Глава 3.Современное состояние чувашского кино

Республиканский конкурс исследовательских работ обучающихся и педагогических

Работников образовательных организаций профессионального и общего образования

Чувашской Республики, посвященном 105 - летию Канашского педагогического колледжа

 

Направление: История просвещения Чувашской Республики в лицах

Исследовательский проект

Чувашское кино: вчера, сегодня, завтра

                                                                           

                                                                           Иванов Юрий Николаевич,

                                                                    обучающийся Канашского строительного техникума Минобразования Чувашии

                                                        группа № 19-01, 1 курс

                                          Руководители:

                                                             Конышева С.Г., методист                                         

                                                                        Паранина Н.М., преподаватель

 

Канаш, 2019г.

 

 

Содержание.

Актуальность работы...................................................................................... 2

Тезисы............................................................................................................... 3

Введение............................................................................................................5

Глава 1. История появления кино……………………………………………5

Глава 2. «Чувашкино»…………………………………………………………6

Глава3. Современное состояние чувашского кино………………………….14

Заключение..........................................................................................................19

Список литературы…………………………………………………………….20 

 

1

Актуальность работы состоит в том, что знание нашего прошлого, страниц истории чувашского народа поможет нам в настоящем и будущем.
Цель работы:

 пробудить живой интерес к культуре чувашского народа;

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-выяснить, когда начали снимать чувашские фильмы, первые чувашские актёры

- изучить творческий путь первых актеров и режиссеров. - изучить вклад Чувашкино в историю развития российского кинематографа

- собрать материал о том, как зародилась идея создания чувашской киностудии

Объект исследования: путь развития российского кинематографа

Предмет исследования: становление чувашской кинематографии

Гипотеза:

кинематограф относится к области постоянных интересов молодежи, становится для неё одним из самых популярных видов художественного творчества.

 

 

2

Тезисы:

 

1. 28 декабря 1895 года во Франции, в Париже, был снят и показан первый кинофильм.

2. В наших краях первый кинотеатр «Патэ» появился в Алатыре в 1908 году.

3. О существовании чувашских фильмов знают всего 10% опрошенных нами знакомых.

4. Тани Юн- первая чувашская киноактриса. 

5. Наша республика стала первой и единственной автономной республикой, имевшей своё кинопроизводство. Это случилось в 20-30 годы 20 века.

6. «Волжские бунтари» -первый чувашский фильм, режиссер Петров - Бытов.

7. Второй фильм был постановлен по произведению «Зора» Гарина-Михайловского.

8. Тани Юн- исполнительница главной роли в фильме «Сарпике», который демонстрировали за рубежом.

9. Чувашский фильм «Аппайка» -боевик того времени (1930год).

10. А «Священная роща» об острой классовой борьбе во время коллективизации.

11. Осенью 1930 года «Чувашкино» прекратило своё существование.

12. Почти все чувашские фильмы были уничтожены в известные 37-е годы.

13. Есть надежда, что чувашские фильмы будут выкуплены из-за границы: из Германии- фильм «Волжские бунтари»,а из Америки- фильм «Сарпике»?

14. У чувашского кино есть будущее.

 

3

Введение.

Выбор темы моего проекта был не случайным. Киноиндустрия привлекает многих. Я не исключение. « Я вообще не считаю, что кино может чему-то научить. Скорее оно работает как зеркало, в котором мы можем увидеть себя и свои поступки и сделать выводы. И зеркало у каждого своё», - говорил американский актёр Ричард Гир.

Для себя я поставил следующую цель: Изучить историю возникновения кинематографии, появление первых фильмов, с участием чувашских актеров.

Не странно ли, мы можем долго и интересно рассказывать, особенно, про зарубежные и наши фильмы, часто любуемся фотоснимками любимых актеров, благо, их теперь везде достаточно, и на обложках дневников, тетрадей. А своих чувашских актеров и не знаем. Об истории чувашской кинематографии мало кто из обучающихся знает. Мне захотелось узнать.

Глава 1. История появления кино

  Изобретателями кинематографа признаны братья Луи и Огюст Люмьеры, которые были знакомы с конструкцией эдисоновской техники. Конечно, имя Эдиссона, его открытия нельзя забывать, хотя он и не запатентовал свое изобретение. Братья Люмьеры подали патентную заявку 13 февраля 1895 года, а первый публичный просмотр состоялся 22 марта 1895 года в Париже во Франции. Братья Огюст и Луи Жан Люмьеры засняли и показали двухминутный черно-белый фильм. Он назывался «Прибытие поезда на вокзал Ла Сиота». Рассказывали, это было удивительное зрелище (когда смотрели этот фильм, некоторые зрители, увидев приближающийся поезд на экране, вскакивали с мест и бросались к выходу: они испугались, что поезд наедет на них, и они окажутся под колесами). Движущиеся фотографии впоследствии назвали «кино», от греческого - двигаю, двигаюсь.

Через полгода уже в России в Санкт-Петербурге показали свои работы под названием «Коронация царя Николая Второго», и «На Нижегородской ярмарке» кинематографисты В.Санин и А.Федицкий.

