Второстепенные тексты – Лагху Трая



 

 

Мадхава Ниданам Самхита

 

Рога Винишчая – текст, более известный под названием Мадхава Ниданам Самхита, считается самым лучшим и доступным для понимания вопросов этиологии и нозологии болезней среди древних аюрведических текстов. Написанный Мадхавакарой, точная дата жизни которого окончательно не установлена, он драгоценным камнем сияет среди текстов «Лагху Траи» - вторичных аюрведических текстов. Можно сказать, что Мадхава Ниданам Самхита состоит из обработанных Мадхавой шлок, посвященных этиологии болезней, взятых из основных аюрведических текстов, существующих на момент написания Самхиты и собранных в семьдесят глав.

Современные историки не смогли точно датировать момент написания Мадхава Ниданам Самхиты и составить жизнеописание ее автора. Известно только, что его звали Мадхавакара и он был сыном Индукары, врача-алхимика, одного из авторитетнейших комментаторов на Аштанга Самграха Самхиту. Из-под его пера вышли такие тексты, как Мадхава Чикитса и Йога Вьякхья, а также комментарии на Сушрута Самхиту под названием Сушрута Шлока Вартика. Косвенные данные говорят о том, что он жил в Бенгалии или на востоке индийского субконтинента. Так или иначе, работа Мадхавакары к девятому веку уже была известна, ведь она была среди источников, цитируемых в арабском тексте об индийской медицине, написанном примерно в 850 г. аль-Табари «Фирдоус аль Хикма», или «Рай Мудрости». Благодаря этой работе Мадхава Ниданам Самхита стала известна и знаменитому аль-Рази, жившему в конце девятого – начале десятого века.

На Мадхава Ниданам Самхиту существует множество комментариев (например, Мадхукоша (до главы «Нозология конкрементов»), написанный Виджаем Ракшитой, Мадхукоша (после главы «Нозология конкрементов»), написанный Шрикантха Даттой, Атанка Дарпана, написанный Вачаспати), его авторитетность и значимость даже с древних времен была признана не только аюрведическими врачами, но и врачами персидской медицины – первый иностранный перевод Мадхава Ниданам был выполнен именно на персидский язык во времена халифа Харун-аль-Рашида (около 790 года н.э.).

 

 

Бхавапракаша

 

Бхавапракаша, или «Разъяснение состояний» – трактат, написанный врачом Бхавамишрой, жившем в шестнадцатом веке, скорее всего в Магадхе или Бихаре, был очень популярным среди аюрведических врачей того времени. Бхавамишра был первым индийским автором, описавшим сифилис, которым, как он утверждал, можно было заразиться из-за половых связей с чужеземцами с Запада, которые считались греховными. Санскритское название, которое он выбрал для этого заболевания – Пхиранга рога, напоминает название «французская болезнь», термин, используемый среди арабских врачей. Его способы лечения Пхиранга роги включали использование ртутных и свинцовых препаратов, полового воздержания и гигиенических процедур, в частности, омовение половых органов насыщенным отваром Трипхалы. Другие важные новшества в работе Бхавамишры включают описание противозачаточных средств и первое четкое описание болезни латиризм, или паралич ног, вызванный поеданием в пищу чины посевной.

Текст состоит из трех кханд, или частей, первая из которых включает в себя два раздела. Основных комментария два – Дэвала локана, написанный Шри Ранавира Симхой и Садвайдья Сиддханта Ратнакара, написанный Джаядэвой.

 

Шарангадхара Самхита

 

Шарангадхара Самхита – аюрведический текст, описывающий приготовление аюрведических препаратов как для внутреннего применения (бати, чурны, ришты и т.д.), так и для проведения процедур очищения организма. Как и в большинстве аюрведических трактатов, в тексте Шарангадхара Самхиты встречается только косвенное упоминание об ее авторе – в конце каждой главы сказано, что она написана Шарангадхарой. Комментаторы Самхиты также не дают подробной информации об ее авторе, поэтому точной и достоверной информации о жизни Шарангадхары не сохранилось. Имя Шарангадхара было достаточно распространенным в средневековой Индии, и в тот промежуток времени, когда предположительно жил автор Шарангадхара Самхиты, творили около восьми врачей-кавираджей[24], написавших такие произведения, как Шарангадхара Тришати (текст, посвященный лихорадкам), Шарангадхара Паддхати (компиляция из более ранних трактатов обо всех разделах медицины – от токсикологии до магии и демонологии) и Сангита Ратнакара (текст о гармонии в музыке и в мире, включающий описание пульсов, Тридоша и т.д.), поэтому идентификация личности автора Шарангадхара Самхиты еще более усложняется. Дата написания текста также рассчитана с большой натяжкой[25].

Текст Шарангадхара Самхиты состоит из трех разделов – Пратхама кханды, посвященной общим вопросом сбора лекарственных растений, мерам и весам, общей диагностике, анатомии и нозологии; Мадхьяма кханды, посвященной технологии приготовления тех или иных лекарственных форм и рецептуре; и Уттара кханды, описывающей очистительные процедуры. Общее количество глав в тексте – тридцать две, число шлок – две тысячи шестьсот. Основных комментариев – четыре, самый ранний из которых написан Бопадэвой, сыном Кешава Пандита.

 

 

Дополнительные тексты

 

Бхела Самхита

 

Бхела Самхита, написанная мудрецом Бхелой, наравне с Чарака Самхитой, Кашьяпа Самхитой и Вангасена Самхитой является одним из самых древних аюрведических тек­стов. Чарака, упоминая Бхелу, пишет (Ч.С.1.1.32.), что он является одним из прямых учеников Атреи. Мало того, он один из шести его учеников, получивших благословение записать аюрведическое знание. Кашьяпа упоминает имя Бхелы в главе, посвященной уходу за ребенком и терапевтическим процедурам (К.С.7.1.18.).

