нет и не может быть никакой опасности, что эти два потока сольются, что женское рабочее движение растворится в волнах феминизма, нанося и численный и моральный ущерб рабочему движению, внося в него раскол «по полу». По мере того, как женщины вовлекаются все в большем и большем числе в водоворот народнохозяйственной жизни, по мере того, как представительницы противоположных социальных полюсов сталкиваются на почве борьбы взаимных интересов, иллюзии об общеженском деле, о «сестринских чувствах» рассеиваются как пар… Классовое разграничение выступает все ярче и отчетливее и в области борьбы женщин за их права и интересы.»

       «Но так как на каждом шагу женщинам приходилось наталкиваться на сопротивление конкурентов-мужчин, то именно в них, в представителях другого пола, усматривали женщины весь «корень зла». Отсюда было наивное «мужененавистничество» феминисток, выдыхающееся сейчас и из буржуаз­ного движения.»

       «Признавая в теории принцип равноправия женщины, как неотъемлемую часть общедемократического идеала, большинство социалистов относило осуществление этого принципа в неизмеримую даль грядущего. О политическом равноправии не было и речи. Но и самому существен­ному вопросу женского труда — участию женщины в промышленности у социалистов еще в 60-х и 70-х годах существовало крайне путанное представление. На целом ряде съездов рабочих организаций того времени, — на съездах Интернационала, на съезде всеобщего германского союза рабочих обществ, обществ самообразования и т. д.— рабочими принимались постановления, в которых выражалось требование полного исключения женщин из про­мышленности, запрещения им профессионального труда».

       ««Как ни доказывал Маркс в своей полемике с Куллери на первом съезде Интернационала всю реакционность подобной меры, точка зрения эта нелегко изживала себя в ши­роких кругах. Даже на охрану женского труда законодательным путем социалистов смотрели в то время как на переходную ступень к полному воспрещению промышлен­ного труда женщинам. Мотивируя в рейхстаге законопроект, регламентирующий женский труд, Моттелер еще в 1878 году говорил: «Мы — принципиальные противники профессионального труда женщин за пределами той сферы деятельности, которая отведена женщине самой природой. Мы желаем, чтобы женщина возвращена была своему истинному назначению и потому требуем ее освобождения от физического и морального гнета капиталистической эк­сплуатации» **.

       Такая точка зрения со стороны представителей социалдемократии сейчас была бы невозможна. Но в те времена она вытекала непосредственно из тех тяжелых, гнетущих условий жизни, какие создавались ростом жен­ского фабричного труда. Этот труд отнимал у рабочего по­следнее прибежище, лишал его последнего утешения — семейных радостей. Труд женщины вне дома тушил до­машний очаг, уносил из него последние искры уюта и от­дохновения, калечил детей, убивал младенца в утробе ма­тери, старил и изнурял женщину… Вся тяжесть этого но­вого явления обрушивалась как последнее, непосильное бедствие на рабочее население, заставляя судорожно цеп­ляться за остатки былых, привычных семейных форм. Надо было изжить всю горечь разрушения былого идеала семьи, чтобы примириться с фактом ухода женщины на работу вне дома и усмотреть в этом факте тяжелую, проклятую, но неизбежную ступень к лучшему будущему…»

«Теоретику вопроса, социалисту, предстояла трудная задача. С одной стороны, надо было взять под защиту ра­бочей демократии принцип освобождения женщины от всяческого ее порабощения, показать ее право, при со­здавшихся социально-экономических отношениях, на вос­становление ее равноправия. С другой стороны — надо было внести ясность в само женское движение и разбить вредную для рабочего класса иллюзию об общеженском деле, стоящем якобы над классовыми интересами. Книга Бебеля сумела разрешить эту двойную задачу.»

…. «Но, утверждая право женщин на восста­ние и на борьбу за свое освобождение, Бебель всей своей книгой подчеркивает, что это освобождение не может со­вершиться в рамках современного общественно-трудового уклада. Освобождение женщины возможно только при со­циализме и только через социализм.»