«Синематограф» братьев Люмьер с триумфом шествовал по всему миру, и Россия не осталась от этого в стороне. В 1886 году французы познакомили с кинематографом россиян, а в 1898 году появились на свет первые российские фильмы. История

российского кино своеобразна. Суровые нравы плюс характерные черты определенных политических периодов наложили на российский кинематограф свой отпечаток. Впрочем, это не помешало появлению в российской киноиндустрии ярких звезд и

5

талантливых кинорежиссеров. В конце 19-го в начале 20 века короткометражные фильмы, которые снимались в России, были в основном посвящены жизни монаршей семьи, к тому же подвергались цензуре.

К 1910 году российский кинематограф обрел свое лицо. Появилось достаточно много фильмов в различных жанрах – детектив, мелодрама, историческая и военная тематика.

Следующий период развития российского кино – это годы революции и гражданской войны. Пролетарское кино сложно назвать высокохудожественным, тем не менее, оно вызывало интерес даже за рубежом.

Период 30-х - 40-х годов был неоднозначным. С одной стороны, жесткая сталинская цензура, героическая и патриотическая тематика, идеологический подтекст, с другой стороны яркие комедии и новые имена.

60-80-е годы 20 века запомнились яркими именами.

В годы перестройки фильмы отличались провокационностью, порой слишком

негативными.

С 2010 года критики отмечают появление новой волны авторского кино, имеющего корни в лирическом советском кинематографе и вызывающего резонанс у зрителей. Это драмы, мелодрамы и комедии о жизни простых горожан. 

Вскоре после первого показа фильмов в Санкт-Петербурге и Москве «великий немой» появился и в наших краях. Впервые увидели его жители Алатыря. Здесь частный предприниматель Ф.Блохин в 1908 году открыл в своем каменном торговом доме кинотеатр «Патэ» по названию одноименной французской фирмы, у которой было приобретено оборудование и скупались киноленты.

Кинофильмы в Чебоксарах начали показывать в 1914 году. Специальных помещений не было. Вначале фильмы демонстрировались только летом, в так называемом Летнем театре, на берегу Волги. А позже и зимой в помещении Чувашского театра в свободное от спектаклей вечера. Фильмы были как отечественные, так и зарубежные.

Глава 2. «Чувашкино».

На истоке чувашских фильмов стоят И. Максимов-Кошкинский и Тани Юн (Бурашникова Татьяна Степановна, первая чувашская киноактриса).

Родилась Татьяна Степановна Бурашникова в Ядринском районе в деревне Чербаи в семье крестьянина-середняка Стефана Фёдоровича Бурашникова и его жены Ксении Фёдоровны. Росла трудолюбивой, проворной и выносливой девочкой. Наравне с мальчиками ходила в ночное пасти лошадей, с малых лет приучалась к труду. Отец и мать отправили дочь учиться в Ядрин.

6

 

Тани Юн мечтала о театре с детства, с тех пор как увидела первый раз спектакль в

Ядрине некого драмкружка, которым руководил Николай Мордвинов. Мечта сбылась в 1924 году. Будущая актриса окончила военно-спортивную школу в Москве, начала работать инструктором физкультуры в Чебоксарах. Ее желание стать артисткой и талант заметил Иоаким Степанович Максимов-Кошкинский.  

По его советам Татьяна заканчивает студию при театре, начинает работать на сцене чувашского театра и не пропускает ни одной кинокартины, которые показывали в Чебоксарах.  Вскоре вышла замуж за И. Максимова-Кошкинского. И.С.Максимов-Кошкинский, Тани Юн и обвинены в засилии в чувашском кино и популяризации себя в иностранных журналах. В 1937 году как жена «врага народа» была уволена из театра. Восьмилетнюю дочку она успела отправить к родственникам в деревню. 5 декабря 1937 года спецтройкой при НКВД Чувашской АССР была осуждена заочно по статье «контрреволюционная деятельность» сроком на 8 лет с содержанием в Карлаге. В январе 1940 года НКВД Чувашской АССР отменил постановление спецтройки; была освобождена со снятием судимости. Но это не означало возврата к прежней жизни, к прежнему положению в обществе. Для Тани Юн оказались закрытыми и двери театра, все отвернулись от нее, все видели в ней «врага народа». И она, в рассвете сил, поняла, что ее творческий путь закончен. А проработала она всего-то семь лет кино и столько же в театре. В1963 году их настиг другой страшный удар — в автомобильной катастрофе погибла их единственная дочь Изида. Татьяна Степановна отдает себя воспитанию осиротевших внуков. Воспитала она их хорошо. Один из них, Андрей Градов, пошел по пути своей бабушки, и мы его часто видим в кинофильмах.
Израненное, исстрадавшееся сердце Тани Юн, перестало биться 6 октября 1977 года. Первая чувашская киноактриса ушла из жизни тихо, проводили ее в последний путь друзья, ценившие ее бесценный вклад в развитие чувашского кино и театрального искусства.
Иоаким Степанович Максимов-Кошкинский (1893-1975) — чувашский актёр и режиссёр, организатор чувашского профессионального театра, студии «Чувашкино»; драматург, переводчик, сценарист, заслуженный деятель искусств ЧАССР и РСФСР, народный артист Чувашской АССР. Член Союза писателей СССР (1934). Родился в селе Кошки- Новотимбаево. В 1911 г. окончил Симбирскую чувашскую учительскую школу, в 1918 г. — Казанское художественное училище.