Текст состоит из ста двадцати глав, размещенных в восьми разделах. Бхела Самхита полностью не сохранилась – часть текста была утеряна, поэтому в оригинальном тексте встречаются пропуски и пробелы.

К сожалению, о жизни самого Бхелы доподлинно ничего неизвестно, приходится довольствоваться только упоминаниями о нем в ведических текстах.

 

ЧАСТЬ 3

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ В АЮРВЕДЕ

ФИЛОСОФИИ ТВОРЕНИЯ МИРА

Аюрведа - громадная область ведического знания, очень гармоничная и включаю­щая в себя не только теоретические и практические меди­цинские знания, но и научно-философские принципы строения, со­творения и разрушения этого материального мира («ведическую физику»).

Все аюрведическое знание базируется на понятии Тридоша - трех ос­новных составляющих физического тела человека: Вата (газ, воздух), Питта (желчь, огонь) и Капха (слизь, вода); и тот, кто хочет понять, усво­ить и приме­нять на практике эту систему знания, должен понять и осознать, что та­кое Тридоша. К сожалению, многие люди в Индии (да и не только в ней), имеют очень абстрактное представление о Тридоша, но, несмотря на это, довольно часто используют этот тер­мин в своём лексиконе. На самом деле они вкладывают в это поня­тие несколько не то, что есть в действи­тельности, и популярные ныне концепции отличны от истинно аюрведи­ческого понимания Тридоша.

В аюрведических текстах мы находим всевозможные описания ка­честв, функций и других показателей Вата, Питта и Капха доша в их нормаль­ном состоянии баланса и состоянии дисбаланса, но нет легкодоступных для понимания сведений и методов, с помощью которых можно было бы легко и сразу понять природу этих субстанций. Поэтому, для получения необходимых знаний, часто приходится обращаться не только к оригинальным аюрведическим писаниям или комментариям к ним, но и к "немедицинским" трактатам.

Итак, Вата, Питта и Капха, а также семь тканей тела и нечисто­ты яв­ляются основными и фундаментальными понятиями Аюрве­ды, и о них пойдет речь в этой книге. Без этого фундамента все зна­ние Аюрведы бес­полезно, а лечение болезней по этой системе про­сто немыслимо и невоз­можно.

До введения терминов Вата, Питта и Капха необходимо доста­точно подробно остановиться на ведической теории строения мира. Чарака, Сушрута, Бхела, Вагбхата и остальные авторы аюрведических тек­стов полагаются на научно-философские системы Ньяя-Вайше­шика, Санкхья-Па­танджала и Пурва-Мимамса, базирующиеся на принци­пах и знаниях о пяти первоэлементах, а так же на филосо­фию Ве­данты. Помимо ссылок на эти научно-философские системы, в некоторой степени лежащие обособлено от духовно-мистическо-религиозных вопросов, они подтверждают авторитет и других мудрецов, например, Парашара Муни, давших знания об астрологической концепции творения вселенной.

  В своей Брихат Парашара Хора Шастре Парашара Муни пишет о творении Вселенной следующее (П.Х.Ш.1.1.9-19.): «Своим непроявленным до начала творения духом, одной четвертью Своего могущества Господь Вишну, Господин всего, Стоящий превыше трех гун материальной природы и Контролирующий их влияние, Создатель цикла рождения и смерти, который проходит каждая душа в материальном мире, Величайшая личность, Конструктор этого феноменального мира, Причина всего, Доблестный и Великолепный, Безначальный, создает этот материальный мир. Другие три четверти Его могущества наполнены нектаром и могут быть восприняты только святыми мудрецами. Координатор этого мира – Васудэва; Он ощутим и неощутим. Неощутимая природа Бога обладает двумя энергиями, а ощутимая – тремя.

Три энергии суть Шри Шакти[26], порождающая гуну благости, Бху Шакти[27], порождающая гуну страсти и Нила Шакти[28], порождающая гуну невежества. Васудэва, вместе со Шри Шакти и Бху Шакти, соединяясь с гуной невежества, страсти и благости, порождает соответственно, Санкаршану, Прадьюмну и Анирудху[29].

Ложное самоотождествление или ложное эго, Макрокосм и Истинное самоотождествление[30] возникают от Санкаршаны, Прадьюмны и Анирудхи соответственно. Все они находятся под влиянием всех трех гун материальной природы с доминирующим влиянием гуны, отвечающей за их возникновение.

Ахамкара, ложное самоотождествление или ложное эго, делится на три категории - Саттвичное, Раджастичное и Тамасичное. Живые существа, органы чувств и пять первоэлементов возникают из соответствующих категорий Ахамкары.».

Описывая творение планет, Парашара пишет (П.Х.Ш.1.2.3): «Нерожденный Господь имеет бесчисленное множество инкарнаций. Он проявляет себя как планеты солнечной системы ради раздачи живым существам плодов их кармической деятельности».

 

 

Философия Санкхья

 

Санкхья считает основной и единственной причиной возникно­вения этого материального мира (вселенной) Внешнюю Природу Бога – Пракри­ти. Пракрити является Божественной силой, Божест­венным промыслом, энергией Бога, никогда не появляющейся и ни­когда не исчезающей, веч­ной. Из-за ее трансфор­мации и возникает этот мир. Об этом говорит раздел Санкхья, называющийся Саткарья­вада.

Пракрити – основополагающая сущность, благодаря которой мир проявляется из тела Махапуруши, Творца. Разворачивание Пракри­ти проис­ходит посредством трех Прадхан, или первооснов, модусов или качеств – махагун[31], т.е. Благости (Саттвы), Страсти (Раджаса) и Невежества (Тамаса). В ведической лите­ратуре три махагуны называются Трипада или Триданда – три основы, три столпа этого материального мира.