«Раз угнетение женщины вошло в жизнь вместе с утвер­ждением частной собственности, установлением менового хозяйства и введением системы производства, основанной на эксплуатации чужого труда, оно может исчезнуть тоже только с устранением этих трех основных явлений. Ника­кое внешнее, формальное уравнение женщины в правах с мужчиной, ни политическое, ни профессионально-трудовое, не спасет женщину от социального и экономического раб­ства, если старый мир останется на своем месте. Отсюда тождество конечной цели женского и рабочего движения, если первое действительно хочет преследовать задачу все­стороннего освобождения женщины.

«Женский вопрос, — говорит Бебель,— является для нас лишь одной стороной социального вопроса…; он может по­этому найти свое окончательное решение лишь с уничто­жением общественных противоположностей и устранением вытекающего из них зла» *. Это одно из основных положе­ний, определивших собою отношение социал-демократии к борьбе женщин за свою эмансипацию. Этим положением Бебель разбивал иллюзии феминисток, рассчитывавших отвоевать себе равные права и привилегии с мужчинами, не нарушая основ современного классового общества.

       Но рядом с этим общим положением Бебель выставлял и другое. Бебель был первый, кто указал на двойственный характер бесправия и угнетения женщины. «Женский пол в своей массе страдает в двойном отношении: во-первых, он страдает вследствие социальной и общест­венной зависимости от мужчин,— эта зависимость сменя­ется, но не устраняется формальною равноправностью перед законами и в правах; во-вторых, он страдает от экономической зависимости, в которой находятся женщины вообще и пролетарские женщины в особенности, наряду с пролетариями мужчинами» *.

       Этот двойственный характер зависимости и угнетения, в котором находится женщина, особенно женщина-работ­ница, создает и двойственную задачу женского рабочего движения: 1) борьбу за освобождение себя наравне с товарищами по классу, как представительницы бесправ­ного и эксплуатируемого класса; 2) борьбу за освобожде­ние себя, как представительницы пола от специфического социального гнета, лежащего на ней. Эта двойственная задача легла в основу женского социалистического движе­ния и могла вместить задачу освобождения женщины в об­щую социалистическую программу без того, чтобы партия покинула отчетливую классовую позицию.»

 

А.М. Коллонтай «Дорогу крылатому эросу».

 

       Основные исторические этапы развития отношений м-д людьми в целом..

1. Античность --- скорее приоритет дружбы, чем любви и вообще отношений м-д полами.

2. Средневековье: условное разделение брака (там любовь нафиг не нужна) и «чистой любви» к даме сердца….

3. Буржуазное общество – потребность накопления и сохранения капитала потребовали ОБЪЕДИНИТЬ В СЕМЬЕ (браке) официальные отношения и «любовь», включая естественное половое влечение. Отдушины – проституция и адюльтер.

Ставиться вопрос: «Каков, следовательно, идеал любви, отвечающий интересам класса, борющегося за свое господство?  Каков же идеал любви рабочего класса? Какие чувства, переживания кладет пролетарская идеология в основу отношений между полами?»

Тезис Коллонтай --- любовь – товарищество

       «Пролетариат не может со своей стороны не учесть той психосоциальной роли, какую чувство любви как в широком смысле слова, так и в области отношения между полами может и должно сыграть в деле упрочения связи не в области семейно-брачных отношений, а в области развития коллективистической солидарности».

 

       Мой тезис: Суть в том, что все БАЗОВЫЕ потребности перестают быть острыми при своём МИНИМАЛЬНОМ ИЛИ «демографически обусловленном» удовлетворении --- дальше – без новых горизонтов развития --- извращения…. ….поэтому

«Мужчина не потому сходится с женщиной, что здоровое половое влечение властно потянуло его к данной женщине, а наоборот, мужчина ищет женщину, не испытывая еще никакой половой потребности с тем, чтобы, благодаря близости этой женщины, вызвать половое влечение и, таким, образом, доставить себе наслаждение самым фактом полового акта. На этом построена проституция.»

