Влияние ретуши на изображение элементов лица



Тема 3

Лекция 1

 

ВЛИЯНИЕ РЕТУШИ ФОТОСНИМКОВ

НА ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ЛИЦ

ПО ФОТОКАРТОЧКАМ

Для экспертной портретной идентификации нередко поступа­ют снимки, подвергнутые ретуши. В основном такие снимки  продукция фотоателье, поскольку там при изготовлении снимков для документов обязательно применяется негативная ретушь, а при изготовлении различных так называемых художественных сним­ков - нередко и позитивная.

Специальной полиграфической ретуши подвергаются и сним­ки, помещаемые в газетах, журналах, книгах, т.е. воспроизводи­мые типографским способом, которые также могут быть объекта­ми криминалистических исследований.

На любительских, сигналетических снимках, а также фото­графиях, полученных в процессе оперативно-следственной съем­ки, ретушь, как правило, отсутствует.

Идентификация личности с использованием ретушированных снимков имеет некоторые особенности, относящиеся главным об­разом к предварительному и раздельному исследованию снимков (осмотр снимков, выявление признаков ретуши, мест ее располо­жения относительно элементов изображенного лица, восстановле­ние действительного вида этих элементов). Однако использование ретушированных снимков при идентификации влияет и на содер­жание сравнительного исследования.

В настоящем пособии целесообразно рассмотреть не целиком весь процесс портретной идентификации с использованием рету­шированных снимков, а лишь те его части, которые имеют осо­бенности, обусловленные необходимостью учитывать при иссле­довании снимков наличие на них ретуши.

Наибольший интерес, по нашему мнению, представляют такие вопросы, как признаки ретуши и методы их выявления; влияние ретуши на изображение отдельных элементов лица; восстановле­ние (реконструкция) первоначального изображения на ретуширо­ванных участках, а также некоторые методические требования, касающиеся оценки выявленных в процессе исследования совпадений и различий элементов внешности. Ниже мы остановимся на изложении этих вопросов.

Выявление ретуши на фотоснимках

В литературе нет единого понятия ретуши, разные авторы в зави­симости от целей своих исследований вкладывают различное содер­жание в этот термин. Поэтому представляется необходимым опреде­лить содержание этого понятия с учетом задач данного пособия.

Ретушь - слово, заимствованное из французского языка (retouche), и дословно переводится - выявлять, оттенять, обнов­лять и т.д.

В широком смысле слова ретушь понимается как улучшение изображения различными методами: механической и химической обработкой негатива и позитива, применением специальной опти­ки, косметической обработкой лица фотографируемого и т.п.

Мы будем рассматривать ретушь в собственном смысле этого слова, а именно - механическая обработка негативно­го и позитивного портретного фотоизображения в целях улучше­ния его качества (увеличение или уменьшение контрастности, умень­шение зернистости, устранение различных дефектов фотоматериа­лов, исправление искажений изображения лица и т.д.).

Из этого определения следует, что фактически в зависимости от задач, стоящих перед фотографом, имеются два вида ретуши -техническая и художественная. Первая всегда предшествует вто­рой, но вторая не всегда следует за первой. Между ними суще­ствует принципиальное различие. Первая призвана получить тех­нически безукоризненный негатив и позитив, и не преследует цели как-либо изменить внешность фотографируемого объекта. Вторая имеет своей целью устранение градационных недостатков сним­ка, среди которых основными являются резкие переходы от света к тени, и, кроме того, исправить, изменить внешность человека, приукрасить его, «пригладить».

 Техническая ретушь негатива заключается в устранении по­грешностей процессов обработки фотопленки и фотопластинок -разного рода мелких или крупных, равномерно расположенных, или бессистемно разбросанных, светлых и темных точек или пя­тен, царапин и т.д.

Белые прозрачные круглые точки различной величины проис­ходят от воздушных пузырьков, которые во время проявления образуются на светочувствительном слое и прерывают в этом мес­те процесс проявления.

Запыленность кассет или фотокамеры влечет за собой появле­ние белых неравномерно разбросанных пятен на негативе - ре­зультат прилипания частиц пыли к поверхности пленок или пла­стинок.

Причиной возникновения мелких темных линий на негативе являются так называемые ползучие царапины, которые образу­ются в процессе прохождения пленки по тому или иному шерохо­ватому участку. Эти поцарапанные участки действуют на фотома­териал как засветка и очень трудно поддаются устранению.