В период учебы работал в драматическом и оперном театрах Казани художником-

7

 

декоратором, актером, помощником режиссера. С 1918 — агитатор и политкомиссар

Красной Армии. В 1918 году вместе с группой энтузиастов, организовал Чувашский советский передвижной театр. В 1925—1931 — режиссёр, сценарист и художественный руководитель киностудии «Чувашкино». В 1932—1945 — художественный руководитель и актёр Чувашского академического театра.

В 1933 году Иоаким Степанович удостоен звания народного артиста Чувашской АССР.

Автор рассказов и пьес «Садур и Илем» (1933), «Константин Иванов» (1954) и др., либретто опер, оперетт, переводил на чувашский язык пьесы русских и зарубежных авторов.

Долгое время Максимов-Кошкинский работал художественным руководителем, режиссером Чувашского государственного драмтеатра им. К..Иванова. Его перу принадлежат десятки пьес, сценариев, либретто, опер и около 40 переводов пьес русских и зарубежных классиков. Иоакима

Степановича Максимова-Кошкинского не стало в 1975 году.

Петр Николаевич Осипов (1900 - 1987) - известный ученый и драматург, писатель, член Союза писателей СССР, актер, режиссер, врач, организатор здравоохранения, кандидат медицинских наук. Один из основателей (1918) и актер Чувашского драматического театра.

Его роли на театральной сцене: Подколесин - "Женитьба", Осип - "Ревизор", Митрофанушка - "Недоросль», Журден - "Мнимый больной", Миллер - "Коварство и любовь" и другие; роли в кино - революционер Тевлет ("Черный столб", 1927, студия "Чувашкино").

Литературную деятельность начал в 1916 году. Написал около двух десятков пьес, которые ставятся профессиональными и любительскими коллективами: "Кужар", "Айдар", "У двух парней - одна дума", "Проклятое племя", "Симфония будней". Он автор либретто оперы "Прерванный вальс". Вкладом в чувашскую литературу стал его роман-эпопея "Эльгеевы". П.Осипов перевел произведения известных зарубежных драматургов на чувашский язык для постановки на сцене.

Призвание драматурга П.Осипов сочетал с врачебной деятельностью. Окончил медицинский факультет Казанского университета, клиническую ординатуру на кафедре внутренних болезней в том же университете. Работал главным врачом Чебоксарской городской поликлиники, Министром здравоохранения ЧАССР. В 1943 году защитил

8

 

кандидатскую диссертацию. Опубликовал около 50 научных работ.

Звания: "Заслуженный деятель искусств ЧАССР", "Заслуженный врач РСФСР",

"Народный писатель Чувашской АССР".

Однажды Татьяна увидела на экране игру известной всему миру талантливой итальянской актрисы Франчески Бертини и потеряла покой: «Возможно ли такое?! Снимают свои фильмы армяне, грузины и другие народы страны, а почему мы не можем? Мы что, хуже других?»

Этими мыслями она поделилась со своим мужем Иоакимом Степановичем Максимовым-Кошкинским, организатором Чувашского театра и его художественным руководителем. Вначале он не придал этому особого значения, а потом тоже серьезно задумался.

На такое грандиозное дело не было ни денег, ни сценариев, ни мастеров, ни актеров, но родилось огромное желание.

У чувашской интеллигенции в то время желания было много - образование автономии всколыхнуло душу народа, пробудило чувство национального самосознания.

Чуваши задумались и хотели знать: кто они, кем были и есть, на что способны и как выглядят среди других народов страны. И как жить дальше? Заговорило чувство национальной чести. Появились свои ученые, писатели, поэты, композиторы. Этот

духовный подъем не остудил даже страшный голод 1921 года. Бросалось в глаза то, как чуваши торопливо начали изучать свой язык, историю, собирали национальные песни - как бы хотели восполнить пробел столетий.

В такой обстановке и возникла мысль о создании чувашских кинокартин. Наша республика стала первой и единственной автономной республикой, имевшей свое кинопроизводство.  

Создание фильма по тем временам стоило 25 тыс.рублей (при долевом участии). Сумма - огромная. Но желание иметь чувашскую картину было так велико, что Областной исполком принял энергичные меры. Трижды рассматривали вопрос. Деньги были найдены, договор подписан с киностудией «Севзапкино» (ныне «Ленфильм»). Вопрос решили очень оперативно, за 11 дней. Сценарий Максимовым- Кошкинским был уже написан и утвержден для первого фильма «Волжские бунтари». Режиссером назначен Петров-Бытов. В этом фильме основные роли исполняли русские артисты, в эпизодических ролях были заняты некоторые чувашские.