Саттва, или гуна Благости, описывается, как чистая, просвет­ляющая, благостная. Она является потенциалом сознания, поэтому пассивна и только поддерживает процесс творения, а также весь материальный мир в целом. Сам акт творения идет исключительно за счет активности и дея­тельности Раджо гуны, или страсти. Третья гуна, Тамас (невежество), стремится разрушить сотворяемый мир и противостоит акту развертыва­ния вселенной.

Основные свойства Саттвы, Раджаса и Тамаса - Поддержание, Актив­ность и Деятельность, и Разрушение, а также, соответствен­но, удовлет­воренность, боль и лень. Эти три качества материально­го мира всегда вместе, в нераздельном состоянии, они все время взаимодействуют друг с другом и пронизывают собой все субстан­ции во вселенной. Абсолютно все в этом мире находится под их контролем и все разнообразие качеств появляется из-за всевозмож­ных их комбинаций. Они целиком и полнос­тью правят этим мате­риальным миром.

Саттва, благость - разум, поддерживает в равновесии всю нашу все­ленную. Следующая махагуна - невежество - инерция, тормоз, сдержива­ющий фактор любой активности. Она не производит ни­какой работы и пассивна, как, впрочем, и Саттва гуна. Вся работа, вся деятельность во вселенной совершается за счет Раджо гуны, страсти - принципа энерге­тического взаимодействия всего со всем в этом мире, порождаемого же­ланием. Раджо гуна описывается как неустойчивая, быстрая, напористая, а Тамо гуна - как неподвижная, медленная, заслоняющая и сдержи­вающая. Описывая взаимодействие трех гун материальной природы, Вьяса пишет (Махабхарата, 14.36.3.):

Все (гуны) – взаимосоединяющиеся, вездесущие:

Пара раджасу – саттва, пара саттве – раджас,

Обоим – саттве и раджасу – парой зовется тамас.

А тамас зовется парой и саттвы, и раджаса,

И не было их начала, соприкасания или соединения.

Все части этого материального мира наитеснейшим образом свя­заны между собой законом совместной деятельности бесконечно большого ко­личества частей единого целого, а желание является двигателем этого мира. Один из первых афоризмов Ману Самхиты, Законов Ману, говорит о том, что все в этом мире, хорошее или плохое, прогресс или деградация, происходит только от желания живого существа.

Помимо глобального воздействия на все живые и неживые объ­екты во вселенной, махагуны складывают ментальною конститу­цию личности, а Раджо гуна и Тамо гуна, беря под контроль созна­ние человека, являют­ся причинами возникновения болезней. Сат­тва гуна, вследствие своей чистоты, ведет к знанию, святости, здо­ровью и долголетию, поэтому од­ной из основных рекомендаций Аюрведы является поддержание себя на этом уровне.

Первым продуктом эволюции Пракрити, считает Санкхья, является совокупность основ материального творения - Махат-таттва, причина проявления непроявленной до этого вселенной. Это базис возникновения Буддхи индивидуу­ма. Слово "Буддхи" достаточно сложно перевести на русский язык. Это не только разум в общепринятом понимании этого слова, но и осознан­ность любого совершаемого человеком действия или поступка. Ложное самоотождествление (Ахамкара), или прин­цип извращенной индивидуальнос­ти, возникает после Буддхи.

Махагуны сразу же берут под свой контроль все нововозникаю­щие элементы Пракрити. Они заставляют идти процесс дальнейшей эволюции мира от Ахамкары двумя ветвями, зависящими от преоб­ладающего влия­ния одной из гун - Саттвика и Тамасика путями. Раджо гуна за счет своей очень высокой активности только участ­вует в образовании Саттвика и Тамасика ветвей развития вселен­ной, не давая при этом своего собствен­ного пути образования ком­понентов этого мира.

В соответствии с философией Санкхьи, из Ложного самоотождествления в его аспекте благости, возникает ум, пять орга­нов чувств, посредством которых человек познает материальный мир - уши, кожа, глаза, язык и нос и пять органов действия - ноги, руки, анус, гени­талии и рот. Ум тоже часто относят к органам чувств и называют Анта­риндрия или Убахиндрия, т.е. находя­щийся между или над чувствами. Из Ложного самоотождествления в аспекте невежества, возникают первокачества (Панчатанматра), или пять тонкоматериальных первоэлементарных субстан­ций – Звук, Шероховатость, Форма, Вкус и Запах, ко­торые способствуют об­разованию пяти первоэлементов (Эфира, Воздуха, Огня, Воды и Земли соответственно). В Шримад Бхагаватам[32] так описыва­ется процесс возникновения Эфира: "Из тьмы Ложного самоотождествления возни­кает первый из пяти первоэлементов - Эфир. Его тонкая форма – Звук – связана с ним так же, как объект наблюдения с наблюдате­лем". Аспект гуны страсти Ложного самоотождествления принимает участие как в об­разова­нии первокачеств (Панчатанматра), так и в об­разовании органов чувств живого существа.

Когда все вышеперечисленные материальные проявления мира обозначились, каждая из трех махагун пытается по своей природе занять доминирующее, контролирующее положение по сравнению с другими, а ос­тавшиеся гуны пытаются вытеснить доминирующую гуну с ее положе­ния. Так идет их постоянное взаимодействие, по­могающее дальнейшей эволюции материальной Природы.

