История возникновения солёного теста



C давних пор люди выпекали из теста декоративные изделия. Старинный русский народный промысел - лепка из соленого теста - упоминается в летописях уже в 12 веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль - служили оберегами.).

Например, оберег «Коса - Домовушка» служит для оберега и задабривает вашего домового. Она символизирует благополучие. Плетение означает согласие, бесконечность рода. Ягоды символизируют урожай. Чеснок и лук изгоняют нечистую силу, домашняя выпечка - хлебосольность. Красный перец – символ мужского здоровья.

В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются, а имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.

В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.

Когда главным символом рождества стала елка, бедные люди изготавливали рождественские украшения из хлебного теста. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.

На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье и хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто – «хлебосол».

Таким образом, поделки из соленого теста очень давняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. [1]


 

I . Теория тестопластики (статья)

Актуальность проблемы

Тесто — удивительно пластичный материал для лепки различных фигур и композиций: нежный, мягкий. В отличие от обычного пластилина, тесто не пачкает руки. При правильном замесе соленое тесто не крошится, не трескается, сохраняется достаточно длительное время. Хотя следует отметить, что тесто — материал достаточно хрупкий при небрежном обращении.

Издавна известны пластические свойства соленого теста. Наши прабабушки лепили из него фигурки различных птиц и животных, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну, баранки, пряничные «козули», которыми одаривали своих друзей и родственников под Новый год и на Рождество, ко дню рождения в знак любви и уважения. Изделия из теста использовались как детские игрушки.

Но прежде чем превратиться в детские игрушки, фигурки из теста имели обрядовое значение. Издавна известны обряды, связанные с зерном и хлебом, традиционные для народов России, Украины, Беларуси, Польши, Болгарии, Чехии. В соответствии с этими обрядами весной, перед прилетом птиц, выпекались фигурные изделия из теста, чаще всего имеющие вид стилизованной птицы. Фигурки назывались «жаворонками».

На Украине такие изделия из теста изготавливались не только для весенних обрядов, но и для зимних праздников, а также свадеб. Фигурки дарили вместе с пожеланиями здоровья, благополучия, богатства и удачи.

Искусство изготовления изделий из теста не умерло и сегодня, а сувениры, сделанные своими руками, пользуются большим спросом. Это замечательный подарок к любому торжеству и празднику. Лепкой с удовольствием занимаются и дети и взрослые.

Из соленого теста можно изготовить простые фигурки и изделия, например листочки, грибочки, яблочки, и достаточно сложные варианты — деревья, фигурки животных и людей, а также различные многоплановые композиции.

Отличительной особенностью при работе с этим материалом является то, что в процессе работы не требуется никаких специальных инструментов и приспособлений. Лучше всего лепить руками или использовать примитивные инструменты, которые всегда под рукой. Необходимо отметить, что изделия из соленого теста довольно тяжелые (плотные), что не позволяет создавать композиции крупных размеров. Поэтому объемные композиции и панно не должны быть очень большими. [2]

 

 

1.4.Приготовление соленого теста (виды соленого теста)

Для различных изделий целесообразно использовать разные виды соленого теста.

Вариант 1.

По 1 стакану соли «Экстр» мелкого помола, муки, 0,6 стакана воды.

Ход работы: муку и соль перемешать, влить холодную воду. Перемешать массу ложкой, затем хорошо вымесить. При необходимости добавить немного воды. На этом этапе работы можно использовать миксер.

Тесто должно получиться достаточно плотным. Если оно оказалось мягким, добавить ещё немного соли, смешанной с мукой, и ещё раз тщательно вымесить.

Готовое тесто положить в полиэтиленовый пакет и убрать в холодильник минимум на 2 ч.

 

Вариант 2.

Потребуется 1 стакан соли «Экстра» мелкого помола, 2 стакана муки, 1 стакан воды.

Ход работы: соль смешать с просеянной мукой, высыпать на разделочную доску, сделать небольшое углубление и влить в него тёплую воду. Месить до тех пор, пока не перестанет липнуть к рукам. Готовое тесто положить в целлофановый пакет и держать в холодильнике не менее 2 ч.

Можно сначала растворить соль в горячей воде, затем остудить и потом влить муку.

При изготовлении шаблонов изделий лучше использовать глянцевый картон, т.к. он не приклеивается к тесту.

 

Нежное тесто

 

Нежное тесто применяют для изготовления маленьких изделий, отдельных мелких деталей или для филигранной отделки работы. Такие детали из простого теста получаются весьма грубыми. Филигранную же отделку сделать из него не получится совсем, т.к. самые тонкие отверстия и штрих во время сушки изгладятся.

Нежное тесто можно приготовить двумя способами.

 

Вариант 1.

Потребуется по 1 стакану соли «Экстра» мелкого помола, муки, 0,5 стакана картофельного крахмала, 0,75 стакана воды.

Ход работы

[10]

 

1.5. Приёмы лепки из соленого теста

[11]

 


II.

II. Научная работа (план работы над диссертацией)

Степень изученности проблемы.

На сегодняшний день изучению развития детского изобразительного творчества посвящено большое количество работ педагогов и психологов.