9

Идея создания чувашской киностудии возникла в ходе съёмок первого чувашского игрового фильма «Атăл пăлхавçисем» (Волжские бунтари), в котором была сделана по­пытка осмысления художественными средствами значение первой русской

революции 1905–1907годов. Тани Юн режиссер доверил эпизодическую роль матери - потерявшей в сутолоке маленького сына, которого впоследствии, находит убитым. И артистка сыграла ее потрясающе.
 «ЧУВАШКИНО» – кинотрест при Народном комиссариате просвещения Чувашской АССР. Образован в 22 июня 1926 года как фотокинема. Основан И.С. Максимовым – Кошкинским. В задачу «Чувашкино» входили производство и сбыт на кинорынках художественных и документальных фильмов о жизни, быте, хозяйственно-культурном строительстве Чувашии, подготовка сценаристов, актёров, режиссёров и художников, развёртывание и эксплуатация стационарной и передвижной киносети. С 1930 в сос­таве общест­венного объединения кино-фото промышленности «Союзкино».

К съёмкам второго фильма «Сарпиге» («Женщина», «Зора») по мотивам драмы-сказки Н. Г. Гарина-Михайловского «Зора» приступили в соответствии с решением ЦИК ЧАССР. Действие фильма происходит в кон. 19 в. Помещик Гарин соблазнил крестьянскую девушку Зору. Поверив уговорам барина, она в день свадьбы сбежала от своего жениха Зораима. По обвинению в убийстве невесты того бросают в тюрьму. Зора стала забавой для скучающего барина. Бежавший из тюрьмы Зораим поднял чувашей-односельчан против Гарина. Помещик вызывает солдат для подавления бунта. Зора пытается предостеречь повстанцев, но погибает от рук Гарина. В смертельной схватке Зораим убивает помещика.

Премьера состоялась 12 марта 1927 в Москве, 24 апреля 1927 – в Чебоксарах. Автор сценария И.С. Максимов-Кошкинский, режиссёр О.Н. Фрелих, оператор А.Ф. Винклер, художник Б.В. Дубовский-Эшке, ассистенты режиссёра Г.А. Лев­коев, В.А. Массино, помощник режиссёра К.Е.Егоров, монтаж Б.М. Шелонцева. В ролях: Тани Юн (Сарпиге), А.А. Файт (Гарин), О.Д. Быстрицкая (Маргарита), И.А. Слобод­ской (Мельник), Г.А. Левкоев (Ивашка), Р. Сарде (Эли), В.А. Массино (Зораим), И.С. Максимов-Кошкинский (Сват). Фильм не сохранился.

В фильме «Хура юпа» (Чёрный столб, 7 ч., 1927) отображены события революции 1905–07. Чувашский революционер Тевлет бежал из заключения и вернулся в родную деревню. Здесь он встретился с любимой девушкой Уркка – дочерью ­богатого крестьянина Шакмака. Желая породниться с богачом Каруком, Шакмак решил отдать

10

за него дочь. Тевлет и Уркка решают бежать. Но на Тевлета донесли, и он вынужден скрыться. ­Урк­ку насильно выдают за Карука. Она рассказывает крестьянам, что источником богатств её мужа является конокрадство. Тевлету удаётся поймать

подручных Карука, устроивших поджог. Во время преследования стражники убивают Тевлета. У околицы деревни полицией водружается чёрный столб – знак «по­литической неблагонадёжности» ее жителей.

Премьера состоялась 17 февраля 1928. Автор сценария И.С. Максимов-Кош­кинский, режиссёры И.С. Максимов-Кошкинский и Б.М. Шелонцев, оператор Г. Егиазаров, художник К.В. Васильев, ассистенты режиссёра В. Королевич, Д. Коновалов. В ролях: И.А. Слободской (Шакмак), Тани Юн (Уркка), П.Н. Осипов   (Тевлет), Д. Коновалов (Пикбав), Г.В. Парне(Левендей). Фильм не сохранился.

О борьбе чуваш. крестьян с крупными землевладельцами повествовал фильм «Ял» (Вихрь на Волге, 6 ч., 1928). Весть об Октябрьской революции 1917 ещё не донеслась до чувашского села Этремень. Здесь по-прежнему хозяйничают братья Эливановы. Секретарь волостной управы составляет выгодные для них условия распродажи земли. Среди крестьян возникают волнения. С отхожих промыслов возвращается шахтёр Алексей Аросланов. Он разъясняет смысл Декрета о земле. Крестьяне разгоняют контрреволюционную управу. Николай Эливанов бежит. Путь ему преграждает Волга. ­Поняв безнадежность своего положения, Эливанов застрелился.

Дата премьеры неизвестна. Автор сценария Д.П. Петров, режиссёр И.С. Максимов-Кошкинский, оператор Г. Егиазаров, художник К.М. Катнуй, ассистент ре­жиссёра Г.В. Парне, помощник режиссёра К.Е. Егоров. В ролях: И. Капралов (Аросланов), Тани Юн (Мария), Г.В. Парне (Иван Сурбан), Ф. Биктимирова (Екатерина Сурбан), П.Ю. Подвальный (Николай Эливанов), К.Е. Егоров (Секретарь управы), К.М. Катнуй (Яков Эливанов), И.С. Максимов-Кошкинский (Василь Васильич). Сохранилась 1-я часть фильма. В 2009 создана её озвученная версия.