Органы чувств возникают из пяти первокачеств, проявляясь непо­средст­венно из Ложного самоотождествления, но, соответственно воспринимают только одно из них по принципу комплиментарности, поэтому каждый орган чувств вос­принимает только одно качество мира из пяти (уши воспринимают звук, глаза - форму и цвет, кожа - тепло и структуру материала, и т.д.).

Из пяти первокачеств возникают пять первоэлементов – Эфир, Воз­дух, Огонь, Вода и Земля, из которых формируются все живые и неживые, тонкоматериальные и грубоматериальные объекты.

Если сосчитать все элементы творения, то мы получим двадцать четы­ре составляющих Махат-таттвы. Но, нельзя забывать, ради чего идет про­цесс сотворения этого материального мира. Без души весь этот мир оста­нется мертвым. На самом деле он создается только ради нее. Душа – краеугольный камень этого мира, созданного для ее самореализации и самоосознания. Есть два типа душ - сво­бодная и самоосознающая свою природу, которая даже в этом мате­риаль­ном мире не теряет своего изна­чального осознания себя и Бога, и обусловленная, попавшая под колдовс­кое влияние Майи, иллюзии материального мира, низшей энергии Госпо­да. И основная задача души, попавшей в плен материального мира прийти к осоз­нанию себя, поднявшись на уровень Мокши (но не "осво­бождения" в им­персональном понимании этого слова, а на уровень соз­нания "над гунами"), поняв свою духовную природу. Помимо душ этот мир населен духами – как добрыми, так и злыми по отношению к человеку, выполняющими контролирующую и поддерживающую Природу функцию.

Мельчайшие частицы мироздания, первоэлементы, с помощью первокачеств формируют как неорганическую материю, так и ор­ганическую. Процесс формирования физических тел и субстанций идет от образова­ния простых объектов к более сложным и полимо­лекулярным. Неоргани­ческие тела, растения и животные - три сту­пени процесса проявления всевозможных качеств этого мира, кото­рые так же возникают по принци­пу увеличения сложности, уровня сознания и активности, а также свобо­ды проявления индивидуаль­ности. Чем выше уровень сознания живого существа, тем сложнее устроено его тело, тем больше он имеет возмож­ностей и обязаннос­тей, но тем меньше свобод. В этом ошибочность мате­риалистичес­кой теории Чарльза Дарвина, говорившего о телесной эво­люции видов в борьбе с внешними проявлениями реальности, естествен­ном отборе, наследственности и изменчивости. На самом деле идет про­цесс эволюции сознания от более простых форм (микрооргани­змы) до высших (святые мудрецы) форм жизни. В человеческой форме жизни живое существо получает возможность или развиваться дальше до уровня обитателей райских планет, деградировать до уровня животных, растений и минералов, или, осознав себя, уйти к Господу.

В организме человека три гуны материальной природы оказы­вают влияние в первую очередь на его ум. Если преобладает влия­ние гуны бла­гости, то человек стремится к знанию и самосовер­шенствованию, его дела и помыслы чисты, а тело здорово. Если доминирует гуна страсти, то ум человека очень активен и деятелен, быстро перескакивает с одного объекта на другой, человек не мо­жет ни на чем долго концентрироваться, испытывает много проти­воречивых и негативных эмоций, знание его ложно и отрывочно, а болезни протекают в острой форме. Влияние гуны невежества отнимает знание, счастье, радость и здо­ровье, давая взамен лень, волнение и иллюзию.

Все многомолекулярные тела состоят из первоэлементов и первокачеств, и глубоко заблуждаются те, кто считает, что Эфир не принимает участия в процессе их образования и что все вокруг происходит только за счет трансформации Земли или Огня.

Итак, с точки зрения философии Санкхья можно нарисовать следую­щую картину сотворения мира, где первоэлементы являются субатомны­ми частицами многомолекулярных объектов (см. схему 2).   

 

Система Ньяя-Вайшешика   

Из шести основных философских систем Ведической науки, только система Ньяя-Вайшешика как физиче­ская теория строе­ния вселенной наиболее полно и широко прояви­ла себя и далеко ушла в процессе объ­яснения физических законов этого мира, осо­бенно в связи с выявлением характеристик пяти первоэлементов – Эфира, Воздуха, Огня, Воды и Земли, которые, как утверждает Вайшешика, являются наимельчайшими частицами, образующими все полимолекулярные объекты.

Профессор Др.Радхакришнан так отзывался об этой научно-фи­лософ­ской системе: "...Позиция Вайшешика более научна, чем спе­кулятивна, более аналитична, чем синтетична. Знание приходит тогда, когда уходит ментальная спекуляция. В духе настоящей (современ­ной, прим. автора) науки, Вайшешика формулирует осново­полага­ющие характеристики принципов строения этой вселенной. Это не философия, это физика! Ньяя и Вайшешика выявили ос­новные принципы зарождения матери­альной Природы, Ее законы, а также субатомную теорию строения все­ленной. Она классифици­ровала и дала характеристики каждой категории веществ в свете этой тео­рии".

Это представляет особый интерес для Аюрведы, т.к. здесь мы рассмат­риваем в основном многомолекулярные, "громоздкие" объ­екты, и поэто­му изучение Аюрведы, и, в частности, Чарака Самхи­ты, начинается с изуче­ния основных принципов философии Вай­шешика.    

Философия Вайшешика начинается с изложения доктрины о Падартхах.

Существует шесть Падартх, описанных мудрецом Гаутамой в Ньяя сутре. Дословно «Артха» можно перевести как объект, а «Пада» как стопы. Абсолютно все проявления мира укладываются в эти шесть Па­дартх:    

1. Материя, субстанция.   

2. Качества.   

3. Действие, воздействие, движение.         

4. Всеобщность, неопределенность.         

5. Индивидуальность, специфичность, раздельность.         

