Основные представители и особенности их учения



 

«Традиция греческого атомизма связана с двумя именами -Левкиппа и Демокрита. Но возможно, что образа Левкиппа, строго говоря, не существует, ибо о нем отсутствуют не только достоверные свидетельства, но и легенды. Античные авторы расходятся в своих сообщениях о его предполагаемой родине. Уже в античную эпоху возникали сомнения, существовал ли он в действительности [7]».

Этика Демокрита была своего рода феноменологией античного мира, которое «в своих реальных проявлениях было значительно более богатым, эклектичным, дифференцированным и противоречивым, чем оно предстает в тех или иных философских теориях»[8].

Демокрит впервые выявляет специфическую структуру морального опыта, которая предстает как отношение между основной целью деятельности и конкретными нормами, качествами и поступками, которые к ней ведут. Этика Демокрита довольно четко расчленяется на учение о высшей цели и учение о добродетелях как пути к ней, что более чем на два тысячелетия стало принципом построения этой области философского знания.

Стыд и долг, с точки зрения Демокрита, являются общественными стражами в индивиде, их основная задача держать человека в рамках дозволенного, своеобразная замена божественного контроля над людьми. Человек сам должен отвечать за свои действия, и тот, «кто следует доводам рассудка и применяет закон и принуждение»[9]является здравомыслящим.

Демокрит не ограничивается одним аспектом морали, а рассматривает ее во всем противоречивом многообразии. И если в его этике на первый план выдвигается не благо государства, а благо индивида, не внешне социологические, а внутренне психологические механизмы поведения, то в этом следует видеть не столько философско-доктринальную установку, сколько добросовестное описание реального своеобразия морали. Мораль тем и отличается от других социально-регулятивных институтов, что она является формой самосознания и самоутверждения личности, ее общественной легитимации. Личностно-ориетированная сущность морали не является постоянной величиной, она видоизменяется от эпохи к эпохе, от культуры к культуре, но это уже другой вопрос. Важно подчеркнуть: личностно ориентированная, можно даже сказать сильнее, личностно учреждающаяся сущность морали обнаруживает себя уже в античную эпоху, что и зафиксировал Демокрит в своей этике.

Удовольствие для Демокрита были телесной потребностью, которая вела человека к вражде и зависти, и переходили к страданию. Но у Эпикура, следующего представителя атомистской этики, удовольствие являлось отсутствием телесного страдания. По его мнению «…нравственной жизнью управляет не удовольствие как таковое, но разум, который судит и разделяет, т.е. практическая мудрость, отделяющая те удовольствия, что не несут страданий и возмущений, от тех, что несут наслаждения поначалу и - страдания впоследствии»[10]. Эпикур разделил удовольствия на три группы: среди удовольствий первой группы - естественных и необходимых - лишь те, что тесно связаны с сохранением жизни индивида. Философ исключает из них наслаждение любви, полагая ее источником беспокойства. Среди удовольствий второй группы - те, что сверх естественных потребностей: изысканные пища и напитки, элегантная одежда и т.п. Наконец, среди неестественных и необходимых, - все формы человеческого тщеславия, суетные желания роскоши, власти, славы.

Удовольствия второй и третий группы, по мнению Эпикура необходимо избегать, так как они опасны.

Самым крупным приверженцем атомистской этики Эпикура был Тит Лукреций Кар, составивший целое явление в истории философии. Он родился в начале I в. до н.э. и умер в середине того же века. Эпикурейское послание изложено в стихах в сочинении "О природе вещей". Это произведение представляет собой по содержанию полную энциклопедию эпикуреизма. Более того, она предлагает наиболее полную картину всей античной атомистики. Задача этики состоит в том, чтобы противостоять врагам человеческого счастья - страху смерти, страху загробного возмездия и страху богов, их вмешательству в жизнь человека. «Чтобы освободить людей, понял Лукреций, мало холодной рефлексии, истины интеллектуального порядка, необходимо еще, как сказал бы Паскаль, чтобы истина была внятна сердцу»[11]. Лукреций привносит в этическую концепцию нечто новое. Если для Эпикура жизнь состояла в незаметном существовании, то Лукреций в своей жизни, напротив, занимается активной общественной деятельностью.

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!