К числу заметных достижений чувашской кинематографии зрители и критики отнесли остросюжетный фильм «Апай­ка» (Прачка, 6 ч., 1930). В годы Граждан. войны в одной из казан. прачечных работала чуваш. девушка Таиса. Буржуазная клиентура называла её пренебрежительно «апайкой». В дни, когда в городе вспыхнул белогвардейский мятеж, Таиса познакомилась с большевиком Валиевым, полюбила его и стала активным участником революционной борьбы. По заданию подпольного комитета она должна была передать в штаб важную шифровку. Случай свёл девушку с

её братом, белогвардейским офицером. После допроса Таиса оказалась в тюрьме.

11

Вырвавшись из застенка, она вместе с Валиевым предотвращает подготовленный белыми взрыв железнодорожного моста.

Премьера прошла 25 апреля 1930 в Че­боксарах. Автор сценария и режиссёр И.С.

Максимов-Кошкинский, оператор Э. Никулеску, художник А. Певзнер, ассистент режиссёра Г.В. Парне. В ролях: Тани Юн (Таиса), К. Чебышева (Хозяйка), А. Тимонтаев (Валиев), А. Ма­лаев (Чербай). Фильм не сохранился.

О борьбе колхозников за расширение посевных площадей повествовала кар­тина «Киремет кати» (Священная роща, 5 ч., 1931). В одной из деревень Чувашии колхоз­ники страдают от малоземелья. Ком­сомольцы предлагают вырубить «священную рощу» и увеличить земельный фонд. Верующая часть колхозников выступает против, однако малоземелье заставляет их идти на компромисс. Решено вместо рощи оставить одно «священное» дерево. Сын кулака в прово­кационных целях срубает это дерево. Опасаясь, что это повлечет божью кару, колхозники приходят в смятение, забирают лошадей и имущество из колхоза. Вскоре один из них обнаруживает около срубленного дерева расчётную книжку, оброненную порубщиком. Провокация раскрыта, колхозники дружно включаются в работу.

Дата премьеры неизвестна. Авторы сценария А.М. Чистяков и И.С. Максимов-Кошкинский, режиссёр И.С. Максимов-Кошкинский, операторы Н. Зеленов и И. Сидельников, ассистент режиссёра Г.В. Парне. В ролях: С. Никитин (Ком­сомоль­ской секретарь), Г.В. Парне (Ягур Василич), И.С. Максимов-Кошкинский (Василь Василич),

П. Медиков (Сын ­кулака), Тани Юн (Жена), М. Комаров (Кузнец). Фильм сохранился

полностью.

Последний игровой фильм «Чувашкино» «Асту» (Помни, 6 ч., 1932) вышел на экраны под эгидой «Востоккино». Его темой также является колхозное строительство. В чувашской деревне кулаки-сектанты пытаются раз­валить общественное хозяйство. Колхозники находят выход из тупикового положения. Кулаки и их ­пособники изобличены. Ранее колебавшиеся крестьяне-чуваши порывают с ­сектой «христовых слуг» и вступают в колхоз.

Авторы сценария Н.Ф.Мранька, И.С. Максимов-Кошкинский, режиссёр И.С. Максимов-Кошкинский, оператор Н. Зеленов, ассистент режиссёра Г.В. Парне. В ролях: И.В. Штраух (Степан), Тани Юн (Вера), , Г.В. Парне (Тихомиров). Фильм не сохранился.

Фильмы «Чувашкино» относятся к дозвукоому периоду развития кинематографа. Их демонстрация в ряде случаев сопровождалась исполнением чуваш. музыки. Кроме

12

игровых, в активе «Чувашкино» имелись документальные фильмы: полнометражный

этнографический «Страна чувашская» (1927, автор сценария и режиссёр В. Королевич, операторы Д. Ильин, И. Блейн; сохранился полностью); короткометражный «60 лет чувашской грамоте» (1928, автор сценария и режиссёр Г.В. Парне, оператор Г. Сидельников; не сохранился); полнометражный «Рож­дённая Октяб­ём» (1931) (авторы сценария и режиссёры И.С. Максимов-Кошкинский, А.М. Чистяков, не сохранился), а также 11 киножурналов. Операторы «Чувашкино» регулярно снимали сюжеты для всесоюзных киножурналов.

Фильмы «Чувашкино» приобретались для демонстрации на всесоюзных и зарубежных экранах. О них публиковались статьи и рецензии в журналах «Советский экран», «Кино-фронт», «Кино и жизнь»,

«Советское кино», а также в американской, ­не­­­мецкой печати. Актёры и ре­­жис­сё­ры, дебютировавшие в «Чувашкино», ­ста­ли видными деятелями советского кино (П.П. Петров-Бытов, А.Ф. Винклер, Г.А. Лев­коев, В.А. Массино, Б.М. Шелонцев, А.А. Файт, П.Ю. Подвальный, О.Д. Быстрицкая, А. Тимонтаев, Братья Васильевы и др.).