6. Нераздельность, комплиментарность.   

В некоторых источниках приводится седьмая Падартха - Небы­тие, Несуществование, которая является противоположностью пер­вых шести, называемых существующими, проявленными. С помо­щью шести первых Падартх можно проанализировать все объекты материального мира. Пер­вые три имеют реальное ощутимое мате­риальное проявление, остальные являются в большей степени фи­лософско-физическими категориями.

С другой стороны, можно выделить три аюрведические Падарт­хи, о которых говорит Чарака (чистота-душа-тело), или четыре, о которых пи­шет Сушрута (личность-болезнь-способ лечения-тера­пия).

Чарака в первой главе Сутрастханы Чарака Самхиты перечисля­ет все Падартхи и дает им краткое объяснение.   

 

Материя

 

Субстанция в Ведах определяется следующим образом: “Там, где каче­ства и действие существуют одновременно и в неразрывном состоянии, называется субстанция, материя” (Ч.С.1.1.51; В.Ш.1.1.15.). Субстанции существуют и обладают определенными качества­ми, характеризующие данные субстанции. Есть два класса качеств - те, которые принадлежат одновременно множеству объектов сразу, и те, которые складывают ин­дивидуальную характеристику данного конкретного объекта, создавая тем самым его индивидуальность. Например, имеется золото, серебро и медь. Все три объекта - ме­таллы, ковкие, плавкие, блестящие, тяжелые и так далее. Эти каче­ства у них общие, и по ним мы не можем точно сказать, какой из металлов перед нами. Для систематизации нам необходимо знать индивидуальные качества каждого из них - только данному объекту свой­ственные черты, по которым мы безошибочно определим, где золото, а где - серебро.

Шаблоном творения объекта являются общие качества, затем на них накладываются индивидуальные гуны и возникает его карма – индивиду­альное воздействие на окружающий мир, проистекающее из его качеств.

Нераздельность является основным видом связи в материи. Она быва­ет внешняя и внутренняя. Первая образует объекты, а вторая способству­ет обретению ими индивидуальности и целостности.

Качества и действие существуют только в комбинации с мате­рией. Вне ее нет ни качеств, ни действия. Подобным же образом, вид и разно­видность тоже парны и нераздельны, но не абсолютны. Поэтому-то вид и разновидность существуют с ней в неразрывной связи. Вне субстанции нет ни вида, ни разновидности, ни специ­фичности. Соответственно, части и целое субстанций и их качест­ва, воздействие и положение воз­действия в видовой характеристи­ке, специфичность и субстанция, относительно ко­торой все эти качества прояв­ляются, и внешняя, основная, первородная субстанция, отличны друг от друга. Вне субстанции нет комбинаций, связей и компли­ментарности. Поэтому субстанция, материя - фундамен­тальная и основополагающая сущность.

Существует девять основных, первоначальных субстанций, при­чем Вайшешика включает в этот список и душу, однако, сообщая при этом, что она не принадлежит этому материальному миру:        

           1. Земля.     

           2. Вода. 

           3. Огонь. 

           4. Воздух.    

           5. Эфир.     

           6. Душа.   

          7. Ум.  

           8. Время.   

           9. Пространство.    

Эти девять компонентов образуют все материальные и немате­риаль­ные (тонкоматериальные) объекты. Эфир, время и пространс­тво все на­полняют собой и пронизывают все в этом мире, являясь самыми распрос­траненными из субстанций. "Душа и Ум, Эфир и Воздух, Время и Прос­транство, а так же атомы не ощутимы органа­ми чувств" (В.Ш.8.1.2.). Ко­гда идет речь об Эфире, Воздухе, Огне, Воде и Земле, подразумеваются не грубоматериальные их проявле­ния, а первоэлементы.

Существует и другое, аюрведическое понимание термина «субстан­ция». С позиции Аюрведы, как “Науки о жизни”, субстанция (растения, пища и лекарственные препараты) - причина возраста­ния и увеличения или уменьшения и убывания тела живого сущес­тва, дейст­вующая тем или иным образом благодаря своему перво­элементарному со­ставу, со­единенности и нераздельности.

Существует два вида материи - творящая и сотворяемая.

Творящая материя  

 

Творящая материя – это компонентарная субстанция, пребы­вающая исключительно в мельчайшей и неделимой форме. К ней относятся первокачества, первоэлементы, душа, ум, время и про­странство. Все много­атомные элементы этого мира состоят из мельчайших частиц, из творя­щей материи. Частицы творящей ма­терии, комбинируясь во всевозмож­ных сочетаниях и попадая под влияние махагун, порождают все разнооб­разие этого мира.

Сотворяемая материя 

 

Сотворяемая многоатомная субстанция пребывает в многоатом­ной форме и состоит из комбинаций первокачеств и первоэле­ментов, то есть из элементов творящей материи. В свою очередь, сотворяемая мате­ри бывает живая и неживая: "Та субстанция, кото­рая обладает чувствами, называется живой, а бес­чувственная - неживой" (Ч.С.1.1.48.).   

1. Живая, чувствующая природа. Все жизненные формы отно­сятся к живой природе и характеризуются наличием чувств, функ­ционирующих только тогда, когда в теле присутствует душа, даю­щая жизнь и сознание мертвому по своей природе телу. После ухода души из тела признаки жизни исчезают, и мы говорим, что тело мертво. Таким образом, прояв­ление жизнедеятельности, то есть чувства, еда, сон, секс, оборона и др. являются признаком ка­ждого живого существа. Одно из основных ка­честв души - ее ак­тивность - стремление совершать действия.

 

                        авьякто аям ачинтйой аям

                              авикарйо аям учьяте

                                                                          (Б.Г.2.25.)

