Педагогические идеи античного мира.



Демокрит (460 - 370 до н.э.). Учёный, один из первых основателей материалистических взглядов на мир и человека. Он подчёркивал большую роль семейного воспитания, где главное учить следовать примеру родителей.

Сократ (470 - 399 1 .г. до н.э.). Он не оставил после себя книг и трактатов, но его дела известны от его учеников. В своей педагогической практике он эффективно использовал такой способ нахождения истины, как диалог с учениками. На начальном этапе обучения Сократ системой вопросов побуждал учеников самих находить истину. Посредством умело поставленных вопросов он подводил ученика к признанию тех положений, которые являются истинными. При этом собеседнику-ученику казалось, что он сам, самостоятельно пришел к этим новым для него мыслям, а не учитель навел на них. Единственным объектом познания должен быть сам человека, что и составляет цель воспитания по Сократу – «Познай самого себя!».

Платон (427 - 347 г.г. до н.э.) ученик Сократа, основал в окрестностях Афин школу – Академию, которая стала центром античного философского идеализма и пропаганды его педагогических идей, которой сам руководил. Там обучали математике, астрономии, диалектике, естествознанию. Он выдвинул идею создания системы государственных школ. Воспитание, считал Платон, должно сообразовываться с природой души ребенка. Человек изменяется с детских лет и до старости. Поэтому и воспитание не может быть одним и тем же на всех ступенях развития подрастающего человека.

Аристотель (384 - 322 до н.э.) ученик Платона. Его педагогические воззрения связаны с его учением о душе, ее трех видах: растительной, животной, разумной. Этим трем видам души соответствуют при стороны воспитания: физическое, нравственное, умственное, которые по убеждению философа, неразрывны. Цель воспитания – развитие высших сторон души: разумной и животной (волевой).

Одним из первых Аристотель сделал попытку дать возрастную периодизацию (до 7 лет, от 7 лет до половой зрелости, от 14 лет до 21 года).

Главная цель воспитания по Аристотелю – нравственное развитие личности, воспитание таких качеств, как умение повелевать рабами, чувство собственного достоинства и чести, храбрость, мужество. Основной путь формирования моральных черт личности – это воспитание привычек к той или иной деятельности.

 

Просвещение и педагогическая мысль в Византии.

В 395 году Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Западная часть Римской империи не сохранила своего единства. На ее месте возникнут новые государства - Италия, Франция, Германия и Испания, а римский народ, когда-то покоривший весь мир, исчезнет, растворившись в новых народах.

Особенностью педагогическая мысли Византии было то, что она одновременно включала в себя античную и христианскую традиции. Идеалом образованного византийца являлся человек с Греко-римским классическим образованием и христианско-православным мировоззрением.

Социальных ограничений не существовало. Школы могли посещать все, кто мог и хотел учиться. Наличие образования являлось непременным условием для чиновников и членов церковных учреждений.

Система воспитания и образования в Византии состояла из трех ступеней: элементарной, средней и высшей.

Важную роль играло в Византии домашнее обучение и воспитание. У основной массы населения - это был способ начального христианского воспитания и ученичества, когда дети получали с помощью родителей трудовые знания, навыки письма и счета. Дети из состоятельных семей приобретали школьное образование.

Первой ступенью образования являлись школы грамоты, где дети получали элементарное образование (пропедиа). Элементарное обучение существовало повсеместно. Обучение длилось два-три года и начиналось с 5 - 7-летнего возраста. В программах, формах, методах, средствах обучения сочетались античные и новые черты. Пергамент и свитки были заменены бумагой, стило на птичьи или тростниковые перья. Как и в античные времена, грамоте обучались буквослагательным методом с обязательным хоровым произношением вслух. Счету обучали по-прежнему на пальцах, с помощью абаки. В программу школ грамоты входило церковное пение. Нерадивых учеников наказывали розгами.

Для многих учеников образование завершалось на элементарном уровне. Немногие продолжали учиться в учебных заведениях повышенного типа.

Образование выше начального (энкиклиос педиа) давали грамматическиешколы. Они могли быть церковными и светскими (частными и государственными). В них обучались дети с 10 - 12-летнего возраста до 16 - 17-летнего возраста, т.е. пять- шесть лет.

Цель обучения в грамматической школе состояла в овладении «эллинской наукой» (пайдейя) - преддверием к высшей философии - богословию. Программа представляла вариант семи свободных искусств и состояла из двух четвериц. В первую входили грамматика,риторика, диалектика и поэтика. Во вторую - арифметика,геометрия, музыка, астрономия. Основная часть учащихся ограничивалась изучением первой «четверицы».

Среди методов обучения популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. Учащиеся учились цитировать по памяти, делать пересказ, комментарий, описания, импровизации. Школьникам приходилось изучать поэмы Гомера, произведения Эсхила, Софокла, Аристофана, Гесиода, Феокрита, Библию, тексты отцов церкви. Чтение было важнейшим источником образования. Венцом образования являлись высшие учебные заведения. Каждое имело определенную специализацию.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!