Значительный вклад внесло «Чувашкино» в кинофикациюреспублики. В 1931 «Чувашкино» во­шло в состав АО «Востоккино». «Чувашкино» как одна из первых национальных ки­но­организаций страны сыграло заметную роль в становлении и развитии советского кино­искусства. Большинство фильмов уничтожено в конце 1930-х гг., когда И.С. Максимов-Кошкинский и Тани Юн были незаконно репрессированы.

Сохранилось несколько фильмов, снятых в «Чувашкино». Германия закупила фильм «Волжские бунтари». По некоторым данным, американцами был закуплен фильм «Сарпике», копия которого хранится и до сих пор, но выкупить, говорят, очень дорого.

С середины1930-х годов начинается новый этап развития кинопроизводства в Чувашии – это создание документальных фильмов и киножурналов. Особое внимание в этот период уделялось созданию документальных сюжетов для зонального киножурнала «На Волге широкой». Сюжеты носили ярко выраженный характер показа социалистических достижений. Это съезды, праздничные демонстрации, строительство заводов и новостроек, достижения культуры и науки и т.п. Киножурнал – это периодический киновыпуск, содержанием которого обычно является информация о самых различных событиях общественно-политической, экономической и культурной жизни страны. Киножурналы практически являются летописью исторических событий современности. Документальные фильмы представляют собой кинопроизведения, создаваемые на основе специально запланированных съемок, а также, что

13

немаловажно, из сюжетов старой архивной хроники.

Глава 3.Современное состояние чувашского кино

В1968 г. в студии Чувашского телевидения вступил в строй комплекс по

кинопроизводству на узкой пленке. Это означило начало нового этапа в кинопроизводстве Чувашской АССР– телевизионной документалистики. К50-летию Чувашской автономии был выпущен четырехсерийный документальный фильм «Шаги автономии» (сценарист В. Погильдяков, режиссер И. Митюков, оператор А. Дымич, звукооператор Г. Исаев, редактор В. Сорокин). Этот кинодокумент находится на хранении в архиве. В фильме имеются уникальные кадры: об участии чувашской делегации в похоронах В.И. Ленина, о прибытии в 1919 г. на пароходе «Красная Звезда» в Чебоксары Н. Крупской и В. Молотова, о приезде на поезде «Октябрьская революция» в Алатырь М. Калинина, о встрече И. Яковлева в1930 г. со своими воспитанниками и т.д. В архиве имеются созданные в этот период кинодокументалистами Чувашии: кинолетопись о жизни республики, трудовых буднях многих поколений наших земляков, многосерийный документальный фильм «Биография республики», документальные сериалы об участниках - ветеранах Великой Отечественной войны, документальные сюжеты о чувашских писателях и композиторах и т.д. 

1970-е годы в Чувашии широкое распространение получило кинолюбительское движение. Существовало более25 любительских студий. Они функционировали в Чебоксарах, Новочебоксарске, Алатыре, Канаше, Шумерле, Батыреве, Ибресях. Существовало республиканское объединение кинолюбителей. Кинолюбителями Чувашии было создано много документальных сюжетов, посвященных уникальным уголкам природы и памятникам культуры. Произведения кинолюбителей – это, по сути, документальные фильмы самой разнообразной тематики и всех возможных жанров. Произведения кинолюбителей составляют краеведческий фонд архива. С1990 по2007 г. Государственным учреждением «Чувашкино» было создано15 документальных фильмов, касающихся истории Чувашии и отдельных деятелей культуры и науки. В настоящее время документальные фильмы продолжает снимать Чувашское телевидение.

Таким образом, РГУ «Государственный архив электронной и кинодокументации Чувашской Республики» является основным хранителем кинодокументов, созданных в республике на протяжении 90 лет. Вопросы, связанные с изучением национального кинематографа, стали объектом научных исследований.

14

Характерными чертами на ранней стадии формирования национального кино являлись любительский характер, отсутствие прочной производственной базы,

творческих национальных кадров. Рождение чувашского кинематографа начиналось с выпуска хроники, фиксировавшей события, происходившие в республике. Затем уже стали создавать полнометражные художественные фильмы.

Первоначально из-за отсутствия собственных режиссеров, операторов и артистов к постановке фильмов привлекались русские специалисты. Фильмы, созданные киностудией «Чувашкино» и последующими организациями, смело можно назвать кинодокументами.

Сегодня государственное учреждение «Чувашкино» продолжает добрые традиции студии «Чувашкино», определяет государственную политику в области кинематографии в нашей республике. В его фондах насчитывается уже более десятка художественно-публицистических лент, созданных совместно с Казанской студией кинохроники.

Ежегодно кинотеатрами и киноустановками республики демонстрируется свыше 11 тыс. киносеансов. ГУ «Чувашкино» формирует репертуар, ведет активную работу по пропаганде отечественного киноискусства, организует творческие встречи с известными актерами и режиссерами.

Киноотрасль Чувашии гордится своими лучшими работниками, которые неустанным трудом подвижнически продвигают искусство – кино во все уголки республики.