В современном мире, где рядом с надеждами живёт тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Доктор философских наук, эстетик Е.М. Торшилова показывает, что приоритет общечеловеческих ценностей связан с таким более широким и более универсальным, чем идеология, пониманием человека и единства человеческого рода, которое в равной мере базируется на его биологическом, психофизиологическом и культурном единстве. В условиях эстетического развития и эстетического воспитания, в отличие от других форм воспитания, задействованы все эти уровни развития человека как представителя рода.

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убеждён, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет... Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».

Эстетическая деятельность - это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью - гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я - концепции творца».

Известно, что эстетическое отношение к действительности, рассмотренное с позиции активности субъекта, является основополагающим началом в его всестороннем развитии (Ю.Б. Борев, А.И. Буров, В.В. Бычков, В.В. Ванслов, Н.И. Киященко, А.Ф. Лосев, В.К. Скатерщиков и др.). Эстетическое отношение к действительности позволяет детям проявлять творческую активность в любом виде деятельности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Б.М. Теплов и др.; Н.А.Ветлугина, А.Н. Зимина, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачёв, Б.М. Неменский, В.А. Разумный и др.).

Во многих философских, психологических и социологических исследованиях рассматривается проблема развития творческой личности средствами искусства, которое имеет значительный развивающий и воспитывающий потенциал с широким спектром воздействия на сферу интеллекта, чувств и способностей человека (А.В. Антонова, Э.А. Верб, О.В. Дивненко, Б.Т. Лихачёв, А.А. Мелик-Пашаев, Ю.Х. Фохт-Бабушкин и др.).

Психологические основы проблемы формирования творческой активности дошкольников представлены в работах Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, Д.В. Колесова, Г.А. Урунтаевой и др.

Педагогический аспект художественно-творческого развития дошкольников излагается в трудах Н.А. Ветлугиной, А.А. Грибовской, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, О.П. Радыновой, Е.А. Флёриной, Н.Б. Халезовой, Т.Я. Шпикаловой, И.А. Лыковой и др.

Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из соленого теста. Задача взрослых - педагогов, воспитателей, родителей - облегчить этот путь изучения нового материала, освоить основные приемы работы с ним, вызывать у детей желание работать с соленым тестом, пытаться передать свои впечатления в работе по лепке из соленого теста, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру.

На наш взгляд актуальность проблемы очевидна. Развитый ребенок в целом - залог дальнейшего успешного обучения в школе. Но не следует забывать о том, что детский сад как основной «институт» на пороге школы может дать толчок к развитию творчества будущего поколения.

Это подтверждается тем, что работа по лепке из соленого теста в современных условиях педагогического процесса внесена в рамки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН по лепке из соленого теста, ее роль в творчестве дошкольников недостаточно изучена. Мы можем наблюдать, что в последнее время разнообразие материалов используемых на занятиях лепкой в программных документах появилось сравнительно не давно. Но приобретаемый опыт прочно входит в деятельность педагогов. Благодаря интернету можно отметить, что работа с соленым тестом в дошкольном детстве, все чаще и чаще прослеживается именно как средство развития творчества детей дошкольного возраста.

Объектом исследования является развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является лепка из соленого теста как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте

Цель работы - охарактеризовать лепку из соленого теста, как средство развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

· 1. На основе анализа литературы изучить теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов.

· 2. Охарактеризовать творчество детей младшего школьного возраста.

· 3. Рассмотреть условия для развития творчества таких детей.

· 4. Охарактеризовать лепку из соленого теста как средство развития детского творчества.

· 5. Рассмотреть значение лепки из соленого теста для всестороннего развития детей.

· 6. Проанализировать содержание и методику обучения детей лепке из соленого теста.

· 7. Изучить развитие творчества посредствам лепки из соленого теста.

Методы исследования использовались следующие:

· 1. Анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

· Разработка научно-методических работ, создание портфолио для занятий

· Проведение научно-методических экспериментов в образовании на основании пункта 2

· 2. Эмпирическое наблюдение над педагогическим процессом;

· 3. Систематизация и классификация материалов исследования в аспекте рассматриваемой проблемы.

· Подведение итогов (коррекция нововведения)

· Отчёт о проделанной работе

Практическая значимость работы заключается в том, что практические методы и приемы исследования могут быть использованы воспитателями ДОУ для усовершенствования воспитательно-образовательного процесса по художественному восприятию разных видов искусства, развитию детского изобразительного творчества в лепке. [3]

 


III.

III . Глоссарий:

Воображение — способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств (как, например, события истории, предполагаемого будущего, явления не воспринимаемого или мира, не существующего вообще - сверхъестественные персонажи сказок, мифов и пр.); способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.[5]

Восприятие — это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.

Ощущения — процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на рецептор.

Мышление — это активное, целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение окружающей действительности в сознании человека.

Образ — одно из основных понятий теории познания, характеризующее результат познавательной деятельности субъекта.

