Предсказания о Мессии и будущем Царстве Бога



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Пророчества во время правления царей Ахаза и Езекии (Ис 1-39)

Призвание пророка Исайи

Господь явился пророку Исайе в год смерти царя Озии (ок. 740 г. до Р.Х.); из текста можно заключить, что в тот момент Исайя находился в Иерусалимском храме. Перед духовным взором Исайи предстал трон, на котором восседал Господь в окружении «серафимов» — небесных существ с шестью крыльями. Закрывая лица крыльями, они неустанно прославляли Бога: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис 6:3). Видение Исайе трона/престола Бога обозначало, что Бог Яхве есть истинный Владыка и Повелитель мира. Исайя был в глу­боком трепете — он, имеющий «нечистые уста», созерцал Славу Господа. Согласно ветхозаветным представлениям, увидевший Бога грешник не мог остаться в живых. Один из серафимов взял горящий уголь с жертвенника, коснул­ся им уст Исаии и сказал: «Это прикосновенье снимает твою вину, прощен твой грех» (Ис 6:7РБ0). И после этого произошло призвание Исайи на пророческое служение (Ис 6:7-8). Бог возложил на Исайю миссию пропове­довать жестокосердному народу, упорно отвергающему волю Божию (Ис 6:9).

Истинное служение Богу и суд над Израилем

Книга пророка Исайи начинается с обличений отступ­ничества иудеев от Бога (Ис 1:2-3, 21). Пророк предупреждает (Ис 1:5,7; 5:20-21).

В духе пророчеств своего предшественника, пророка Амоса, Исайя возвещает, что служение Богу заключается не столько в храмовом культе, сколько в исполнении дан­ных Богом заповедей. Если люди думают, что Бога можно «умилостивить» жертвами и «задобрить» праздниками — они заблуждаются (Ис 1: 11-18). Свою весть пророк Исайя выразил в притче о вино­граднике - Израиль (Ис 5:7)[2]. И Господь сказал, что Он покинет Свой виноградник, сломает его ограду, и дикие животные затопчут его.

Спасение Остатка Израиля

Пророк предвидел, что за свои грехи Иудея некогда бу­дет разрушена точно так же, как и Израильское царство, которое было захвачено и разрушено Ассирией. Однако, несмотря на грядущее наказание Своего народа, Бог остается верен Своим спасительным обетованиям: после того как народ Божий будет рассеян, уцелеет его ядро — «остаток» (Ис 10:20-22; 6:13). Эти оставшиеся люди обратятся к Богу, сохранят нравственную чистоту и верность Завету, и Господь спасет их и приблизит к Себе[3]. Как знамение этого благого будущего, пророк дал одному из своих сыновей имя Шеар-яшув — «Остаток обратится» (Ис 7:3)[4].

Обличение надежд иудейских царей на политические союзы; пророчество об Эммануиле

Пророк Исайя обращал свое слово к царям и деятель­но участвовал в жизни своей страны. Он резко обличал вступление царей в политические союзы с языческими государствами: царь Ахаз стремился обрести поддерж­ку Ассирии, а его сын царь Езекия — поддержку Египта в борьбе против Ассирии. Своим просветленным взором пророк видел, что власть всех земных царств в их величии и могуществе ничтожна по сравнению с властью Бога, направляющего ход истории. Народ Израиля должен на­деяться не на людей, слабых и тленных (ср. Ис 40:6-7,23- 24), не на военную мощь, но на своего Господа (Ис 28:16). Пророк предупреждает, что если неразумные люди пре­небрегут этим Камнем, он станет для них не опорой, а не­одолимым препятствием (Ис 8:13-14).

Однажды, когда царь Ахаз готовился встретить объ­единенные израильско-сирийские войска и обходил обо­ронительные сооружения Иерусалима, перед ним пред­стал пророк Исайя. Пророк уверял, что царь может быть спокоен — Господь сохранит город Давида. Исайя даже предложил царю попросить в подтверждение любое зна­мение. Однако Ахаз отказался просить у Бога знамения, чтобы «не искушать Господа» — вероятно, царь просто не желал устанавливать с Богом Яхве близкие отношения и связывать себя. И тогда пророк торжественно сказал: «Господь Сам даст вам знак. Смотрите, Юная зачала — и родит сына, и назовет его Эммануил... И еще до того, как он научится отличать хорошее от плохого, земли тех двух царей, которых ты боишься, станут безлюдны» (Ис 7: 14-16РБ0). В ближайшем смысле это означало, что за то время, пока зачатый ребенок родится и немного подрас­тет, царства врагов Иудеи будут сокрушены. Но это про­рочество имеет важнейший прообразовательный смысл — имя ребенка «Эммануил» означает «с нами Бог», оно указывает на пребывание Бога со Своим народом; пророк связывает рождение этого младенца с незыблемостью Завета, заключенного Богом с потомка­ми Давида. Еще в древности возникло понимание слов пророка как указания на чудесное рождение ребенка: при том что в еврейском тексте стоит слово алма — «молодая женщина» или «девушка», — в переводе Писания на греческий язык (Септуагинте, III—I в. до Р.Х.) было по­ставлено слово παρθένος, парфенос, имеющее значение «дева»/«девушка[5] (ср. в Синодальном переводе Ис 7: 14: «се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил...»)[6]. Впоследствии евангелисты и христианские авторы увидят в этом тексте пророчество о сверхъестественном рождении Иисуса Христа от Девы Марии.

Предсказания о Мессии и будущем Царстве Бога

Исайя говорит о Потомке царя Давида, Который будет действо­вать силой Духа Божия и утвердит в мире владычество Бога. На фоне мрачных событий разрушения Израильско­го царства ассирийцами пророк возвещает, что земли этого Северного царства еще увидят подлинную радость — в них воссияет благословенный Богом Потомок Давида (Ис 9:1-3,6-7)[7]. Здесь нет термина «Мессия»/«Помазанник», однако очевидно, что речь тоже идет о Властителе из династии Давида, владычество Которого будет праведным и вечным.

Другое важное пророчество именует грядущего Спа­сителя «молодым побегом» от «корня Иессея» (отца царя Давида); он придет, когда древо дома Давидова будет срублено, то есть когда власть у династии Давида будет отнята (Ис 11:1-5). Пророк предсказывает, что Спаситель победит зло не силой оружия, а силой Духа Господня, и все творение Божие будет восстановлено в первозданной гармонии (Ис 11:8-10).

Пророк неоднократно возвещает, что грядет время, когда зло земного мира будет искоренено и Царствие Божие распространится из Иерусалима на все народы (Ис 2:2-4)[8]. В Книге Исайи ярко выражена мысль об универсализме спасения — в последние вре­мена все народы соединятся воедино и будут служить Господу.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!