Республиканское государственное учреждение «Чувашкино» находится по адресу:

г,Чебоксары, пр.И.Яковлева,12а.

В 2003 году в здании «Чувашкино» модернизирован кинозал на 55 мест и открыт новый кинозал на 60 мест.

 «Чувашкино» с целью привлечения зрителей занимается организацией и проведением различных форм культурно-массовой и досуговой деятельности. За последние 5 лет проведено более 60 творческих встреч с популярными российскими киноактерами и режиссерами.

Но кинотворчество в республике не угасло. Творческие группы при Чувашском телевидении и «Чувашкино» энергично занимались производством документальных сюжетов, выпуском переведенных на чувашский язык шедевров мирового кино (их более 120). В фондах фотокиноархива – Государственного архива электронной и кинодокументации ЧР – насчитывается несколько десятков художественно-

15

публицистических и документальных лент, созданных совместно с другими студиями кинохроники (Москвы, Казани, Киева). Киевская студия им. А.П. Довженко в 1970 году в чувашское киноискусство вдохнула новую волну художественным фильмом

 «Сеспель» (режиссёр Владимир Савельев). Ряд отличных лент на Чувашском телевидении создал режиссёр и писатель Вениамин Погильдяков (художественный фильм «Обида» (1966), документальные ленты «В краю ста тысяч песен» (1968), «Чувашская легенда» (1970), «Чувашская рапсодия» (1985) и др.). Он собрал вокруг себя талантливых мастеров фотокиноискусства, выступил с инициативой об открытии государственной национальной киностудии.

Оригинальные формы национального кино нашел талантливый режиссер Леонид Трифонов (телеспектакли «Кĕпер» («Мост») по роману В.З. Иванова-Паймена (4 серии), «Тăвалла» («В гору») по роману В.И. Краснова-Асли (2 серии), «Мелодии леса» по повести П.Г. Маркина (3 серии). Ряд его программ был показан по Центральному телевидению, цикл этнографических фильмов «Религиозно-обрядовая культура чувашей» Л.П. Трифонова с успехом демонстрировался на всероссийских фестивалях. На Чувашском телевидении активно выпускали серии художественно-документальных лент режиссеры и сценаристы Владимир Карсаков, Валерий Алексин, Владимир Филиппов, Марина Карягина, Арсений Тарасов и др.

В 1990-х годах зародилась новая для чувашского экрана форма художественно-документального повествования – видеопутешествия, видеоинтервью. Председатель Союза кинематографистов Чувашской Республики Олег Цыпленков более 20 лет снимает на кинокамеру серию «Чунçÿрев» (Путешествия по историческим и памятным местам чувашского народа, Волжской и Великой Болгарии), видеоинтервью с видными деятелями культуры, политиками, творческими коллективами, документирование национальных обрядов, значимых культурных и общественных мероприятий, проводимых в Республике. В XXI веке уровень мастерства чувашских режиссёров заметно повысился. Союз усилился специалистами с высшим специальным образованием (Константин Ефремов, Юрий Сергеев). Это позволило не признаваемому до 2014 года объединению «киношников» пройти государственную регистрацию.

Союз кинематографистов Чувашии решает важные для республики дела по обеспечению школ видеопродукцией в рамках программ дистанционного обучения, продолжает снимать интересные фильмы по национальным сценариям на чувашском языке. Фильм «Нарспи» (режиссёр Андрей Васильев) получил специальный приз на VII

Чебоксарском международном кинофестивале 2014 года. Зрители с восторгом

16

 

приняли чувашские игровые фильмы, впервые показанные на кинофестивале (вне конкурса) – мелодраму «Манăн та телейлĕ пулас килет» («И мне хочется быть счастливой», по пьесе Б. Чиндыкова «Алăксем умĕнче», режиссер В. Оринов,), драму «Юхха» («Гулящая», режиссер В. Карсаков), комедии режиссера А. Степанов-Пртта «Чупкăн» («Ветреный) и «Франци хĕрĕ тыткăнларĕ чĕрене» («Француженка пленила сердце»).

На повестке дня Союза кинематографистов Чувашии – три большие заботы: проведение Всечувашского кинофестиваля, укрепление школы-студии «Аван» и стабилизация работы Киноклуба. Во всех этих сферах дружно участвуют известные в Чувашии режиссёры и кинооператоры: директор интернет-телевидеокомпании «SuvarTV» Олег Цыпленков, руководители киновидеообъединения «КоЮр» Константин Ефремов и Юрий Сергеев, руководитель ООО «Салам» Владимир Карсаков, директор ООО «Диал» (киновидеостудия «AKSARSTUDIO») Алексей Иванов, директор видеостудии «ОРИОН» Вячеслав Оринов, руководитель видеостудии «ILTIMER STUDIO» Алексей Ефремов и др.

Национальная библиотека Чувашской Республики предоставил Союзу кинематографистов кинозал и кабинеты для работы Киноклуба (руководитель – В. Карсаков) – для творческих встреч и обсуждений новых фильмов, для совместного просмотра шедевров мирового кинематографа с целью изучения мастерства зарубежных и отечественных коллег.