   

            "Душа невидима, непостижима и неизменна".

 

Душа не является субстанцией в материальном смысле этого по­нятия, ведь она относится не к низшей, материальной энергии Гос­пода, а к его пограничной энергии. Как капля океана является его подобием, только в количественном соотношении много меньше его, так и Атма является практически абсолютным бесконечно ма­лым подобием Нараяны, Пуруши, Творца и находится в подчинен­ном Ему положении. Веды описыва­ют душу как "Нитьях" - вечную (Б.Г.2.24.), которая никогда не создава­лась и никогда не умрет.

Итак, для того, чтобы материя была живой, необходима душа. По своим проявлениям живая материя открыто проявляет себя (жи­вотные) и скрыта внутри организма (растения).

Животные.

 

Санскритское слово «Бахишчетана», описывающее эту группу живых существ, можно дословно перевести как "жизнь снаружи". Легко заме­тить, что у всего этого класса жизненные признаки про­являются очень активно и можно без затруднения сказать, что они действительно живые существа, имеют душу и обладают сознанием и чувствами. К животным относятся млекопитающие - люди, жи­вотные и т.д., птицы, животные с низким уровнем сознания - насе­комые и т.д. и низшие формы - подзем­ные и водные - черви, рыбы, пиявки и т.д.

Растения

Санскритское слово «Анташчетана», описывающее эту группу живых существ, можно дословно перевести как "жизнь внутри", не­заметная. К этой категории относятся все высшие растения кроме лекарственных, живущие внутри - бактерии, вирусы и т.д., споро­вые и все лекарствен­ные растения. Можно заметить, что на самом деле абсолютно все расте­ния являются лекарственными, но в дан­ном случае идет речь о растениях, лекарственные свойства которых очень сильны.

Всего существует 8.400.000 видов живых существ, отличающих­ся друг от друга типом тел, находящихся в зависимости от уровня сознания, стремления к чувственному наслаждению и кармы. "Все в этом мире проистекает от желания" - говорит Ману Самхита. И в угоду нашим же­ланиям и качествам мы получаем те или иные типы тел. Чем выше уро­вень сознания, тем более совершенные тела мы получаем, но суть в том, чтобы обрести свое изначальное сознание - осознание своей духовной природы и осознание Бога. В этом слу­чае живое существо больше не ро­дится в этом материальном мире, а отправится к себе домой, к Господу. Об этом говорят все Свя­щенные писания.      

2. Неживая, бесчувственная природа. Все, что лишено чувств и души относится к неживой природе. К ней относится два вида - все то, что со­творено Богом - горы, реки, моря и т.д. и то, сделано че­ловеком или жи­вотными - стол, дом, гнездо, муравейник и т.д.

Не стоит забывать однако, что многоатомная материя состоит из сотворяющей материи, из мельчайших частичек мироздания, соз­данных Природой Бога, и мы можем только перераспределять эти частички, ком­бинируя из единичных атомов и молекул полимоле­кулярные объекты.    

Исходя из всего сказанного выше, возникает вопрос: может ли творя­щая материя быть сотворяемой и в каких случаях? Действи­тельно, Эфир является во всех ситуациях творящей матери­ей, или творящим первоэле­ментом, а Вода по отношению к нему - сотворя­емая, ведь для возникно­вения первоэлемента Вода необхо­дим Эфир как составная часть. Об этом более подробно речь пойдет в главе о пяти первоэлементах, их свойствах, качествах и принци­пах возник­новения.

Помимо сотворяемой и творящей, материя делится на прояв­лен­ную и бесформенную. Материя проявлена, если обладает сле­дующими тремя свойствами:

1. Ограниченностью положения в пространстве.

2. Количественностью, измеримостью.

3. Действием.  

Если у субстанции хотя бы одно из этих перечисленных качеств не проявлено, то это непроявленная, бесформенная материя.

Для лучшего понимания материи можно составить следующую схему, в которой представлены все основные виды субстанций (см. схему 3).

Очень важную роль играет аюрведический подход к понятию субстан­ции. В качестве субстанции Аюрведа рассматривает лекарс­твенные травы, минералы, продукты питания и т.д. 

Помимо этого Аюрведа делит субстанцию на несколько видов по воз­действию на Тридоша: та, которая уменьшает доша в теле, та, которая увеличивает доша, и та, которая не меняет баланса Тридоша, поддержи­вая тем самым здоровье.

Качество

 

В Ведах дается много определений качества (Ч.С.1.1.49; В.С.1.1.16.), одно из которых звучит так: «Соединение первокачеств (Танматр[33]) с двадцатью основными качества­ми (лег­кий-тяжелый, хо­лодный-горячий[34] и т.д.), знанием, моментом силы и т.д., является качест­вом данного объекта». Без объекта ка­чества не существуют.

Когда мы смотрим на красный леденец, мы думаем, что он крас­ный и сладкий, то есть, когда проявлены качества сладости и крас­ноты, мы го­ворим об этих качествах вкуса и цвета, которые и яв­ляются качествами данного леденца. Но, когда Вайшешика говорит, что данный леденец ок­рашен в красный цвет и имеет сладкий вкус, она подразумевает, что это не качества цвета и вкуса, а краснота и сла­дость данного леденца.

Вайшешика выделяет семнадцать качеств (В.С.1.1.6.):

1. Форма, цвет.

2. Вкус.

3. Запах.

4. Шершавость.

5. Номер.

6. Размер.

7. Индивидуальность.

8. Сочетаемость.

9. Несовместимость.

10. Приоритетность, первичность.

11. Вторичность.

12. Знание.

13. Состояние счастья, наслаждение.

14. Состояние несчастья, боль, страдание.

15. Желанность, симпатичность.

