Сатира и утопия в поэме Гейне «Германия. Зимняя сказка»



Поэма – плод глубоких раздумий автора о путях развития Германии. Здесь выразилось стремление автора видеть родину единым демократическим гос-вом. Это путевой дневник: поэт едет из Франции в Германию, где не был 13лет навестить мать. Проезжает Аахен, Кельн, Гаген, Тевтобургский лес (сломалась карета), Минден (крепость), Ганновер, Гамбург. Главный объект полит.сатиры – столпы полит.реакции. Автор говорит о 2 возможных путях развития родины: либо гильотина (разговор с Фридрихом Барбароссой), либо тот страшный вонючий горшок, кот. Гейне увидел в комнатушке Гаммонии. Подъезжая к родине поэт слышит как девочка-нищенка под аккомпанемент арфы фальшиво поет песню об отречении от земных благ и о райском блаженстве на небе. Словами этой песни говорит та старая убогая Германия. Сатира юнкерства и трусливой нем.буржуазии. Образ старого императора явл.в поэме одним из острейших приемов сатиры на сторонников империи. Сам Гейне за революцию, за герм.республику. Худ.метод – соединение ром. и реалист.начал, органическое сочетание острой публицистичности, памфлетного сарказма с поэт.пафосом с лирической искренностью. Утопичность образа Гаммонии – «богини и покровительницы Гамбурга», на самом деле проститутка.

 

42.Генрих Гейне(1797-1856) многие его стихи были положены на музыку, был редактором мюнхенской газеты

 «Германия.Зимняя сказка»Наиболее яркое выражение политическая мысль Г.получ.в поэме.Проблемы прошлого,настоящего и буд.родины воплощены в свободной форме путевых картин,поданных в» дерзких,едких,полных личного ядастихах»,как писал сам Г.(немец)Объектами критики выступает феодально-раздробленная монарх-я Германия,прекраснодушный либерализм возлагающий надежды на справедл.монархов,и религиозные мракобесы,насаждающ. «легенды о радостях неба».

Композиция стр. по ассоциат.принципу,Интоннацион.диапазон широк. Гротескное преувелич,мягкая ирония,Острый сарказм,высокая лирика.Выступ.как поэт-новатор. Злободневные факты обществ.жизни сочет.со старин.романт.легендами,задушевное лирич.излияние-с гневным сарказмом или острой шуткой.Сам опред.жанр своей поэмы как «политико-романтический» 14-16гл.(использ. средства романт.иск-ва)рисующую фантастич.встречу поэта с германским императ.Фридрихом Барбароссой-Ротбартом.Опир-ся на попул. легенду о том,что живший неск. веков наз.импер. на самом деле не умер и встанет в назнач. час,чтобы освоб. свой народ.Читатель присут. при беседе современно мыслящ. чел.со средневековым имп.Фант.прием позв. показ.пропасть м-у прош.и наст.Старой мысли онезыблем .корол.властипротивопологаетстя совр.правда о гильотине как орудии распр.с кор.-и.-монархич.принцип изжил себя .Буд.Герм..в кот. загл.п.,смердит так «как будто в сток вонючий из тридцати шести клоак навоз валили кучей».Встреча с бог.Гамбурга Гаммонией в образе прод.женщ. исполнена насмешки и горечи.Но он сохран.романт. пафос надежды,кот.сост. «+»содерж.поэмы.Верит что за разв. философ. мысли должно послед.революц. дело.Послед.гл.выраж.уверенн.в лучшем буд.,ибо раст.покол.новых люд.

ЛИРИЧ.ГЕР.новый образ поэта,глашатая великих соц.измен-й.Он созн.силу своего облич.слова.  В кажд.строке бьется жив.сердце п.-единство лич.и общ.,слиян.мыслей о род.с душевн.пережив. Эпическое,лир.и публицистич.начала слив.воед,образуя новое жанровое целое Генрих Гейне нем.л.функц. пейзажа поэтич.цикл «Северное море» ставит героя лицом к л-у с величавой морской стихией. Обр.то спок. То бур. Моря то пламенеющ. заката.то ночного усып.звезд.неба. Цель:созд.образец высокой философ. лирики .в кот.пр. соотносится с чел.и ч.жизнь измер. масштабами мироздания. Ст-я напис. своб. ритмом, как бы перед-им вольное движ.пр.Созерц-е пр.уводит П.от субъект-го самоуглубл.-я и ставит перед ним «загадку жизни»: «Что так.чел.? Откуда он пришел? Кто там живет наверху?»(Вопросы) Иронический прозаизм в конце делает загадку жизни не такой страшной и всеобъемлющей.