       «Исключительность в любви, как и «всепоглощение» любовью, не может быть идеалом любви, определяющим отношения между полами с точки зрения пролетарской идеологии. Наоборот, пролетариат, учитывая многогранность и многострунность «крылатого Эроса», не приходит от этого открытия в неописуемый ужас и моральное негодование наподобие лицемерной морали буржуазии.»

       «Бескрылый Эрос» - противоречит интересам рабочего класса. Во-первых, он неизбежно влечет за собою... излишества, а, следовательно, телесное истощение, что понижает запас трудовой энергии в человечестве. Во-вторых, он беднит душу, препятствуя развитию и укреплению душевных связей и симпатических чувствований. В-третьих, он обычно покоится на неравенстве прав во взаимных отношениях полов, на зависимости женщины от мужчины, на мужском самодовлении или нечуткости, что несомненно действует понижающе на развитие чувства товарищества. Совершенно обратно действует наличие «Эроса крылатого».

       «Современная любовь всегда грешит тем, что, поглощая мысли и чувства «любящих сердец», вместе с тем изолирует, выделяет любящую пару из коллектива. Такое выделение «любящей пары», моральная изоляция от коллектива, в котором интересы, задачи, стремления всех членов переплетены в густую сеть, станет не только излишней, но психологически неосуществимой.»

 

А. Бебель «Женщина и социализм», 1879 г. (во многом предваряет ПГСиЧС Энгельса по набору анализируемой лит-ры и актуальных научных открытий (Морган и пр.).

 

О Бебеле: из рабочей семьи, сам рабочий - токарь, лидер нем. С-д партии. Вот, что писала в статье – некрологе о нём А. М. Коллонтай «Его книга «Женщина и социализм», это по­истине «женское евангелие», послужила прочным фундаментом для того здания женского социалистического движения, которое на наших глазах растет, крепнет и развивается.».

       Энциклопедически образован, склонен к троллингу и мастер рофлов «Павел, которого еще более, чем Христа, можно назвать основателем христианства и который придал этому учению международный характер и освободил его от ограниченного еврейского сектантства…

 

1.    Те, кто стремится к истинному разрешению ЖВ – неизбежно приходят к социализму..

«женский вопрос является для нас лишь одной стороной общего социального вопроса, занимающего в настоящее время всех мыслящих людей; он может поэтому найти свое окончательное решение лишь с уничтожением общественных противоположностей и с устранением вытекающего из них зла.»

«Женский пол в своей массе страдает в двойном отношении: во-первых, он страдает вследствие социальной и общественной зависимости от мужчин — эта зависимость может быть ослаблена, но не устранена формальным уравнением женщины перед законами и в правах, — он страдает и от экономической зависимости, в которой находятся женщины вообще и пролетарские женщины в особенности, наравне с пролетариями-мужчинами. (1904!!!)»

«Совершенно независимо от вопроса, угнетена ли женщина как пролетарка, она угнетена в мире частной собственности как существо половое.»….

2.    Женщину и рабочего объединяет то, что они оба объединены, но рабочий яснее понимает своё угнетение чем женщина….. (????)…

 

3. Порабощение женщин шло в ходе длительной и упорной «Борьба между материнским и отцовским правом»…

 

5. Христианство и женщина: сохранение угнетения и отношений подчинения мужчине.

 

6. Протестантизм (Лютер) пошли в деле освобождения женщины. Но в ходе развития капитализма порабощение и эксплуатация женщин ещё более усилилось, особенно со стороны двуличной буржуазной морали.

 

Вторая часть --- ЖЕНЩИНА В НАСТОЯЩЕМ.

7. Конкуренция с мужчинами в экономике: буржуазные предрассудки и классовая позиция пролетариата.

