Борьба за укрепление единства государства



В состав Киевского государства вошло племя вятичей, которые до этого платили дань хазарам.

Святослав продолжал укреплять систему управления: вместо местных князей крупными городами стали управлять сыновья великого князя: Ярополк – в Киеве (на время отсутствия Святослава); Олег - древлянами, а Владимир вместе с дядей Добрыней – в Новгороде.

Итог: Святославу удалось существенно усилить влияние Киева на подвластные племена и укрепить авторитет Рюриковичей.

Борьба с Хазарским каганатом

964-966 гг. – Походы Святослава на хазар. Цель: обезопасить восточные границы Руси, освободить вятичей от выплаты дани Хазарии Сначала Святослав разбил союзников Хазарии – государство Волжскую Булгарию. После битвы с хазарами захватил столицу каганата – Итиль, после чего каганат распался.

Итог: Святослав уничтожил мощного противника – Хазарский каганат, но господство в степи перешло к печенегам, которые превратились в новую угрозу для Руси.

Дунайские походы, борьба с Византией

967-971 гг. – Походы Святослава на Дунай. Святослав вторгся в Дунайскую Болгарию, воевавшую с Византией. Святослав быстро победил болгар, заключил мир. По которому нижнее течение Дуная вместе с крепостью Переяславец отошло к Руси. Святослав перенес в Переяславец свою резиденцию. Но Византия была обеспокоена усилением Руси. Подкупленные византийцами печенеги напали на Киев – Святославу пришлось вернуться, чтобы разгромить печенегов. За время его отсутствия болгары при поддержке византийцев восстановили контроль над своей территорией. В 969 г. Святослав вернулся и вновь занял подунайские земли. Но затем война превратилась в русско-византийскую. Византийцев возглавлял император Иоанн Цимисхий. 970 г. – заключен мир, но Византия готовилась к продолжению войны.

971 г. – Цимисхий отбил у русских болгарские города. Остатки русского войска во главе со Святославом заперлись в крепости Доростол на Дунае. Святослав произнес свою знаменитую речь перед битвой: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь.»

 971 г. – договор, обязывающий русских уйти из Болгарии и оказывать военную помощь Византии. На обратном пути Святослав был убит печенегами.

Итог: Несмотря на серьезные победы, Святославу не удалось присоединить к Руси дунайские земли, но завоевания в Причерноморье и Поволжье он сохранил.

После гибели Святослава власть в Киеве взял его сын Ярополк. Он убил брата Олега, а Владимир, княживший в Новгороде, был вынужден бежать к варягам.

В 980 г. Владимир захватил Киев, убил Ярополка.

Точка зрения: Государство Русь сложилось уже в середине Х века

1. Объединение Киева и Новгорода под властью Олега произошло в конце IХ века

2. первые русские князья совершали военные походы на Византию уже в первой половине Х века и заключали по их итогам договоры (Олег, Игорь), что свидетельствует о существовании государства;

3. в середине Х века существовали система налогообложения, усовершенствованная Ольгой путем введения уроков и погостов.

Аргументы в опровержение:

1. только к началу XI века все племена восточных славян были объединены под властью Киева: Владимир Святославич усмирил вятичей и радимичей, завоевал Полоцкую землю

2. власть на местах в середине Х века находилась у местной знати, а не у княжеских наместников;

3. только в XI веке появляется первый свод законов государства Русь – Русская правда Ярослава Мудрого.

980-1015 гг.− Правление князя Владимира I Крестителя (Владимира «Красное Солнышко», Святого).

Принятие христианства на Руси

Около 980 г. – попытка провести языческую реформу. Владимир создал пантеон языческих богов. Главный бог – Перун. Причины неудачи реформы: 1) Каждое племя считало главным «своего» бога; 2) Перун почитался в основном дружиной, а не крестьянами.

988 г. – Введение христианства на Руси.

Причины перехода к монотеизму (единобожию): 1) Укрепление великокняжеской власти требовало единой идеологии в лице единой религии; 2) Все соседние страны перешли к монотеизму. Повышение международного статуса требовало перехода к единобожию; 3) Единобожие в большей степени способствовало укреплению зависимости населения от господствующего сословия.

Владимир выбрал в качестве религии восточное христианство, центром которого была Византия, так как: 1. с Византией у Руси существовали самые тесные экономические, политические и культурные связи. 2. на Руси уже были христиане, начиная с княгини Ольги. 3. византийский патриарх в отличие от папы римского не претендовал на верховенство своей власти над властью князей, что устраивало Владимира.

Сам Владимир принял крещение в Херсонесе.

Итог: Христианство положительно повлияло на различные стороны жизни Киевской Руси. 1)Укрепление княжеской власти 2) расширение связей с европейскими государствами 3) расширение контактов с Византийской империей 4) Улучшение морали и нравов; 5) Расцвет материальной культуры 6) Появление письменности, оригинальной древнерусской литературы 7) сплочение славянских племен в единую древнерусскую народность. Принятие крещения не всегда происходило мирно. В Новгороде его производил воевода Добрыня.

Пережитки язычества: некоторые языческие боги были отождествлены с христианскими святыми: Перун с Ильей-пророком, Велес – со св. Власием, праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя. Масленичные блины напоминали о языческом поклонении Солнцу. Сохранилась вера в низшие божества: леших, домовых, русалок и т.д.


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!