Ценностно-ориентирующая функция.



Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

2.7. Мотивационная функция.

Она позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.

 

1. Мораль - система, которая регулирует сознание и поведение людей, их взаимоотношения (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т. д.).

В систему моральной регуляции входят:

· нормы - предписания, правила поведения, объединенные в кодекс. Они, в свою очередь, делятся на:

· общепринятые эталонные образцы (позитивные нормы),

· запреты, абсолютные запреты (общий смысл которых - "не навреди"). В отличие от позитивных норм ("будь добрым" и пр.),) бсолютные запреты не оставляют свободы для толкований.

Нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным если он игнорирует нормы, и внеморальным, если человек не знаком с нормами;

· ценности (добро, справедливость и т. п.), которыми являются:

· содержание моральных норм;

· образцы поведения, мышления и переживания, признанные в качестве моральных ориентиров.

Ценности в отличие от норм не меняются на протяжении веков. Нравственные ценности составляют иерархию, в которой можно выделить высшие ценности и идеалы (высшие цели развития личности);

· важным компонентом моральной регуляции является вопрос о смысле жизни. Задаваясь им, люди хотят понять свое предназначение, место в мире;

· следующим компонентом моральной регуляции являются нравственные принципы - универсальные формулы поведения (например, принцип любви к ближнему). Принципы:

· четко формулируются (в виде лозунгов и т. п.);

· бывают связаны с идеологией, выражают интересы какой-либо социальной группы.

· Жесткое следование принципам высокой морали называется ригоризмом.

2. Моральная регуляция носит характер:

· оценочный (поступки людей одобряются или порицаются);

· императивный, нравственные правила преподносятся (иногда навязываются) как образцы поведения.

 

Мораль соотносит реальное поведение, сознание и переживания людей с идеалами, духовными и нравственными ориентирами ("как должно быть").

Нравственное сознание человека включает в себя:

• привычки (автоматически соблюдаемые моральные нормы);

• рефлексию (раздумья);

• интуицию (интуитивные решения в затруднительных ситуациях);

• моральные переживания.

Нравственное сознание человека, его поведение соотносятся с моральными правилами общества, устоями прошлых времен (обычаи, традиции).

Нравственные убеждения человека могут не только не совпадать с общепринятыми, но даже противопоставляться им (в аморальном обществе, например в фашистском государстве). В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление (совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без контроля извне.

Моральной регуляции подвергаются все без исключения сферы жизни общества и человека, где присутствуют взаимоотношения субъектов. Моральная регуляция опирается на общественное мнение (оценивая поведение человека, общество выполняет функции совести).

Мораль тесно связана с правом:

• моральные нормы закреплены законом;

• либерализация морали влечет либерализацию права;

- взаимодействие морали и права (суд присяжных).

Очень важна моральная регуляция науки, особенно медицины, психологии, генетики и т. п. (проблемы эвтаназии, клонирования и т. д.).

Нравственное регулирование необходимо даже в области техники (угроза безработицы вследствие автоматизации производства и т. п.).

Императивность, нормативность и оценочность морали.

Свойства морали

1. Императивность морали

2. Нормативность морали

3. Оценочность морали

Мораль является одной из форм общественного сознания. Мораль имеет общественное происхождение, ее содержание определено конкретно-историческими условиями, духовными и материальными факторами.

Мораль обладает свойствами, общими для всех форм общественного сознания (религии, науки и пр.):

1. социально-экономическая обусловленность содержания;

2. воздействие на процессы, протекающие в обществе;

3. взаимодействие с другими формами общественного сознания.

Специфическим свойством морали является императивность (от лат. imperative - повелевать) - требование определенного поведения, выполнения предписаний морали.

Императивность:

• согласует интересы личности с интересами общества;

• утверждает приоритет общественных интересов;

• в то же время не ограничивает свободу личности (за исключением ее негативных проявлений).

Иммануил Кант (1724 - 1804) первым сформулировал категорический императив - всеобщий моральный закон: "...Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом".

Максима - это субъективный принцип воли индивида, его эмпирический мотив поведения. Категорический императив:

• является врожденным знанием;

• его требования выполняются безусловно и добровольно;

• проявляется в максиме только тогда, когда мотивом поступка является чувство долга;

• выражает соотношение между свободой волеизъявления и моральной необходимостью. __("...Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству... как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». И. Кант.)

• 2.Нормативность морали. Регулятивная функция морали осуществляется через нормы (правил, заповедей и т. д.), с помощью которых:

• направляется деятельность людей;

• воспроизводятся общественные отношения на основе положительных качеств (честность, взаимопомощь и др.);

• соотносятся нравственные качества индивида с требованиями общества;

• побуждения извне превращаются во внутреннюю установку личности, часть ее духовного мира;

• осуществляются нравственные связи поколений людей.

Существует два типа моральных норм:

• запреты, указывающие недопустимые формы поведения (не укради, не убей

• и т. п.);

• образцы - желаемый вариант поведения (будь добрым, будь честным).

 

4. Оценочное свойство морали. Оценочность морали заключается в самооценке человека (оценке своих действий, печалей, переживаний), в оценке другими людьми и обществом поведения человека, его мотивов, соответствия нормам

морали.

Формы оценочности:

• одобрение, согласие;

• порицание, несогласие.

Важными проблемами этики являются проблемы истинности моральных суждений и моральных оценок.

Объективный критерий истинности в морали - соответствие деятельности человека (или группы) интересам общества.

• Императивность - требование определенного поведения, выполнения предписаний морали.

Императивность:

• согласует интересы личности с интересами общества;

• утверждает приоритет общественных интересов; в то же время не ограничивает свободу личности (за исключением ее негативных проявлений). Императивность - форма выражения требований и распоряжений морали, способ реализации ее норм и принципов.
Нормативность - процесс превращения объективного распоряжение в субъективное действие, единство того и другого. Моральная норма становится такой, когда превращается из внешнего побуждения во внутреннюю установку лица. Важную роль здесь играет такое существенное свойство морали как оценка. Мораль всегда предполагает одобрения или осуждения явлений социальной действительности, связанных с поведением человека, общности людей и т.д. Оценка устанавливает соответствие или несоответствие поступка. Формы оценки могут быть разными в зависимости от содержания поступка: похвала, одобрение, согласие, неприятие, осуждение, благодарность и т.д. Оценка является способом определения нравственной сути человека.

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!