 

8. А. Бебель выводит удовлетворение естествен. Потребн. Женщины (половое влечение) – через семью – деторождение.

 

9. Наложение нищеты, материальных потребностей, необходимых для выращивания детей на удовлетворённость союзом с мужчиной. Брак – как средство самообеспечения женщины, более, чем как союз для продления жизни (детей).

 

10. Брак – как разновидность проституции в господствующих классах…

 

10. 1. Аборты, убийство детей, поиск матери (по закону), но отсутствие поиска отца…

 

11. «К мужчине в настоящее время предъявляются требования, которые все больше и больше поглощают все его время и силы. И перед ним стоит невежественная, индифферентная жена, совершенно его не понимающая. Можно даже сказать, что духовное различие между мужем и женой в настоящее время больше, чем было раньше, когда общественные отношения были проще и ближе к пониманию женщины. Далее, в настоящее время занятие общественными делами захватывает большое число мужчин в небывалом раньше размере, что развивает их кругозор, но что все более и более отвлекает их от домашнего круга. Женщина вследствие этого чувствует себя как бы отстраненной, и здесь открывается новый источник разъединения.»

 

12. «….которые благодаря их социальному положению более свободны, воспитаны обыкновенно односторонне и поверхностно, и это в соединении с унаследованными женскими свойствами характера сильно дает себя чувствовать….»

 

13. «Из разобранных выше условий сложились различные свойства женского характера, которые развивались все сильнее от поколения к поколению. Мужчины любят останавливаться на этих свойствах, но они забывают, что причина лежит в них самих, что они сами поддерживают их своим поведением. К этим столь часто порицаемым свойствам женского характера принадлежат любовь к сплетням и болтовне, стремление вести бесконечные разговоры о ничтожных и незначительных вещах, направление мыслей на чисто внешнюю сторону, жажда наряжаться и нравиться и вытекающая отсюда погоня за всевозможными глупостями моды; далее легко

 

возбуждается зависть и ревность к другим женщинам, склонность к неправде и способность искажать факты.»

 

 

14. Несколько раз Бебель обращает внимание не только на разницу в уровне, качестве образования и воспитания, но и на такие «банальные» вещи как правила одежды (очень неудобна и пр.)

«Ее физическое развитие точно так же, как духовное, по возможности тормозится, причем существенную роль играет и неразумная одежда. Она не только самым непозволительным образом мешает физическому развитию женщины, она прямо губит ее, и все же очень немногие врачи решаются выступить против нее. Страх не понравиться пациентке заставляет их молчать или даже льстить ее глупостям. Современная одежда в высшей степени мешает женщине свободно пользоваться своими силами, она вредит ее здоровью и пробуждает в ней чувство немощности и слабости. Эта одежда является также опасностью для здоровья окружающих, ибо женщина и в квартире, и на улице — движущийся источник пыли.»

 

15. Кроме конкуренции за рабочие места, общественное признание… ещё и конкуренция за мужчин..

«более неблагоприятным вследствие того, что число женщин обыкновенно превышает число мужчин….. Это несоответствие усиливает конкуренцию женщин между собою, которая еще более возрастает благодаря тому, что часть мужчин по разнообразным причинам не женится. Чтобы завоевать мужчину, женщина принуждена, таким образом, вступать в соперничество с представительницами своего пола, используя по возможности свои внешние достоинства.»

 

16. Хар-ка как нельзя более подходящая к радикалам от современного феменизма…

«Праздная, сытая жизнь многих женщин состоятельных классов, применение изысканных средств для возбуждения нервов, пресыщение себя известного рода искусством, которое взращивается тепличным образом женщинами, страдающими гипертрофией чувственности и нервного возбуждения, все это считается самым благородным средством развлечения и образования. Все это усиливает половые возбуждения и неизбежно ведет к эксцессам.».