16. Антипатичность, отвращение.

17. Усилие.

Прашастапада прибавляет к этим семнадцати гунам еще семь и гово­рит о двадцати четырех качествах:   

            18. Тяжесть.

            19. Агрегатное состояние.

            20. Вязкость.

            21. Достойность.

           22. Недостойность.

               23. Звучность.

              24. Способность.

Чарака и некоторые другие авторы выделяют сорок одну Санкхьягуну (Ч.С.1.1.49.). Это:

      а) (5) Пять объектов чувств:

             1. Звук.

            2. Шершавость.

             3. Форма, цвет.     

             4. Вкус.  

             5. Запах.  

    б) (20) Легкий-тяжелый и т.д., всего - двадцать. Они подробно опи­сываются в Дравьягуна Сутре в главе Гунапракаранам.  

      в) (1) Разум.  

      г) (5) Заканчивающиеся усилием:

            1. Желанность, симпатичность.               

            2. Антипатичность, отвращение.               

            3. Состояние счастья, наслаждение.               

            4. Состояние несчастья, боль, страдание.               

            5. Усилие.  

      д.) (10) Начинающиеся с двойственного.  

Все эти качества очень широко используются в Аюрведе для описа­ния свойств лекарственных трав и, соответственно, их воз­действия на баланс Тридоша и процесс формирования семи тканей. Помимо сорока одной гуны Аюрведа вводит две дополнительные для описания качеств человеческой психики - привычка, обычай и разумность, которые нес­колько близки с достойностью и недостой­ностью.

Аюрведа утверждает, что человеческое тело состоит из перво­элемен­тов, комбинации которых приводят к образованию двадцати особых ка­честв, которые, конечно же, проявляются не только в че­ловеческом теле, но и во всех многоатомных субстанциях. Очень важно уметь выделять эти гуны, характеризуя свойства лекарствен­ных препаратов и пищи, а так же нарушения, происходящие в ор­ганизме человека при болезнях. Эти каче­ства парные, и если про­водить параллели с древнекитайской традицией Инь-Ян, то можно найти общие черты, утверждая, что одни Гуны имеют Иньскую, женскую, лунную природу, а другие - Янскую, мужскую, сол­неч­ную, и по этим признакам их и делят на пары. Вот эти десять пар гун:    

           1. Тяжелый - Легкий.  

           2. Горячий - Холодный.  

           3. Сухой - Влажный, вязкий.

           4. Активный - Пассивный.   

           5. Подвижный - Неподвижный.  

           6. Твердый - Мягкий. 

           7. Чистый - Слизистый.  

           8. Шершавый - Гладкий.  

           9. Большой - Маленький.  

          10. Твердый - Жидкий.  

В зависимости от первоэлементов, доминирующих в объекте, он при­обретает те или иные качества, являющиеся его индивидуаль­ной характе­ристикой. 

Действие

 

"То, что неотделимо от субстанции и проистекает из ее качеств, явля­ясь причиной ее взаимодействия с окружающим миром, назы­вается дейс­твием" (В.С.1.1.17; Ч.С.1.1.52; ДГ.С.7.1.). Воздействие одной субстан­ции на другую складывается исключительно из ее ка­честв и зависит от доминирующих первоэлементов, образующих данную субстанцию. Мо­локо, обладающее качеством холодности, при употреблении сильно ох­лаждает тело, а красный перец, горя­чий, согревает его. Тридоша также обладают индивидуальными ка­чествами и знание качеств субстанций, принимаемых в пищу поз­воляет сознательно увеличивать или уменьшать ту или иную из доша. Так как воздействие - динамическая характеристика субстан­ции, в отличие от статической (качества), она обязательно связана с тем или иным видом движения.

Канада выделяет пять видов движения: увеличение (подъем), умень­шение (спуск), противопоставление, расширение и движение в целом. Принципы и вид движения многих субстанций можно уловить с помо­щью органов чувств, а движение остальных выво­дится по специальным формулам или принимается за аксиому. Можно смело утверждать, что неподвижных субстанций практиче­ски нет (конечно, стоит взять в расчет и первоначальное движение Эфира, давшее все разнообразие объектов в природе).

Чарака подходит к понятию воздействия несколько с другой по­зиции, определяя его как "праятнади карма чештитам учьяте" (Ч.С.1.1.49.). Там, где проявляется причина, возникает усилие. Со­вокупность их есть Действие. Оно производит желание. Его испол­нение порождает повтор­ное действие, а все в совокупности и есть конечное действие. Результат получается только благодаря действию[35]. По­этому, чтобы добиться чего-либо, необходимо приложить момент силы, импульс, или другими словами, усилие. Можно привести следующий пример: если мы хо­тим сделать шаг, то есть совершить движение, нам не­обходимо приложить усилие для сгибания мышц ног, поясницы и т.д., кото­рое складывается из более мелких действий, в свою очередь явля­ю­щихся причиной мышечного сокращения, совместное движение которых (сокращение и расслабление) дает нам возможность со­вершать генераль­ное действие - перемещение тела, движение.

Сходство и Различие

 

Если мы говорим о возможности существования множества раз­нооб­разных субстанций или объектов, очевидно, что в чем-то они должны быть похожими. Субстанции должны иметь некоторые об­щие признаки, ведь они все субстанции, но они также должны от­личаться друг от друга, ведь они - различные субстанции. Когда мы находим одинаковые призна­ки у различных субстанций, мы назы­ваем их сходством, а когда видим их различие и находим множество отличительных признаков, то мы называ­ем их различием, таким об­разом, сходство и различие суть две противо­положных и несколько абстрактных категории, свойственных субстанци­ям.