Школа-студия «Аван» Союза кинематографистов Чувашии образовательную площадку обрела на факультете дизайна и компьютерных технологий Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова (декан Валериан Желтов). Установочные семинарские занятия, проведенные дипломированными специалистами Юрием Сергеевым и Константином Ефремовым («Применение видеоэффектов в современной кинематографии», «Основы современного видеомонтажа в кинематографе») прошли при полных аудиториях.

Школа-студия Союза кинематографистов Чувашии и Чувашского университета при благожелательных обстоятельствах может стать кузницей национальных кадров чувашского кинематографа. Для проведения мастер-классов будут приглашаться лучшие специалисты из Москвы (Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова) и Санкт-Петербурга (Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения) по кинооператорскому искусству,

17

актёрскому мастерству, основам режиссуры и сценарной работе.

Ещё одно важное направление деятельности Союза кинематографистов Чувашии – поиск в киноархивах и киномузеев зарубежных стран мира фильмов, снятых И.С. Максимовым-Кошкинским в 1920-30-х гг. Отправлены письма с запросом в страны

СНГ, Германию, США и Египет.

Президент VII Чебоксарского международного кинофестиваля Карен Шахназаров заметил: «Одна из немаловажных составляющих развития национального самосознания – становление своего кинематографа». Чувашское кино имеет почти вековую историю. В сознании чувашского народа укоренилось представление о родном кинематографе как необходимом элементе национальной культуры. Сейчас в национальном кино наступил момент нового качественного прорыва. Значительную роль в этом процессе играет Союз кинематографистов Чувашии.

Чуваши интересны миру своей древней культурой. Язык, мифы, этнорелигия, обряды, песни, танцы, вышивка, костюм – визитная карточка чувашского народа. Средством презентации чувашской культуры на мировой арт-сцене должно стать национальное кино. Союзу киноматографистов Чувашии есть на что опереться в этой работе – в прошлом веке чувашские фильмы И.С. Максимова-Кошкинского «Чёрный столб» и «Сарпике» с успехом демонстрировались в странах Америки, Африки, Европы, Азии. Новое чувашское

кино, изображающее быт и культуру одного из древних народов мира, может быть не менее интересным современному отечественному и зарубежному зрителю.

Заслуживают положительного отклика организуемые кинофестивали, кинолектории, работа киноклубов японской анимации, по экологии.

Заключение

Человек, которому сегодня 18-20 с небольшим лет, готовится к самостоятельной жизни. Он учится, порой одновременно стоит у станка или работает в поле. У него значительный запас знаний, еще больше ему предстоит, узнать. Современная молодёжь должна учиться жить, трудиться и отдыхать. Кинематограф становится одним из способов воздействия на личность человека. Кинопроизведения, показывая путь, пройденный народом, дают ценный материал для воспитания. Произведения экранного искусства обладают большими возможностями для формирования мировоззрения, патриотизма, нравственного и эстетического воспитания молодых людей. Лучшие советские фильмы, изображая нашего современника в разносторонних общественных связях, воспроизводят его нравственные чувства, помыслы и поступки, утверждают и

18

пропагандируют нормы морали. И действительно кинематограф относится к области стабильных духовных интересов учащейся молодежи, становится для нее одним из самых популярных видов художественного творчества, гипотеза доказана. Именно кино дарит людям кумиров, примеров для подражания. Всех достоинств у этого вида

искусства не перечислить. Кино расширяет кругозор, повышает образованность человека, помогает ему развиться как личность. К примеру, документальные фильмы развивают стремление людей к новым путешествиям, к поискам нового и неизведанного. В кинокартинах, каждый найдет информацию, интересующую именно его, найдет пищу для размышлений. Возможно, человек в фильме найдет ответы на важные вопросы. Также фильм может стать стимулом к какому-то действию, вдохновить человека на поступок.

Хочется верить, что появится и среди нас актёры, которых будут снимать на обложку российских и зарубежных журналов, будут печатать фотографии и писать о ее таланте. Может быть, вырастет богатый человек, который поможет выкупить фильм из-за рубежа. А нужны ли они вообще? Конечно, да - для истории. Чтобы мы могли гордиться достижениями своих земляков и брали с них пример для хороших, нужных, полезных дел.

 

 

19

Список литературы:

1. Антонов М. Асран кайми йĕр хăварчĕ // Коммунизм ялавĕ. — 1983. — 28 кăрлач.2.

2. Антонов М. Тани Юн — первая чувашская киноактриса // Советская Чувашия. — 1993. — 30 янв.

3.Варшавский Я . Встреча с фильмом. М., 1962, с. 166.

4. Романова Ф. Театр, любимый народом. — Чебоксары, 1973. — С. 79.

5.Уши н с к и й К . Д . Собр. соч., т. 9. М., 1951, стр. 117. 9 Ромм М. Кинематограф в ряду ИСКУССТВ // ИСКУССТВО КИНО. 1972. № 2,

6. Э й з е н ш т е й н С . М . Избр. произв. в 6 т.

7.Х у ц и е в М . Тема еще не исчерпана // Искусство кино. I960. № 1, с.72.

 

20


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 425; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!