Техническая ретушь позитивных изображений в основном при­меняется при изготовлении увеличенных портретов, так как при большом увеличении заметны мельчайшие дефекты негатива, труд­но различимые при производстве негативной ретуши. Помимо них появляются дефекты в виде точек, пятен, царапин и при печати снимка, его проявлении, фиксировании, сушке.

После технической отделки негативов и позитивов может быть применена художественная ретушь, т.е. внесение изменений и до­полнений в изображение собственно внешности фотографируе­мого. (Следует подчеркнуть условность термина «художественная» ретушь, поскольку зачастую такая ретушь имеет мало общего с под­линно художественными принципами изображения лица. Однако мы будем придерживаться этого термина вследствие его общепринятое)

Кроме того, перед типографским воспроизведением фотоизобра­жения может быть применена специальная полиграфическая ре­тушь, которая хотя и не имеет целью изменение признаков вне­шности, однако может существенно повлиять на их отображение. Применяется эта ретушь для повышения яркости характерных, образующих изображение элементов (контуров, бликов и т.д.).

Как уже было сказано, наиболее частыми объектами кримина­листической экспертизы являются профессиональные снимки, производимые фотоателье. Именно они и подвергаются чаще дру­гих ретуши, а поэтому их мы и будем иметь в виду при дальней­шем изложении.

Прежде чем назвать признаки ретуши и предложить методы их выявления, изложим кратко средства и приемы ретуширова­ния фотоизображений.

К средствам ретуширования относятся: специальные различ­ной твердости карандаши, графитные палочки; кисти - от тонких высококачественных колонковых и беличьих до мягких широких кистей флейтц; разного типа растиратели - бумажные, замше­вые, из сердцевины бузины; шпатели, ланцеты, скальпели, скреб­ки, гравировальные иглы; пипетки, шприцевые распылители;

тушь, ретушевальный соус, покрывающая краска, специальные закрепляющие лаки; аэрографы.

При наличии на негативе светлых пятен, точек, царапин в этих местах повышают его плотность графитом, а также лазурями или покровными красками. Если с использованием графита ретуши­руют небольшие по площади дефекты, то графит наносится каран­дашами или графитными палочками, причем не штрихами, а ма­ленькими петлями, чтобы структура ретушированной поверхнос­ти наиболее соответствовала структуре зерна серебра и тем самым была менее видима. Дефекты, занимающие большие площади, ретушируют кисточками. Незначительное количество графита наносят на соответствующее место негатива и круговыми движе­ниями без применения давления распределяют по обрабатываемой площади. Выравнивание графита по ретушируемой площади мо­жет быть достигнуто также с помощью ватного тампона и вишеров - растирателей (бумажных, замшевых и т.д.).

Графитная ретушь оставляет после себя довольно заметную структуру обработанной поверхности. Использование же лазурей позволяет получать поверхность с практически малозаметной структурой. Лазурь наносится на предварительно насыщенную водой желатину непрерывными движениями ретушерской кисточ­ки. Большая плотность достигается за счет повторного нанесения лазури.

В случае если дефект на негативе возник в результате повреж­дения эмульсии (как правило, в этом месте слой желатины отсут­ствует), то применяются покровные краски, например китайская тушь в палочках.

Дефекты в виде темных точек и линий устраняют соскаблива­нием и шлифованием, уменьшая плотность отдельных частей не­гатива. Большие площади ретушируют полированием поверхнос­ти бумажными или замшевыми растирателями, смоченными в мель­чайшем порошке пемзы или мелкого карборунда в сочетании со шлифовальной эссенцией. Небольшие дефекты устраняются со­скабливанием эмульсионного слоя осторожными движениями спе­циальных скребков. За счет многократного изменения направле­ния соскабливания достигается равномерность и бесструктурность поверхности. Этот вид ретуши очень сложен и требует больших навыков.

При технической ретуши негативного изображения лица ис­пользуется специальный прием, называемый «сборкой». Заклю­чается «сборка» в устранении мельчайших светлых точек, усеи­вающих обычно все изображение и возникающих главным обра­зом вследствие зернистости эмульсии. Непосредственно перед этой работой эмульсию покрывают тонким слоем лака, а затем после его высыхания наносят карандашные штрихи в виде коротких извилистых линий и петель, которые должны образовывать очень мелкую сетку.

Для устранения дефектов на позитивах применяются те же приемы и способы, что и на негативах.

