Отчаявшееся люди не могут обрести счастья и гармонии с собой.



Герой повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» много лет безответно любил одну женщину, но после его подарка в день именин ему запретили досаждать ей письмами. Брат и муж Веры пришли к нему и попросили не компрометировать княгиню. Желтков согласился на это из любви к избраннице и попросил лишь возможности попрощаться. После прощания и последнего письма Георгий покончил с собой. Он отчаялся, потеряв последнюю нить, связывающую его с дамой сердца. В таком эмоциональном состоянии он просто не мог продолжать жить.

Иногда человеку необходимо пережить отчаяние, чтобы возродиться из пепла разочарования к новой жизни.

Так произошло и с героиней романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна полюбила мужчину и решила сама признаться ему в любви в письме. Однако избранник не смог ответить ей взаимностью, потому что не хотел связывать себя семейными узами и портить жизнь молодой девушки своей холодностью. Он отказал Татьяне, вернув письмо. Героиня очень переживала и едва могла владеть собой, ведь удар был слишком болезненным. Но прошли годы, и она вышла замуж за доброго и ласкового человека, который полюбил ее. Пережив отчаяние, Татьяна смогла стать твердой, мудрой и самодостаточной женщиной, которая знала цену любви. Пережив тяжелое признание, она сама смогла отказать Евгению, зная по опыту, что он утешится и сможет найти себе вторую половинку.

Отчаяние — это смерть души.

Отличным подтверждением тому служит роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров влюбился в Анну Одинцову, но не взаимно. Женщина определенно дала ему понять, что не собирается связывать с ним свою жизнь. После отказа Евгений уехал и попытался вновь вернуться к привычным занятиям, но любовь не отпускала его ни на миг. В итоге он отчаялся и перестал дорожить своей одинокой жизнью. В один момент он допустил чудовищную оплошность и заразил себя тифом через рану. Евгения уже ничего не могло спасти, и он умер, попрощавшись с Анной и признав свое поражение в жизненной борьбе. На смертном одре Базаров даже признал, что не нужен России и смешон в своем желание все переделать. Именно это беспредельное отчаяние убило его еще раньше тифа.

Если человек надеется на что-то лучшее, живет не жалея сил, то надежды переходят в реальность.

В рассказе Бориса Зайцева «Сергий Радонежский» описывается обида маленького Варфоломея, главного героя рассказа, что не мог научиться читать, отставал в учении от своих сверстников, но Бог помог мальчику. Встретив в лесу монаха, Варфоломей помолился с ним, получил от него просвирку и, придя домой, начал читать Священное писание лучше многих. Надежда на то, что он еще преуспеет в учении, теплилась в душе мальчика долгое время, и вот он получил, что хотел. Встреча со старым монахом подарила будущему Сергию Радонежскому надежду на то, что он будет помогать многим, будет искренне служить вере. Именно надежда в единении с верой позволила Варфоломею уйти из мирской жизни и стать монахом отшельником, возвести Троице-Сергиевскую лавру, которая до сих пор дарит всем страждущим и немощным надежду на исполнение их желаний. «Итак, юноша Варфоломей, удалившись в леса на «Маковицу», оказался создателем монастыря, затем монастырей, затем вообще монашества в огромнейшей стране. Участник и политики и малых дел житейских, исцелитель, чудотворец, «старичок» обители..» он давал надежду каждому, кто находился рядом с ним, кто приходил к нему за помощью. «Сделав свое дело в жизни, он остался обликом. Ушли князья, татары и монахи, осквернены мощи, а облик жив и так же светит, учит и ведет.»

Человек способен на необдуманные поступки, когда им овладевает отчаяние

Об отчаянии говорит Иван Сергеевич Тургенев в стихотворении «Русский язык»: «Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?» Все свои стихотворения Тургенев называл тяжкими вздохами и стихотворение «русский язык» можно назвать самым тяжким вздохом. Оно было написано, когда писатель прощался с творчеством, с родиной. Во время написания стихотворения Александр III отменил конституционную реформу. Были закрыты не только революционные, но и либеральные издания, вводилась жесточайшая цензура. Исчезла надежда на любые демократические преобразования. И в связи с этими событиями Тургенев пишет «Русский язык». Он возлагал надежду, что каждый, кто говорит на русском языке не должен отчаиваться, потому что язык великого народа вобрал в себя мудрость веков, мудрость всей русской истории, в которой говорится, что русский народ не сдавался никогда. Поэтому писатель и говорит, что язык есть исцеление от отчаяния, это живое родное существо, друг, в котором нуждаются. Метафорично отчаяние – поддержка и опора Иван Сергеевич показывает, что свобода языка, как и человека, как раз и заключается в возможности говорить правду. Отсюда язык есть лекарство от отчаяния, поддаваться которому ни в коем случае нельзя.

Надежда остаётся последней.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в отчаянии находится главный герой Родион Раскольников. В начале произведения мы видим его пытающимся противостоять собственной теории о «тварях дрожащих» и «право имеющих», он борется с, как кажется герою, необходимостью доказать себе, что он человек подобный Наполеону или Магомеду. Раскольников думает, что, соверши он убийство старухи-процентщицы ради благой цели (освободить должников от выплаты залогов), он сделает мир лучше, чище. Убийство он пытается оправдать высокими целями. Всё хорошее, что есть в Раскольникове, что заложено в него с детства, борется с надуманной идеей, но герою вдруг начинает казаться, что само провидение посылает ему знак: убийство должно быть совершено (момент, где он слышит разговор двух людей в трактире о процентщице, которая душит людей своей жадностью). И преступление совершается… Убита не только Алёна Ивановна, но её слабоумная сестра Лизавета, случайно пришедшая на квартиру, когда в ней был Раскольников. Кажется, дело сделано, герой доказал себе, что он может совершить преступление ради благой цели… Но Родион продолжает мучаться, теперь от того, что, совершив убийство, он так и не стал «право имеющим», потому что душа страдает от совершённого так, что герой опасно заболевает, бредит и в бреду вспоминает об убийстве. Очнувшись, Раскольников отчаянно начинает искать выход из сложившейся ситуации, и, хотя подозрение в убийстве падает не на него, он продолжает терзаться совершённым. Он мечется между желанием признаться и страхом наказания. Надежду на благополучный исход ситуации даёт встреча с Соней Мармеладовой, которая, узнав о преступлении Раскольникова, просит его признаться во всём перед людьми, потому что, по словам девушки, этим страшным преступлением, он не старуху, а себя убил, свою душу. Эпизод, где Соня читает Раскольникову отрывок из Евангелия о воскрешении Лазаря Христом, совсем не случаен. Достоевский проводит параллель между главным героем и Лазарем, как бы говоря: всегда есть надежда на спасение, главное в это верить и искренне раскаяться в содеянном.


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!