 

17. «Христианское государство допускает, что брак недостаточен и мужчина имеет право на незаконное удовлетворение половой потребности.» Кроме этого - что институт брака не для всех и что основа проституции – экономическая…

 

18. Женское штрейкбрехерство: «Предприниматель пользуется этим обстоятельством, и за причиненные неприятности, вызванные подобными помехами, он вполне вознаграждает себя, значительно уменьшая заработную плату. Женщина, кроме того, более, чем мужчина, прикреплена к своему месту жительства или к его ближайшим окрестностям; она не может, как в большинстве случаев мужчина, менять его.

Кроме того, труд, в особенности замужних, женщин, как это видно из приведенной выше цитаты из «Капитала» Маркса, имеет для предпринимателей еще свою особенную прелесть. Как работница, замужняя женщина «гораздо внимательнее и смышленее», чем незамужняя; забота о детях принуждает ее к самому крайнему напряжению своих сил, чтобы заработать необходимые средства для жизни, и поэтому она многое сносит, на что не согласится незамужняя женщина и в особенности рабочий-мужчина. В общем работница еще очень редко осмеливается соединиться со своими товарищами по работе для достижения лучших условий труда. И это в глазах предпринимателя повышает ее ценность; она часто является даже в его руках прекрасным козырем против строптивых рабочих-мужчин; у женщины, далее, гораздо больше терпения и ловкости в пальцах, у нее более развитый вкус, вообще она обладает свойствами, которые для многих работ делают ее пригоднее мужчины.

В начале капиталистического производства на рабочем рынке рабочий-мужчина стоит почти только против рабочего-мужчины; теперь же против одного пола выдвигается другой пол и затем, далее, против одного возраста — другой возраст. Женщина вытесняет мужчину, и женщина в свою очередь вытесняется трудом подростков и детей. Вот «нравственный порядок» современной промышленности.»

 

      Стремление предпринимателей удлинить рабочий день, чтобы выжимать из своих рабочих большую прибавочную стоимость, облегчается меньшею силой сопротивления работниц. Этим объясняется, что, например, в текстильной индустрии, где женщины составляют больше половины общего числа рабочей силы, рабочее время повсюду самое продолжительное, поэтому именно здесь и должна была быть применена государственная охрана путем законодательного ограничения рабочего времени. Домашняя работа приучила женщину не знать никакой меры во времени для своего труда, и она без всякого сопротивления позволяет предъявлять к себе повышенные требования…. Приведенные факты показывают, что женщина вследствие современного развития все более и более вырывается из семейной и домашней жизни. Брак и семья расстраиваются и разрушаются, и, принимая это во внимание, прямо абсурд — указывать женщине на домашнее хозяйство и семью.»

 

Об эволюции быта

 

19.  «Немного десятилетий тому назад в каждом бюргерском и крестьянском доме считалось само собой понятным, чтобы женщина не только шила, вязала и стирала, хотя и это уже давно вышло из моды, но и пекла хлеб, пряла, ткала, белила, варила пиво, мыло и свечи. Считалось безграничным расточительством сшить одежду вне дома. Водопроводы, газ, газовые или керосиновые кухни и т. д., не говоря уже об электричестве, наряду с многочисленными другими существующими ныне устройствами для дома и кухни были неизвестны. Конечно, и теперь еще существуют устарелые порядки, но они — исключения. Большинство женщин не выполняет многих домашних дел, считавшихся прежде необходимыми, так как промышленность устраивает это лучше, практичнее и дешевле, чем это может сделать хозяйка, и потому в домах нет, по крайней мере в городах, надлежащих для этого устройств. Итак, в течение немногих десятилетий в нашей семейной жизни совершилась великая революция, на которую мы только потому обращаем так мало внимания, что считаем ее чем-то само собой понятным. Изменения, происходящие, так сказать, на глазах человека, не замечаются им, если они не предстанут перед ним внезапно и не нарушат его обыденного порядка, но он восстает против мнений, грозящих вырвать его из старых привычек.

