Государство и церковь: светские и теократические государства.



Церковь же — это более или менее структурированная организация священнослужителей определенного вероисповедания, отправляющих данный культ, как правило, профессионально и удовлетворяющих религиозные запросы остальных верующих

Влияние религиозных общин и церквей на политическую жизнь зависит прежде всего от уровня развития демократии в стране, которая, во многом определяется уровнем ее социально-экономического развития.

В демократических государствах, как правило, признаются равноправие религий и церквей, свобода совести и вероисповедания, церковь отделена от государства, а школа — от церкви, любые привилегии и любая дискриминация по религиозным мотивам запрещены. Церковь выступает главным образом как хранитель нравственных, культурных, исторических традиций народа. В ряде стран с традиционно сильным влиянием церкви заметную роль играют христианско-демократические партии, сочетающие в своих политических платформах принципы демократии с основными постулатами христианства (Германия, Италия, Бельгия, Польша

Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:

1) режим отделения церкви от государства и школы от церкви, (светское государство)

2) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями, (теократическое государство)

Светское государство – в котором не существует официальной государственной религии.

Это такие государства как (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.)

Для режима отделения церкви от государства характерно следующее:

1. Государство осуществляет контроль за деятельность религиозных организаций но не вмешивается в их внутрицерковную деятельность.

2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки.

3. Церковь не выполняет государственных функций и не вмешивается в дела государства: занимается вопросами, религиозных потребностей граждан.

4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу.

Конституция современной России гласит: «1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Теократическое государство - в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии.

Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:

1. За церковью признается право собственности (земля, здания, предметы культа и т. п.)

2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь.

3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений).

4. Имеет право участвовать в политической жизни, через свое представительство в государственных органах.

5. Обладает полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. В образовательных учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии.

Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где организация публичной власти возглавляется лидером духовенства и ряд мусульманских стран.

В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. И с этих позицийтеократия может рассматриваться как исторический анахронизм. Вместе с тем проблематика теократической государственности сохраняет свою актуальность в ряде стран. В России тому примером может служить Чеченская республика, где предпринимаются попытки создания исламского государства.

а, Венгрия и др.).

 

Нормативные и ненормативные регуляторы общественных отношений


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 1083; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!