Удаление пятен, возникших в результате попадания частиц пыли или царапин на пленках и покровных стеклах увеличителей, про­изводится мелками и лазурями. Как правило, ретушируется изоб­ражение на матовых и полуматовых бумагах, которые предвари­тельно обезжириваются бензином. Мел наносится палочками пози­тивной ретуши, растирателями плоскими кисточками. Краски на­носятся как на матовые, так и на глянцевые фотобумаги. Поверхность бумаг перед нанесением красок увлажняется. Для ре­туши позитивных изображений на бумаге пригодны и прозрачные пигменты, не окрашивающие эмульсионного слоя.

Небольшие черные пятна и царапины удаляются соскаблива­нием и шлифованием.

Большие поверхности ретушируются распылением краски спе­циальными аэрографами, с помощью которых достигается воз­можность гладкой и бесструктурной обработки бумаги.

Ретушированное изображение для его защиты и увеличения контраста закрепляется специальным лаком-фиксативом или 50%-ным раствором денатурированного спирта, а также другими специальными лаками.

При изготовлении позитива применяются и химические мето­ды улучшения изображения, такие как окрашивание бумаги, ви­рирование и самовирирование, ослабление и усиление.

Следует иметь в виду, что при технической ретуши в изобра­жение лица все же могут быть внесены изменения. Например, на негативе поврежден эмульсионный слой в месте изображения кон­чика носа. Ретушер, который не видит оригинала, устраняя де­фект негатива, подправляет изображение так, как, по его мне­нию, должен выглядеть нос. Естественно, что результат может и не соответствовать действительности.

После технической отделки негативов и позитивов переходят к их художественной ретуши, которая производится в основном теми же приемами и инструментами, что и техническая. Однако художественная ретушь, имеющая иные по сравнению с техни­ческой задачи, как правило, изменяет те или иные признаки вне­шности сфотографированного.

Специальная полиграфическая ретушь, применяемая для под­готовки фотоснимка к полиграфическому воспроизведению, имеет некоторые особенности, обусловленные техническими условия­ми последующего процесса (например, способом печати и сортом бумаги, на которой печатается репродукция). В основном этот вид ретуши направлен на усиление различимости малозаметных деталей путем увеличения или уменьшения их плотности, об­водки контуров слабоконтрастных признаков, утолщения излиш­не тонких линий. Следует иметь в виду, что в результате поли­графической ретуши может быть допущено неточное, а в некото­рых случаях и искаженное воспроизведение изображения черт внешности.

Признаками ретуши (всех описанных нами видов) являются следы применения различных специальных приемов и инстру­ментов, как при обработке негатива, так и при обработке позити­ва. В одних случаях на поверхности снимка отчетливо видны ца­рапины, неровности и шероховатости, просматриваемые даже при небольшом увеличении, - это следы использования ланцетов, скальпелей, граверных игл и других инструментов скребковой ретуши, применяемой для обработки уплотненных, теневых учас­тков снимков. В других случаях таких явных признаков нет и рас­познать наличие ретуши можно лишь по структуре образующих изображение элементов - неравномерной зернистости изображе­ния, наличию коротких извилистых штрихов, свидетельствую­щих, что на различные места негатива или позитива тем или иным способом наносился графит. На применение ретуши может ука­зывать уплощенное изображение лица, слабое различие его тене­вых и освещенных участков - отсутствие глубоких теней от вы­пуклых частей лица и его неровностей.

- При производстве экспертизы фотоснимков, в отношении ко­торых есть подозрение, что они подвергались ретуши, целесооб­разно применять следующие приемы и порядок исследования.

Прежде всего, необходимо получить так называемый рабочий снимок, т.е. увеличенную репродукцию с подлинной фотокарточ­ки, на которой будут фиксироваться признаки ретуши. При реп­родуцировании нужно принять все меры, чтобы не исказить кар­тины ретуши. Для этого целесообразно использовать фотокаме­ры, дающие непосредственное увеличение. В зависимости от раз­мера репродуцируемого снимка следует подбирать и негативный материал. Лучше всего, если размер негатива будет больше размера оригинала. Это даст возможность при печати избежать влия­ния оптики и используемых фотоматериалов на структуру изоб­ражения.

Печать в таких случаях следует осуществлять на увеличите­лях с точечным источником света, хорошо выявляющим все мелкие дефекты изображения. При получении достаточно большого по формату негатива репродуцируемого изображения можно ис­пользовать и контактную печать.

Рабочий снимок нужно изготовлять на глянцевой фотобумаге, так как при печати на матовой устраняются некоторые мелкие признаки ретуши в структуре изображения.