      Эта революция, происшедшая в нашей домашней жизни и идущая постоянно вперед, существенно изменила положение женщины в семье еще и в другом направлении: женщина стала свободнее, независимее…..

Но великая техническая революция во всех областях в полном ходу, ничто не сдерживает ее более, и буржуазному обществу выпадает «историческая задача довести эту революцию, вызванную им к жизни, до ее высшей точки и во всех областях зародыши преобразований вывести на свет, развить общество, стоящее на новой основе, вширь и вглубь и сделать его общим достоянием всех.»

 

20. Если даже предположить, что в среднем женщины не так способны к развитию, как мужчины, что между ними нет гениев и великих философов, то разве имело значение для мужчин то обстоятельство что по букве закона для них создавалось полное равноправие с «гениями» и «философами»? Те же ученые, которые отрицают у женщины высшие способности, склонны делать это и по отношению к ремесленникам и рабочим. Если дворянство ссылается на свою «голубую» кровь и на свою родословную, то эти ученые насмешливо улыбаются и пожимают плечами; но по отношению к человеку низшего сословия они считают себя аристократией, которая тем, чем она теперь стала, обязана не благоприятным жизненным условиям, но единственно свойственным ей талантам. Те же мужчины, которые в одной области принадлежат к людям, вполне свободным от предрассудков, и порицают людей, думающих не так свободно, как они, в других областях, как только дело касается их сословных или классовых интересов, их тщеславия или себялюбия, оказываются ограниченными до тупости и враждебными до фанатизма. Мужчины высшего света отрицательно судят о мужчинах низшего круга, и точно так же почти все мужчины судят о женщинах. Большинство мужчин видит в женщинах лишь средство, служащее их пользе и удовольствию; смотреть на женщин, как на равноправных, они не могут, так как это противоречит их предрассудкам. Женщина должна быть покорной и скромной, должна ограничивать свою деятельность домашними заботами, а все остальное предоставлять «господину мира». Женщина должна сдерживать всеми возможными способами свои мысли и наклонности и выжидать, что решит ее земное провидение, ее отец или супруг. Чем больше она подчиняется этим требованиям, тем сильнее она восхваляется, как «разумная, нравственная и добродетельная», хотя бы она вследствие этого насильственного положения погибла под тяжестью физических и моральных страданий. Если говорить о равенстве всех людей, то нелепо исключать из него половину человеческого рода.

      Женщина имеет равное с мужчиной право на развитие своих сил и на свободное пользование ими; она — человек, как и мужчина, и, подобно ему, она должна пользоваться свободой распоряжаться собою. Лишать женщину равноправия из-за того, что она рождена женщиной, а не мужчиной — в чем мужчина так же не виноват, как и женщина, — столь же несправедливо, как ставить права и свободу в зависимость от случайности религий или политических воззрений, и так же бессмысленно, как считать двух людей врагами из-за того, что они по случайности рождения принадлежат к различным племенам или различным национальностям. Это взгляды, недостойные свободного человека. Прогресс человечества состоит в устранении всего, что ставит в зависимость и подчинение человека от человека, один класс от другого класса, один пол от другого пола. Не может быть оправдано никакое неравенство, кроме того, которое создано природою в виде различия между отдельными людьми. Но естественные границы не должен переступать ни один пол, ибо этим он уничтожил бы свою природную цель.

 

О разнице в правовом положении 150 лет назад и сейчас….