Слово "Саманья" образовано от прилагательного "Самана" - "одинако­вый, сходный". Оно проявляется как сходство некого мно­жества объек­тов, характеризующее их общность, а не индивидуаль­ность. Сходство объединяет объекты по общим признакам, форми­руя из них очень широ­кие классы. Отдельные деревья, города, люди обладают сходными качест­вами (в пределах своего класса, разуме­ется), что и есть Сходство.

Различие является полной противоположностью Сходства и проявля­ется как индивидуальные, принадлежащие только данному объекту черты и набор качеств. Различие помогает различать и дифференцировать схо­жие объекты и характеризует все отличи­тельные признаки данной субс­танции по сравнению с аналогичны­ми. Нет двух совершенно одинаковых людей, даже две автомаши­ны, сошедшие одна за другой с одного и того же конвейера, отли­чаются друг от друга. Это отличие и есть Различие.

Чарака пишет (Ч.С.1.1.45.): "Сходство соединяет все различия и не­сходства объектов, являясь причиной их разнообразия. Напротив, Разли­чие способствует проявлению в подобных категориях объек­тов разнооб­разным выражениям намерений или действий, несмотря на сходство са­мих объектов".

Сходство соединяет, а Различие - разъединяет. Сходство создает классы подобных объектов, а Различие образует в этих классах ин­диви­дуальности. Во всех местах и во всех контекстах доминирую­щее качество называется Различием.

Особое положение концепция Сходство-Различие занимает в Аюрве­де, ведь они являются фундаментальными принципами диаг­ностики и ле­чения заболеваний в силу Закона о Сходстве и Разли­чиях. Чарака так го­ворит о нем: "Причина возрастания и увеличе­ния качеств, субстанций и действия всегда Сходство, а причина их убывания и уменьшения - Разли­чие. Оба являются причинами из­менения субстанций" (Ч.С.1.1.44.). Именно это является одним из основных принципов лечения всех заболе­ваний, но об этом - позже.    

Взаимодействие

 

Между двумя или несколькими субстанциями могут иметься два вида взаимоотношений и взаимодействий - соединенность и нераз­дельность.

Соединенность - это временные отношения между субстанция­ми, ко­торые могут в любое время прерваться, причем субстанции находятся вместе не оказывая глубокого воздействия на параллель­ную субстанцию. Можно привести такой пример: картина висит на стене, но взаимодейст­вие стены и картины не оказывает большо­го влияния ни на одну, ни на другую. Поэтому можно сделать вы­вод, что соединенность - внешние, поверхностные взаимоотноше­ния двух или нескольких субстанций.

Прашастапада дает следующее определение нераздельности: "связь существования и существующего объекта, которые неотде­лимы друг от друга, и находятся одно с другим во взаимосвязи, так, что можно сказать "это в этом", называется нераздельностью (В.С.7.2.26.)". Чарака говорит: "Нераздельность есть соединенность суб­станций с их качествами. Это возможно только по причине нераз­дельности субстанции с ее качества­ми" (Ч.С.1.1.50.). Можно ска­зать, что нераздельность - это глубочайшая взаимосвязь частей еди­ного целого друг с другом и одновременно с пол­ным целым, при­чем эти отношения не могут быть прерваны без глобаль­ного изме­нения структуры и качеств обоих субстанций - как части, так и це­лого. Качества и состояние целого напрямую зависит от качества и со­стояния его составных частей. Примером может послужить орга­низм че­ловека. Взаимодействие органов и систем органов друг с другом - нераз­дельность, а взаимодействие человека с дорогой, по которой он идет на работу - соединенность.                         

Небытие

 

Небытие, несуществование - последняя Падартха, являющаяся от­рица­тельной по сравнению с первыми шестью, называемыми су­ще­ствующими Падартхами. Это наиболее эмпирическое и философ­ское понятие среди их всех. Понятие "небытие" можно достаточно легко объяснить, проводя параллели с соединенностью и нераз­дельностью. Допустим, у одного че­ловека есть красная машина. Это соединенность. Но у него нет зеленой машины, и это - небы­тие. Небытие бывает двух видов - взаимное исклю­чение и отсутст­вие.

1. Анйойони Абхава - это взаимное исключение, невозмож­ность суще­ствования в одном месте, одновременно и в одной структуре двух разных субстанций. Можно сказать, что на основа­нии взаим­ного исключения подводится итог отличиям одной субс­танции от другой. Когда одна субс­танция отличается от другой, или одно сос­тояние противоположно дру­гому, в данный момент време­ни они взаимно исключают друг друга. Да­вайте рассмотрим про­стой при­мер: если человек лыс, одновременно с этим он не может иметь во­лосы на голове. Или, стул отличается от стола, поэтому невозмож­но существование стула в структуре стола или стола в структуре стула (другое дело, что и на столе можно седеть).     

2. Самсарга Абхава. Отсутствие какой то субстанции, качеств или ка­кого то специфического действия в данной субстанции на­зывается Сам­сарга Абхава. Отсутствие относится или к одной субс­танции, или к час­тям и целому. Отсутствие может быть трех видов: несуществование в прошлом, несуществование после разрушения и абсолютное небытие. Несуществование в прошлом относится к субстанции, не существовав­шей до момента создания, например, горшок не существовал до того, как гончар его вылепил. Несущест­вование после разрушения относится к разбившемуся кувшину - он перестал существовать как кувшин. К кате­гории абсолютного не­бытия относится вечный двигатель и все остальные невозможности.

Только остановившись на Падартхавигьяне можно приступать к изу­чению теории о пяти первоэлементах, которые непосредственно склады­вают Тридоша, придавая им качества и определяя их функ­ции. Знание о Падартхах поможет легче и правильнее понять прин­ципы, по которым первоэлементы складывают этот мир.

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!