Изучение ретуши следует проводить по оригиналу с помо­щью лупы или микроскопа с большим полем зрения типа МБС. Вначале осматривается поверхность снимка в прямом и косопадающем освещении в целях выявления мест и признаков пози­тивной ретуши. Ретушированные участки при этом будут отли­чаться от остальных блеском или матовостью, взъерошенностью поверхностного слоя эмульсии или лоском. В дальнейшем, если не выявлено следов позитивной ретуши, приступают к вы­явлению участков негативной, что осуществляется тщатель­ным осмотром под микроскопом, прежде всего участков изобра­жения, наиболее часто подвергаемых ретуши - мест расположения морщин, изображений морщин - лобных, окологлазных, носоротовых и др.

Выявленные ретушированные участки, их контур, размерные характеристики в точности воспроизводятся на рабочих снимках; при этом установленная площадь ретуши отмечается контуром ее границ, а ретушированные точки, царапины и т.п. - стрелками, скобками и другими произвольными указателями. В случае не­сомненного определения границ ретушированных участков реко­мендуется обводить их тонкой сплошной линией, а неточно опре­деленные границы - пунктирной. В ряде случаев один и тот же участок может быть обведен дважды - сплошной линией (несомненно, ретушированная площадь) и пунктирной (предполагаемая площадь ретуширования).

С помощью рабочих снимков можно очень наглядно фиксиро­вать обнаружение ретуши и при необходимости прилагать такого рода снимки к заключению эксперта.

В дальнейшем может понадобиться получение репродукций ретушированных участков изображения для восстановления (ре­конструкции) по ним действительных характеристик исследуе­мых деталей внешности. Эти снимки в отличие от рабочих долж­ны быть объективным подтверждением выводов эксперта и самим своим содержанием подтверждать (доказывать) их отдельные по­ложения. В таких случаях они должны быть включены в заключение в виде фототаблицы.

Влияние ретуши на изображение элементов лица

Ретушь может значительно изменить изображение. Причем по своему характеру и пределам эти изменения зависят от вида примененной ретуши.

Техническая ретушь, как правило, незначительно влияет на изображение черт внешности; в тех случаях, когда участок, тре­бующий ретуши, и изображение детали лица совпадают по пло­щади, ретушер стремится сохранить изображение детали лица в не­изменном виде.

Полиграфическая ретушь может внести радикальные измене­ния в изображение лица, вплоть до искажений формы и размеров деталей внешности. Практика показывает, что изображения та­ких признаков внешности, как контуры бровей, век, глазных щелей, ноздрей, нижних краев крыльев носа, каймы губ, ротовой щели, ушных раковин, чаще всего рисуются или обводятся («уси­ливаются»). Подрисовывается линия роста волос, волосы, рису­ются носогубные складки, особенности строения ушных раковин. В то же время удаляются иные, кроме носогубных, складки и мор­щины, рельеф скул, челюстей, спинки, кончика и крыльев носа, выступание каймы нижней губы.

  Степень ретуширования находится в зависимости от линиатуры применяемого растра1(стр.80): чем меньше линиатура, тем большей окажется работа ретушера и тем значительнее будут изменения, внесенные ретушью в изображение.

Анализ степени и характера воздействия на изображение как технической, так и полиграфической ретуши, как правило, не вы­зывает затруднений. При технической ретуши линии и тени за ред­ким исключением искажению не подвергаются. При полиграфи­ческой ретуши все изменения изображений контуров и линий вы­ражаются в их упрощении по сравнению с действительными или приведении к распространенным вариантам (брови извилистые «пре­образуются» в дугообразные, ушные раковины из угловатых «ста­новятся» овальными, ноздри из треугольных - круглыми, щелевидные или треугольной формы глаза - миндалевидными и т.д.). Тональная полиграфическая ретушь изменяет соотношение тонов, усиливая или ослабляя тени, полутени, блики. В принципе, имея в виду цели полиграфической ретуши (см. выше), определение сте­пени и характера ретуши затруднений не вызывает. Наиболее сложен анализ степени и характера художественной ретуши.

В процессе художественной ретуши предпринимается попытка устранения всяких недостатков как съемки, так и сфотографиро­ванного лица. В связи с разнообразием условий съемки, «недо­статков» лиц сфотографированных, а также субъективности в оп­ределении «недостатков» характер и пределы изменения призна­ков внешности при художественной ретуши оказываются в каж­дом случае весьма разнообразными.

Нами был проведен анализ 200 изготовленных в фотоателье негативов документальных снимков мужчин и женщин в возрас­те примерно от 16 до 70 лет. 100 негативов представляли собой снимки мужчин и 100 - женщин. Как среди мужчин, так и среди женщин имелись и подростки и лица преклонного возраста. Воз­раст наибольшего количества сфотографированных был в интер­вале от 30 до 50 лет.