          

21. «Незамужняя женщина стала допускаться к опекунству; женщины получили право выступать свидетелями при заключении браков и при составлении духовных завещаний; далее, женщина получила полную деловую правоспособность; то есть право заключать договоры, за исключением личных обязательств (как жены); точно так же она не может без согласия мужа брать на себя опеку. Обязательства брачной общности существуют для обеих сторон, если только требование одной стороны не является злоупотреблением правами другой. Но если появляются разногласия во взглядах супругов, то решающий голос принадлежит мужчине, ему же принадлежит право решать вопрос о местожительстве и квартире.»……  

«Требование провести раздельность имущества в браке было отклонено рейхстагом. Она может быть обеспечена брачным договором, который при заключении брака составляют слишком редко, и это впоследствии ведет к раздорам. Напротив, была введена так называемая общность управления, согласно которой мужу, принадлежит управление и пользование имуществом жены, но это право ограничивается только приданым. С другой стороны, жена имеет право неограниченного управления и распоряжения всем тем, что ею приобретено во время брака своим трудом и руководством предприятием. Муж не может также выдавать обязательства на внесенное женой состояние, жена может требовать обеспечения в случае основательного опасения, что внесенное ею состояние может пострадать, о чем она узнает часто слишком поздно» Она может требовать устранения общности управления, раз муж своим поведением значительно вредит средствам, на которые живут жена и дети. Муж отвечает за убытки, проистекающие от плохого управления.» 

«Отцовская власть заменена родительской, но при столкновении мнений родителей преимущество отдается мнению отца. Если умирает отец, то родительская власть вместе с пользованием собственностью ребенка переходит к матери. Разведенная жена, если даже на ее долю выпадет воспитание, лишена права представительства и управления имуществом детей. Отец же пользуется полными родительскими правами.»

«Перед судом английская женщина не значила ничего. Она не могла совершать никаких правовых действий, она не могла даже написать законное духовное завещание; она была крепостной своего мужа. За преступление, которое она совершила в присутствии мужа, ответствен был этот последний, она рассматривалась как несовершеннолетняя. Если она причиняла кому-нибудь убыток или вред, то это рассматривалось как убыток, причиненный домашним животным; ответственность падала на мужа.»

«По законам 1870, 1882 и 1893 годов жена остается не только единой владетельницей своего состояния, принесенного ею в брак, но и владетельницей всего того, что она зарабатывает или получает в качестве наследства и дара. Эти правовые отношения могут быть изменены лишь особым договором между супругами. Английское законодательство следовало здесь примеру законодательства Соединенных Штатов

 

Двойная мораль в отнош. Наруш. Супр. Верности и вытек. Из неё разводе и имущ. Правах.

 

22. «По Code civil во Франции мужу дозволяется требовать развода, если жена оказалась виновной в нарушении супружеской верности, жена же по статье 230 могла требовать развода лишь в том случае, если муж принимал свою любовницу в общем с женою доме. Эта статья отменена законом о разводе 27 июля 1884 года, но во французском уголовном кодексе сохранилось различие, что очень характерно для французских законодателей. Если доказана супружеская неверность жены, то она наказывается тюрьмою от трех месяцев до двух лет. Муж наказывается, по указанной выше статье 23 °Code civil, только в том случае, если он содержит любовницу в супружеском доме и жена на это приносит жалобу. Признанный виновным, он приговаривается к денежному штрафу от 100 до 2 тысяч франков (статьи 337 и 339 уголовного кодекса). Подобное правовое неравенство было бы невозможно, если бы во французском парламенте заседали и женщины. Подобные же законы существуют и в Бельгии. Для жены наказание за нарушение супружеской верности то же самое, что во Франции; муж может быть наказан только в том случае, если нарушение супружеской верности совершено в доме супругов; в этом случае муж может быть приговорен к тюремному заключению от одного месяца до одного года. В Бельгии закон несколько справедливее, чем во Франции, но двоякое право для мужа и жены существует и там. Подобные же постановления под влиянием французского права действуют в Испании и Португалии. Итальянское гражданское право 1865 года допускает для жены развод лишь в том случае, если муж держит свою любовницу у себя в доме или в таком месте, где пребывание любовницы должно рассматриваться как тяжелое оскорбление для жены. В 1907 году одновременно с законом 21 июня, изменившим ряд статей гражданского кодекса (Code civil) о заключении браков, был наконец принят обеими палатами закон, 13 июля, сделавший женщину единственной обладательницей всего того, что она самостоятельно приобретает или получает в наследство или дар. Муж потерял право распоряжения отдельным имуществом жены. Это первая брешь во французском законодательстве, и французская женщина стоит теперь на той же ступени, на какую она была поставлена в Англии законом 1870 года.».