Пластическое творчество — процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пластических образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими материалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведений искусства, художественное слово и т.д. Виды пластического творчества: - объемная и рельефная лепка; Виды изобразительного творчества: Изобразительное творчество — многоплановое и много­аспектное явление в жизни ребенка-дошкольника. Оно не только закладывает основу для дальнейшего творческого роста малыша, но и способствует расширению его познавательной сферы; обогащению опыта, заключающегося в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для различных видов деятельности; формированию личностных качеств, эстетического вкуса и т.д. Но для того чтобы сориентироваться, в каких направлениях целесообразнее развивать творчество, попробуем выделить его основные виды, затрагивающие определенную сторону творческой деятельности. Живописно-графическое творчество — процесс создания на плоскости с помощью красящих веществ художественно-вырази­тельных образов. Конструктивное творчество — сознательный процесс, направ­ленный на создание из различных материалов субъективно и объ­ективно значимых поделок, в ходе которого ребенок трансформи­рует накопленный опыт для создания нового конструктивного об­раза. Виды конструктивного творчества: - конструирование; - аппликация; - художественный ручной труд. Пластическое творчество — процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пластических образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими материалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведений искусства, художественное слово и т.д. Виды пластического творчества: - объемная и рельефная лепка; - пластилинография; - бумагопластика; - папье-маше. Декоративное творчество — процесс создания различных деко­ративных образов на основе усвоенных традиций того или иного вида декоративно-прикладного искусства и преобразования их в со­ответствии с замыслом, ситуацией и поставленными задачами. Виды декоративного творчества: - декоративное рисование; - декоративная аппликация; - декоративная лепка. [4]

Рецептор — объединение из терминалей (нервных окончаний) дендритов чувствительных нейронов, глии, специализированных образований межклеточного вещества и специализированных клеток других тканей, которые в комплексе обеспечивают превращение влияния факторов внешней или внутренней среды (раздражитель) в нервный импульс.

Дендрит (от греч. δένδρον (dendron) - дерево) — разветвлённый отросток нейрона, который получает информацию через химические (или электрические) синапсы от аксонов (или дендритов и сомы) других нейронов и передаёт её через электрический сигнал телу нейрона (перикариону), из которого вырастает.

Нейрон — электрически возбудимая клетка, которая обрабатывает, хранит и передает информацию с помощью электрических и химических сигналов.

Нейроглия или глия (от др.-греч. νεῦρον - волокно, нерв + γλία - клей) — совокупность вспомогательных клеток нервной ткани.

Нервный импульс (лат. nervus нерв; лат. impulsus удар, толчок) — волна возбуждения, распространяющаяся по нервному волокну; единица распространяющегося возбуждения.

Аксон (др.-греч. ἄξων «ось») — это нейрит (длинный цилиндрический отросток нервной клетки), по которому нервные импульсы идут от тела клетки (сомы) к иннервируемым органам и другим нервным клеткам.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Установка — психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.

Композиция (в изобразительном и декоративном искусстве) — организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.

Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. [6]

Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, пластмассам типа поликапролактона и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п.

Развитие человека процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. [7]

Сознание — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях.

Текстура — изображение, воспроизводящее визуальные свойства каких-либо поверхностей или объектов.

Фактура (от лат. factūra - обработка, строение) — характер поверхности объекта, его рельефность.

Форма предмета — взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии.

Художественный вкус (или эстетический) — способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства.


IV . Заключение

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа доставляет радость и удовольствие. Мне нравится то, что я делаю. Надеюсь, что моя коллекция пополнится новыми изделиями из соленого теста. Уверен, что настенные украшения, забавные игрушки, сувениры сделают ваш дом непохожим на другие, наполнят его уютом и душевным теплом. И в заключении я хочу дать самый главный совет: изделия, сделанные своими руками, принимают на себя нашу энергетику, поэтому садись за работу всегда только в хорошем настроении![1]

 

 


 

V . Список литературы:

1. http://www.hintfox.com/article/storija-solenogo-testa.html

2. http://allforchildren.ru/article/soltesto0.php

3. https://studwood.ru/2451106/pedagogika/vvedenie

4. https://pdnr.ru/a30157.html

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

6. https://www.psychologos.ru/articles/view/razvitie-melkoy-motoriki

7. https://studopedia.info/3-863.html

8.

https://studopedia.net/3_61936_metodika-razvitiya-detskogo-plasticheskogo-tvorchestva.html

 

И. Кискальд

10. С. Ращупкина «Соленое тесто. Поделки, игрушки, сувениры, панно, фоторамки»

11. Т. Лаптева «Соленое тесто: оригинальные идеи для весёлого творчества». М.: «Эксмо» 2011г.

1. В. С. Горичева, М. И. Агибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и Ко» 1998г.

2. В.С. Горичева, Т. В. Филиппова «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок». «Ярославль, "Академия и Ко» 2000 г.

3. Н.А.Горяева, О.В.Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» М. «Просвещение» ,2000г.

4. Изольда Кискальт «Соленое тесто» М., «АСТ-Пресс»

5. А.Л.Романовская, Е.М.Чезлов «Поделки из соленого теста» М., «АСТ-Пресс»

6. Катерина Дмитриева «Подарки: Техники. Приемы. Изделия». - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 год

https://infourok.ru/programma_kruzhka_solenoe_testo-104223.htm

VI. Приложение

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 4186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!