При осмотре эмульсионной стороны стеклянных негативов в косопадающем свете оказалось, что все они подвергались ретуши.

Для выяснения подробной картины отображения признаков внешности на фотоснимках с негативов изготовили отпечатки на увеличителе с точечным источником света, затем удалили следы ретуши и снова изготовили отпечатки.

При сравнении отпечатков с одноименных негативов оказалось, что ретуши подвергались рельеф лба, морщины лобные и меж­бровные, складки подглазные, особенности строения спинки и кон­чика (раздвоенность) носа, контуры крыльев носа, носогубные, верхнегубные, подротовые, подбородочные, щечные складки, кон­туры свободного края подбородка и углов нижней челюсти, боро­давки, шрамы и т.п., т.е. практически все индивидуальные при­знаки лица.

На нижеприведенной таблице показан характер и степень из­менения отображения того или иного из вышеперечисленных при­знаков внешности после ретуши. В таблице за 100% бралось ко­личество снимков, на которых данный признак подвергнут рету­шированию.

При художественной ретуши изменения признаков внешности производятся сознательно в определенном направлении с учетом задач, которые ретушер ставит перед собой в процессе работы.

Таких задач несколько. Это - исправление недостатков изобра­жения, обусловленных условиями съемки; «омоложение» сфотог­рафированного; «облагораживание» или придание «красивости» лицу. Иногда делаются попытки придания лицу определенного выражения.

При решении первой задачи еще на негативе устраняют изоб­ражение двойных теней и полутонов, изменяют изображение фона, устраняют последствия недостатков освещения (ослабляют тени, «кладут» блики и т.д.). Затем выделяют более существенные, по мнению ретушера, детали с помощью их прорисовки, изменения контраста.

Изображения деталей лица подвергаются обычно (независимо от решаемой художественной ретушью задачи) следующим изме­нениям.

Морщины и складки кожи - устраняются, за исключением носогубных, которые могут смягчаться, если они резко выраже­ны, или дополняться, если слабо заметны.

Брови - белесые, нечеткие, слабовыраженные - дополняются, рисуются; кустистые, лохматые - «исправляются», контуры их делаются «аккуратнее».

Глаза - контуры подчеркиваются путем обводки, дорисовки, увеличения плотности в теневых местах, уменьшения в светлых, бликовых.

Нос - рельеф сглаживается, смягчается, спрямляется; относи­
тельные размеры уменьшаются путем удаления «лишних» частей
изображения.           ,

Рот - контуры каймы губ и ротовой щели очерчиваются, подри­совываются; выступание каймы ослабляется; изменяются углы рта.

Подбородок - складки устраняются, контуры смягчаются, «двойной подбородок» устраняется.

Скулы и углы нижних челюстей - сглаживаются, смягчаются. Шея - устраняются изображения морщин и кадыка. Ушные рако­вины - изображение смягчается, делается менее резким.

Волосы - линия роста волос уточняется, дополняется. Весьма часто ретушером ставится перед собой задача «омолодить» сфо­тографированного.

Это в основном относится к фотоснимкам взрослых лиц и объяс­няется тем, что с возрастом лицо человека, и прежде всего его кожа, претерпевают значительные изменения. На лбу, висках, между бро­вей, вокруг глаз, возле ушных раковин, носа, рта, на щеках, подбо­родке и шее появляются морщины и складки; изменяется пигмен­тация кожи, а также волос. Кожа приобретает желто-землистый оттенок, кайма губ бледнеет, радужка глаз светлеет, веки нависа­ют, волосы на голове становятся реже и т.д.

Перечисленные признаки старения и подвергаются чаще всего ретушированию. При этом ретушируют (выскабливают, расту­шевывают) изображение морщин (складок кожи): лобных, межбровных, височных, глазных, подглазных, носогубных, щечных, ротовых, подбородочных, шейных. В то же время подчеркива­ют и выделяют контуры бровей, ресниц, глазных щелей и кай­мы губ.

Следствием «облагораживания и придания красивости» вне­шности является уменьшение ширины и выпрямление контуров изображения спинки носа, уменьшение степени выступания скул, изменение положения углов рта, устранение двойного подбород­ка, сглаживание асимметрии деталей лица. Те же цели преследу­ются подводкой контуров изображений бровей, глазных щелей, крыльев носа, каймы губ, нанесением «мушек», устранением изображений шрамов, пятен и т.д., «превращением» волос из прямых в волнистые и т.д.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 912; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!