Фр. револ. --- воплощённая классовая б-ба….

23. «Если женщина имеет право всходить на эшафот, то она должна иметь также право всходить на трибуну». Их требования остались невыполненными, но их указание на право женщины всходить на эшафот нашло себе кровавое подтверждение. Выступление Олимпии де Гуж за право женщины, с одной стороны, и ее борьба против насилий конвента, с другой стороны, сделали ее в глазах конвента зрелой для эшафота, ее голова пала в ноябре того же года; пять дней спустя пала и голова мадам Роланд. Обе умерли, как героини. Незадолго до их смерти, 17 октября 1793 года, конвент подтвердил свое враждебное отношение к женщинам решением закрыть все женские союзы; впоследствии он дошел даже до того, что в ответ на протест женщин против нарушений их прав запретил им посещение конвента и публичных собраний и вообще выступил по отношению к ним, как к мятежникам.».

 

Ещё к прогрессу в медицине и пр

 

24. «Число женщин, умирающих или хронически заболевающих вследствие родов, гораздо больше числа мужчин, убиваемых и получающих раны на поле битвы. С 1816 по 1876 год в Пруссии умерло только от родильной горячки 321 791 женщина — в среднем по 5363 в год. В Англии число женщин, умерших от родов, с 1847 по 1901 год составило 213 533 и, несмотря на все мероприятия гигиенического характера, умирают ежегодно таким образом 4 тысячи женщин. Это число значительно превышает число мужчин, за то же время убитых или умерших от ран в различных войнах. К этому огромному числу женщин, умерших от родильной горячки, присоединяется еще большее число тех, которые долго болеют вследствие родов или преждевременно умирают. Даже на основании этого женщина может требовать полного равноправия с мужчиной. Это следует сказать в особенности тем, которые обязанность мужчины защищать отечество выставляют как нечто дающее ему преимущество перед женщиной»…..

 

О единстве целей всех угнетённых (когда разобщены – труднее добиться цели

 

25. «Чтобы скорее достигнуть цели, женщина должна искать союзников, и она их, естественно, находит в пролетарском движении. Сознательный пролетариат уже давно начал штурм крепости классового государства, которое поддерживает и господство одного пола над другим. Крепость надо окружить траншеями и принудить к сдаче орудиями всех калибров. Осаждающая армия находит своих офицеров и соответствующее оружие повсюду. Социальная наука и естествознание, исторические изыскания, педагогика, гигиена и статистика доставляют движению боевые припасы и оружие. Философия не отстает и в «Философии освобождения» возвещает осуществление «идеального государства».

      Завоевание классового государства и его преобразование облегчаются расколом в рядах его защитников, которые при всей общности интересов борются друг с другом в борьбе за добычу. Интересы одних групп противостоят интересам других. Что нам еще служит на пользу, это — ежедневно возрастающее недовольство в рядах врагов, борцы которых — в значительной степени плоть от нашей плоти, кость от нашей кости; они до сих пор боролись против нас и самих себя по недоразумению и заблуждению, но они постепенно приходят к истинному пониманию положения вещей и примыкают к нам. Далее нам помогает дезертирство честных людей из рядов до сих пор враждебных мыслителей; знание, лучшее понимание вещей побуждает этих людей подняться над их низменными классовыми интересами, и, следуя своему идеальному стремлению к справедливости, они примыкают к массам, борющимся за освобождение.

      Многие еще не осознали, что государство и общество находятся в стадии разложения, поэтому необходимо это разъяснить.».

 

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!