 

Особенности романтической школы во Франции

Во Франции, как и в Англии ром-м не был единым направлением: в самом начале 19 в. выступили реакционные ром-ки, объявившие поход против революции и просветителей; позже, перед Июльской рев-ей, в лит. борьбу вступили представители прогрессивного ром-ма, нанесшие сокрушительный удар по ис-ву Реставрации. Главная особенность – ром-м как мировоззренческая и художественная система обрел законченные формы позже, чем в др. крупных европейских странах. Общенациональным явлением он становится только в 20-е годы. Во Ф. главной идеи ром-ма (идея всесилия личности) предшествовала мысль о власти необходимости судьбы на свободной волей, о тщете индивидуальных поступков (Шатобриан, Сенакур, ранний Ламартин).

В первые же годы 19в. начинают свою деят-ть ряд публицистов, философов, задачи которых сводились к ниспровержению идей рев-ии и Просвещения. Они считали разум источником зла, предлагали восстановить в правах веру, религию, церковь, требовали восстановления единой католической церкви с ее главой – папой. Отвергали принцип народовластия, призывая к возвращению феодальной монархии. 

ШАТОБРИАН, ФРАНСУА РЕНЕ ДЕ (Chateaubriand, Fran ois Ren de) (1768–1848), французский писатель и государственный деятель, которого называют «отцом романтизма» во французской литературе. Отказавшись от карьеры флотского офицера, а затем и клирика, в 1768 Шатобриан стал младшим лейтенантом Наваррского полка. Воодушевленный рассказами о великих путешественниках, он отплыл в Америку, где провел пять месяцев – с июля по декабрь 1791. Эта поездка впоследствии вдохновила его на создание главных своих произведений. Известия об аресте Людовика XVI побудили Шатобриана вернуться во Францию. Выгодно женившись на девушке своего круга, он присоединился к армии принцев в Кобленце и принял участие в осаде Тионвиля. Оправляясь после ранения, добрался до Англии, где провел семь лет, с 1793 по 1800. Там он опубликовал свой первый труд «Опыт о революциях»,1797). Вернувшись в 1800 во Францию под чужим именем, Шатобриан уже в следующем году завоевал признание публики повестью «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» 1801), которая выделяется своим гармоничным и живописным стилем, а также новаторским изображением страсти на фоне экзотической жизни коренных обитателей Америки. Первоначально Шатобриан намеревался включить этот роман в трактат «Гений христианства»1802), квинтэссенцию его творчества, поскольку в позднейших работах он либо развивает, либо комментирует намеченные здесь сюжеты. Основная мысль трактата состоит в том, что из всех религий христианство – самая поэтическая и человечная, более других благоприятствующая свободам, искусству и литературе. Трудно переоценить значение этой книги для романтического движения: целое поколение писателей обрело в Гении христианства неисчерпаемый источник литературных идей и вдохновения. Повесть «Рене»1802), призванная иллюстрировать «смутность страстей», в течение полувека служила моделью для меланхолических героев, которые терзаются недугом, названным впоследствии «болезнью века». 

Не довольствуясь литературной славой, Шатобриан поступил на службу к Наполеону, однако после убийства герцога Энгиенского не побоялся отказаться от должности и оставил политику вплоть до возвращения Бурбонов, которым оказал важную услугу, успев за неделю до капитуляции императорских войск издать памфлет «О Бонапарте и Бурбонах»1814; рус. перевод 1814). После Реставрации Шатобриан был послом в Берлине (1821), Лондоне (1822) и Риме (1828); будучи министром иностранных дел (1823), спровоцировал войну с Испанией. С воцарением Луи Филиппа он окончательно удалился от общественной жизни. В этот период вышла в свет его эпопея Мученики1809), повествующая о конфликте между христианством и язычеством во времена Диоклетиана. В поисках «местного колорита» для Мучеников Шатобриан предпринял поездку в Грецию и на Ближний Восток, поведав о пережитых впечатлениях и происшествиях в книге Путешествие из Парижа в Иерусалим 1811). Заметки, сделанные еще в Америке, он переработал в эпопею Начезы 1826), продолжившую рассказ о жизни Рене среди диких индейцев. Для современного читателя наибольший интерес у Шатобриана представляют его «Замогильные записки» созданные в 1814–1841, но опубликованные вскоре после его смерти в Париже 4 июля 1848. При всей своей неровности и сомнительной достоверности мемуары Шатобриана дают живую картину романтической эпохи.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 475; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!